Педагогическая концепция учителя-логопеда
презентация по теме

Дубинина Татьяна Алексеевна

Моё философское рассуждение о профессии, о призвании учителя-логопеда. Работа была представлена на конкурсе "Учитель года 2012"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая концепция учителя-логопеда

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
                                                              В.А.  Сухомлинский

В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место. Дошкольный период – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности,  язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры,  а также необходимым условием воспитания и обучения. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение, ведь от этого зависит успешность личности в будущем.

Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Большое значение для ребёнка и родителей имеет вовремя оказанная помощь специалистов, в частности – логопеда.  По-моему мнению,  в руках логопеда самая дорогая ценность – ребёнок, его развитие и перспективы. Для ребёнка, имеющего речевые нарушения, большое значение имеет специалист, к которому он попадёт.  Я думаю, что логопед, а правильнее сказать учитель-логопед – это педагог, в котором могут сочетаться артист, музыкант, дизайнер, дипломат, психолог … Можно продолжать и продолжать.

«Но почему артист?» - спросите  вы. Да потому, что любое слово, фразу, предложение нужно так произнести, чтобы ребёнок захотел говорить красиво или как ещё любят повторять учителя-логопеды – «правильно». Дети с удовольствием втягиваются в театрализованное действо, в котором начинают слышать и понимать слово.

А ещё учителю-логопеду нужно быть музыкантом, чтобы уметь ставить речевое, а значит певческое дыхание. Услышать, пропеть гласные звуки, передать ритм – кто  как не музыкант, а значит, и учитель-логопед может это сделать! Ещё Аристотель писал: «Приятная для слуха речь – своего рода музыка».

Отчего же учитель-логопед ещё и дизайнер? Да оттого, что он умеет создать удобства, красоту, т.е. условия для овладения речью. Что может располагать к общению? Привлекательная окружающая обстановка, каждый предмет в которой несёт в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку.

Бесспорно, успех в работе зависит и от глубоких профессиональных знаний учителя-логопеда, его осведомлённости об отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, а также от творческой активности и инициативы.

Личность учителя-логопеда многогранна. Она аккумулирует в себе  профессиональную компетентность, речевой этикет, культуру межличностных отношений, выдержку и терпение, толерантность, доброжелательность и находчивость, а ещё у логопеда в распоряжении есть улыбка.

Логопед не только открывает для ребёнка неограниченные возможности общения, но и вселяет в него уверенность в собственные силы, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, любознательным и отзывчивым; меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими.

Для того чтобы раскрыть ребёнка, я и сама стараюсь  быть открытой. Стараюсь поставить себя на его место, понять его внутреннее состояние, особенности личности. Любовь к детям – главный язык в общении с ними. Дети помогают нам, взрослым, видеть мир каждый раз по-новому: подмечать детали, не переставать удивляться, а значит, не стареть и чувствовать себя счастливыми! Из своего опыта работы я знаю, что принятие ребёнка как полноправного партнера в сотрудничестве – залог успешной коррекционно-образовательной деятельности, то есть «совместное творчество» является наиболее продуктивным и результативным.

Речь – это, прежде всего, результат согласованной деятельности как речевых, так и неречевых областей головного мозга. Она не может формироваться изолированно от мышления, памяти, внимания и восприятия и напрямую зависит от уровня их развития. Используя специальные дидактические средства, игры и игровые упражнения  я ставлю воспитанников в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем. Такие элементы технологий проблемного и развивающего обучения  позволяют развивать быстроту умственных реакций, оригинальность мышления, изобретательность, инициативность, умение увидеть проблему. Именно такие качества будут востребованы в том обществе, в котором детям  предстоит работать, творить, быть активными его гражданами.  

В своей работе я ориентируюсь на использование игровой технологии, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка и здоровьесберегающие образовательные технологии (дыхательная и артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, пальчиковая гимнастика, физкульминутки и динамические паузы, упражнения на релаксацию).

В целях полноценной коррекции речевых нарушений применяю методики логоритмики и элементы песочной терапии.

Я считаю, что профессия «Логопед» не менее сложная и ответственная, чем другие профессии. Ведь учитель-логопед  должен отлично знать не только теорию своей работы, но и быть отличным практиком, к чему я и стремлюсь.

С дошкольниками всегда очень интересно. Конечно, есть и трудности, но радостей дети доставляют больше, чем огорчений, и к концу года так сближаешься с ними, что расстаешься с тяжёлым сердцем.

Осознание того, что дети пришли ко мне с множественными речевыми дефектами, а ушли с чистой речью, что они полюбили родной русский язык; что знания, умения, навыки, полученные занимаясь  со мною, помогут им в дальнейшем при обучении в школе и, вообще, в жизни – наполняет   моё сердце радостью и гордостью за свою профессию!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая концепция Дубининой Татьяны Алексеевны

Слайд 2

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Дошкольный период – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Слайд 4

Учитель – логопед Артист Музыкант Дизайнер Дипломат Психолог

Слайд 5

Раздвигая рамки общения, ребёнок становится более эмоциональным, любознательным и отзывчивым…

Слайд 6

Любовь к детям – главный язык в общении с ними. Дети помогают нам, взрослым, видеть мир каждый раз по-новому: подмечать детали, не переставать удивляться, а значит, не стареть и чувствовать себя счастливыми!

Слайд 7

Элементы технологий проблемного и развивающего обучения позволяют развивать оригинальность мышления, изобретательность и инициативность.

Слайд 8

Здоровьесберегающие технологии

Слайд 9

Логоритмика, элементы песочной терапии

Слайд 10

Расставаться всегда тяжело…

Слайд 11

УСПЕХОВ ВАМ, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта учителя - логопеда МБДОУ "Детский сад № 3 "Солнышко" п. Адамовка

«Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста»....

Портфолио педагогической деятельности учителя-логопеда

Материал содержит образец портфолио учителя-логопеда. Будет интересен педагогам ДОУ....

Годовой план организации коррекционно-педагогической работы учителя логопеда в МДОУ

Годовой план работы логопеда, строится по следующим направлениям:1.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК2.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК3. БЛОК АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ4. БЛОК КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ 5. БЛОК ПРОФИЛА...

Концепция учителя - логопеда

Концепция на тему: "Использование нетрадиционных приемов для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи"...

План работы городского педагогического сообщества учителей-логопедов, учителей-дефектологов города Сосновоборска.

Успех коррекционного воздействия в огромной степени обусловлен уровнем профессиональной подготовки педагогов, их умений комплексно и дифференцированно оценить состояние ребенка, спланир...

Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда «Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекционно-педагогической деятельности в рамках ФГОС ДО»

Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда«Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекци...