Концепция: логическое мышление детей 4-5 лет
консультация (средняя группа) по теме

Тимошенкова Юлия Владимировна

В статье даны советы родителям и воспитателям по формированию логического мышления детей 4-5 лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как показывают последние исследования детских психологов, в развитии логического мышления у детей есть постепенный переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. И родителям отводится важная роль научить малыша-дошкольника свободно пользоваться анализом, сравнением, обобщением, классификацией предметов и явлений. Простыми словами, дети с помощью взрослых через игровые занятия обучаются простейшим логическим операциям.

Зачем нужна логика ребенку?

Давайте начнем с того, зачем логическое мышление вообще нужно ребенку. Для ребенка умение мыслить логически включает в себя именно способность анализировать предметы, сравнивать и обобщать их, подвергать классификации и выстраивать систематизированные по определенным признакам ряды предметов. Ежедневно к ребенку через органы чувств поступает огромное количество информации. Взрослые с младенчества учат детей узнавать предметы, понимать различные явления и процессы. Все эти виды деятельности мозг может производить только путем последовательных логических операций.

Предлагая малышу поиграть, мы показываем и рассказываем, как действовать с той или другой игрушкой, что можно проделать с тем или иным предметом. Повторяя за нами и исследуя все вокруг себя, малыш учится сравнивать предметы, выделять у них схожие признаки, узнавать предметы одной группы, делать определенные выводы и выполнять самые простые логические задания. Эти знания очень пригодятся и в школе, где потребуется самостоятельно искать закономерности явлений, делать правильные выводы, и во взрослой жизни, чтобы не теряться в сложных нестандартных ситуациях.

Развитие логики у детей разного возраста

Очень условно можно выделить три этапа в развитии логического мышления у детей: задания с предметами, задания с картинками, устные задания. При решении логической задачи мозг совершает последовательно такие задачи: анализ, вывод, заключение. Родители должны помнить об этом и, занимаясь с ребенком, в обязательном порядке проговаривать свои мысли и комментировать все свои действия. Потому что очень важно объяснять малышам, почему при этой поставленной задаче вы сделали именно такой вывод, а не другой, приняли такое решение, а не другое.

Дети 3-5 лет. Занимайтесь с конструкторами (кубики, лего, мозаика). Это поможет сформировать у ребенка способность к логическому синтезу. Малыш учится с помощью объемных фигур повторять заданную тему – по вашему примеру или по картинке-инструкции, а также придумывать новые образы. И тут активно развивается творческое мышление.

Примеры логических упражнений для этого возраста:
- исключить из ряда лишний предмет, который не соответствует признакам группы, например, среди машин кораблик, среди фруктов печенье;
- повторить логическую цепочку (изучить свойство ритма): выложить из заранее заготовленных картинок или 
нарисовать в альбоме последовательный ряд фигур, например, круг, овал, квадрат, треугольник. Начинать надо с двух фигур, постепенно увеличивая их количество. Потом усложнить задачу, попросив определить, какой фигуры не хватает в ряду;
- научить образному логическому мышлению: загадывать загадки обычные и с подвохом. Например. Что теплее шубы? Две шубы. У кого голова дорога? У коровы – есть голова да рога.

Предложите детям разрисовать картинки-раскраски, простые и со многими деталями, где определенной цифре соответствует свой цвет. Есть такие задания с картинками, где надо определить, где чей хвостик у нарисованных животных, какую заплатку «пришить» на платье, ориентируясь по форме контуров или помочь герою пройти по лабиринту и добраться до выхода.

Возраст 4-5 лет
Девочка складывает пазлы Детки в этом возрасте способны мыслить при помощи образов. Соответственно, задания для развития логики должны носить наглядно-образный характер.
Наши действия. Детки после 4-х лет лет могут переходить к образному восприятию, а значит, логические задачки должны быть в виде картинок или схем-рисунков, которые вы изображаете, объясняя условие задачки. Разнообразьте задания, стремясь, чтобы ребенок решал задания, самостоятельно подбирая возможные варианты решения. Когда ответ готов, попросите малыша объяснить, почему он именно так решил задание. Если ваш ученик ошибся, тактично предложите свой вариант решения, комментируя последовательно свои действия.
Примеры практических заданий:

    Освоив задания предыдущего уровня (классификацию), можно переходить к поиску лишнего предмета или картинки, то есть того, который не соответствует остальной группе (среди овощей – фрукт, среди мебели – игрушка и так далее).
    Изучение чередования или ритма. Сначала предлагайте малышу продолжить рисовать или выкладывать ряд (круг, квадрат, круг, квадрат или дерево, цветок, домик, дерево, цветок, домик). Когда ребенок уловит идею этих заданий, переходим к более сложному варианту игры. Просим малыша найти, какой фигуры не достает в ряду (начинайте с чередования двух фигур, постепенно усложняя задание).
    Разложи картинки по порядку (например: семя, росточек, цветок в бутоне, раскрывшийся цветок).
    Загадки хорошо развивают образное и логическое мышление (читайте их ребенку и просите его придумывать загадки.

Примеры практических заданий для младших дошкольников (4 – 5 лет):

• Поиск лишней картинки или предмета. Например, среди овощей нужно выбрать лишний фрукт.

• Изучение ритма и чередования. Предложи малышу продолжить или нарисовать ряд предметов, например, круг, квадрат/круг, квадрат или дерево, цветок/ дерево, цветок. При успешном усвоении можно усложнить задачу, попросив ребёнка указать, какой именно фигуры не хватает в ряду с чередованием двух фигур.

Концепция : «Логическое мышление»

           детей 4-5 лет.

        д/с «РОСИНКА» 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитания детей дошкольного возраста

В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции:   1.     Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца) ...

Концепция воспитания детей дошкольного возраста

В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции:   1.     Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца) ...

Концепция портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Концепция портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения      Обоснование    актуальности.    Настоящая...

Педагогическая концепция учителя-логопеда

Моё философское рассуждение о профессии, о призвании учителя-логопеда. Работа была представлена на конкурсе "Учитель года 2012"...

Моя педагогическая концепция

Конспект открытой образовательной деятельности на конкурс "Педагог дошкольного образования 2012г."...

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

«Формирование гражданских качеств личности», содействие реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Приоритетных Национальных Пр

Проведен ряд бесед, занятия по психодраме: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «О заботливом отношении к людям», «Вежливость и тактичность», «Этика взаимоотношений между юношами и девушками», цикл ...