Педагогический проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру»
методическая разработка по окружающему миру

Рябова Ольга Александровна

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Согласно указу президента РФ от 1-ого августа 2015г. Под №392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых территорий» 2017 год в России объявлен годом экологии. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

 «МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

СОГЛАСОВАНО                                                                                                      УТВЕРЖДЕНО:          

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ №1                                                                ЗАВЕДУЮЩЕЙ МБДОУ

от  30.08.2016г                                                                                                           ЛЯЛИЧКИНОЙ С.В.________________

Педагогический проект

«Экологическое воспитание детей  дошкольного возраста через дидактическую игру»

Разработала:

Воспитатель

Рябова О.А.

Атемар – 2016г.

Тип проекта: групповой, долгосрочный

Актуальность.

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Согласно указу президента РФ от 1-ого августа 2015г. Под №392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых территорий» 2017 год в России объявлен годом экологии. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

В дошкольном детстве ведущим видом деятельности в является игровая деятельность. Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фребеля, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, А.И Сорокина и др. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место. В советской же педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы её авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А, Венгер, А.Л. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О. Смирнова, А.К. Бондаренко, Н.Я. Михаленко, Н.А. Короткова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.

В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение.

Так, дидактическая игра способствует:

- развитию познавательных способностей;

- обогащению чувственного опыта ребенка;

- развитию речи детей;

-социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника;

-художественно-эстетическому воспитанию;

Т. о. дидактическая игра является средством всестороннего воспитания ребенка.

Новизна и отличительная особенность проекта заключается в  развитии у современного дошкольника экологической культуры через наиболее эффективное средство- дидактическую игру,  которая является и  игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью.

Цель: теоретически обосновать и практически реализовать эффективность применения дидактических игр направленных на экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

-способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе;

-  развивать у детей познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы).

- привлекать детей к экологически ориентированной деятельности: совершенствовать природоохранную деятельность.

- обогащать личный опыт детей положительным, гуманным взаимодействием с природой.

Решение этих задач опирается на принципы:

Принцип научности обучения. Детям даются только истинные сведения об окружающем мире и формируются умения, которые могут оказаться полезными в жизни.

  • Принцип доступности. Содержание проекта учитывает возрастные особенности и познавательные возможности детей.
  • Принцип сознательности обучения. Развивающий характер
    проекта предусматривает заинтересованное участие всех участников образовательного процесса (воспитанников, педагогов, родителей / законных представителей) и творческое усвоение детьми открываемых природных закономерностей, чтобы в дальнейшем они могли реализовать эти знания.
  • Принцип систематичности и последовательности образования. Проект предусматривает систематическое проведение познавательных занятий, а также закрепление полученных навыков в свободной деятельности, игре, в режимных моментах, в общении — в детском саду и семье.
  • Принцип наглядности обучения. Мышление ребенка носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер, поэтому при
    формировании основ экологического миропонимания  используются различные виды наглядности.
  • Принцип динамичности обучения. В течение года учебные планы могут видоизменяться в зависимости от уровня усвоения материала как группой в целом, так и отдельными детьми, а также в связи с текущими событиями. Это находит отражение в корректировке индивидуальных образовательных маршрутов и дополнении учебных планов.
  • Принцип развивающего обучения. Обучение ориентируется на
    опережение уровня, достигнутого детьми в каждый конкретный момент. Во всех видах деятельности от детей требуются определенные
    усилия, активная умственная деятельность. Следовательно, педагог
    постоянно работает в зоне ближайшего развития детей.
  • Принцип воспитывающего образования. Каждая тема нацелена на реализацию нескольких воспитательных задач и способствует
    развитию самостоятельности, аккуратности, доброты, отзывчивости,
    чувства товарищества, уважения к родителям, бережного отношения
    к оборудованию и объектам исследования.

Принцип взаимодействия ДОО и семьи. Важное условие успешной реализации проекта — понимание родителями его целей и задач, их активное участие наряду с педагогами ДОО в экологическом воспитании своих детей.

Объект исследования: процесс формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.

Предмет исследования: дидактическая игра направленная на экологическое воспитание дошкольника.

Гипотеза: если целенаправленно и систематически использовать дидактические игры, то можно развить у дошкольников познавательный интерес к природе и воспитать осознанное бережное отношение к ней.

Ведущая педагогическая идея проекта  заключается в развитии у детей начал экологической культуры и экологического сознания, а так же в развитие личности ребенка в целом, инициативности, коммуникативности, творческих способностей через дидактическую игру.

Методы и приёмы:

- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

  • наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
  • количественный и качественный анализ полученных результатов (диагностика);
  • анкетирование и беседа с родителями.

При планировании и организации занятий важно соблюдать следующие условия: 

 - обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;

 - правильное определение главной цели занятия;

 - содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским.

 - учитывать интересы и запросы каждого ребёнка, вызывать удивление и интерес к предлагаемому материалу, с любовью и пониманием относиться ко всем детям.

Необходимо сохранять положительно − эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей.

Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить влияние игры на процессы воспитания у ребёнка основ экологической культуры и формирования знаний, умений и навыков и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.

Практическая значимость состоит в том, что дидактические игры вносят существенный вклад в совершенствование процесса формирования экологической культуры, повышению уровня умственной и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом;

  • учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, применяется большое количество наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный и игровой);
  • наличие различных настольно – печатных игр: лото, домино, парные картинки, кубики, словесные игры, игры на выделение и классификацию качества предметов.

Полученные материалы позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно-образовательной работы с детьми.

Познавательная значимость состоит в том, что:

  • в работе с детьми используются методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, моделирование и т.д.);
  • соблюдение правил и игровых действий;
  • применяется личностно-ориентированный подход к процессу подготовки игры, организации ее проведения.

Ожидаемый результат в конце проекта.

  • полноценное проживание ребенком раннего и среднего этапа детства,
    обогащение (амплификация) детского развития;
  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий;
  • начальное формирование первичных представлений  об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; о себе, о других людях;
  •  развитие и обогащение активного словаря;
  • появление и развитие связной диалогической и монологической речи;
  • взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • начальные этапы становления самостоятельности.

План реализации образовательного проекта.

(длительность работы над опытом – 3года, осуществляется в четыре этапа).

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I этап – аналитико -прогнозтический (подготовительный):

Подготовительные мероприятия

 1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2.Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня  развития познавательных способностей детей 3-5 лет.

4. Разработка перспективного плана работы.

5.Проведение диагностики познавательных способностей детей.

6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1 год работы по проекту

II этап – рабочий (внедренческий):

1 блок- работа с детьми

Раздел «Живая и неживая природа»

-учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объектов неживой природы;

-формировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой, (человек- часть природы);

-знакомить с основными природными компонентами и их связями;

 НОД

Индивидуальная работа

Прогулка

Самостоятельная деятельность

Организация игр вне занятий.

Второй и третий год работы

 Дидактические игры к разделу «Живая и неживая природа» :

«Живое-неживое», «Воздух, земля, вода», «Природа и человек»,  «Польза-вред», «Что из чего сделано», «Угадай, кто я», «На что это похоже», «Чудесный мешочек», «Кто заблудился?», «Подскажи словечко», «Волшебный цветок», «Что, где, когда?», «Природа-не природа».

Раздел «Мир растений»

- знакомить с растениями;
- формировать экологическое мировоззрение;
-  расширять детский словарь;
- развитие мышления путем установления взаимосвязей;
- развивать любознательность и интерес к родной природе;
- воспитывать эстетические чувства, умение видеть красоту природы;

НОД

Индивидуальная работа

Прогулка

Самостоятельная деятельность

Организация игр вне занятий.

Дидактические игры к разделу «Мир растений»:  

«Горячо-холодно», «Скорая помощь», «Юные художники», «Детки с ветки», «Что сначала, что потом», «Цветочный магазин», «Чудесный мешочек», «Узнай и назови», «Цветы и насекомые», «Берёзки большие и маленькие», «Деревья и кусты», «Овощи и фрукты», «Что забыл мишка?», «Найди дерево по описанию», «Узнай и назови».

Раздел «Мир животных»

- способствовать углублению представлений о лесе;

-способствовать установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания;

- расширять знания детей о животных родного края;

- знакомить детей с прудом – природным водоемом;

- знакомить детей с птицами нашего края и  воспитывать желание заботиться о них;

- расширять знания детей о насекомых;

- расширять знания детей о домашних животных, о пользе, которую они приносят человеку;

Дидактические игры к разделу «Мир животных:

 «Кто  где живёт», «Кто чем питается», « Кто , как голос подаёт?», «Как зимуют дикие звери», «Накорми животных», «Найди маму малышу», «Что за насекомое»,  «Что за птичка»,  «Что умеют делать звери»,  «Звери, птицы, рыбы», «Летает, плавает, бегает», «Цветы и насекомые», «Портрет котёнка», «Портрет щенка», «Кто заблудился в аквариуме», «Кто во что одет», «Чьи следы», «Что любит синичка, а что воробей», «Дикие и домашние животные», «Узнай и назови», «Собери цветок», «Кто чем питается?».

Цикл дидактических игр «Человек»

- формировать первичные представления о частях тела, некоторых внутренних органах, органов чувств, выяснять сходства и различие в строении внешних органов человека и животных;

-формировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой, (человек- часть природы);

НОД

Индивидуальная работа

Прогулка

Самостоятельная деятельность

Организация игр вне занятий.

Дидактические игры к разделу «Человек»:

«Умный нос», «Язычок-помощник»,  «Кто что слышит», «Кто что видит», «Полезные-неполезные», «Мой организм», «Покажи и назови части тела», «Поможем Тане одеться на прогулку», «Кто я такой?», «Разложи картинки по порядку», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Ели кто то заболел».

Раздел «Четыре времени года»

- учить детей различать признаки времён года;

-формировать у воспитанников умение замечать красоту природных явлений;

-формировать знания о том, что времена года закономерно наступают один после другого;

-воспитывать бережное отношение к природе;

НОД

Индивидуальная работа

Прогулка

Самостоятельная деятельность

Организация игр вне занятий.

Дидактические игры к разделу «Четыре времени года»:

 «Времена года», «Что сажают в огороде», «Когда это бывает?», «Бывает- не бывает»,  «Что перепутал художник», «Что бывает осенью», «Исправь ошибку», «Нелепицы», «Что бывает зимой», «Что нам нравится зимой?», «Назови природное явление», «Что бывает весной?», «Что бывает летом?», «Какое время года?», «Что бы ты увидел сидя на облаке?».

Раздел «Сбережём природу»

-продолжать развивать познавательный интерес к миру природы;

- расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе;

- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

 -воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к окружающему миру;

НОД

Индивидуальная работа

Прогулка

Самостоятельная деятельность

Организация игр вне занятий.

Дидактические игры к разделу «Сбережём природу»:

«Кому нужна вода», «Где что можно делать», «Сохраним водоём, «Береги природу», «Что было бы если»,  «Природа и человек» «Фотограф», «Добрые слова», «Чего не хватает растению», «Помоги божьей коровке добраться до цветка»,   «Чьи следы», «Помоги найти нам дом», «Природа наш дом- наведём порядок в нём», «Деревья и кусты», «Правила друзей леса».[a]

2 блок -работа с родителями

Предварительная  работа.

Повышение педагогической культуры родителей

«Успехи детей»

1.Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

2.Обогащение родительского опыта по развитию познавательных способностей детей.

3.Показ достижений детей.

Анкетирование

Беседы

Консультации и беседы. Наглядная информация в виде стендов «Добро пожаловать в экологию»

«День открытых дверей»

В течении всего периода

2 раза в год

3 блок- работа с педагогами

1.Выступления на педагогическом совете.

2.Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации.

Повышение общей культуры педагогического коллектива

Обобщение опыта работы

Доклады,

 презентации

Доклады, «Мастер-класс»

В течении всего периода

III этап– коррекционный:

Анализ и корректировка

1.Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

В конце каждого учебного года

IV этап - обобщающий

1.Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп.

2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

1.Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития познавательных способностей детей.

Семинары,

публикации,  взаимопосещения,

обмен опытом.

В конце каждого учебного года

Для отслеживания динамики познавательного развития детей использовала педагогическую диагностику по следующим разделам:

- «Живая и неживая природа»

- «Мир растений»

- «Мир животных»

- «Человек»

- «Четыре времени года»

- «Сбережём природу»

Общие результаты мониторинга

«Развитие экологической культуры детей дошкольного возраста через дидактическую игру»

2017-2018 уч.год ( 27 человек) - начало учебного года

Разделы

Возрастная группа

«Живая и неживая природа»

«Мир растений»

«Мир животных»

«Человек»

«Четыре времени года»

«Сбережём природу»

Итого

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

Вторая младшая группа

-

13

14

-

15

12

-

15

12

-

10

17

-

10

17

-

6

21

-

12

15

%

-

48

52

-

56

44

-

56

44

-

37

63

-

37

63

-

22

78

45

55

2017-2018 уч.год ( 27 человек) - конец учебного года

Разделы

Возрастная группа

«Живая и неживая природа»

«Мир растений»

«Мир животных»

«Человек»

«Четыре времени года»

«Сбережём природу»

Итого

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

Вторая младшая группа

2

16

9

3

16

8

4

16

7

3

15

9

6

10

11

4

10

13

4

14

9

%

8

59

33

11

59

30

15

59

26

11

55

34

22

37

41

15

37

48

14

52

34

2018-2019 уч.год ( 27 человек)-начало учебного года

Разделы

Возрастная группа

«Живая и неживая природа»

«Мир растений»

«Мир животных»

«Человек»

«Четыре времени года»

«Сбережём природу»

Итого

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

Средняя группа

2

16

9

3

16

8

4

16

7

3

15

9

6

10

11

4

10

13

4

14

9

%

8

59

33

11

59

30

15

59

26

11

55

34

22

37

41

15

37

48

14

52

34

2017-2018 уч.год

 Начало учебного года

Конец учебного года

2018-2019 уч.год

Начало учебного года

Выводы:  дидактические игры способствуют  формированию и расширению  представлений дошкольников о природе; развивают любознательность, познавательную мотивацию, умения анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы.

    Использование игровых технологий в режиме дня через все виды деятельности позволяет максимально реализовать задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Агранович, З.Е. Времена года. Наглядно-дидактическое пособие для занятий по развитию речи с дошкольниками с использованием фланелеграфа / Худ. Е.М. Воробьева. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015

2. Бодракова, Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н. И.// Детский сад от А.до Я, 2008

3. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Волосникова Т.В.// Дошкольная педагогика,  2005

4.  Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А.// Дошкольная педагогика , 2018.

5. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

6. Мосягина, Л.И. Дидактический материал к занятиям по экологии для детей младшего дошкольного. (с 3 до 4 лет). ФГОС / Детство-Пресс, 2016.

7. Нищева, Н.В. Календарь природы/Детство-Пресс, 2018.

8. Основная образовательная программа МБДОУ «Атемарский детский сад № 1 «Теремок».

9. Рыжова, Н. А. Программа «Наш дом - природа»: блок занятий «Я и природа» / Рыжова Н. А. - М.: ООО "КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА", 2005.

10. Федеральный  закон  «Об образовании РФ»  от 29.12.2012 N 273-ФЗ

11.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Перспективный план работы на 2017-2018 уч.год (вторая младшая группа)

Сентябрь

Диагностика

Октябрь

Речевое развитие

  • Д/и «Что бывает осенью»
  • Д/и «Кто как голос подаёт»

Познавательное развитие

  • Д/и «Берёзки большие и маленькие»
  • Д/и «Природа наш дом –наведём порядок в нём. Лес»

Социально-коммуникативное развитие

  • Д/и «Найди маму малышу»
  • Д/и «Накорми животных»

Художественно-эстетическое развитие 

  • Д/и «Что перепутал художник?»

Ноябрь

Речевое развитие

  • Д/и «Что? Где? Когда?»
  • Д/и «Кто во что одет?»

Познавательное развитие

  • Д/и « Деревья и кусты»
  • Д/и «Исправь ошибку. Осень»

Социально-коммуникативное развитие

  • Д/и «Природа- не прирда»»
  • Д/и «Нелепицы»

Художественно-эстетическое развитие

  • Д/и Овощи и фрукты»

Декабрь

Речевое развитие

  • Д/и «Дикие и домашние животные»
  • Д/и «Что бывает зимой»

Познавательное развитие

  • Д/и «Кто где живёт?»
  • Д/и «Исправь ошибку. Зима»

Социально-коммуникативное развитие

  • Д/и «Поможем Тане одеться на прогулку»
  • Д/и «Что забыл мишка?» (уход за комнатным растением)

Художественно-эстетическое развитие

  • Д/и «Что нам нравится зимой»

Январь

Речевое развитие

  • Д/и «Чудесный мешочек»
  • Д/и «Кто чем питается?»

Познавательное развитие

  • Д/и «Кто заблудился в аквариуме»
  • Д/и «Что сначала, а что потом»( рост комнатного растения)

Социально-коммуникативное развитие

  • Д/и «Что любит синичка, а что воробей»
  • Д/и «Мой организм»

Художественно-эстетическое развитие

  • Д/и «На что это похоже?»

Февраль

Речевое развитие

  • Д/и «Угадай, кто я»
  • Д/и «Назови природное явление»

Познавательное развитие

  • Д/и «Деревья и кусты»
  • Д/и «Чьи следы?»

Социально-коммуникативное развитие

  • Д/и «Что за птичка?»
  • Д/и «Кто что видит?»
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Д/и «Портрет щенка»

Март

Речевое развитие

  • Д/и «Покажи и назови части тела»
  • Д/и «Что бывает весной?»

Познавательное развитие

  • Д/и «Природа наш дом –наведём порядок в нём. Пруд»
  • Д/и «Исправь ошибку. Весна.»

Социально-коммуникативное развитие

  • Д/и «Кто что слышит?»
  • Д/и «Полезные-неполезные»

Художественно-эстетическое развитие

  • Д/и «Портрет котёнка»

Апрель

Речевое развитие

  • Д/и «Цветы и насекомые»
  • Д/и «Что бывает летом?»

Познавательное развитие

  • Д/и «Природа наш дом –наведём порядок в нём. Луг.»
  • Д/и «Исправь ошибку. Лето»

Социально-коммуникативное развитие

  • Д/и «Помоги божьей коровке добраться до цветка»
  • Д/и «Умный нос»

Художественно-эстетическое развитие

  • Д/и «Что перепутал художник?»

Май

Диагностика

Перспективный план работы на 2018-2019 уч.год (средняя группа)

Сентябрь

Диагностика

Октябрь

Речевое развитие

  • Д/и «Когда это бывает?»
  • Д/и «Природа и человек»

Познавательное развитие

  • Д/и «Живое-неживое»
  • Д/и «Как зимуют дикие звери»
  • Д/и Социально-коммуникативное развитие
  • Д/и «Польза или вред»
  • Д/и «Кто я такой?»

Художественно-эстетическое развитие

  • Д/и «Какое время года?»

Ноябрь

Речевое развитие

  • Д/и «Узнай и назови» (растения)
  • Д/и «Найди дерево по описанию»

Познавательное развитие

  • Д/и «Воздух земля, вода»
  • Д/и «Чудесный мешочек»

Социально-коммуникативное развитие

  • Д/и «Горячо-холодно»
  • Д/и «Разложи картинки по порядку»»

Художественно-эстетическое развитие

  • Д/и «Правила друзей леса»

Декабрь

Речевое развитие

  • Д/и «Узнай и назови» (животные)
  • Д/и «Если кто то заболел»

Познавательное развитие

  • Д/и «Летает, плавает, бегает»
  • Д/и «Чьи следы?»

Социально-коммуникативное развитие

  • Д/и «Язычок-помощник»
  • Д/и «Что такое хорошо, что такое плохо»

          Художественно-эстетическое развитие

  • Д/и «Волшебный цветок»

Январь

Речевое развитие

  • Д/и «Что умеют делать звери»
  • Д/и «Подскажи словечко»

Познавательное развитие

  • Д/и «Где снежинки?»
  • Д/и «Бывает – не бывает?»

Социально-коммуникативное развитие

  • Д/и «Где что можно делать?»
  • Д/и «Собери цветок» (на материале зимующих птиц)

Художественно-эстетическое развитие

  • Д/и «Что бы ты увидел, сидя на облаке»

Февраль

Речевое развитие

  • Д/и «Добрые слова»
  • Д/и «Узнай и назови» (птицы)

Познавательное развитие

  • Д/и «Береги природу»
  • Д/и «Кто чем питается?»

Социально-коммуникативное развитие

  • Д/и «Помоги найти нам дом»
  • Д/и «Что было бы если?»
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Д/и «Фотограф»

Март

Речевое развитие

  • Д/и «Времена года»
  • Д/и «Узнай и назови» (насекомые)

Познавательное развитие

  • Д/и «Звери, птицы, рыбы»
  • Д/и «Кому нужна вода?»

Социально-коммуникативное развитие

  • Д/и «Скорая помощь»
  • Д/и «Кто заблудился?»

Художественно-эстетическое развитие

  • Д/и «Цветочный магазин»

Апрель

Речевое развитие

  • Д/и «Детки с ветки»
  • Д/и «Что за насекомое?»

Познавательное развитие

  • Д/и «Что из чего сделано»
  • Д/и «Чего не хватает растению?»

Социально-коммуникативное развитие

  • Д/и «Сохраним водоём»
  • Д/и «Что сажают в огороде?»

Художественно-эстетическое развитие

  • Д/и «Юные художники»

Май

Диагностика

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Лепка» во второй младшей группе.

Тема:  «Бурый мишка, хватит спать,

Пора вставать, весну встречать!»

Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Вид занятия: тематическое.

Методические приемы: приветствие, чтение стихотворения воспитателем, речевая игра «Что бывает весной», прослушивание  аудиозаписи "Пение птиц", сюрпризный момент «Появление птички», гимнастика для глаз « Следи за птичкой», игра «Тихо-громко», физкультминутка «Мишка лапки подними», беседа «Чем питается медведь?», лепка ягод для варенья, подведение итога, рефлексия.

Цель: закреплять навыки  отщипывания небольших кусочков пластилина, раскатывавания и сплющивания пластилинового шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы.

Задачи: 

1.  Обогащать и расширять знания детей о времени года весна. 

2. Учить детей менять силу голоса: говорить то тихо, то громко.

3. Продолжать учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина, скатывать маленькие шарики круговыми движениями ладоней, сплющивать на горизонтальной поверхности.

4. Формировать познавательный интерес к окружающему миру.

5. Развивать речь детей.

6. Развивать крупную и мелкую моторику.

7. Развивать творческие способности.

8. Воспитывать отзывчивость, желание оказывать помощь.

Материал:  презентация; музыкальные записи : Т. Морозова «Весна-красна идёт», пение птиц « Малыш в лесу», А.Вивальди «Весна. Времена года»; игрушки: птичка, плюшевый медведь, берлога, буфет; заготовки из бумаги «Банка для варенья», красный восковой пластилин, доски для лепки, салфетки.

Предварительная работа: беседы и рассматривание картинок по темам «Весна», «Где спит медведь зимой», «Чем питается медведь», игра « Тихо- громко», лепка предметов круглой формы.

                           

                  Структура НОД

Этапы НОД

         Краткое содержание

       Время

1. Организационный момент.

Приветствие.

Чтение стихотворения.

Дидактическая   игра «Что бывает весной».

3 мин

2.Основная часть.

Сюрпризный момент.

Игра «Тихо-громко».

Физкультминутка.

Мотивация.

Лепка.

10 мин

3. Заключительная часть.

Подведение итога.

Рефлексия.

2 мин

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Звучит музыка. Слайд 1 «Титульный лист» (Дети входят в зал под музыку Т. Морозовой «Весна- красна идёт»)

-Все в сборе

Взрослые и дети!

Мы можем начинать.

Но для начала

Нам нужно «Здравствуйте» сказать.

Дети все вместе говорят:

-Здравствуйте.

Воспитатель читает стихотворение Н. Агошковой:

«Пробуждается природа,

Ей сегодня не до сна.

Наступило время года

Под названием весна»

Слайд 2 «Весна», воспитатель обращает внимание детей на картинку:

-Посмотрите, дети, как красиво весной! (Дети рассматривают картинку).

Присаживайтесь на стульчики, спинки выпрямите, ножки поставьте ровно. (Садятся на стульчики).

Дидактическая игра по картинкам «Что бывает весной»

- Поиграем в игру «Что бывает весной», я начну говорить, а вы закончите.

Весной на небе ярко светит…( слайд 3 «Солнышко»)

Весной тает… ( слайд 4 «Тает снег»)

Весной на деревьях появляются маленькие зелёные… (слайд 5 « Ветка с распустившимися листочками»)

Весной в лесу просыпается и выходит из берлоги… (слайд 6 «Медведь»)

Весной из теплых стран к нам прилетают… (слайд 7 «Птицы»)

-Молодцы, вы много знаете о весне.

2. Основная часть.

Сюрпризный момент.

Звучит музыка «Малыш в лесу» (пение птиц)

- Дети, послушайте, что это за звук?

-Да, птицы поют, радуются весне, вот и к нам прилетела птичка. (Воспитатель демонстрирует птичку на палочке), посмотрите, как она летает. (Гимнастика для глаз « Следи за птичкой») (Дети следят глазами за птичкой).

- Птичка, просит нас о помощи: весна пришла, а мишка в лесу ещё не проснулся. Пойдём за птичкой, она покажет нам дорогу, поможем ей разбудить медведя. (Дети встают со своих мест идут за птичкой под музыку «Малыш в лесу». Подходят к берлоге, где спит медведь).

Слайд 8 « В лесу»

- Дети, мишка спит в берлоге.

Игра «Тихо-громко»

-Давайте разбудим его, скажем сначала тихо: «Мишка, вставай, весна пришла!»,

А теперь громко: «Мишка, вставай, весна пришла!» (Дети повторяют слова вместе с воспитателем сначала тихо, потом громко).

Воспитатель достаёт игрушку медведя из берлоги:

-Мишка, вставай, из берлоги вылезай, свои лапки разминай, делай вместе с нами!

Физкультминука «Мишка лапки подними» (Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Мотивация.

-Молодцы, разбудили мишку, он спал долго и очень проголодался. Что любит кушать мишка? (Мёд, ягоды, орехи, рыбу…)

-Да, всё правильно, только за долгую зиму все запасы у медведя закончились. (Показывает на пустой буфет у мишкиной берлоги). Давайте угостим мишку вкусным ягодным вареньем.

Проходите и садитесь за столы.

Дети садятся за столы.  Воспитатель обращает внимание на посадку детей за столами). (Перед каждым ребёнком на столе доска для лепки, кусочек красного пластилина, заготовка из бумаги «Банка для варенья», салфетка).

- Ягодки для варенья из пластилина красного цвета, они круглой формы. ( На мольберте образец «Банка с вареньем», перед воспитателем на столе доска для лепки, кусочек красного пластилина, заготовка из бумаги «Банка для варенья», салфетка).  От большого куска пластилина отщипываем маленький кусочек, раскатываем из него шарик и придавливаем к баночке пальчиками (демонстрирует). Приготовьте ручки, покажите, как будете раскатывать шарик. Дети показывают в воздухе, как раскатывают из пластилина шарик круговыми движениями.

-Берите пластилин, приступайте к работе. (Звучит музыка А.Вивальди «Весна. Времена года»). (Дети самостоятельно отщипывают маленькие кусочки пластилина, раскатывают и прижимают к заготовке. По мере необходимости воспитатель оказывает помощь детям, у которых возникли трудности).

3.Заключительная часть.

Итог занятия.

- У вас получились отличные баночки с вкусным вареньем, давайте отнесём их мишке и поставим к нему в буфет. (Дети берут свои работы. Несут и ставят их в буфет).

-Спасибо вам, дети, теперь медведь не будет голодать. Пока не вырастут в лесу ягоды, орехи, не появится в ульях у пчёл мёд, он буде кушать ваше варенье.

Рефлексия.

- Наступило время года весна. Кого мы будили в лесу? Где спал мишка? Как вы мишке помогли, что вы сделали для него? (Будили в лесу медведя. Он спал в берлоге. Мы сделали для медведя банки с вареньем).

- Молодцы, мишка очень рад. Говорит вам спасибо и до свиданья. (Дети прощаются с мишкой, с гостями и уходят в группу).

Воспитатель сажает медведя рядом с буфетом, уводит детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Презентация "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Данная презентация создана в рамках проекта "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру". Презентация кратко отражает цель проекта, задачи, средства реализац...

Представление педагогического опыта«Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Представление педагогического опыта«Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры»...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие экологического воспитания в ДОУ через дидактические игры».

Актуальность: Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценно...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ

Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним....

Экологическое воспитание старшего дошкольника через дидактические игры

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка с взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частност...