Конспект педагогического совета «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
методическая разработка на тему

Цель: Повышение компетентности педагогов, обеспечение качества работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста

Повестка дня:

  1. Вступительное слово
  2. Итоги тематического контроля: «Экологическое воспитание» (выступление старшего воспитателя Н.С.Сорокиной)
  3. О формах и методах экологического образования детей
  4. Решение педагогических ситуаций
  5. Решение тестовых заданий  
  6. Что такое экологическая тропа. Нормы поведения на экологической тропе
  7. Вопрос-ответ
  8. Влияние экологии на здоровье детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pedagogicheskogo_soveta.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект педагогического совета

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Автор: старший воспитатель

 МАДОУ детский сад

комбинированного вида «Машенька»

п. Строитель Тамбовская область

Сорокина Надежда Сергеевна

2015 г.

                                                                       

Цель: Повышение компетентности педагогов, обеспечение качества работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста

Повестка дня:

  1. Вступительное слово
  2. Итоги тематического контроля: «Экологическое воспитание» (выступление старшего воспитателя Н.С.Сорокиной)
  3. О формах и методах экологического образования детей
  4. Решение педагогических ситуаций
  5. Решение тестовых заданий        
  6. Что такое экологическая тропа. Нормы поведения на экологической тропе
  7. Вопрос-ответ
  8. Влияние экологии на здоровье детей

Ход педсовета: 

      1. Сегодня мы на педсовете поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумаем о том, как можно в детском саду воспитывать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живем.

      Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства. Почему?  Во-первых, экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех нас доме – на планете Земля. Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте, гуманности и здоровому смыслу.  Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова, хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора контейнера угрожающе нависают над головой.

      Поняв особенности взаимоотношений малыша и природы, мы получаем неограниченные возможности развить в нем лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты, укрепить здоровье.

     Сейчас только ленивый не сетует на плохое состояние окружающей среды. Но если заглянуть в словарь, то можно увидеть, что это второе значение слова «экология». А первое звучит так – «наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде». Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг взрослых: родителей и педагогов – ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу.

     Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее результаты, поэтому начинать его необходимо уже с первых шагов ребенка по родной земле. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.

     Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Поэтому так важно ввести ребенка в природу с детства. Выходя на прогулку, взрослые должны сознавать, что для детей это путешествие в большой, многообразный мир. Ребенок исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе. Мы, взрослые, вводим ребенка в этот прекрасный мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к природе, потребность в ее познании, а значит, можем и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении. Поэтому так важно специально учить ребенка всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение и объектам природы.

       Важно помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если активно приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых – помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.

2.Итоги тематического контроля: 

      Анализ  организации экологического воспитания в группах показал, что созданы условия, развивающая среда для детского экспериментирования и наблюдений: огород на подоконнике календари природы, природный материал, уголки природы, уголки экспериментирования.  В старших  группах имеется  многофункциональный календарь природы, который помогает закрепить знания детей, полученные в процессе наблюдений, и дает представления о том, что природные явления можно изобразить с помощью определенных символов.

     Анализ перспективных и календарных планов работы свидетельствуют о том, что проводимая работа недостаточно планируется, хотя данная деятельность ведется, и очень успешно (огороды на подоконниках, наблюдения за веточками деревьев и кустарников, дневники и календари наблюдений, рост и развитие лука в разных условиях, наблюдения за свойствами снега, льда, воды.

     Наблюдение за организацией непосредственной образовательной деятельностью показывает, что воспитатели дошкольных групп творчески используют разнообразные методы и приемы: наблюдения и беседы, дидактические игры, демонстрацию опытов. Такая работа позволяет сформировать у детей познавательный интерес к природным объектам и явлениям, помогает осознать причинно-следственные связи и закономерности, существующие в жизни живых организмов и неживых объектов.

      Во время прогулок воспитатели организуют наблюдения регулярно. В младших группах сделаны  календари  природы, пополнены картотеки опытов. Анализ открытых мероприятий позволяет сделать вывод: дети имеют достаточно высокий уровень знаний о живой и неживой природе, о растительном и животном мире; могут объяснить простейшие причинно-следственные связи и закономерности; решается задача формирования осознанно-правильного отношения к природе.

     Изучение тематики родительских собраний, уголков, консультаций и других форм взаимодействия с семьёй по проблеме экологического воспитания показало, что не все педагоги уделяют этому вопросу должное внимание. Необходимо помнить, что лишь совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться желаемого результата.

Рекомендации:

1. Разнообразить формы и методы работы с родителями по воспитанию у детей экологической культуры

2. Воспитателям обратить внимание на регулярное проведение наблюдений с детьми во время прогулки

3. Пополнить недостающими растениями уголок природы в старших группах

4. Разнообразить содержание уголка для экспериментирования в младших группах

5. Пересмотреть планирование в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание экологическому воспитанию.

Проверяющий: старший воспитатель ___ Н.С.Сорокина

3.О формах и методах экологического образования детей

 Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.

Перечень форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях

  • экологические занятия;
  • экологические экскурсии;
  • уроки доброты;
  • уроки мышления;
  • экологические кружки;
  • экологические конкурсы;
  • КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес";
  • экологические акции;
  • обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • коллекционирование;
  • экологические выставки и экспозиции;
  • экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);
  • экологические сказки;
  • инсценировки, театрализации и т. д.

4. Решение педагогических ситуаций

1. На лесной полянке играют четверо детей от 5 до 7 лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем вам поджигать крылья бабочке?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…»

-Чем можно объяснить такую жестокость детей

-Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.- Почему ты меня не слушаешь?- спросила Ира и вырвала руку

-Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать и , сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: -Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы-Какие негативные последствия могут быть  у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обоих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны, или им никто не говорил, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями( детьми)

5. Решение тестовых заданий (каждому педагогу дается по несколько заданий)

1.Выделите основные задачи экологического образования:

  • формирование знаний о природе
  • формирование  трудовых навыков
  • воспитание любви к природе
  • восприятие красоты и многообразия природы
  • формирование основы художественной культуры у детей
  • развитие сопереживания к бедствиям природы, потребности бороться за ее сохранение

2.Соедините стрелочками названия животных со звуками, которые они издают:

  • Медведь             гогочет
  • Голубь               лает
  • Гусь                    воркует
  • Овца                    рычит, ревет
  • Лошадь               блеет
  • Лиса                    ржет
  • Олень                  ревет
  1. Подтвердите или опровергните приведенные ниже положения:
  • Глоксиния-цветет круглый год
  • Дети младшей группы должны уметь поливать, опрыскивать, рыхлить самостоятельно
  • Опыт- это наблюдение, проведенное в специально организованных условиях

4. В списке предложенных авторов выделите тех, кто писал о природе:

Л. Толстой, С. Аскаков, М. Пришвин, И. Соколов-Микитов, Н. Сладков, К. Паустовский, И. Акимушкин, Г. Снегирев, В. Чаплин, В. Бианки, Е. Чарушин,  А. Иванов, В. Зотов

5. В списке предложенных форм и методов работы с детьми выделите те, которые способствуют ознакомлению с природой:

  • Экскурсия,
  • беседа,
  • дискуссия (а что было бы, если…)
  • НОД по экологии;
  • Беседы
  • Чтение художественной литературы,
  • Экологические экскурсии.
  • КВН, викторины, конкурсы.
  • Проблемные ситуации.
  • Языковые логические задачи.
  • Экологические выставки, экспозиции.
  • Неделя экологического творчества.
  • Экологические праздники, выставки.
  • Дидактические игры экологического содержания
  • Экологические сказки.
  • Экологическая тропа.
  • Наблюдения.
  • Поисково-исследовательская работа.

6. С какими видами деятельности можно связать экологическое образование:

  • Художественная деятельность
  • Музыкальная деятельность
  • Игровая деятельность
  • Физкультурно-оздоровительная
  • Экспериментально-практическая деятельность
  • трудовая  деятельность

7. В списке предложенных экологических факторов выделите постоянно действующие:

  • Облачность
  • Годовое вращение Земли
  • Мерзлота
  • Солнечное затмение
  • Прилив
  • Ураган
  • Круговорот воды в природе
  • Смена дня и ночи

8. Выделите практические, словесные. Наглядные методы ознакомления с природой:

  • Наблюдение,
  • рассказ воспитателя,
  • рассматривание картин,
  • игра,
  • труд,
  • беседа,
  • чтение художественных произведений
  • Элементарный опыт
  • Демонстрация видео

9.Выделите признаки живых организмов:

  • Двигается,
  • Тает,
  • Разливается
    Сыплется
  • Питается
  • Формируется
  • Дышит
  • Лепится
  • Растет
  1. Выделите съедобные грибы:
  • Белый
  • Мухомор
  • Лисички
  • Бледная поганка
  • Сыроежки
  • Ложный опенок
  • Груздь
  • Рыжик
  • Подосиновик
  • Волнушка
  1. Выделите дикорастущие растения:
  • камнеломка
  • Ландыш
  • Бегония
  • Подснежник
  • Колокольчик
  • Глоксиния
  • Зефирантес
  • Лютик
  • Кувшинка
  1. Собери букет из луговых, садовых, лекарственных растений:
  • Клевер
  • Тюльпан
  • Пижма
  • Нарцисс
  • Лютик
  • Мышиный горошек
  • Астра
  • Мята
  • Шалфей

  1. Выделите критерии сформированности экологических знаний:
  • Знания о мире животных
  • Знания о предметах ближайшего окружения
  • Знания о растительном мире
  • Знания о явлениях общественной жизни
  • Знания о неживой природе
  • Знания о временах года
  • Отношение к миру природы
  1. Выделите объекты неживой природы:
  • Песок
  • Птицы
  • Деревья
  • Камни
  • Рыба
  • Глина
  • Снег
  • Вода
  • Трава
  • Солнце
  • Насекомые
  • Воздух
  1. Соедините научные названия комнатных растений с народными:
  • «Ванька мокрый»        сансивьера
  • «Щучий хвост»            алоэ
  • Крапивка»                    бальзамин
  • «Дурак»                        колеус
  1. Соедините стрелочками:
  • Трудолюбивый как            лиса
  • Смелый как                        баран
  • Верный как                          заяц
  • Трусливый как                    собака
  • Хитрый как                         лев
  • Глупый как                          муравей
  1. Выделите растение, которое получило название благодаря листьям:
  • подснежник,
  • одуванчик,
  • мать-и-мачеха,
  • фиалка,
  • лютик
  1. Подтвердите или опровергните приведенные ниже положения:
  • Азалия- теплолюбивое растение
  • Австрия-родина волнистых попугайчиков
  • Зигокактус- другое название «Декабрист»
  1. Подтвердите или опровергните приведенные ниже положения:
  • Бегония Рекс размножается семенами
  • Детей 6-7 лет знакомят с 3-4  комнатными растениями
  • Канарейки получили свое название от имени Канарских островов
  1. Кто где живет. Соедините стрелочками:
  • Заяц                      река
  • Лягушка               почва
  • Крот                      крона дерева
  • Белка                   море
  • Кит                       на земле
  • Дятел
  1. Соедините стрелочками:
  • Птицы, улетающие на зиму в теплые края             кочующие
  • Живущие с нами круглый год                                   перелетные
  • Прилетающие с Севера                                                 зимующие
  1. Подтвердите или опровергните приведенные ниже положения:
  • Растение дышит всеми частями
  • Рыбе помогает дышать в воде чешуя и плавники
  • Белый медведь живет в Антарктиде
  • Пингвины живут в Арктике

6.Экологическая тропа

     В условиях города в качестве экологических можно использовать тропы в парке или на озелененном участке детского сада. Что может увидеть ребенок на такой тропе? Деревья, растения, в том числе занесенные в Красную книгу, муравейники; холмики крота; кузницу дятла; формы рельефа, горные породы, почвы и другие компоненты ландшафта. А также транспортные магистрали, сельскохозяйственные угодья, архитектурные сооружения, которые помогут показать, как человек влияет на природу и решает проблемы ее охраны. Чтобы тропа действительно помогала воспитывать детей экологически, необходимо особое внимание уделять правилам поведения в природе.

     Дети любят путешествовать, открывать неизвестные земли. Сначала это путешествия по территории детского сада, затем по ближайшим окрестностям. И, как настоящие путешественники-исследователи, дети составляют экологические карты. Они заполняются  постепенно.   Используются   простейшие условные обозначения и рисунки,   придуманные детьми.  Читая карту, можно узнать, сколько деревьев растет   около   дороги;   где   участки земли чище: у торговых точек или около школы, детского сада, кинотеатра и почему; где возникают свалки; где проложены асфальтовые дорожки; где земля вытоптана. На картах отмечают места, где произрастают дикорастущие и культурные растения. Рассматривая карту, дети размышляют на такие темы, как: какие растения растут в местах озеленения и какие вдоль дороги, вдоль тропинки? Каким образом они приспособились к условиям окружающей среды? И т. д.

       Наиболее загрязненные места отмечаются на карте красным цветом. Можно рассказать детям, что существует экологическая карта России, цель которой — выделить наиболее загрязненные места, опасные для жизни, места экологических бедствий и катастроф.

 Правила поведения на эко тропе.

 Во время рассказа соблюдайте правила этикета.

 Старайтесь идти по тропе.

 На экологической тропе не разрешается  кричать,  мусорить, рвать траву и цветы

Не лазать по ограждениям, деревьям и кустарникам.

Не спрыгивать с возвышенности и оборудования.

Хождение босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.

Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

  1. Вопрос-ответ

1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет - сигнал опасности)

2. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)

3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой? (Пингвин – птица, дельфин- - млекопитающее)

4. Есть ли у комара зубы? (есть и не мало, 22)

5. У кого уши на ногах? (у кузнечика)

6. Кто пьёт ногой? (лягушка)

7. Кто плуг на голове носит? (лось, олень)

8. Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты и зимородки)

9. Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты? (слюной)

10. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)

11. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)

12. Кто всю жизнь проводит в движении? (акула)

13. Сколько крыльев у жука? (2 пары)

14. У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)

15. Что у лягушки с языком не так? (он прикреплён задом наперёд)

16. Зачем кашляют рыбы? (очищают жабры от ила)

17. Когда на деревьях появляются почки? (осенью)

Чтобы экологическое состояние планеты было лучше, прежде всего, надо начать с себя и с соблюдения законов охраны природы. Они звучат так:

• Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.

• Всё, что есть на Земле, необходимо для её развития и развития человека.

• Человек - не властелин природы; губя её, он губит самого себя.

• Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли.

• Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война несовместимы.

Эти пять законов природы были выведены и сформулированы в 1908 году лауреатом Нобелевской премии, немецким учёным Эрлихом.

Мы много говорили об экологии и экологическом воспитании. Хочется, чтобы знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогли вам в работе с детьми.

Решения педагогического совета:

  1.     Продолжать  вести активную работу по экологическому воспитанию в детском саду, опираясь на программу С.Николаевой «Юный эколог», разработанные календарные и тематические планы.

Срок – постоянно.

Отв. педагоги ДОУ

2.        Использовать в работе материалы интернета и компьютерные программы, тематические презентации и художественно-музыкальную наглядность, подобранные в соответствии с возрастом и интересами детей.

Срок – постоянно

Отв. – педагоги ДОУ

3.        В соответствии с итогами диагностики детей по экологическому воспитанию,  педагогам  всех возрастных групп в свободной деятельности с дошкольниками запланировать и провести мероприятия по темам, которые выделены как средне- и малоизученные.

Срок- в течение учебного года.

Отв.- педагоги ДОУ

4.        Педагогам всех возрастных групп организовать подготовку и создание уголков по экологии, в соответствии с возрастом и интересами детей. Активно использовать помощь родителей воспитанников и специалистов детского сада.

Срок – 01.09.2015года

Отв.- педагоги ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

Особенно важно уже в дошкольном возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Со...

Педагогический совет "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Систематизация знаний педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....

Выступление на педагогической мастерской «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: экологический конспект...

Педагогическая мастерская «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

Педагогическая мастерская «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». Отчет....

3. СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА; ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Семья как институт социализации ребенка; психолого-педагогические проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста....