ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ УМЕЕТ ПРОИГРЫВАТЬ
консультация по теме

Горельская Ирина Александровна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_rebenok_ne_umeet_proigryvat.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЕСЛИ  РЕБЕНОК  НЕ  УМЕЕТ   ПРОИГРЫВАТЬ.

Иметь  мужество  признавать  собственные  неудачи   и  поражения-  важная

часть   взросления человека   на   протяжении  всей  жизни .    Начинается  этот   процесс  еще  в  дошкольные  годы.

В  этот   период  слишком  велика  потребность   ребенка   чувствовать

развивается   позитивное   самовосприятие  (и  не  только  оно).    Его  дефицит  приводит   к   внутреннему   дискомфорту    от  грозящей  неудачи.

Самооценка   же  ребенка  в силу  особенностей  его  психического  развития  

остается     завышенной   на  всем  протяжении  дошкольного  детства,   и   признание    собственной   некомпетентности   в  чем  болезненно  почти  

для  каждого   малыша.

Маленькие     в  играх  любят  устанавливать   свои  правила,   искренне  

радуясь  выигрышу .   Но  если  взрослый   узнает  правила,  ребенок  его

тут   же  меняет:  «Нет ,  это не считается,  это  уже  так….»- заявляет  он  своему  партнеру  по  игре.

Как   относитсся    к  ситуациям  бурного  и  аффективного  переживания

ребенком  проигрыша  в  игре?

Что  может  сообщать  окружающему  миру ребенок  когда  упрямо    

настаивает   в споре,  что   только  он  прав,  пытается  любыми  путями   добиться    признания  своей  правоты;  с чрезмерной  активностью  вступает  в   конкуренцию;  испытывает  трудности  в  принятии  мнения,  отличного от

его ;  с  трудом  представляет  себе  в  роли  проигравшего?

«Если   я не  лучше  всех,  все  пропало», « Если   я  не  докажу, что  прав,  мое  мнение  ничего   ни  стоит».   Такое  поведение  может  сопровождаться  переживанием  чувства  обесценивания  себя,  если  он  не  выигрывает,  не  оказывается  на  «высоте».  Ребёнок  закрывается,  обижается,  если чувствует,  что  что-то  грозит ему  или  сложившемуся  у  него  образу  себя.  Важно помогать  ребёнку   лучше осознавать  реальность,  развивать  навык  адекватного  реагирования  и  на  выигрыш,  показывать  ему  способы поведения,  удерживающие  его  от  развязывания  «борьбы  мнений».

Позитивный  результат   родительской  помощи  проявится  в балансе  между  предоставлением  ребенку права  отстаивать  своё  мнение  и  развитием  его  готовности  быть  открытым  своим  удачным  и неудачным  действиям  без потери  чувства  собственной  целостности.  Замечайте  и обязательно  обращайте  внимание,  когда  ребенку  удается  прийти  к согласию  с неизбежным  проигрышем.  Когда  ребенок  уверен,  что у него  есть  близкий человек,  готовый  его  выслушать,  понять,  проигрыш  не  воспринимается  как  жизненная  катастрофа.

Помогайте  ребенку  осваивать  новые  виды  поведения  самовыражения,  ощущать  больше  свободы  от  результата  и  наслаждаться  самим  процессом  общения.  В  контактах  со  сверстниками  и  взрослыми  побуждайте  его  чаще  говорить:  «Я  согласен»,  «Давайте  так  и  сделаем»  и  т. п.

Не  злоупотребляйте  введением  игровых  правил,  по которым  ребенок,  выполнивший  в  ходе  игры  что-то  неверно,  должен  из  нее  выбывать.  Ведь  ребенка  уже  постигла  неудача,  а  на  эту  неприятность  накладывается  другая -  чувство  исключенности  из игры.  (Нередко  опыт  таких  слишком  сильных  чувства   может  приводить  к  избеганию  ситуаций,  грозящих  неудачей  или  к  резким  формам  конфронтации  с  иными  мнениями).

Завершая  игры,  делайте  акцент  не  на  победившем  и  побежденном, а  на  том,  что  было  здорово  и  интересно  играть,  общаться.

Не  позволяйте  сравнений  проигрывать  ребенка  с  выигравшим – тем  самым  вы  только  усилите  в  нем  стремление  победить  любой  ценой.

Скажите  в  случае  проигрыша,  что  у  него  достаточно  сил  и  уверенности,  чтобы  справиться.  Не  считайте  проигравшего  ребенка  жертвой,  не  пытайтесь  оградить  ребенка  от  неудач.  Как  известно,  «в  неудаче – движение  к  силе».  Чтобы  поддержать  проигравшего  ребенка,  поделитесь  собственными  воспоминаниями  о  своих  детских  проигрышах.  Ребенок   начнет  лучше  осознавать,  что  есть  удачный  опыт  и  не  очень – и  это  нормально.  Говорите  ребенку  в  случае  необходимости:  «Промахи  и  ошибки  не  что  иное,  как  возможность  учиться и не  более»;  «У  тебя  есть  право  отстаивать  свое  мнение,  другие  могут  с  ним  согласиться  или  нет.  И  то  и  другое  нормально»;  «Давай  обсудим  все  «за»  и «против»  и  т.п.

Применение  таких  форм  поддержки  ребенка,  не  умеющего  достойно  проигрывать,  будет  способствовать  развитию  у  него  позитивного  и  адекватного  самовосприятия,   реалистичного  отношения  к  миру  людей  и  отношений.                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Уметь проигрывать"

в этой статье говорится о том, как научит ребёнка достойно проигрывать....

Если ребенок не умеет проигрывать

Памятка для родителей....

Рекомендации для родителей. Что делать если ребенок не умеет проигрывать?

Рекомендации для родителей, специалистов и педагогов. Что делать если ребенок остро реагирует на ситуации проигрыша....

Консультация на тему: "Как научить ребенка проигрывать"

В данной консультации рассматриваются вопросы о том, как реагировать взрослому на проигрыш его ребенка, как правильно мотивировать его, чтобы впоследствии ребенка не постигло разочарование. Рассматрив...

Консультация для родителей: "Учим ребёнка проигрывать"

Воспитание у ребёнка умения работать над собственными неудачами и адекватного реагирования на поражения....