Выступление на педагогической мастерской «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал на тему

Выползова Валентина Владимировна

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: экологический конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya_.doc77 КБ
Файл prezentatsiya_kontseptsiya.pptx1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Старший воспитатель Выползова Валентина Владимировна

(выступление на педагогической мастерской «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

24 марта 2017 год

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: экологический конспект

Слайд 1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России в сфере общего образования (далее – Концепция) разработана в соответствии с  Конституцией Российской Федерации,  Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Слайд 2. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими  субъектами социализации – семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Слайд 3. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что «воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка».

Слайд 4. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных  задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Слайд 5. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся является первостепенной задачей  современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Ценности личности дошкольника формируются в семье и других институтах социализации. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности  происходит в сфере  общего  образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом  жизни.

Детский сад должен стать важнейшим фактором, обеспечивающим  социокультурную модернизацию российского общества. Именно в детском саду и школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь ребенка.

Слайд 6. Ребенок дошкольного  возраста наиболее  восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.  В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Слайд 7. Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

нация;

национальное государство;

национальное самосознание (идентичность);

формирование национальной идентичности;

патриотизм;

гражданское общество;

многообразие культур и народов;

межэтнический мир и согласие;

социализация;

развитие;

воспитание;

национальный воспитательный идеал;

базовые национальные ценности;

духовно-нравственное развитие личности;

духовно-нравственное воспитание личности гражданина России.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания  обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.

Слайд 8. В 2017 году приоритетным направлением государства является проблема экологии.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, включающие экологический аспект:

патриотизм –  любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны;

природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

- элементарный опыт природоохранительной деятельности;

- бережное отношение к растениям и животным.

Слайд 9. Задача, стоящая перед педагогом,  из огромного количества впечатлений, который получает ребенок, отобрать наиболее доступные ему: о природе и о мире животных дома (детского сада, родного края); о труде людей в природе, традициях, общественных событиях и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к природе, родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать и любить. Воспитатель должен продумать, что и как целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо выделить, что является наиболее характерным для данной местности или данного края.

Слайд 10. Рассмотрим основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания в экологическом воспитании.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

нравственного примера педагога;

социально-педагогического партнерства;

индивидуально-личностного развития;

интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

социальной востребованности воспитания.

Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя». Это мы можем сказать и про воспитателя. Нравственность воспитателя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к природе, окружающему миру – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если воспитатель не является для детей примером.  Дети нас копируют.

В современных условиях  без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Индивидуально-личностное развитие являлось безусловным приоритетом отечественной педагогики 90-х г г. ХХ в.  и остается одной из важнейших задач современного образования. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т.е. все то, в чем в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности. Иными словами необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного вида образовательной деятельности. Они пронизывают все содержание, весь уклад дошкольной жизни, всю многоплановую деятельность дошкольника как человека, личности, гражданина.

Очевидной является необходимость социальной востребованности воспитания. Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги, наблюдения в природе, трудовая деятельность ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.

Слайд 11. Природа, окружающий мир, по-мнению авторов-разработчиков ФГОС, являются базовыми нравственными ценностями, а значит, экологическое воспитание, формирование у дошкольников естественнонаучного мировоззрения, осознания ответственности за жизнь планеты и будущее своих детей могут считаться обязательными условиями духовно-нравственного развития личности современного молодого человека.

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, поэтому эта проблема  особенно актуальна в воспитании дошкольников. Охрана и защита природы, помощь слабым и обездоленным позволяет детям ощутить свою значимость, взрослость,  свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических проблем семьи, детского сада, школы, села, района, города, области, республики, России.

Организация воспитательного процесса в системе «детский сад  – семья – социум» потребует возвращения в систему образования педагогов, готовых не только обучать, но и воспитывать обучающихся.

Слайд 13. Согласно Концепции - воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, природе, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников

Слайд 3

«В оспитание , чтобы быть эффективным , должно быть востребованным в жизни ребёнка , его семьи , других людей , общества » … .. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Слайд 4

Цель современного образования – воспитание , социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного , ответственного , творческого , инициативного , компетентного гражданина России .

Слайд 5

Основы ФГОС дошкольного образования

Слайд 6

Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве , а в течении жизни оставшееся только 30 %.

Слайд 7

С огласно Концепции с оциальный заказ образованию устанавливается в системе фундаментальных социальных и педагогических понятий , а также отношений между ними : - нация ; - национальное государство ; - национальное самосознание ( идентичность ) ; - формирование национальной идентичности ; - патриотизм ; - гражданское общество ; - многообразие культур и народов ; - межэтнический мир и согласие ; - социализация ; - развитие ; - воспитание ; - национальный воспитательный идеал ; - базовые национальные ценности ; - духовно-нравственное развитие личности ; - духовно-нравственное воспитание личности гражданина России .

Слайд 9

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный , творческий , компетентный гражданин России , принимающий судьбу Отечества как свою личную , осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны , укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации .

Слайд 10

Ос новные принципы организации духовно нравственного развития и воспитания в экологическом воспитании дошкольников: - нравственн ый пример педагога ; - социально-педагогическо е партнерств о ; - индивидуально-личностно е развити е; - интегративност ь программ духовно-нравственного воспитания ; - социальн ая востребованност ь воспитания .

Слайд 11

Ожидаемые результаты: Воспитание ценностного отношения к природе,окружающей среде ( экологическое воспитание ): ценностное отношение к природе; первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в детском саду, на приусадебном участке, по месту жительства; личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического совета «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение компетентности педагогов, обеспечение качества работы по экологическому образованию детей дошкольного возрастаПовестка дня:Вступительное словоИтоги тематического контроля: «Экологическ...

Педагогическая мастерская «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

Педагогическая мастерская «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». Отчет....

Педагогический проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру»

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Согласно указу президента РФ от 1-ого августа 2015г. Под №392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых территорий&r...

Доклад на педагогическом совете "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период"

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом...

Педагогический совет "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Сегодня мы с вами поговорим о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделимся опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса, а также подведем...

Выступление на педагогическом совете "Умственное воспитание детей дошкольного возраста"

Умственное воспитание – специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие познавательной активности и интересов детей, способов умственной деятельнос...

Выступление на муниципальном семинаре "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Тема: "Экологическое воспитание дошкольников по средствам метода проектов"...