Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии (старшая группа)
Клонсультация для родителей. Разработка демонстрационного наглядного материала по выполнению артикуляционной гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевой материал по лексическим темам | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА
Корова с теленком
Родителям рекомендуется.
- Закрепляем основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый; дополнительно коричневый, черный, серый и белый.
- Рассмотрите на картинках корову с теленком, уточните названия частей тела: (на голове –рога, на ногах - копыта,у коровы есть вымя, покрыта гладкой короткой шерстью).
- Уточните знания о корове, задайте ребенку вопросы:
А) это домашнее животное? Б) Где живет? (в хлеву)
В) Как называют детенышей? – (теленок, телята).
Г) Чем питается? (травой, сеном, пьет воду).
Д) Кто за ней ухаживает? (человек)
Е) Какую пользу приносит людям? (дает молоко, из него можно сделать сметану, творог, кефир, масло).
Ж) Как кричит корова? (му–у-у).
- Поиграйте в игру "Большой – маленький" (сравниваем корову с теленком).
У коровы У теленка
Голова - головка
Морда - мордочка
Рога - рожки
Копыта - копытце
Хвост - хвостик
Вымя - вымечко
Нос - носик
Корова кричит: му-у-у Теленок: му-у-у
(громко низким голосом) (тонким тихим голосом)
5. Нарисуйте с ребенком корову с теленком, наклейте картинки.
- Выучите стихотворение А.Барто "Бычок" и одну из загадок о корове.
- Мычит "Му-у-у". Кто это – не пойму?
- Голодна – мычит, сыта – жует
Детям молоко дает?
ТЕМА
Лошадь с жеребенком
Родителям рекомендуется.
- Повторите 4 основных цвета: красный, синий, желтый, зеленый; коричневый, черный.
- Рассмотрите на картинках лошадь, попросите ребенка назвать части тела лошади (голова, туловище, 4 ноги, морда, уши, грива, копыта, длинный хвост, гладкая, блестящая шерсть).
- Уточните знания о лошади:
А) это домашнее животное. Б) живет в конюшне.
В) детеныш у лошади – жеребенок. Г) питается травой, сеном, овсом.
Д) люди ухаживают за лошадью: кормят, поят, чистят, лечат.
Е) на лошади ездят верхом, перевозят разные грузы.
- Сравните живую лошадь с игрушкой. Попросите ребенка рассказать об игрушечной лошади, как можно с ней играть.
- Выучите стихотворение А.Барто "Лошадка".
Я люблю свою лошадку,
Расчешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости.
Загадайте загадку о лошади:
С подстриженной гривой,
Скачет ретиво,
Чуть шпорами тронь
Кто это? (конь)
- Поиграйте в дидактическую игру "Кто как кричит?"– кошка - "мяу" Собака - "ав, ав"
Утенок - "пи" Курица - "ко-ко"
Петух - "ку-ка-ре-ку" Лошадь - "иго-го" (Упражняемся в звукоподражании тихо и громко).
- Поиграйте в игру "Большой – маленький" (упражняемся в образовании уменьшительно-ласкательных слов).
У лошади У жеребенка
Морда - мордочка
Копыта - копытце
Уши - ушки
Шея - шейка
Ноги - ножки
Хвост - хвостик
Голова - головка
8. Нарисуйте с ребенком лошадь, наклейте картинки.
ТЕМА
Лиса с лисятами
Родителям рекомендуется.
- Рассмотрите на картинках лису с лисятами. Попросите ребенка назвать части тела лисы (острые уши, вытянутая мордочка, длинный пушистый хвост, вытянутое туловище, лапки с когтями, острые, маленькие зубы, длинная, теплая, мягкая, пушистая, рыжая шерсть).
- Учим сравнивать взрослую лису и лисенка.
Игра - "Назови ласково":
У лисы морда - у лисенка мордочка хвост - хвостик
уши - ушки зубы - зубки
лапы - лапки нос - носик
- Вспомните с ребенком:
Лиса – это животное. Она живет в лесу, в норе. Детеныши у лисы – лисята. Лиса питается мышами, птицами, зайчатами. В лесу она охотится на маленьких зверей. Лиса хитрая (вспомните сказку "Колобок").
- Рассмотрите игрушечную лису (внешний вид). Поиграйте в дидактическую игру "Где спряталась лиса?" (закрепление предлогов "за", "на", "под"). Спрячьте лису за дерево, за домик, на стол, под стол и т.п. Попросите ребенка назвать, где лиса.
- Нарисуйте лису (наклейте картинки).
- Выучите загадку о лисе:
Хитрая плутовка
Рыжая головка
Хвост пушистый – краса
А зовут ее - ? (лиса)
Домашние животные
"Собака со щенятами"
Родителям рекомендуется:
- Рассмотреть на картинках и в жизни собаку со щенятами.
Назвать части тела собаки – голова, на голове – уши, нос, глаза, острые белые зубы, туловище, лапы с когтями, длинный (короткий) хвост, пушистая, мягкая, теплая шерсть, цвет собаки, величина: большая или маленькая.
- Учим детей сравнивать взрослую собаку и щенка: собака – большая, щенок – маленький.
Дидактическая игра: "Назови ласково" (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных):
У собаки У щенка
уши - ушки;
хвост - хвостик;
нос - носик;
глаза - глазки и т.д.
- Сравниваем живую и игрушечную собак, учим находить общее (у них есть хвост, уши, глаза и т.д.) и различия (одна живая, другая игрушечная).
Дидактическая игра: "Что умеет делать?" – собака живая умеет прыгать, бегать, спать, лаять, кусать, охранять и т.д., а другая не может (закрепляем глагольный словарь).
- Дидактическая игра "Кто как кричит?" Спросите у ребенка как кричит кошка, котенок, собака, щенок, курица, петушок, цыпленок (тихо, громко, грустно (жалобно), весело).
- Прочитайте сказку В.Сутеева "Кто сказал "Мяу?" После каждой новой встречи в сказке спросите детей: кто это? Что сказал?
- Нарисуйте вместе с ребенком карандашами (ребенок может раскрасить рисунок) собаку со щенком или наклейте готовую картинку.
- Попросите ребенка рассказать о рисунке или ответить на ваши вопросы: 1) Кто это?
2) Это зверь или птица?
3) Какое это животное: домашнее или дикое? Почему?
4) Назови и покажи части тела, цвет, величину у собаки, щенка.
5) Какую пользу они приносят человеку?
6) Чем ты их будешь кормить?
Тема
Обувь
Родителям рекомендуется:
- Рассмотрите с ребенком дома обувь членов семьи. Назовите: у кого какая обувь? (туфли, сандалии, ботинки, сапоги, тапочки, кроссовки, бурки, валенки и т.д.)
Закрепите: все это – ОБУВЬ (обобщающее слово).
- Рассмотрите и назовите вместе с ребенком детали обуви (подошва, каблук, язычок, шнурки, дырки, молния, застежка, ремешок).
- Расскажите ребенку, как ухаживать за обувью (моют, чистят, сушат, натирают кремом, ремонтируют).
- Поиграйте в дидактические игры:
а) Игра "Один – много" (образование множественного числа существительных) ботинок - ботинки
сандалия – сандалии
сапог - сапоги
кроссовка - кроссовки
тапочка - тапочки
б) Игра "Гномик и великан" (образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме):
у великана туфли - у гномика туфельки
сапоги - сапожки
тапки - тапочки
сандалии – сандальки
ботинки - ботиночки
в) Игра "Кто больше вспомнит обуви" – вспомнить и назвать разную обувь.
- Выучите потешку:
Как у нас на ножках
Новые сапожки
Каблуки то топ, топ
А ладошки хлоп-хлоп.
Можно сопровождать слова действиями.
6. Нарисуйте с ребенком цветными карандашами разную обувь. Ребенку можно дать задание: обвести по контуру и раскрасить обувь. Можно наклеить картинки с изображением обуви.
Одежда
Мы изучаем, что должен знать ребенок:
- Название одежды (что мы носим в детском саду) – сарафан, шорты, платье, футболка, носки, гольфы, колготки и т.д. – все это ОДЕЖДА.
- Название деталей одежды: карман, воротник, пуговицы, рукава и т.д.
- Уметь отвечать на вопрос полной фразой.
Чье это платье ? – Это Танино платье.
шорты? - Это Ромины шорты.
Рубашка? - Это Сашина рубашка и т.д.
- Называть цвет, рисунок своей одежды, знать, что надето на себя.
- Уметь называть одежду в уменьшительно-ласкательной форме:
Юбка – юбочка; платье – платьице, сарафан – сарафанчик, шорты – шортики, носки – носочки и т.д.
Домашнее задание
- Поиграйте в игру "Назови ласково" свою одежду.
- Загадайте загадки об одежде.
- Выучите считалку (Перчатка).
- Повторите, какого цвета одежда.
- Нарисуйте свою любимую одежду.
ТЕМА
Мебель
Что мы изучаем:
- Название мебели: кровать, диван, кресло, стул, стол, шкаф – это МЕБЕЛЬ (обобщающее слово).
- Образование множественного числа существительных: стол- столы, стул – стулья, кровать – кровати, диван – диваны, кресло – кресла, шкаф – шкафы.
- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных? Стул – стульчик, шкаф – шкафчик, стол – столик, диван – диванчик, кровать – кроватка.
- Называем части мебели: у стула – спинка, ножки, сиденье; у стола – ножки, крышка; у шкафа – стенки, полки, дверцы.
- Для чего предназначена мебель.
- Знакомимся с предлогами: за, над, под, около, из, на.
Домашнее задание:
- Поиграйте в игры "Один-много", "Скажи ласково" по теме "МЕБЕЛЬ".
- Рассмотрите с ребенком мебель в вашей квартире, назовите ее и побеседуйте о том, для чего нужна мебель у Вас в дома.
- Нарисуйте мебель (2-3) вашей квартиры.
- Загадайте загадки о мебели.
- Поиграйте в игру "Куда спряталась игрушка" (на предлоги).
ТЕМА
Дикие животные
Заяц
Родителям рекомендуется:
- Рассмотреть с ребенком зайца на картинках зимой и летом.
Задайте ребенку вопросы (или расскажите):
Кто это? - заяц.
Это зверь или птица? - зверь, животное.
Где он живет? - в лесу.
Где его домик? Или расскажите сами, что у зайца нет дома, он ночует под кустом, в ямке.
Когда заяц меняет шубку? - зимой - на белую, весной, летом – на серую.
Чем питается? - травой, корой, сеном, тонкими веточками.
Кто его враги? - сова, лиса, волк.
Как называют детенышей зайца? – зайчата.
2. Рассмотрите с ребенком игрушечного зайца. Попросите назвать и показать части тела зайца: голова, длинные уши, маленький нос, глаза, туловище, 4 лапы – передние короткие, а задние – длиннее, короткий хвостик.
Спросите: какого цвета заяц?
Какого размера? (большой, маленький)
Какой он на ощупь? (мягкий, пушистый)
Как с ним можно поиграть?
- Сравните игрушечного зайца с живым: что умеет делать живой? – прыгает, прячется от лисы, грызет кору, запутывает следы, спит.
- Поиграйте в дидактические игры:
"Один – много": заяц –зайцы – много зайцев
лапа – лапы – много лап
хвост – хвосты –много хвостов
ухо – уши – много ушей и т.д.
"Большой–маленький" (уменьшительно-ласкательная форма существительных):
У большого зайца У маленького зайчика
голова головка
морда мордочка
уши ушки
глаза глазки
нос носик
лапы лапки
живот животик
спина спинка
хвост хвостик
- Выучите одну из загадок про зайца:
А) зимой беленький, летом серенький.
Б) Угадай-ка, что за шапка
Меха целая охапка
Шапка бегает в бору
У стволов грызет кору.
В) По снегу бежит, петляет
К лету шубку он меняет
На снегу его не видно
Волку и лисе обидно.
ТЕМА
Зимние забавы
Родителям рекомендуется:
- Во время прогулки побеседуйте о приметах зимы, задайте ребенку вопросы, побуждая его к высказываниям о том:
Какое сейчас время года?
Какая погода? (холодная, дует ветер, падает снег, светит солнце и т.д.)
Покажи снег; скажи, какой он? (белый, холодный, мягкий, мокрый (сырой)
Покажи лед (сосульку); скажи, какой он? (холодный, гладкий, прозрачный, твердый)
Снег и лед тает, капает вода, если подержать в руке (предложите наблюдение ребенку).
- Понаблюдайте и побеседуйте о зимних забавах. Спросите ребенка: На чем можно кататься по снегу, по льду?
- Спросите, как нужно лепить снеговика.
- Нарисуйте с детьми зимнюю прогулку (наклейте картинки).
- Почитайте стихи о зиме.
- Поиграйте в игру "Один-много":
Снежинка - снежинки горка - горки
Сугроб - сугробы лыжа - лыжи
Сосулька - сосульки снежок - снежки
Снегурочка - снегурочки снеговик - снеговики
ТЕМА
Домашние птицы. Петушок с семьей
Что мы изучаем:
- Закрепляем 4 основных цвета: красный, синий, желтый, зеленый.
- Рассматриваем на картинках петушка, курицу, цыплят, их части тела (голову, шею, туловище, гребешок, бородку, клюв, глаза, хвост, крылья, лапки, шпоры, перья, пух).
- Сравниваем петуха и цыпленка:
Петух – большой; цыпленок - маленький
У петуха лапы; у цыпленка лапки
У петуха голова; у цыпленка головка и т.д.
У петуха есть гребешок, бородка; у цыпленка – нет.
- Напоминаем, что петух – это папа, курица – мама, цыплята – это дети. Все они называются домашние птицы.
- Куры умеют клевать, пить, спать, грести лапками, щипать травку, искать зернышки, кричать: куры – "ко-ко-ко", цыплята – "пи-пи-пи", петух – "ку-ка-ре-ку".
Домашнее задание:
- Вспомните, что умеет делать куры.
- Поиграйте в игру "Кто как кричит": петух, курица, цыпленок (громко, тихо).
- Нарисуйте петуха, попросите детей рассказать все, что они о нем знают.
- Почитайте детские книжки о петушке, курице и цыплятах.
ТЕМА
Деревья. Праздник Елки.
Родителям рекомендуется:
- Рассмотрите с детьми ель. Назовите, из чего состоит дерево: ствол, ветви, иголки (колючие, острые, зеленые), шишки.
- Рассмотрите картинки с изображением деревьев в разное время года, сравните, чем они отличаются. Задайте ребенку вопросы по картинкам:
Какое это время года? Как ты догадался? (если дети затрудняются, обратите их внимание на цвет листьев и т.д.).
Какое это дерево? Как ты узнал? (покажите картинки с изображением березы, ели, сосны в разное время года).
- Поиграйте в игры:
А) Дидактическая игра "Один – много" (образование множественного числа существительных):
Береза - березы - много берез
ель - ели - много елей;
сосна - сосны - много сосен;
ветка - ветки - много веток;
иголка - иголки - много иголок;
шишка - шишки - много шишек.
Б) Посчитайте до четырех деревья: 1,2,3,4 –березы; 1,2,3,4 –ели; 1,2,3,4 –сосны.
В) "Большой – маленький" (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных).
У большой елки у маленькой елочки
Ветка веточка
Иголка иголочка
Шишка шишечка
Игрушка игрушечка
Верхушка верхушечка
Звезда звездочка
4. Рассмотрите новогоднюю елку (на площади, дома, на открытках). Нарисуйте вместе с ребенком новогоднюю елку, или приклейте картинку.
5.Попросите рассказать о новогодней елке: какая она красивая, нарядная, пушистая. На чем висят игрушки. Как она пахнет
6. Почитайте стихи, сказки о новогодней елке.
ТЕМА
Волк.
Родителям рекомендуется:
1.Рассмотрите с детьми волка, волчицу с волчатами на картинках.
- Уточните знания ребенка о волке:
А) волк – это дикое животное, живет в лесу.
Б) Папа – волк, мама – волчица, дети – волчата; один – волчонок.
В) Жилище – логово.
Г) Питается другими животными: он – хищник.
Д) Попросите ребенка назвать части тела волка (голова, морда, пасть с острыми зубами, длинное туловище, 4 лапы с когтями, длинный хвост, покрыт шерстью).
- Поиграйте с ребенком в игры:
А) " Большой - маленький ":
У папы- волка У волчонка
Зубищи зубки
глазище глазки
лапище лапки
хвостище хвостик
носище носик
когтище коготки
Б) "Какой волк ?". (Слова-признаки к слову)
Волк – серый, голодный, хищный, злой, сердитый, зубастый.
В) "Что делает волк ?". (Подбор слов-действий к предмету).
Волк – бежит, рыщет, хватает, охотится, заботится (о волчатах), воет, ищет.
- Нарисуйте вместе волка (его семью), предложите ребенку рассказать о волке, что он знает (см. п. 2).
- Прочитайте (вспомните вместе) сказки «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Колобок», «Теремок». Спросите, каким в сказках бывает волк (злой, добрый).
- Выучите загадку:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
ТЕМА
Весна. Потекла вода.
Кораблик (лодочка).
Родителям рекомендуется:
- Во время прогулок с ребенком обратите внимание на характерные признаки весны: тает снег, бегут ручьи, лед плывет, проталины, солнце светит ярче, стало светлее, дети пускают кораблики.
- Сделайте из подручного материала лодочку, пустите в ручеек, понаблюдайте за ней.
- Поиграйте в игры:
А) «Много – мало»
Много воды Мало воды
Много луж Мало луж
Много сосулек мало сосулек
Много снега мало снега
Много деревьев мало деревьев
Б) «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных.
Снег снежок
Луг лужок
Лужа лужица
Вода водичка
Лодка лодочка
Корабль кораблик
Г) «Какая весна» (подбор слов-признаков к слову).
Весна – красивая, долгожданная, солнечная, звонкая, веселая и т.д.
Д) «Что делает?» (подбор слов-действий к предмету).
Весна – приходит Кораблик – плывет
Снег – тает Лужа – замерзает
Сосулька – капает Ручеек – бежит (течет)
- Нарисуйте весну вместе с ребенком. Побеседуйте по рисунку, вспомните признаки весны.
- Почитайте вместе:
Толстой «Пришла весна, потекла вода».
Сутеев «Кораблик».
Пушкин «Ветер по морю гуляет».
ТЕМА
Наше тело.
Родителям рекомендуется:
- Уточните знания ребенка о том:
А) для чего нужны различные части тела: глаза – видеть, уши – слышать, нос – чувствовать запахи, руки - …, ноги - …, и т.д.
Б) Как надо беречь свое тело: не простужаться, не мерзнуть и т.д.
В) Как надо ухаживать за своим телом? (правила гигиены).
- Поиграйте:
А) " Большой - маленький " (образование уменьшительно- ласкательных слов):
У мамы (папы) У ребенка
Голова головка
Волосы волосики
Лоб лобик
Щеки щечки
Брови бровки
Ресницы реснички
Губы, зубы, язык ….
Подбородок, уши ….
Затылок, шея ….
Плечи, руки ….
Локти, пальцы ….
Ногти, живот ….
Б) «Один, два, много» (согласование числительных с существительными).
Про что можно сказать?
Один – нос, рот… Два – уха, глаза…
Одна – шея, спина… Две – руки, ноги…
Много – волос, зубов, ногтей, пальцев ….
В) «Мой, мое, моя, мои» (употребление притяжательных местоимений).
Про что можно сказать?
Моя: голова, грудь, спина… Мое – колено, ухо …
Мой – нос, рот … Мои – руки, ноги, волосы, …
- Нарисуйте вместе с ребенком человека.
- Попросите рассказать о себе:
А) Назови и покажи свои части тела.
Б) Для чего они нужны тебе?
В) Как за ними ухаживать?
ТЕМА
Лес. Лесные ягоды. Грибы.
Родителям рекомендуется.
- Закрепляем основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый.
- В течение всей осени наблюдаем с ребенком за изменением погоды: холодно, часто идет дождь, желтеют листья, опадают, солнце греет меньше. Расскажите ребенку, какие грибы собирают в лесу (съедобные, несъедобные не собирают). Какие ягоды ели летом, собирают осенью.
- Поиграйте с ребенком в игры:
А) «Возьми по порядку» с любыми предметами: кубик, шарик, палочка, куколка и т.д. (3-4 предмета). Спросите ребенка: «Что ты делаешь?» или прокомментируйте его действия сами ( ты взял кубик, потом – шарик и т.д.)
Б) «Скажи ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных):
Гриб - грибочек малина - малинка
Ягода - ягодка брусника - брусничка
Клюква - клюковка черника - черничка
- Рассмотрите части гриба, попросите назвать ребенка: у гриба есть ножка и шляпка.
- Загадайте загадки о грибах, ягодах. Расскажите из своего личного опыта, как вы собирали грибы, ягоды.
- Нарисуйте гриб, ягоды вместе (ребенок раскрашивает).
ТЕМА
Продукты питания.
Родителям рекомендуется.
- Побеседуйте с ребенком о том, где продают продукты, для чего они нужны, как называются магазины (отелы в магазине), в которых продают разные продукты:
Хлеб – в хлебном магазине (отделе)
Рыбу – в рыбном магазине (отделе)
Молоко – в молочном магазине (отделе)
Мясо – в мясном магазине (отделе)
- Закрепляем обобщающее слово продукты (питания) – все, что мы покупаем для еды.
- Поиграйте:
А) «Один – много»
Конфета - конфеты помидор - помидоры
Котлета - котлеты яблоко - яблоки
Батон - батоны груша - груши
Торт - торты сосиска - сосиски и т.д.
Б) «Назови ласково»:
Колбаса - колбаска сахар - сахарок
Сметана - сметанка хлеб - хлебушек
Творог - творожок пряник - пряничек
Молоко - молочко масло - маслице
В) «Скажи наоборот» (слова-антонимы)
Горячий - холодный сладкий - горький
Чистый - грязный мягкий - твердый
Черный - белый сырой - вареный
- Закрепляем предлоги «в», «из». Создаем ситуацию и предлагаем ребенку назвать действия: «Что я положила в сумку?» (продукты питания). Ребенок должен вам ответить: «Вы (ты) положил(а) в сумку яблоко» и т.д. Предложите ребенку самостоятельно выложить продукты из сумки, проговаривая фразу: «Я вынимаю из сумки яблоко, творог, хлеб, …».
- Поиграйте в игру «Съедобное – несъедобное». Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, обозначающее то, что едят: хлеб, рыба, стол, машина, яблоко, сметана и т.д.
ТЕМА
Семья.
Родителям рекомендуется.
- Уточните знания ребенка о вашей семье:
А) Семья – это родные люди, живущие рядом.
Б) Кто в вашей семье младше, старше.
В) Понимание элементарных родственных отношений: кто ты папе, маме (сын, дочь); кто ты бабушке, дедушке (внук, внучка); кто ты брату, сестре (сестра, брат).
Г) Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку (имя, отчество).
- Поиграйте:
А) «Назови ласково»
Мама - мамочка папа - папочка
Сестра - сестренка брат - братишка
И имена свои близких, например, Таня – Танечка,
Инна – Инночка и т.д.
Б) «Скажи наоборот» (формирование слов-антонимов).
Взрослый - ребенок молодой - старый
Старший - младший высокий - низкий
Большой - маленький и т.д.
В) «Отгадай, кто это» (отгадывание членов семьи по данным признакам):
- заботливая, трудолюбивая, самая красивая –
- сильный, строгий, большой –
- добрая, ласковая, заботливая - (бабушка)
- мудрый, серьезный, добрый - (дедушка).
- Нарисуйте вместе свою семью. Предложите ребенку рассказать о семье опираясь на вопросы:
- Как тебя зовут?
- С кем ты живешь?
- Как зовут членов твоей семьи?
- Кто самый старший, младший?
- Как ты помогаешь взрослым, младшим?
- Ты любишь свою семью?
ТЕМА
Деревья, кустарники.
Родителям рекомендуется.
- Рассмотрите на прогулке разные деревья: ель, березу, клен, дуб, рябину, липу, сосну и др.
- Предложите ребенку назвать деревья самостоятельно (или показать).
- Уточните знания ребенка о частях дерева:
Корни; ствол; листья; цветы (семена); ветки.
Спросите, чем отличается дерево от куста.
- Поиграйте:
А) «1,2,3,4,5» (согласование существительных с числительными):
Одна береза, две березы, три березы и т.д.
Один дуб, два дуба, три дуба и т.д.
Одна липа, две липы, три липы и т.д. (рябина, клен, сосна).
Б) «Какое дерево» (подбери признаки к предмету):
Береза (какая?) – стройная, белая, высокая, кудрявая и т.д.
Дуб (какой?) – высокий, сильный, огромный, старый.
Ель (какая?) – зеленая, колючая, высокая, пушистая.
В) «Назови ласково»
Береза - березонька рябина - рябинушка
Елка - елочка дуб - дубочек
- Развитие связной речи. В зависимости от речевых возможностей ребенка попросите рассказать или ответить на вопросы:
Рассказ «Березка»
Это береза. Ствол у нее прямой. Кора белая с черными пятнышками. Ветки тонкие, листья круглые. У березы есть сережки. Это ее семена. Береза очень красивая.
Вопросы к рассказу:
- Как называется это дерево?
- Какой ствол? Кора?
- Какие ветки, листья?
- Какие семена?
- Что можно сказать об этом дереве? Какое оно?
6. Нарисуйте вместе березу. Побеседуйте по рисунку.
ТЕМА
Насекомые.
Родителям рекомендуется.
1.Закрепляем основные цвета: коричневый, черный, серый и белый и оттенки: голубой, розовый, оранжевый.
2. Понаблюдайте в природе насекомых, по возможности рассмотрите их, можно по картинке.
3.Предложите ребенку назвать насекомых: жук, бабочка, кузнечик, муравей, муха, паук, комар, пчела и т.д.
- Уточните знания ребенка о частях тела насекомого:
А) голова (глазки, ротик)
Б) туловище
В) крылышки
Г) усики
Д) лапки
Е) брюшко
- Посчитайте, сколько каждой части тела: 1 голова, 1 туловище, 2 усика, 1 брюшко, 6 лапок.
- Поиграйте:
А) «Какой, какая?» (подбираем признаки к предмету):
Бабочка (какая?) – красивая, желтая и т.д.
Жук (какой?) черный, большой, толстый, страшный, т.д.
Кузнечик (какой?) - …
Муравей (какой?) - …
Б) «Кто как передвигается» (подбираем действия к предмету).
Кузнечик (что делает?) – прыгает.
Паук (что делает?) – ползает, плетет паутину.
Бабочка (что делает?) – летает, порхает, садится (на цветок)
Хук (что делает?) – ползает, летает.
Пчела (что делает?) – летает, жужжит.
Муравей (что делает) – ползает.
7. Нарисуйте вместе любое насекомое. Попросите ребенка рассказать о нем.
ТЕМА
Фрукты
Родителям рекомендуется.
1.Закрепляем основные цвета: синий, красный, зеленый, желтый и оранжевый.
2. Уточняем знания ребенка о фруктах: название; форму; цвет; вкус; как его едят (сырым, вареным); что из него готовят.
3.Покажите и расскажите, какие фрукты растут в вашем саду, как их собирают (срывают с дерева).
4.Поиграйте в игры:
а) «Возьми по порядку». Дайте команду ребенку: Возьми одну грушу, потом одно яблоко, один лимон и т.д. Спросите ребенка, что он делал?
б) «Магазин фруктов». Добивайтесь от ребенка, чтобы он выражал просьбу наиболее полно: «Дайте мне одно яблоко (две груши, много лимонов и т.д.). Спросите о форме, цвете, вкусе фруктов.
в) «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательной формы слов):
яблоко - яблочко лимон - лимончик
апельсин - апельсинчик арбуз - арбузик
слива - сливка банан - бананчик
г) «Один – много» (образование множественного числа существительных).
яблоко - яблоки много яблок
груша - груши много груш
апельсин - апельсины много апельсинов
мандарин - мандарины много мандаринов
5.Загадайте загадки о фруктах.
6. Нарисуйте фрукты вместе с ребенком
ТЕМА
Дикие животные. Медведь
Родителям рекомендуется.
1.Закрепляем основные цвета: коричневый, черный, белый.
2.Рассмотрите картинки с изображением медведя, медведицы с медвежатами.
3. Предложите ребенку назвать внешние признаки медведя:
а) Медведь большой, коричневый ( бывает белый или черный).
б) У медведя большая голова, уши, морда, маленькие глаза, черный нос.
в) У него большое туловище, 4 лапы: они толстые, с когтями, короткий хвост.
г) Медведь покрыт длинной, густой, лохматой шерстью.
д) Медведь косолапый, неуклюжий, ходит – переваливается.
4.Уточните знания ребенка о жизни медведя:
а) Дикое животное, живет в лесу.
б) Осенью ложится спать, зимой спит, весной просыпается, спит в берлоге.
в) Питается: ягодами, грибами, корешками, рыбой, медом.
г) Детенышей называют медвежатами.
5. Поиграйте в игры:
а) «Что делает медведь?» (можно с игрушечным медвежонком)- подбор слов-действий к предмету.
Медведь (что делает?) – ходит
Медведь (что делает?) - переваливается
Медведь (что делает?) - спит
Медведь (что делает?) – ест, … пьет, …. Рычит
Б) «Какой медведь?» (подбор слов-признаков к предмету).
Медведь (какой?) - неуклюжий
Медведь (какой?) - игрушечный
Медведь (какой?) - косолапый
Медведь (какой?) – меховой, … дикий, … большой, … добрый, …
6. Попросите ребенка рассказать сказку «Три медведя» (помогите ему).
7. Выучите загадки и стихи о медведе.
ТЕМА
День защитника Отечества. Самолет
Родителям рекомендуется.
1.Расскажите ребенку о празднике «День защитника Отечества». Посмотрите иллюстрации с изображением военных, военной техники.
2. Рассмотрите игрушечный самолет. Попросите ребенка:
а) Назвать части самолета: крылья, хвост, корпус, кабина пилота.
Б) Спросите: Кто летает на самолете? (летчик-пилот)
В) Уточните знания ребенка о том, что самолеты:
- летают высоко в небе, летают быстро, далеко.
- перевозят людей (пассажиров) и разные грузы.
- Место, где садятся и взлетают самолеты, называется аэродром.
3. Поиграйте в дидактические игры:
а) «Большой – маленький» (образование уменьшительно-ласкательных суффиксов).
У самолета у самолетика
Крыло крылышко
Хвост хвостик
Кабина кабинка
Б) «Один – много» (образование множественного числа существительных):
Самолет - самолеты
Пилот - пилоты
Кабина - кабины
Крыло - крылья
Хвост - хвост
4. Учим загадку о самолете:
Смело в небе проплывает
Обгоняя птиц полет
Человек им управляет
Что это? (самолет)
5. Повторяем стихи:
Самолет построим сами
Понесемся над лесами
Понесемся над полями
А потом вернемся к маме
6. Нарисуйте самолет, наклейте картинки.
ТЕМА
Транспорт. Легковые и грузовые автомобили.
Родителям рекомендуется.
- Рассмотрите на улице легковые и грузовые автомобили.
- Предложите ребенку назвать части машины: кузов, кабина, руль, сиденье, фары, дверцы, окна, мотор, колеса, шины.
- Задайте вопросы ребенку:
А) Кто управляет машиной? (водитель, шофер).
Б) Что (кого) перевозят машины? (грузы, людей).
В) Куда ставят машины? (в гараж).
- Поиграйте в игры:
А) «Один – много» (образование множественного числа существительных):
Машина - машины кабина - кабины
Колесо - колеса руль - рули
Фара - фары груз - грузы
Пассажир - пассажиры шофер - шоферы.
Б) «Большой – маленький» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).
Машина - машинка кабина - кабинка
Колесо - колесико мотор - моторчик
- Читаем вместе А.Барто:
Нет, напрасно мы решили
Покатать кота в машине,
Кот кататься не привык,
Опрокинул грузовик.
- Загадайте загадки, одну выучите:
Не летает, не жужжит, Дом по улице идет
Жук по улице бежит На работу всех везет
И горят в глазах жука Не на курьих тонких ножках
Два блестящих огонька А в резиновых сапожках
(автомобиль) (автобус)
7. Нарисуйте машину. Наклейте картинки.
ТЕМА
Овощи.
Родителям рекомендуется.
- Рассмотрите вместе с ребенком овощи с вашего огорода или купленные, предложите ему назвать их: картофель, помидор, огурец, свекла, лук, морковь, капуста, чеснок, репа – все можно назвать одним словом – ОВОЩИ.
- Поиграйте вместе:
А) «Собери овощи по порядку». По вашим инструкциям ребенок выполняет действия: возьми сначала одну морковь, потом одну свеклу, один помидор и т.д. (3-4 овоща). Спросите ребенка: «Что он делает?».
Б) «Возьми такой же». Возьмите какой-нибудь овощ и предложите взять ребенку такой же. Попросите назвать, что он взял и что у Вас.
В) «Скажи и покажи» - где большой, а где маленький (уменьшительно-ласкательные формы слов)
Огурец - огурчик свекла - свеколка
Репа - репка морковь - морковка
Помидор - помидорчик лук - лучок
Г) «Один – много» (формирование множественного числа существительных)
Помидор - много (чего?) помидоров
Огурец - много огурцов
Морковь - много моркови
Свекла - много свеклы
Лук - много лука
Д) «Овощной магазин»
Взрослый – продавец, ребенок – покупатель
Предложите ребенку говорить в магазине следующую фразу «Что ты хочешь купить?» - «Я хочу купить …» или «Дайте мне, пожалуйста, …». Спросите: «Какой у тебя помидор?» - большой, круглый, красный помидор.
- Приготовьте вместе любое овощное блюдо, расскажите ребенку, как готовят овощи, как их едят.
- Нарисуйте вместе любые овощи
- Загадайте ребенку загадки об овощах.
ТЕМА
Игрушки.
Родителям рекомендуется.
1.Закрепляем основные цвета: синий, красный, зеленый, желтый (назови, найди такого же цвета игрушки).
2. Рассмотрите с детьми игрушки, назовите детали (например, это машина, у нее есть кабина, кузов, колеса, внутри кабины – руль, кресла и т.д.).
3. Предложите ребенку показать и рассказать, как можно играть с игрушками (например, Куклу качают, купают, кормят, укладывают спать и т.д.; машину катают, возят груз (например, кубики) и т.д.; мяч бросают, катают и т.д.).
4. Поиграйте в игры:
а) «Возьми по порядку». По инструкции взрослого: «Возьми сначала мишку, потом машину, потом куклу …» (3-4 предмета). Предложите ребенку рассказать, что он делает.
б) «Назови ласково».
Машина - машинка заяц - зайчик
Мяч - мячик кукла - куколка
5. Загадайте ребенку и выучите одну из загадок.
- Нарисуйте вместе любимую игрушку. Задайте вопросы о рисунке: Игрушка 1) Какого она цвета?
2) Какого размера (большая, маленькая)
3) Какие части есть у игрушки?
4) Как ты с ней играешь?
ТЕМА
Дом (жилище человека).
Родителям рекомендуется.
1.Закрепляем основные цвета: синий, красный, зеленый, желтый.
2. Рассмотрите с ребенком во время прогулки различные виды домов (высокие, низкие, деревянные, каменные, одноэтажные, многоэтажные).
3. Посмотрите в детских книжках сказочные дома («Теремок», «Три поросенка» и т.д.). Какие у домов крыша, окна, труба, какое крылечко и т.д.
4. Нарисуйте вместе дом, в котором вы живете. Предложите назвать части вашего дома (кухня, прихожая, спальная, гостиная, ванная комната, балкон).
5. Почитайте сказки «Теремок», «Три поросенка», «Заячья избушка». Попросите вспомнить героев сказки, события.
6. Поиграйте в игры:
а) «Большой – маленький» (Образование уменьшительно-ласкательных существительных).
Дом - домик забор - заборик
Окно - окошечко (окошко)
Дверь - дверца
Б) Предложите выложить из палочек высокий и низкий дома.
ТЕМА
Чайная посуда
Родителям рекомендуется.
1.Закрепляем основные цвета: синий, красный, зеленый, желтый
2. Рассмотрите дома и повторите с детьми названия предметов чайной посуды: чашка, блюдце, чайная ложка, сахарница, чайник, молочник. Это посуда (чайная).
3. Рассмотрите и назовите части посуды (носик, донышко, ручка, крышечка).
4. Поиграйте вместе в игры:
а) «Возьми по порядку» (3 предмета). Например: сначала одно блюдце, одну чашечку, потом две ложки и т.д.
б) «Положи правильно». Положи ложку в чашку. Вынь из чашки. Положи ложку на блюдце. Спрячь под блюдце. Убери из-под блюдца. Спрашивайте «Что ты делаешь?».
5. Покажите посуду трех размеров. Попросите сказать или показать, где маленькая, средняя, большая.
6. Накрывайте стол и мойте посуду вместе с ребенком, проговаривайте глаголы: мою, вытираю, убираю, накрываю.
- Нарисуйте вместе любую чайную посуду. Спросите:
- название посуды.
- Ее цвет.
- Части.
- Для чего нужна.
- Как беречь, ухаживать за посудой.
- Из какого материала сделана.
ТЕМА
Кошка с котятами
Родителям рекомендуется.
1.Закрепляем 4 основных цвета: синий, красный, зеленый, желтый
и цвета: черный, серый, белый, оранжевый.
2.Рассмотрите вместе на картинках и в жизни кошку с котятами. Предложите ребенку назвать части тела кошки: голова, туловище, 4 лапы, хвост, на голове уши, нос, усы, глаза, морда, покрытая шерстью мягкой, пушистой, теплой, гладкой, цвет шерсти …
3. Играем в игры:
а) «Большой – маленький»
У кошки у котенка
Голова головка
Морда мордочка
Уши ушки
Нос носик
Хвост хвостик
Лапы лапки
Когти коготки
Язык язычок
Шерсть шерстка
Усы усики
б) «Что делает?». (Что умеет делать кошка): спит, ходит, прыгает, крадется, лакает, охотится, умывается, мяукает.
4. Читайте детские книжки о кошках.
Маршак «Усатый, полосатый»
Сутеев «Кто сказал «Мяу»?»
Потешкин «Киска» и.т.д.
5. Нарисуйте вместе с ребенком кошку (можно с котенком). Предложите ребенку рассказать о кошке. Задайте вопросы:
- Какое это животное? (домашнее).
- Где живет? (рядом с человеком).
- Как нужно за ней ухаживать? (кормить, лечить, мыть).
- Какую пользу приносит кошка человеку? (ловит в доме мышей, успокаивает человека).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Артикуляционная гимнастика и ее роль в коррекционно-логопедической работе.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органо...
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика»
К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушением звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.Речь не является врожденной способностью, она формируется посте...
Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика - это весело, полезно и интерено"
консультация для родителей детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика"
Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи....
Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика"
Комплекс артикуляционной гимнастики...
Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика"
Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика"...
Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика"
Артикуляционная гимнастика Уважаемые родители!Совместная работа педагогов и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо ...