Педагогический совет "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Шарова Олеся Викторовна

Сегодня мы с вами поговорим о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделимся опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса, а также подведем итоги работы по экологическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад № 35»

Педагогический совет

Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

                                                       

Подготовила и провела: старший воспитатель Шарова Олеся Викторовна

г. Оренбург, 2019г.

Задачи педсовета: повышение компетентности педагогов, обеспечение качества работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста; совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Форма проведения: «Дискуссионный клуб»

Подготовка к педагогическому совету:

*Просмотр открытых мероприятий по темам экологического воспитания.

*Проведение тематического контроля «Создание условий для экологического воспитания»

*Определение: повестки дня для предстоящего педагогического совета; плана подготовки воспитателей к предстоящему педагогическому совету; вопросов  к анализу воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию и дискуссионного клуба; подготовка проекта решения педагогического совета.

*Оформление: столы, выставка с проектами педагогов, презентация по теме педагогического совета,

*Оборудование: экран, мультимедийное оборудование, бумага, цветные карандаши, памятки по составлению синквейна.

Повестка дня:

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета (заместитель заведующего по ВО и МР)
  2. Итоги тематического контроля: «Экологическое воспитание» (аналитическая справка старшего воспитателя).
  3. Погружение в проблему педсовета. Дискуссия. Решение тестовых заданий (старший воспитатель)
  4. Блиц-игра «Цветочная полянка» (старший воспитатель)
  5. Рефлексия в форме «Синквейн»
  6. Проект решения педагогического совета.

Ход педсовета

(слайд 1)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема педсовета: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Педсовет тематический, по одной из годовых задач: развивать познавательную активность детей при освоении образовательных областей посредством организации взаимодействия ребѐнка с окружающим миром.

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета.

  • Продолжить работу по организации проектной деятельности.
  • Привлекать к проектной деятельности родителей (законных представителей)
  • Участвовать в конкурсе МДОАУ№ 35  по благоустройству территории.
  • Отчѐт о выполнении (все педагоги)

  1. Итоги тематического контроля: «Экологическое воспитание» (аналитическая справка старшего воспитателя прилагается).

  1. Погружение в проблему педсовета.

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки и даже у крошечной лужицы.

Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

Сегодня мы с вами поговорим о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделимся опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса, а также подведем итоги работы по экологическому воспитанию.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей экологические проблемы и беспокоятся по их поводу.

Как донести до детей основы экологических знаний? За вашими плечами, уважаемые педагоги, накопленный опыт, позволяющий высказать сегодня свои суждения по вопросу: как сформировать у детей интерес и бережное отношение к природе? И в этом нам поможет дискуссия.

  1. Что означает термин «Экология»?

Термин «экология» введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.

  1. Проблемы экологии в мире, стране, посѐлке.

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране и нашем посѐлке.

  1. Что же такое экологическое воспитание?
  • Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
  • Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
  • Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т.д.
  1. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые

природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А.В. Луначарский

«маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саду.

  1. Определите задачи экологического воспитания.
  • Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.
  • Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.
  • Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.
  1. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.

Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

  1. В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к природе; в чем берете вину на себя, как воспитатель.

Непонимание, любознательность и интерес познать, подражательность детей. Безразличие и невнимание к поведению детей.

Отсутствие системы и целенаправленности работы с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников.

  1. Назовите организованные формы работы по экологическому воспитанию и совместную деятельность воспитателя и детей.

**Организованные:

  • экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т.д.)
  • занятия (познавательные, комбинированные, комплексные),
  • наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

**Совместная деятельность:

  • наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
  • целевые прогулки на природе, походы,
  • чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), – рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.,
  • рассказы, беседы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
  • сбор коллекций, семян, камней, листьев,
  • экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса»),
  • экологические сказки, инсценировки, театрализации и т. д.
  • опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,
  • марафоны, аукционы, акции,
  • экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
  • игры        (подвижные,        дидактические,        театрализованные,        музыкальные, интеллектуальные),
  • экологические акции;
  • экологические выставки и экспозиции;
  • различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
  1. Назовите детских писателей, воспевавших природу в своих произведениях. А.С.Пушкин, В.Бианки, М. Пришвин, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Сладков, Л. Толстой, К. Паустовский, Г. Снегирев и др.
  2. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы экологической работы.

Собрания, консультации, семинары, «Дни открытых дверей», праздники и досуги («День Земли», «Весенние посиделки», «День птиц» и др.), оформление  экологических стендов (папки-передвижки, статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома). Составление альбомов «Я и природа» (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе), беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты и т.д.

4. Блиц-игра «Цветочная полянка».

Условия игры: за правильный ответ на вопрос рисуете цветок на «полянке». Вопросы и ответы:

  1. Назовите фамилию писателя, творчество которого можно соотнести с данным высказыванием: «В нем счастливо сочетание два умения, два таланта: рассказчика и рисовальщика». (Е.Чарушин)
  2. Этот писатель – природовед называл свои произведения «сказки-несказки». По форме эти произведения сказочны: звери и деревья разговаривают, думают, получают, любят. (В.Бианки)
  3. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен)
  4. Какую ягоду называют «северным гранатом»? (Костяника)
  5. Почему Красную книгу называют красной, а не зелѐной? (красный цвет - сигнал опасности)
  6. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)
  7. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой? (Пингвин – птица, дельфин – млекопитающее)
  8. Есть ли у комара зубы? (есть и не мало, до 50)
  9. У кого уши на ногах? (у кузнечика)
  10. Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты и зимородки)
  11. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)
  12. Что у лягушки с языком не так? (он прикреплѐн задом наперѐд)
  13. Когда на деревьях появляются почки? (осенью)

Нас очень радует преобладание большого количества цветов на ваших столах.

Это положительные результаты в Вашей работе.

  1. Рефлексия в форме «Синквейн».

И подводя итоги нашей дискуссии, проведѐм рефлексию в форме «синквейн».

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает

«стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

Синквейн – это один из приемов активизации познавательной деятельности.

Синквейн – это не способ проверки знаний, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе общения, изучения какой-то темы, еѐ обсуждения проверить, что находится у вас на уровне ассоциаций.

Дидактический синквейн

  1. Первая строка – тема синквейна, или заголовок, понятие заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  2. Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  3. Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  4. Четвертая строка - фраза их четырѐх слов, несущая определенный смысл, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  5. Пятая строка – одно слово – резюме, вывод, характеризующее суть предмета или объекта.

Я        предлагаю        вам        для        синквейна        слово        «Природа»,        «Экология»,        «Педсовет» (сегодняшний педсовет)

Например:

природа.

чистая, всеобъемлющая.

изучается, загрязняется, защищается. естественная среда обитания человека. жизнь.

экология чистая, грязная

радует, помогает, защищает наша экология

окружающая среда

педсовет

научный, звучный, актуальный выслушать, решить, принять здоровья и терпения, коллеги! вместе

Чтобы экологическое состояние планеты было лучше, прежде всего, надо начать с себя и с соблюдения законов охраны природы. Они звучат так:

  • Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.
  • Всѐ, что есть на Земле, необходимо для еѐ развития и развития человека.
  • Человек - не властелин природы; губя еѐ, он губит самого себя.
  • Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли.
  • Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война несовместимы.

Эти пять законов природы были выведены и сформулированы в 1908 году лауреатом Нобелевской премии, немецким учѐным Эрлихом.

Мы много говорили об экологии и экологическом воспитании. Хочется, чтобы знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогли вам в работе с детьми.

Решение педагогического совета:

  1.         Продолжать вести активную работу по экологическому воспитанию в детском саду, опираясь на программу С.Николаевой «Юный эколог», разработанные календарные и тематические планы.

Срок исполнения: постоянно.

Ответственные: воспитатели, специалисты.

  1.         Использовать в работе материалы интернета и компьютерные программы, тематические презентации и художественно-музыкальную наглядность, подобранные в соответствии с возрастом и интересами детей.

Срок исполнения: постоянно.

Ответственные: воспитатели, специалисты.

  1.         В соответствии с итогами мониторинга детей по экологическому воспитанию, педагогам всех возрастных групп в свободной деятельности с дошкольниками запланировать и провести мероприятия по темам, которые выделены как средне- и малоизученные.

Срок исполнения: лето 2019 г.

Ответственные: воспитатели, специалисты.

  1.         Педагогам всех возрастных групп разнообразить центры природы, в соответствии с возрастом и интересами детей. Активно использовать помощь родителей воспитанников и специалистов детского сада.

Срок исполнения: до 31.05.2019 г.

Ответственные: воспитатели.

  1.          Обновить  на территории учреждения «Экологическую тропу»

Срок исполнения: до 19.05.2019 г.

    Ответственные: старший воспитатель, педагоги, специалисты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет «Воспитание любовью»

Всем известно, что  дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал....

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Круглый стол. Представление педагогического опыта работы дошкольной организации "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Необходимость преемственности, на сегодняшний день, между дошкольными группами и школой несет большую значимость, как в целом, так и вопросе патриотического воспитания. Преемственность дошкольны...

«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка»        «Русские педагоги о патриотическо...

«Методические подходы к коррекционно - педагогической работе по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста детей ЗПР».

В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания. Период дошкольного детства является периодо...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...