Моя педагогическая концепция
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме
«Музыка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Музыкальные занятия играют в воспитании дошкольника значительную роль. Музыка увлекает, вызывает радость, желание действовать или, наоборот, успокаивает, расслабляет, способствует отдыху. Интерес и любовь к музыке, воспитанные в детстве, оказывают огромное влияние на дальнейшее развитие человека, препятствуют образованию дурных навыков и вкусов.
Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. В социуме назрела необходимость противостояния безнравственности, бездуховности, потребительскому отношению к жизни, возрождения в детях желания и потребности активной интеллектуальной, эмоциональной деятельности. Расчетливый рационализм и бездуховность подрастающего поколения достигли опасной черты.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Музыкальные занятия играют в воспитании дошкольника значительную роль. Музыка увлекает, вызывает радость, желание действовать или, наоборот, успокаивает, расслабляет, способствует отдыху. Интерес и любовь к музыке, воспитанные в детстве, оказывают огромное влияние на дальнейшее развитие человека, препятствуют образованию дурных навыков и вкусов.
Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. В социуме назрела необходимость противостояния безнравственности, бездуховности, потребительскому отношению к жизни, возрождения в детях желания и потребности активной интеллектуальной, эмоциональной деятельности. Расчетливый рационализм и бездуховность подрастающего поколения достигли опасной черты.
Одним из многих путей воспитания нравственности в душе ребенка является музыка. Музыкальное воспитание имеет возможность сделать более целенаправленным процесс гармонизации отношений с окружающим миром, научить прислушиваться к чувствам окружающих, воздействуя на эмоциональную сферу, дать модель поведения.
- По словам Д.Б.Кабалевского, музыка содержит в себе колоссальные возможности эстетического и нравственного воспитания.
- «Музыка воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания» М.Бехтерев
- «Музыка положительно влияет на работоспособность и отдых человека» П.Анохин
- «Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь» Н.Ветлугина
- Ритмика помогает в профилактике нарушения осанки, развивает координацию, уверенность движений» Н.Ветлугина
Исследования известных ученых, педагогов, психологов показали, что музыка влияет на развитие памяти, мышления, воображения, повышает работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на физическое
Музыка детства – хороший воспитатель и друг на всю жизнь.
Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно.
Как известно, время не стоит на месте. Педагогические методики также стремительно развиваются и совершенствуются. Чтобы не оказаться позади всех нам необходимо приносить в работу ДОУ новое, стремиться установить баланс соответствия современным требованиям окружающей нас действительности с одной стороны и психофизиологическими возможностями ребёнка с другой.
Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью поиска новых, эффективных путей организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Цель работы:
- Научить детей чувствовать красоту музыкального мира;
- Раскрыть в детях их художественный потенциал стать более уверенными и инициативными, наглядно демонстрировать развитие творческих способностей
Основными задачами музыкального воспитания детей в дошкольном учреждении можно назвать следующие:
- Создать целостную эстетическую среду для формирования музыкальных вкусов, оценок ребенка
- Внедрить эффективные технологии здоровьесбережения в музыкальную деятельность детей;
- Создать систему интегрированных музыкально-оздоровительных занятий;
- Способствовать снижению уровня эмоционального дискомфорта через использование: музыкально-физкультурных досугов; активных форм сотрудничества с семьей, другими организациями;
- Обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре.
- Сохранить и укреплять здоровье детей, развивать интерес к ЗОЖ;
- Развивать музыкальные и творческие способности детей, их эмоциональную сферу.
Система работы требует осуществления преобразования развивающей среды, определенньix средств, создание особых условий с учетом возрастных особенностей и музыкальных потребностей дошкольников. Для этого в ДОУ имеется:
- музыкальный зал, где выполняются все гигиенические требования;
- музыкальный инструмент: фортепиано;
- телевизор с видеомагнитофоном для просмотра видеокассет;
- Компьютер для просмотра презентаций, видеороликов;
- аудиотека с классической русской и зарубежной музыкой;
- иллюстрационный материал: картины природы по временам года, картины для знакомства с жанрами музыкальных произведений, образные картины;
- изображения инструментов симфонического, народного оркестров;
- портреты композиторов;
- музыкально - дидактические игры;
- картотеки речевых игр для развития двигательных навыков, для развития голоса, для развития фонематического слуха, пальчиковых игр, игр с массажем, хороводом с пением.
Обучение и воспитание детей организую в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Актуальность данной программы состоит в том, что она разработана с учетом возрастных особенностей детей.
Применяю прогрессивные педагогические технологии, использую авторские программы «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников» К.А. Самолдиной.
Планомерно осуществляя задачи эстетического развития детей, успешно использую учебно-методические пособия, журналы.
Новизна моей работы состоит в следующем:
- Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать каждое музыкальное занятие с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день.
Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
- Проведение интегрированных музыкальных занятий.
Такие занятия проходят с участием родителей, воспитателей, инструктора по физвоспитанию.
Я стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами
Заинтересовавшись новым направлением в воспитании дошкольников, я приобрела программу по полихудожественному воспитанию Самолдиной К.А., которую успешно использую уже два года в работе кружка «Познай себя через искусство». Данная программа построена на общении с высокохудожественными произведениями искусства. Синтез из трех видов искусств лежит в ее основе. Я считаю, что в дошкольном возрасте полихудожественный подход является одной из эффективных форм приобщения детей к искусству. Содержание программы разбито по тематическим блокам. Весь материал систематизирован по принципу «от простого к сложному». Я начала работу со старшей группой (5-6 лет) в 2010-2011гг. И продолжаю в подготовительной группе (6-7 лет) 2011-2012гг. Занятия провожу 1 раз в неделю продолжительностью до 25-30 минут в зависимости от возраста детей.
Дети с удовольствием ходят на занятия кружка. Там мы рисуем, лепим из пластилина, танцуем и поем, знакомимся с классической музыкой, поэзией, живописью. Организуем выставки детских рисунков для родителей.
Немало важной задачей музыкального воспитания дошкольников является приобщение детей к фольклору. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музей в нашем детском саду называется «мини-музей». Часть слова «мини - « в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками. Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок.
В преддверии празднования 65-летия Великой Победы, мною был составлен проект: «Земной поклон, солдат России». Проект был рассчитан на полгода, начиная с января месяца. Целью данного проекта явилось следующее: увековечивание памяти о ветеранах Великой Отечественной Войны через преемственность поколений. С детьми проводились циклы познавательных занятий, развлечения, тематические беседы. С тематическим концертом, посвященным “Дню Победы”, наши воспитанники были приглашены в Молодежный Центр, где их очень тепло приветствовали ветераны и работники центра. А в рамках празднования Великой Победы, ребята после праздничного концерта, организованного для ветеранов, были приглашены на совместное чаепитие с ветеранами, где имели уникальную возможность общения с представителями того поколения. Эта встреча надолго осталась в памяти ребят и явилась важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.
- Применение новых форм взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию.
С учетом специфики инновационной деятельности воспитательно-образовательной работы готовлю к публикации статьи для родителей, являюсь редактором газеты «Маленькая страна». Газета выпускается два раза в месяц. В каждой группе оформлен яркий, красочный уголок «Информация для родителей»
Снижение уровня эмоционального дискомфорта происходит через использование активных форм сотрудничества с руководителями общественных организаций: Межпоселенческая библиотека, молодежный центр, детская музыкальная школа.
Обобщив опыт работы, можно сделать вывод, что за три года работы с детьми достигнуты определенные результаты. Дети раскрывают свой художественный потенциал, становятся более уверенными и инициативными, проявляют энергичный интерес к музыкальным занятиям и наглядно демонстрируют развитие творческих способностей. Анализ проведенной диагностики наглядно показал, что работа по программе дает положительный результат в развитии ребенка средствами музыки. Это служит подтверждением тому, что выбранный мною путь творческого и эстетического развития детей оставляет глубокий эмоциональный и познавательный след в их личностном формировании
В моей работе невозможно останавливаться на достигнутом.Поэтому я всегда самосовершенствуюсь. Люблю читать. Участвую в различных конкурсах, занимаю призовые места. Имею следующие награды:
- Диплом начальника отдела образования. За участие районного «Смотра – конкурса дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию детей»,2011г.
- Грамота начальника отдела молодежной политики и спорта администрации Чулымского района. За сотрудничество и творческий подход в деле воспитания подрастающего поколения,2011г.
- Грамота начальника молодежной политики и спорта администрации Чулымского района. За активное участие в проведении мероприятий, посвященных 65-летию Великой Победы,2010г.
- Благодарственное письмо начальника отдела молодежной политики и спорта администрации Чулымского района. За активное участие в районном семейно-творческом конкурсе «Минута Славы», 2010г.
- Благодарственное письмо директора МБДОУ д/с «Улыбка». За активную работу по организации и проведению в МБДОУ д/с «Улыбка» «Дня открытых дверей», 2011г.
- Диплом начальника управления образования. За участие в конкурсе «Растим патриотов России»(3 место),2009г.
- Благодарность Главы Чулымского района. За добросовестный труд, успехи в профессиональной деятельности, личный вклад в воспитание и обучение подрастающего поколения, 2011г.
- Грамота директора МБДОУ д/с «Улыбка». За участие в конкурсе «Оформление приемных комнат», 2010г.
- Грамота директора детского оздоровительного лагеря «Обская волна». За отличие в воспитательно-образовательной работы лагеря,2011г.
- Диплом начальника отдела образования Чулымского района. За участие в муниципальном конкурсе «Нестандартный урок 21 века», 2012г.
- Сертификат директора МКОУ ДО ММЦ. За обобщение педагогического опыта,2012г.
С удовольствием прошла курсы повышения квалификации.
В совершенстве владею компьютером. Компьютер помогает мне подготовиться к занятию, в работе с родителями, в оформлении рабочей программы. По результатам диагностики оформляю мониторинг в программе Excel. Совсем недавно зарегистрировалась на сайте Maam.ru. Здесь я обмениваюсь опытом с коллегами.
Множество профессий есть на свете,
Всем им нужно долго обучаться.
А меня всё время учат дети –
Учат и мечтать и удивляться.
Изумленно распахнут глазенки –
Каждое движение ловят взглядом!
И смеются радостно и звонко!
Верят в то, что сказка ходит рядом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая концепция учителя-логопеда
Моё философское рассуждение о профессии, о призвании учителя-логопеда. Работа была представлена на конкурсе "Учитель года 2012"...
Моя педагогическая концепция
Конспект открытой образовательной деятельности на конкурс "Педагог дошкольного образования 2012г."...
Педагогическая концепция "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Защита педагогической концепции по теме нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....
Моя педагогическая концепция
Моя педагогическая концепция основана на чувстве защищенности и базируется на принципах:- научить ребенка любить себя и окружающий его мир;- научить ребенка уважать и соблюдать общепринятые нормы пове...
Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)
Направление моей работы с детьми - художественно-эстетическое. Это направление совместной деятельности с детьми мне очень близко, есть желание создавать творческие ...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая концепция"
Концепция педагога о выборе своей профессии....
Описание педагогического опыта «Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию» (педагогическая концепция)
Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев....