Информация для пытливых педагогов и интересующихся родителей
консультация по теме

Катанаева Елена Владимировна

Представлен теоретический и практический материал по развитию и воспитанию дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные мультфильмы и дети

Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что телевидение — это эффективный канал управления человеком. По прогнозам ученых, деструктивные манипуляции личностью средствами массовой информации, наряду с национальными конфликтами, экологическими катастрофами и демографическими бедствиями, могут превратиться в проблему начала третьего тысячелетия. Современные технологии, новейшие приемы манипулирования сознанием наибольшую опасность представляют для маленьких телезрителей. Именно дети, по данным С. Кара-Мурзы, А.В. Романова и др., — наиболее незащищенная группа получателей сообщений. Они пассивно поглощают все то, что воздействует на них с голубого экрана. В отличие от взрослых, они не всегда могут защитить себя: игнорировать поступающую информацию, критично к ней отнестись, отказаться от просмотра сомнительных программ и мультфильмов.

Средство воспитания или технология манипулирования?

Родители, педагоги, психологи задаются вопросами: не опасны ли современные мультфильмы для формирующейся психики ребёнка? Что выбрать для ребёнка: зарубежные или отечественные мультики? Не проводится ли сегодня при помощи детских телепрограмм крупномасштабного «промывания мозгов», «зомбирования» наших малышей? Стоит ли вообще позволять детям смотреть анимационные фильмы, полезны ли они? Давайте разберёмся, что может извлечь ребёнок из просмотра мультфильма.

Мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость крохи, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Таким образом, мультфильм — это эффективное средство воспитания ребёнка.

К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно и могут иметь опасные для ребёнка последствия. Опираясь на мнения Д.В. Андрющенко, Н.Е. Марковой, И.Я. Медведевой, перечислим несколько признаков «вредного мультика», от просмотра которого стоит оградить ребёнка.

Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются». Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни. Исследования А. Бандуры, проведённые им и его коллегами ещё в 60-х годах ХХ века, доказали, что сцены телевизионного насилия, увиденные детьми, увеличивают их агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера. Более того, регулярный просмотр агрессивных телепередач 8-летними детьми является предвестником совершения ими серьёзных уголовных преступлений к 30-летнему возрасту.

Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не шлёпает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и даже просто опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами. Ещё несколько десятилетий назад Е.В.Субботский описывал эксперименты, проводимые с детьми дошкольного возраста, в которых демонстрировалась склонность ребёнка к подражанию. Ещё тогда он задавался вопросом: как преодолеть «всеядность» подражания, сделать так, чтобы ребёнок, копировав хорошее, воздерживался от подражания дурному?

Транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот, надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам. Можно представить, какие последствия просмотр подобных сцен может иметь, например, для дошкольника, если известно, что дошкольный возраст — это период активной половой идентификации ребёнка.

Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. «Воспитательный» эффект систематического просмотра подобных мультфильмов не заставит себя ждать. Первыми почувствуют его близкие взрослые в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости и безжалостности маленького телезрителя.

Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению В.С. Мухиной, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Кроме того, когда ребенок вынужден подражать, идентифицировать себя с несимпатичным главным героем — неизбежно страдает внутреннее самоощущение малыша.

Перечень признаков вредных для ребёнка мультфильмов, несомненно, не закончен. Можно спорить о том, кто и с какой целью, осознанно или не очень допускает выход в прокат подобной продукции.

Мультфильм — это эффективное средство, в одном случае решения благородных задач воспитания малыша, в другом — манипулирования, скрытого управления им.

Долгое общение с героями таких «вредных мультфильмов», по словам Н.Е. Марковой, Э.Н. Успенского, может стать причиной появления целого поколения «моральных и физических уродов». Подводя итоги, отметим, что от нас, взрослых, зависит будущее наших детей. В качестве напутствия для родителей можно привести следующие рекомендации специалистов.

Во-первых, следует отказаться от показа телевизионных передач и мультфильмов детям младше двух лет. Общение с голубым экраном не должно превышать 1,5 часов в день. Целесообразно ограничить просмотр телевизора ребёнком после перенесения тяжелой болезни, малышам с нарушениями центральной нервной системы, а также детям, пережившим стресс, невротически ослабленным, впечатлительным и внушаемым.

Во-вторых, при выборе детской телепередачи или мультфильма родителям надо быть в десять раз осторожней, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. С детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов, через воспроизведение последовательности событий у ребёнка складывается более ясная и цельная картинка происходящего. Не надо «перекармливать» детей никакими мультфильмами — хороший мультфильм должен быть наградой, праздником.

В-третьих, никакой мультфильм не заменит живого общения ребёнка с взрослым, в котором он так нуждается. Давайте отложим дела, и уделим малышу немного нашего внимания!



Предварительный просмотр:

Тест «Как вы заботитесь о себе?»

Ответьте, пожалуйста, на вопросы, приведенные в тесте. Для этого оцените каждый вопрос по 4-бальной шкале.

Условные обозначения:

4 – верно (т.е. высказывание полностью относится к вам, к вашим поступкам и действиям);

3 – скорее верно, чем неверно;

2 – скорее неверно, чем верно;

1 – неверно (т.е. вы так не поступаете никогда).

Подсчитайте, пожалуйста, ваш результат. Для этого сложите все цифры.

  1. Временами я покупаю себе что-нибудь приятное, как, например, подарок, сувенир, безделушку.
  2. Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться.
  3. Я считаю, что имею право иногда быть эгоистичной.
  4. Если я себя плохо чувствую, мне нравиться позволять другим заботиться обо мне.
  5. Я заранее планирую приятные события такие, как каникулы, поход в театр или ресторан.
  6. Каждый день я уверена в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать себе что-нибудь приятное.
  7. Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем.
  8. Я могу сказать «нет», когда люди требуют от меня что-то, что я не хочу делать.
  9. Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее.
  10. Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве.
  11. Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье.
  12. Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, которые мне приятны.
  13. Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пайки.
  14. У меня есть время для занятий увлекательным хобби.
  15. Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если кому-то может не понравиться .
  16. Я считаю, что каждый сам должен отвечать за решение своих проблем.
  17. Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладывать на все 100%.
  18. Я могу сама принимать решения, а не ждать советов окружающих.
  19. Я избегаю употребления наркотиков и табака.
  20. Я способна признавать и доказывать другим свои достоинства.

Интерпретация теста

Более 54 баллов – результат выше среднего. Люди, имеющие данный общий балл, умеют заботиться о себе достаточно хорошо, поэтому им легче, чем другим, в искренней форме проявлять заботу об окружающих в тех ситуациях, когда это необходимо.

40-54 балла – средний результат. Те, кто имеет данный балл, как правило, стараются заботиться о себе, но они могли бы улучшить свой результат.

Ниже 40 баллов – результат ниже среднего. Эти люди заботятся о себе недостаточно хорошо. Возможно, что они часто имеют чувство вины перед собой/окружающими или низкий уровень ассертивности.

Как выработать позитивное отношение к себе

Прекратите всякую критику. Не занимайтесь самокритикой – сбросьте с себя эту тяжесть прямо сейчас. Если мы говорим себе, что все хорошо, чтобы не случилось, значит, нам легко изменить свою жизнь.

Не запугивайте себя. Слишком часто мы терроризируем себя своими собственными мыслями. В каждый момент времени нас занимает одна мысль. Давайте научимся думать позитивными аффирмациями. Поймав себя на том, что вы начинаете себя запугивать, немедленно начните думать позитивно.

 Будьте верны себе. Мы связываем себя обязательствами по отношению к другим людям, забывая при этом о себе. Только от случая к случаю мы находим время для себя. Относитесь к себе внимательно и ответственно. Любите себя, заботьтесь о себе.

 Относитесь к себе, как к любимому существу. Уважайте себя и лелейте. Любя себя, вы будете более открыты для того, чтобы получать любовь от других. Сосредоточьтесь на любви к себе. Будьте доброй, мягкой и терпеливой с собой.

Научитесь быть добрыми к своему сознанию. Не казните себя за негативные мысли, не обвиняйте себя в том плохом, что было в вашей жизни: откажитесь от обвинений, чувства вины, наказаний и боли. Используйте релаксацию, медитацию, визуализируйте оптимистические мысли.

 

Научитесь хвалить себя. Критика сжигает душу, похвала возрождает ее из пепла. Скажите себе, что вы прекрасны, но одного раза будет недостаточно, похвала не сработает. Повторяйте ее хотя бы время от времени. Поверьте, это будет легче с каждым разом. Поддерживайте себя похвалой.

Любить себя – значит поддерживать себя. Обращайтесь за помощью к друзьям, позволяйте им помогать вам. Просьба о помощи – это проявление силы, а не слабости. Попробуйте попросить о помощи, вместо того, чтобы пытаться справиться со своими проблемами своими силами и злиться на себя за то, что ничего не получается.

Любите свои отрицательные черты.

Ухаживайте за своим телом. Если вы собираетесь прожить долгую и активную жизнь, значит, вы хотите заботиться о себе сейчас. Правильное питание и физические упражнения имеют важное значение. Объедаться - это один из способов спрятать любовь. Подберите для себя комплекс упражнений, который вам нравиться, выполнять который - в радость. Выработайте позитивное отношение к этому комплексу.

Занимайтесь самообразованием. Сейчас повсюду есть книги, кассеты, учебные курсы. Если вы стеснены в средствах и не можете их купить, пользуйтесь библиотекой.

 

Создавайте свое финансовое будущее. Всегда можно начать экономить с небольших сумм. Важно то, чтобы откладывать деньги постоянно.

 Развивайте свои творческие способности. Вашим творчеством может быть любое занятие, которое приносит удовлетворение, все, что угодно – от домашней выпечки до проектирования зданий.

 

 Живите так, чтобы радость и счастье стали центром вашего мира. Источник радости и счастья всегда находится внутри вас. Убедитесь, что вы связаны с этим источником. Стройте свою жизнь на основе радости.

Любите себя прямо сейчас, не ждите, когда вы станете совершенными.

Я у себя одна

Радуйтесь своей непохожести

  • Освойте какое-нибудь ремесло. Это изменит ваш взгляд на самое себя. И почему это вам не под силу, если другие женщины находят удовлетворение в уроках иностранного языка или фотографии, на курсах вязания?
  • Не бойтесь гордиться собой. Ценить себя и гордиться тем, что вы умеете чрезвычайно важно.
  • Добиваясь чего-то, ставьте себе реалистические цели. Если вы заноситесь слишком высоко, то готовите себе разочарование.
  • Лучший способ себя побаловать – созвать друзей. Таким образом, вы не только напомните себе, как их у вас много, но и получите множество комплиментов.

Правила позитивного мышления в действии

  1. Принимайте наш мир таким, каков он есть, то есть без осуждения, критики и возмущения.

Помните, что мы сами создаем все то, что нас окружает.

То, что не видно вблизи, видно со стороны. Не происходит что-то так, как нам хотелось? Не беда, все к лучшему в этом лучшем из миров. Твердим, твердим себе это постоянно, даже если слезы из глаз и сердце болит. Благодарим и идем дальше, уверенные в том, что все, абсолютно все происходит для нашего с вами блага. Для ускорения процесса предлагаем вам аффирмации:

«Сейчас рождается что-то очень хорошее для меня»

«Сейчас рождается что-то очень радостное для меня»

«Сейчас, именно сейчас происходят перемены к лучшему для меня»

В чем смысл? Благодаря таким утверждениям мы показываем, что спокойно принимаем все события, памятуя о том, что все происходит для нашего высшего блага. При этом мы показываем бесценный пример своим маленьким детям и даже скептически настроенным подросткам, что нам хорошо и комфортно в том мире, в котором живем. Тем самым мы закладываем великолепный фундамент в их юное подсознание.

 

  1. Никогда не поддавайтесь панике!

В момент любых испытаний лучше всяких рыданий помогает пусть даже автоматическое повторение аффирмаций и благодарности миру. Работает превосходно! Попробуйте изменить свое отношение к возникшей проблеме, и увидите, что мир начинает меняться в лучшую сторону. Мы должны контролировать свои эмоции, не позволяя эмоциям контролировать нас.

  1. Принимайте все препятствия как вызов и проверку позитивного мышления.

Чем отличается обычный человек, когда у него неожиданно и без объявления отключают горячую воду? Тем, что он начинает на чем свет стоит строить свою жилконтору, страну, свою собственную судьбу, попавшихся под руку детей и так далее. Помогает это? Ничего подобного. А настроение портит всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов "Как сообщить родителю негативную информацию о ребёнке"

Цель: формирование у педагогов коммуникативных навыков. Подготовлена психолом...

Информация для стенда педагога - психолога на тему "Скоро в школу!"

Информация размещается на стенде педагога - психолога в зоне доступа родителей....

Информация о резльтативности педагога

Информация о результативности педагога для аттестации...

Интерес к народным промыслам у современного дошкольника: взаимодействие педагога ДОУ и родителей

В статье рассмотрена проблема взаимосвязи воспитания гармоничной личности ребенка дошкольного возраста и традиционных народных промыслов России как одной из важнейших основ художественно-эстетического...

Информация для педагогов «Работа с родителями, как полноправными участниками образовательных отношений, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.»

Информация для педагогов «Работа с родителями, как полноправными участниками образовательных отношений, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.»...

Анкета для родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.

Анкета длы родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей....

Информация об участии педагога-психолога Нестеровой Е.М. в ГМО педагогов-логопедов

Информация об участии педагога-психолога Нестеровой Е.М. в ГМОпедагогов-логопедов  городского округа Лосино-Петровский 14.12.2023г...