Главные вкладки

    Педагогическая концепция "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
    методическая разработка по окружающему миру по теме

    Защита педагогической концепции по теме нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zashchita_pedagogicheskoy_koncepcii.docx26.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Наверное, каждый из вас согласится с тем, что в жизни   нашей страны поменялось очень многое! А патриотизм? Может ли он стать иным? Нельзя не заметить, как существенно изменились наши дети за последние десять лет колоссальной «перестройки» жизни всей страны. Сегодняшний всплеск патриотических настроений. Что это? Некая компания, часть выстраданной национальной  идеи? Всегда спрашиваю себя, о чем же следует рассказывать дошкольникам? О том ли, что Россия самая большая, самая богатая, самая сильная страна в мире? Или сделать акцент на любви к малой Родине, к родному дому, детскому саду, привычному для нас пейзажу? '

    Задач и вопросов, связанных с патриотическим воспитанием, очень много. И не на все у меня готов ответ. Патриотическое воспитание дошкольников — проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся, обращаем внимание на те стороны российской жизни, которых еще лет десять назад просто не замечали, мы стали ответственнее.

    И задумываясь над тем, как же на современном этапе нужно воспитывать будущего гражданина и патриота своей страны, главной целью своей работы определяю создание условий для формирования у ребенка активной социальной позиции, воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.

    Какие перспективы воспитания нужно заложить в построении модели патриотического воспитания дошкольника?

    Обратимся к известным педагогам, отражающим в своих трудах состояние и значимость выбранной проблемы.

    Например, возьмем опыт патриотического воспитания в Доме сирот Януша Корчака. Более чем за полвека до появления Конвенции о правах ребенка он писал: «Ребенок имеет право на уважение». Корчак считал: главная терапия по отношению к его воспитанникам заключается в том, чтобы учить их жить в соответствии с законом. Корчак не любил читать детям нотации. Он считал, что образ жизни учит и лечит лучше всего. Бессмысленно рассказывать детям о чести, если педагоги высказывают к ним неуважение. Бессмысленно вызывать к их моральным чувствам, если они лишены элементарных прав.

    Главный педагогический результат, к которому он стремился — разбудить в детях стремление к лучшей жизни, к жизни, которая складывалась в результате серьезной внутренней работы над собой.

    Изучив состояние проблемы патриотического воспитания  в научно -  педагогической литературе, я пришла к выводу, что:

    Каждый детский сад работает по какому-либо приоритетному направлению. В одном учреждении накоплен интереснейший опыт работы по региональному компоненту, в другом — по ознакомлению с народным искусством, в третьем — отработана методика патриотического воспитания путем изучения быта, традиций России и т.п., т.е. нет многоаспектного подхода к решению проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

    В своей работе я пытаюсь создать эскиз системы нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Предлагаемая модель создана на основе многоаспектного подхода в воспитании, с опорой на основную  общеобразовательную программу дошкольного образования «Ступени к успеху».

    Для реализации модели использую интегрированный подход:

    1. Включение форм работы во все виды детской деятельности; познавательную, продуктивную, игровую.
    2. Использование регионального компонента.
    3.  Работа спланирована в сотрудничестве с семьей.
    4.  Разработан собственный комплекс методических приемов, которые обеспечивают

    эффективное решение воспитательно-образовательных задач.

    Данная модель построена на принципах развивающего обучения и основана на позитивной Я -  концепции. Она состоит из нескольких направлений.

    Данные направления вы можете увидеть на слайде.

    Первое направление: Я и моя семья.

    Второе направление: Мир людей.

    Третье направление: Человек   -   труженик.

    Четвертое направление: Экология..

    Пятое направление: «Родина моя – бескрайняя Россия».

    Шестое направление: История.

    Седьмое направление: Культура.

    Вкратце хочу остановиться на каждом:

    Первое направление: Я и моя семья.

    Работа в целях реализации которого заключается в формировании духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, прежде всего к матери и детскому саду.

    Все начинается с родного дома и матери — хранительницы семейного очага. Эта задача традиционно решалась в дошкольных учреждениях, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной. Семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше уделяют внимание детям и их воспитанию, растет число неполных семей. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому — к родному дому и детскому саду, а ведь это основа основ патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

    Второе направление: Мир людей.

    Это направление работы я определяю следующим содержанием:

    1. Родившись, человек становиться частью общества. Сначала — это семья, группа детского сада, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены этого сообщества. В жизни также существуют правила: правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах. В обществе взрослых, помимо правил, действуют законы. Выполнение законов обязательно для всех в равной степени.

    2. В основе работы по социальному развитию стоят задачи воспитания гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверие к близким взрослым и сверстникам, стремление к взаимопониманию.

    3. Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать «мир людей» - взрослых и сверстников:

    -   Необходимо эмоциональное насыщение, содержательное общение взрослого с
    ребенком.

    -   Важно создавать проблемные ситуации, направленные на развитие гибкого
    социального поведения.

    4. Для развития интереса к «миру людей» и обогащения их представлений о социальной действительности:

     Посещение музеев, театров, выставок, проведение экскурсий и прогулок, демонстрация фильмов.

    5. Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры    межнациональных отношений — печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисных ситуаций в межнациональных отношениях — этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение.

           6. Знакомить детей с отдельными зарубежными странами и элементами их культуры, расширив в своем сознании границы мира.

           7.   Правовое воспитание — еще один путь воспитания личности ребенка. Дети должны знать о своих правах, уважать права других людей.

    Третье направление: Человек   -   труженик.

    Работа в целях реализации которого заключается в воспитании уважительного отношения к

    Человеку - труженику и результатам его труда.

    1. В первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего края, города.

    Воспитывать гордость за результаты их труда.

    2. Необходимо также и приобщение дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно способствовать трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада и т.д.

    3. Также следует организовывать систематически и в детском саду и дома труд с общественной мотивацией, направленного на общую пользу.

    Четвертое направление: Экология.

    Казалось бы, какая может быть взаимосвязь между патриотическим воспитанием и экологией? А ведь воспитатель должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить детей видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней, не нарушая ее ритма, защищать ее.

    Пятое направление: «Родина моя – бескрайняя Россия».

    Дошкольник прежде всего должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России, и только потом жителем планеты Земля. Нужно постепенно подводить ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина — город, привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с ним — большая Родина—

    Российская Федерация. Я стараюсь знакомить детей со своей страной, и прежде всего, со своим родным краем, чтобы они полюбили свою землю, и стали ей полезными, а для этого надо многое знать, уметь с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего, дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.

    Шестое направление: История.

    Как научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история. Чем нам можно гордиться, так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма, и первопроходцев космоса.

    Седьмое направление: Культура.

    Патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Раздел «Культура» — еще одно направление в моей работе. Содержание этого раздела:

    1. Праздники: народные, обрядовые, посвященные памятным датам.

    2. Развлечения.

    3. Занятия по знакомству с местным народным промыслом.

    4. Одинаково интересным и важным для детей является знакомство с жизнью и

    творчеством отечественных художников, военачальников, писателей, композиторов и

    многих других достойных сынов и дочерей России. Дополнительно нужно сделать

    акцент на знакомстве с судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю и

    культуру всей страны.

    1. Приобщение детей к богатствам русской литературы.

    Итогом моей работы с детьми по воспитанию нравственно-патриотических чувств стало участие воспитанников в конкурсах разного уровня:

    Всероссийский уровень:

    1. Конкурс инноваций по теме «Качественное образование – будущее нации»;

    Окружной уровень:

    1. Ежегодный межрегиональный детский конкурс «Солнечная страна».

    Городской уровень:

    1. Фестиваль детского творчества «Лучик в ладошках».
    2. Городская олимпиада дошкольников.
    3. Городской этап конкурса интеллектуалов.
    4. Конкурс детских  рисунков «Осторожно, огонь!».

    Также дети являются активными участниками организованных в ДОУ проектов:

     

    1. Проект «Здоров будешь, все добудешь»;
    2. Ярмарка новогодних игрушек и украшений;
    3. Мастерская-выставка (изготовление благодарственных открыток, писем для родителей, сотрудников ДОУ);
    4. Конкурс-выставка поделок из овощей и фруктов «Простое волшебство»;
    5. Физкультурно-педагогический проект «Спортивная элита МБДОУ ВОЛОШКА»;
    6. КВН для детей «Твои права и Сказочная страна»;
    7. Конкурс Чтецов «Милой мамочке моей» и другие.

    Мы воспитываем гражданина, от которого будет зависеть наше будущее. Я разделяю точку зрения А. С. Макаренко, который писал: «...наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

     Я твёрдо уверена в следующем:

     - чтобы ребёнок уважал старших, я должна обьяснить ему, что такое любовь и забота;

     - чтобы ребёнок любил свою Родину, он должен знать её историю, знать, как жили и что делали его предки;

    - чтобы ребёнок гордился страной, в которой живёт, он должен знать её героев, причём герои могут быть как реальными, так и сказочными;

    - чтобы ребёнок ценил всё, то прекрасное, что создано было ещё до появления его на свет, я должна научить его это ценить, видеть, понимать, чувствовать, сопереживать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект педагогического совета «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

    Цель: Повышение компетентности педагогов, обеспечение качества работы по экологическому образованию детей дошкольного возрастаПовестка дня:Вступительное словоИтоги тематического контроля: «Экологическ...

    Педагогический проект: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

    Особенно важно уже в дошкольном возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Со...

    Педагогический совет "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

    Систематизация знаний педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....

    Выступление на педагогической мастерской «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: экологический конспект...

    Педагогическая мастерская «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

    Педагогическая мастерская «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». Отчет....

    3. СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА; ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Семья как институт социализации ребенка; психолого-педагогические проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста....