Моя педагогическая концепция
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект открытой образовательной деятельности на конкурс "Педагог дошкольного образования 2012г."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_koncepciya.docx | 32.21 КБ |
itogovyy_konspekt_zanyatiya_zamorozh_more.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя педагогическая концепция
Цель написания концепции- выявление основополагающих идей, актуальных принципов, подходов, средств, новаций, в моей воспитательной деятельности.
«Педагог» - (греч.) – «детоводитель», т.е. тот, кто ведет детей тем путем, которым идет сам.
Каким путем иду я? Куда я за собой веду детей?
С чем я приду к ребёнку?
Что есть солнце? Это любовь, а лучи солнца – это то, что солнце может нам дарить. А если во мне эта любовь (если моё сердце тоже солнце), то моими лучиками будут моё терпение, моя мудрость, моя устремлённость, моя преданность, моя сорадость, моё сопереживание. Вот этими лучами я воспитываю детей.
Смысл моей жизни- Материнство,быть мамой дома и на работе.
Актуальность (обоснование необходимости создания)
К сожалению, приоритетом образования дошкольников остаётся стремление к ранней интеллектуализации, на первый план выдвигаются ценности обучения, а не воспитания. Одним из основных направлений развития воспитания на качественно новом уровне является создание условий для усиления воспитывающей функции образовательного процесса, организации всестороннего изучения личности обучающегося, его интересов и склонностей. В основу такого воспитания современные отечественные педагоги ставят принцип природосообразности.
Мир природы — богатейший источник эмоций, и именно благодаря непосредственному воздействию на чувства природа воздействует и на разум, она делает широким, ясным, светлым то оконце, сквозь которое ребенок глядит на мир. Познание красоты облагораживает сердце, ребенок становится красивым, вы будто впервые видите перед собой детей, которых привыкли видеть в других условиях.
Расположение учреждения в курортной зоне города Светлогорска, близость к морю и культурным объектам города позволяют достичь значимых результатов в краеведческом, экологическом, художественно-эстетическом, культурном, познавательном направлении и в укреплении здоровья детей через организацию пеших прогулок и экскурсий.
Актуальной на сегодняшний день в моей педагогической деятельности является использование уникального природного комплекса Балтийского моря для решения воспитательно-образовательных задач, среди которых здоровье детей - наша главная задача. Воспитание ЗОЖ, формирование потребности к сохранению и укреплению здоровья детей возможно при максимальном использовании возможностей уникального природного комплекса Балтийского побережье, как идеального места для восстановления духовного и физического здоровья. Пребывание на свежем воздухе в любой сезон оказывает на человека, уставшего от стрессов, постоянного нервного напряжения, сильное психотерапевтическое воздействие, приводит его к душевному равновесию, положительному эмоциональному настрою.
Еще на заре человечества люди пытались лечить себя тем, что их окружало. Природа лечит, а врач только помогает. Разнообразие природных богатств прибрежного города создает благоприятные условия для их использования в педагогической практике, разработки и применениия нетрадиционных методик.
Поэтому наряду с традиционной системой физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ я использую доступность богатств природы, морского воздуха, воды, песка, камней, пешие прогулки к морю в разное время года, которые дают детям заряд бодрости и силы, позволяют чувствовать красоту природы, безграничные возможности родного края.
Инновация: Природосообразность ребенка и среда ближайшего окружения ребенка (природа, культура, социум) являются для меня благоприятной основой интеграции образовательных областей с учетом комплексного подхода в воспитательно-образовательной деятельности. В отличие от традиционного использования интегративного подхода я практикую его не только в НОД, но и в режиме дня (прогулки), что уменьшает нагрузку на ребенка и формирует целостную картину мира. Инновацией так же является проведение НОД на свежем воздухе, что позволяет не сокращать время прогулки.
Традиционная интегрированная образовательная деятельность - соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, имеет фиксированное время в режиме дня. Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Я.А.Каменского, утверждавшего: что связанно между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком, таким образом, всё, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и целым.
Проблемы интеграции дошкольного образования важна и современна, ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду, цель которых формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных возможностей.
Психологическими основами интеграции является психологический процесс, включающийся в освоение ребенком культурного наследия как части общественно-исторического опыта. (Л.С. Выготский, А.Бернштейн, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев)
Современный ребенок — маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Воспитывая детей, даря им светлые образы, и любовь к Родине, я зову их стать лучше, честнее, добрее. Ребята верят мне и преображаются. Я верю, что когда дети вырастут, они изменят мир.
Цель: использование среды (природа, культура, социум), как эффективного условия в формировании целостной, духовно-нравственной, физически здоровой, эстетически развитой личности, легко социализиализирующейся в быстро меняющемся мире, с выраженными творческими индивидуальными способностями.
Девиз: Воспитываю любя,
сообразно природе ребенка
и помогает в этом среда.
Задачи
решаю через интеграцию 10 образовательных областей при максимальном использовании среды:
- Сохранение и укрепление здоровья, формирование ЗОЖ потребности к двигательной активности ;
- Развитие когнитивных процессов;
- Развитие эмоциональной сферы детей;
- Приобщение к труду и развитие волевых качеств;
- Развитие игровой деятельности ребенка;
- Развитие познавательного интереса;
- Воспитание экологической культуры;
- Развитие творческих способностей и художественно-эстетического вкуса;
- Развитие коммуникативных способностей;
- Формирование навыков безопасного поведения; улица
- Формирование целостной картины мира.
- Приобщение к литературе, музыке, истории , культуре, природе родного края, страны;
- Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе, популяризация, поиск и пропаганда ЗОЖ в семье, расширение социокультурного пространства.
Самое главное помочь ребенку трудиться в освоении образовательныхобластей не только умом, но и сердцем.
«Трудиться душой» -видеть,чувствовать, понимать мир вокруг себя, учиться любить.
Нельзя воспитать ребенка, не любя его. Все выдающиеся педагоги прошлого стали светочами педагогической культуры, человечности прежде всего именно потому, что они любили детей.
Ян Амос Коменский, Песталоцци, Ушинский, Дистервег, Жан Жак Руссо, Лев Толстой, Крупская, Шацкий, Макаренко, Януш Корчак — эти имена всегда будут сиять нам, как вечный огонь мудрой человеческой любви.
Концептуальные принципы основываются на научных трудах
великих педагогов. Они стали для меня образцом прежде всего потому, что любили детей и поэтому первый педагогический принцип я выделяю, как основополагающий:
- Принцип гуманизации, любви - установление подлинно человеческих, равноправных партнёрских отношений между всеми участниками образовательного процесса;
- Принцип ценностной ориентации система человеческих ценностей, выступает основополагающим звеном для формирования целостной личности ребёнка;
- Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
- Принцип природосообразности ориентировка на внутренний мир ребёнка, признание его права на игру как основной вид деятельности, создание условий для счастливого проживания периода дошкольного детства, самовыражения и саморазвития каждого ребёнка.
- Принцип регионализации внесение в содержание образовательной деятельности с детьми краеведческих, культурологических, природоведческих, исторических сведений о родном крае; обогащение развивающей среды ДОУ региональным содержанием;
- Принцип интеграции взаимопроникновение основных направлений деятельности, воспитания, обучения и развития дошкольного учреждения и представителей социума с целью создания новой модели организации педагогического процесса.
В содержании воспитания выделяю следующие подходы:
- Комплексно - тематический подход;
- Деятельностный подход;
- Средовой подход.
Особое внимание в моей практике уделяю средовому подходу. Моя цель незаметно помогать воспитанию в детях лучших качеств, прежде всего своим примером. Таких, развивающих, воспитывающих образовательных ситуаций в реальной жизни, на природе, на улице создается больше, чем искусственно в детском саду. Сама среда является средством воспитания сообразно природе ребенка.
В своей педагогической практике использую следующие
Методы и технологии
- Здоровьесберегающие технологии;
- Социокультурные технологии программы «Истоки»;
- Элементы тренинга;
- Элементы песочной терапии;
- Триз;
- Технология развивающего обучения (проблемная ситуация, эвристическая беседа и тд)
Механизмы реализации воспитательной системы:
Чем больше познаешь тонкости детского мировосприятия, тем больше любишь каждого ребенка. Если бы каждый день не открывал передо мной что-то новое в каждом ребенке, я считала бы педагогику скучной профессией, а день на работе -прошедшим зря.
- Личностно-ориентированное взаимодействие детей друг с другом, детей и взрослых, педагогов и родителей.
- Открытость педагогического процесса, сотрудничество с родителями, другими учреждениями города и района, воспитание на социокультурном опыте.
В основе концепции моей воспитательной системы
лежат три ключевые позиции:
1.Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца)
Согласно данной теории, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, природа, творчество, общение со взрослыми и сверстниками.
2. Педагогическая концепция целостного развития ребёнка – дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт).
Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.
3. Системность знаний, возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы.
Линия познания в воспитательной системе детского сада основывается на системном характере представлений об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста.
Моя воспитательно-образовательная система основывается на любви, как основополагающей деятельности, природосообразности ребенка и средовом подходе. См приложение №1
Моя воспитательно-образовательная система реализуется на практике:Календарно-тематическое планирование, структура и содержание НОД на природе. См приложение №2, №3
Но разве можно почувствовать только на основании моей концепции, что происходит в душе ребенка?
Я убеждена, что главной целью нашей совместной деятельности с детьми должна быть радость, любовь. Любовь выражается в радости. Отсюда критерий качества образования –была ли радость? Для детей радость заключена в игре, движении, творчестве, общении, труде, интересном и полезном деле. Если ее нет –ищу в чем ошиблась.
Критериями и показателями эффективности воспитательного процесса являются сформированные у детей следующие
интегративные качества личности:
- развитие индивидуальных особенностей ребёнка: выявлено состояние его физического и психического здоровья и определён уровень развития творческих способностей в разных видах деятельности;
- развитие личностных качеств: развивающаяся, способная к самосовершенствованию личность, с позитивной жизненной мотивацией, имеющей собственные ценности, способной к самостоятельному выбору на основе нравственных ценностей, креативная в быстроменяющемся мире;
- физическое здоровье: ребёнок в совершенстве владеет своим телом, культурно-гигиеническими навыками, различными видами движений, имеет представление о здоровом образе жизни, чувствует себя бодрым и счастливым;
- социальная зрелость: выпускник владеет первичными навыками управления своей деятельностью, деятельностью группы, свободно высказывает своё мнение, терпим к иному мнению, желает развиваться вместе с другими;
- интеллектуальное развитие: ребёнок способен к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, планированию; осведомлён в различных сферах жизни, устанавливает причинно-следственные связи;
- социокультурное развитие: выпускник уважает традиции своего народа, присоединён к основным ценностям российской цивилизации, приобрёл новый социокультурный опыт, имеет опыт взаимодействия, позволяющий самоутверждаться дальше.
Вывод. На выходе из детского сада у выпускника ДОУ: сформированы нравственно-патриотические основы, ребёнок гармонично разносторонне развитый, здоровый, легко социализирующийся к меняющимся условиям школьного обучения, способный занять в будущем индивидуальное место в мире, как зрелая личность, проявляет активность и интерес к учебной деятельности и окружающему миру, стремится овладеть новыми знаниями, умениями и навыками.
До совершенного воспитателя мне далеко, но я счастливый человек, потому что занимаюсь тем, что люблю, с теми, кого люблю.
Будем делиться нашей любовью – пусть её станет больше!
Предварительный просмотр:
Тема: «Поможем разморозить море и отогреть его сердце»
Цель: прочувствованное освоение детьми нравственной категории «Добрые дела»
Задачи:
Воспитательная - воспитание у детей желания совершать добрые поступки воспитание любви к малой Родине, через Балтийское море;
Развивающая - развитие сенсорики, моторики, когнитивных процессов, креативного мышления, творчества, художественно-эстетического вкуса; развитие памяти, системы духовно – нравственных ценностей личности, способности сочувствовать, сопереживать, сострадать, выручать, помогать, желание творить добрые дела.
Обучающая - Интеграция знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, формирование его опыта целостного восприятия. Формирование личностного отношения к окружающему миру.
ТСО Оборудование: Проектор, подключенный к компьютеру с динамиками и экран, презентация для занятия, магнитофон, репертуар: песня «Балтийский артек», К.Сен-Санс «Аквариумные рыбки», шум моря «Восхищение дельфинов».
6 столов, скатерти, морской песок, заготовки рыб, клей-карандаш, фломастеры, мягкие мелки, контуры и тд, плакат морские обитатели, оргстекло, шкатулка впечатлений, слова-картинки, тактильное сердце, сердечки с янтарем..
Формы работы: подгрупповая.
1. Здравствуйте ребята! меня зовут Татьяна Викторовна. Давайте будем знакомиться, только необычным способом: будем называть свое имя и качество, передавая ракушку. Мое имя Татьяна, а качество общительная, начина: я Татьяна Общительная.
Наша ракушка хочет поделиться тайнами моря и приглашает к волшебному экрану.
2.Присоединение
Есть у моря свои законы.
Есть у моря свои повадки…
Море может быть то зелёным,
С белым гребнем на резкой складке,
То без гребня свинцово-сизым,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым, светло- синим,
Просто светлым и просто синим,
Чуть колышимым лёгким бризом!
(Г. Поженян)
Когда я была маленькой девочкой, мечтала увидеть море .
А теперь я живу рядом с Балтийским морем, часто хожу к нему на встречу, а потом рассказываю всем о своих впечатлениях. Море мне стало настоящим другом, в минуту радости и печали оно помогает мне!
- Беседа с детьми вопрос: Что вы любите делать на море, когда приходите к нему в гости?
Начинаем рассказывать со слов «Я Люблю на море»: (морской камень)
Обобщение: как хорошо, что вы любите море, любите играть на море, купаться и т.д укрепляете свое здоровье. Переход к игре
Представьте, что мы на море. Поздороваемся с ним и поиграем в игру «Приветики». Мы будем с вами здороваться разными способами. Пока музыка играет, вы двигаетесь, танцуете, как хотите, как только закончиться музыка будете здороваться. Я вам слово говорю, от вас движения я жду. «Балтийский артек»
Вы слышите? Что это? Это шумит море. Посмотрите.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет
он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
На этом корабле плывут Герда и Кай, они спасаются от Снежной Королевы. (Шторм на море шум)
Море помогло детям убежать от Снежной Королевы.
Кадр Снежная Королева: А она за это решила заморозить море.
Кадр Замороженное море
Кадр Кай и Герда: Дети нас море спасло, мы благодарны ему, но у него теперь такое же холодное сердце, как у Кая, помогите снять чары Снежной Королевы и отогреть сердце моря.
Дети, вы готовы помочь морю?
Тогда, что бы нас не заморозила Снежная королева, надо не смотря ни на что сохранить тепло наших сердец и запастись доброжелательностью друг другу. Чары Снежной Королевы очень сильны, нам нужна помощь. Отгадайте загадку и у нас появится сказочная помощница. Попробуйте в паре собрать части сердца. Нарисуйте мысленно сердце. У нашего моря оно широкое , любящее.
Я: А вы готовы помочь морю?
Чары Снежной Королевы очень сильны, нам нужна помощь. Отгадайте загадку и у нас появиться сказочная помощница.
Загадка
К нам из сказки приплыла,
Там царицей была.
Это рыбка не простая.
Рыбка... (золотая)
Кадр: Золотая рыбка Приплыла из сказки о царе Салтане?.
Наша сказочная помощница нам принесла волшебный песок с теплого моря, он поможет нам разморозить море. Посмотрите, на песке есть волшебный круг. Круг можно превратить во что угодно, Нарисуйте пальчиком, во что прекратиться ваш круг.
Расскажи золотой рыбке что ты нарисовал(а)?
Я нарисовала солнце, оно помогло отогреть море.
Кадр: растаявшего моря
Кадр золотая рыбка.
Рыбка говорит, что вы можете ей помочь оживить подводный мир моря.
А поможет нам в этом волшебный песок.
Музыка: Проходите, я расскажу вам, как песок с вашей помощью оживит обитателей моря.
Перед вами лежат рыбки, выберите ту, которая вам нравиться, намажьте рыбку клеем и приложите клеевую сторону к песку. Какие необычные, яркие, живые, красивые замечательные рыбки у вас получились, оживайте рыбки и плывите в море - Плывите рыбки ко мне, кто нырять может, поплыли теперь по кругу, змейкой, стайкой. Плывите рыбки в море.
Давайте поиграем в прятки, спрячемся на дне.(накрываю оргстеклом) Смотрите, а на дне ничего нет, будем рисовать камни и водоросли. А помогут нам разные фломастеры, прилипалки, мягкие мелки, контуры.
Какие вы молодцы, мы вместе оживили подводный мир моря. Играем 2 раза
Плывите рыбки ко мне.
Рыбки плавают. Ныряют. Наше море согревают.
Посмотрите, мы своими движениями еще больше отогрели море.
Кадр. Оно еще больше оттаяло.
Кадр Рыбка. Рыбка нас благодарит и дарит шкатулку впечатлений.
Шкатулка впечатлений: У меня в руках шкатулка впечатлений. А в ней последнее, но оно самое важное задание. Здесь слова живут в картинках. Я с вами ими поделюсь, называю слова, а вы их запоминайте. Закройте глаза слушайте и запоминайте.
Небо
Солнце
Чайка
Море
Корабль
Песок
Радость
А теперь открывайте глаза. Берите слова картинки, и разложите их в той последовательности, как я их называла.
Я называю эти слова, а вы посмотрите, правильно ли вы разложили эти слова картинки. Если ваши картинки в другой последовательности, поменяйте их местами.
Какое слово картинка было последним?
Радость. (Покажите мне эту радость)
В круг скорее становитесь
Как добрыми словами мы можем порадовать море? Скажите, какое оно, море?
Гимн морю - какое: теплое, серое, наше родное
- какое: могучее, балтийское, серое море
Своими добрыми словами мы растопили сердце моря. Где же оно?
Кадр рыбка: Я спрашиваю: рыбка, где сердце нам найти?
Кадр рыбка: Сердечко вы в песке найдете.
Мы как рыбки поплывем, в песке частичку сердца моря найдем.
В песок вы руки опустите, частичку сердца там найдите.
Беседа: Посмотрите, из какого материала частичка сердца моря.
Найдите себе пару.
К морю парами идите, и сердце моря соберите. Какое красивое у моря сердце, а у вас дети доброе сердце и золотые руки.
Посмотрите на свои руки они большие и сильные у мальчиков, а у девочек нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все. Обнять и утешить друга, помочь в трудную минуту, покормить птиц, полить дерево, посадить цветок, заботиться о море.
- Возьмитесь за руки друзья, закройте глаза, ощутите тепло ваших рук, они теплые от ваших добрых сердец.
Поделитесь им друг с другом. Сейчас, мы, как море с одним большим, добрым, горячим сердцем.
Медленно поднимите руки и опустите, вот так спокойно и радостно бьется сердце моря. И благодарит нас за помощь ему.
Кадр на фоне красивого моря
Кай и Герда. Спасибо дети, вы сделали доброе дело, разрушили чары Снежной Королевы.
Красивое море
Итог: Какие добрые дела, которые вы сделали для моря (что бы его отогреть) вас особенно порадовали. Что еще вы бы хотели сделать для моря?
А наше балтийское море дарит нам частичку своего любящего сердца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая концепция учителя-логопеда
Моё философское рассуждение о профессии, о призвании учителя-логопеда. Работа была представлена на конкурсе "Учитель года 2012"...
Педагогическая концепция "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Защита педагогической концепции по теме нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....
Моя педагогическая концепция
«Музыка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»Музыкальные занятия играют в воспитании дошкольника значительную роль. Музыка увлекает, вызывает радость, желание д...
Моя педагогическая концепция
Моя педагогическая концепция основана на чувстве защищенности и базируется на принципах:- научить ребенка любить себя и окружающий его мир;- научить ребенка уважать и соблюдать общепринятые нормы пове...
Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)
Направление моей работы с детьми - художественно-эстетическое. Это направление совместной деятельности с детьми мне очень близко, есть желание создавать творческие ...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая концепция"
Концепция педагога о выборе своей профессии....
Описание педагогического опыта «Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию» (педагогическая концепция)
Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев....