Главные вкладки

    Моя педагогическая концепция
    методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

    Додукалова Олеся Михайловна

     

    «Музыка как средство нравственного воспитания детей  дошкольного возраста»

    Музыкальные занятия играют в воспитании дошкольника значительную роль. Музыка увлекает, вызывает радость, желание действовать или, наоборот, успокаивает, расслабляет, способствует отдыху. Интерес и любовь к музыке, воспитанные в детстве, оказывают огромное влияние на дальнейшее развитие человека, препятствуют образованию дурных навыков и вкусов.

    Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. В социуме назрела необходимость противостояния безнравственности, бездуховности, потребительскому отношению к жизни, возрождения в детях желания и потребности активной интеллектуальной, эмоциональной деятельности. Расчетливый рационализм и бездуховность подрастающего поколения достигли опасной черты.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Музыка как средство нравственного воспитания детей  дошкольного возраста»

    Музыкальные занятия играют в воспитании дошкольника значительную роль. Музыка увлекает, вызывает радость, желание действовать или, наоборот, успокаивает, расслабляет, способствует отдыху. Интерес и любовь к музыке, воспитанные в детстве, оказывают огромное влияние на дальнейшее развитие человека, препятствуют образованию дурных навыков и вкусов.

    Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. В социуме назрела необходимость противостояния безнравственности, бездуховности, потребительскому отношению к жизни, возрождения в детях желания и потребности активной интеллектуальной, эмоциональной деятельности. Расчетливый рационализм и бездуховность подрастающего поколения достигли опасной черты. 

    Одним из многих путей воспитания нравственности в душе ребенка является музыка. Музыкальное воспитание имеет возможность сделать более целенаправленным процесс гармонизации отношений с окружающим миром, научить прислушиваться к чувствам окружающих, воздействуя на эмоциональную сферу, дать модель поведения.

    1. По словам Д.Б.Кабалевского, музыка содержит в себе колоссальные возможности эстетического и нравственного воспитания. 
    2. «Музыка воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания» М.Бехтерев
    3. «Музыка положительно влияет на работоспособность и отдых человека» П.Анохин
    4. «Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь» Н.Ветлугина
    5. Ритмика помогает в профилактике нарушения осанки, развивает координацию, уверенность движений» Н.Ветлугина

    Исследования известных ученых, педагогов, психологов показали, что музыка влияет на развитие памяти, мышления, воображения, повышает работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на физическое

    Музыка детства – хороший воспитатель и друг на всю жизнь.

    Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно.

    Как известно, время не стоит на месте. Педагогические методики также стремительно развиваются и совершенствуются. Чтобы не оказаться позади всех нам необходимо приносить в работу ДОУ новое, стремиться установить баланс соответствия современным требованиям окружающей нас действительности с одной стороны и психофизиологическими возможностями ребёнка с другой.

    Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью  поиска новых, эффективных путей организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

    Цель работы: 

    1. Научить детей чувствовать красоту музыкального мира;
    2. Раскрыть в детях их художественный потенциал стать более уверенными и инициативными, наглядно демонстрировать развитие творческих способностей

    Основными задачами музыкального воспитания детей в дошкольном  учреждении  можно назвать следующие:

    1. Создать целостную эстетическую среду для формирования музыкальных  вкусов, оценок ребенка
    2.  Внедрить эффективные технологии здоровьесбережения  в музыкальную деятельность детей;
    3. Создать систему интегрированных музыкально-оздоровительных занятий;
    4.  Способствовать снижению уровня эмоционального дискомфорта через использование: музыкально-физкультурных досугов; активных форм сотрудничества с семьей, другими организациями;
    5. Обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре.
    6.   Сохранить и укреплять здоровье детей, развивать интерес к ЗОЖ;
    7. Развивать музыкальные и творческие способности детей, их эмоциональную сферу.

    Система работы требует осуществления преобразования развивающей среды, определенньix  средств, создание особых условий с учетом возрастных особенностей и музыкальных потребностей дошкольников. Для этого в ДОУ имеется:

    1. музыкальный зал, где выполняются все гигиенические требования;
    2.  музыкальный инструмент: фортепиано;
    3. телевизор с видеомагнитофоном для просмотра видеокассет;
    4. Компьютер для просмотра презентаций, видеороликов;
    5. аудиотека с классической русской и зарубежной музыкой;
    6. иллюстрационный материал: картины природы по временам года, картины для знакомства с жанрами музыкальных произведений, образные картины;
    7. изображения инструментов симфонического, народного оркестров;
    8. портреты композиторов;
    9. музыкально - дидактические игры;
    10. картотеки речевых игр для развития двигательных навыков, для развития голоса, для развития фонематического слуха, пальчиковых игр, игр с массажем, хороводом с пением.

    Обучение и воспитание детей организую в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Актуальность данной программы состоит в том, что она разработана с учетом возрастных особенностей детей.

    Применяю прогрессивные педагогические технологии, использую  авторские программы «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников» К.А. Самолдиной.

    Планомерно осуществляя задачи эстетического развития детей, успешно использую учебно-методические пособия, журналы.

    Новизна моей  работы состоит в следующем:

    1. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать каждое музыкальное занятие с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день.

    Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.

    1. Проведение интегрированных музыкальных  занятий.

     Такие занятия проходят с участием родителей, воспитателей,  инструктора по физвоспитанию.

    Я стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами

    Заинтересовавшись новым направлением в воспитании дошкольников, я приобрела  программу по полихудожественному воспитанию Самолдиной К.А., которую успешно использую уже два года в работе кружка «Познай себя через искусство». Данная  программа построена на общении с высокохудожественными произведениями искусства. Синтез из трех видов искусств лежит в ее основе. Я считаю, что в дошкольном возрасте полихудожественный подход является одной из эффективных форм приобщения детей к искусству. Содержание программы разбито по тематическим блокам. Весь материал систематизирован по принципу «от простого к сложному». Я начала работу со старшей группой (5-6 лет)  в 2010-2011гг. И продолжаю  в подготовительной группе (6-7 лет)  2011-2012гг.  Занятия провожу 1 раз в неделю продолжительностью  до 25-30 минут в зависимости от возраста детей.

    Дети с удовольствием ходят на занятия кружка. Там мы  рисуем, лепим из пластилина, танцуем  и поем, знакомимся с классической музыкой, поэзией, живописью. Организуем выставки детских рисунков для родителей.

    Немало важной задачей музыкального воспитания дошкольников является приобщение детей к фольклору. В условиях  детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музей   в  нашем детском саду называется  «мини-музей». Часть слова «мини - « в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

     Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками. Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок.

    В преддверии празднования  65-летия Великой Победы, мною был составлен проект: «Земной поклон, солдат России». Проект был рассчитан на полгода, начиная с января месяца. Целью данного проекта явилось следующее: увековечивание памяти о ветеранах Великой Отечественной Войны через преемственность поколений. С детьми проводились циклы познавательных занятий, развлечения, тематические беседы. С тематическим концертом, посвященным “Дню Победы”, наши воспитанники были  приглашены в Молодежный Центр, где их очень тепло приветствовали ветераны и работники центра. А в рамках празднования  Великой Победы, ребята после праздничного концерта, организованного для ветеранов, были приглашены на совместное чаепитие с ветеранами, где имели уникальную возможность общения с представителями того поколения. Эта встреча надолго осталась в памяти ребят и явилась важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

    1. Применение новых форм взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию.

    С учетом специфики инновационной деятельности воспитательно-образовательной работы готовлю к публикации статьи для родителей, являюсь редактором газеты «Маленькая страна». Газета выпускается два раза в месяц. В каждой группе оформлен яркий, красочный уголок «Информация для родителей»

    Снижение уровня эмоционального дискомфорта происходит  через использование активных форм сотрудничества с руководителями общественных организаций: Межпоселенческая библиотека, молодежный центр, детская музыкальная школа.

    Обобщив опыт работы, можно сделать вывод, что за три года работы с детьми достигнуты определенные результаты. Дети раскрывают  свой художественный потенциал, становятся  более уверенными и инициативными, проявляют  энергичный интерес к музыкальным занятиям и наглядно демонстрируют развитие творческих способностей. Анализ проведенной диагностики наглядно показал, что работа по программе  дает положительный результат в развитии ребенка средствами музыки. Это служит  подтверждением тому, что выбранный мною  путь творческого и эстетического развития детей оставляет глубокий эмоциональный и познавательный след в их личностном формировании

    В моей работе невозможно останавливаться на достигнутом.Поэтому я всегда самосовершенствуюсь. Люблю читать. Участвую в различных конкурсах, занимаю призовые места. Имею следующие награды:

    1. Диплом начальника отдела образования. За  участие  районного «Смотра – конкурса дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию детей»,2011г.
    2. Грамота начальника отдела молодежной политики и спорта администрации Чулымского района.  За сотрудничество и творческий подход в деле воспитания подрастающего поколения,2011г.
    3. Грамота начальника молодежной политики и спорта администрации Чулымского района. За активное участие в проведении мероприятий, посвященных 65-летию Великой Победы,2010г.
    4. Благодарственное письмо начальника отдела молодежной политики и спорта администрации Чулымского района. За активное участие в районном  семейно-творческом конкурсе «Минута Славы», 2010г.
    5. Благодарственное письмо директора МБДОУ д/с «Улыбка».  За активную работу по организации и проведению в МБДОУ д/с «Улыбка» «Дня открытых дверей», 2011г.
    6. Диплом начальника управления образования. За участие в конкурсе «Растим патриотов России»(3 место),2009г.
    7. Благодарность Главы Чулымского района.  За  добросовестный труд, успехи в профессиональной деятельности, личный вклад в воспитание и обучение подрастающего поколения, 2011г.
    8. Грамота директора МБДОУ д/с «Улыбка». За участие в конкурсе «Оформление приемных комнат», 2010г.
    9. Грамота директора детского оздоровительного лагеря «Обская волна». За отличие в воспитательно-образовательной работы лагеря,2011г.
    10. Диплом  начальника отдела образования  Чулымского района. За участие в муниципальном конкурсе «Нестандартный урок 21 века», 2012г.
    11. Сертификат директора МКОУ ДО ММЦ. За обобщение педагогического опыта,2012г.

     С удовольствием прошла курсы повышения квалификации.

     В совершенстве владею компьютером. Компьютер помогает мне подготовиться к занятию, в работе с родителями, в оформлении рабочей программы. По результатам диагностики оформляю мониторинг в программе Excel. Совсем недавно зарегистрировалась на сайте Maam.ru. Здесь я обмениваюсь опытом с коллегами.

    Множество профессий есть на свете,

    Всем им нужно долго обучаться.

    А меня всё время учат дети –

    Учат и мечтать и удивляться.

    Изумленно распахнут глазенки –

    Каждое движение ловят взглядом!

    И смеются радостно и звонко!

    Верят в то, что сказка ходит рядом!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогическая концепция учителя-логопеда

    Моё философское рассуждение о профессии, о призвании учителя-логопеда. Работа была представлена на конкурсе "Учитель года 2012"...

    Моя педагогическая концепция

    Конспект открытой образовательной деятельности на конкурс "Педагог дошкольного образования 2012г."...

    Педагогическая концепция "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

    Защита педагогической концепции по теме нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....

    Педагогическая концепция

    Педагогическая концепция по здоровьюсбереженю в ДОУ....

    Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)

    Направление моей работы  с детьми - художественно-эстетическое. Это направление  совместной деятельности с детьми  мне очень близко, есть  желание  создавать творческие ...

    Педагогическое эссе "Моя педагогическая концепция"

    Концепция педагога о выборе своей профессии....