Главные вкладки

    Консультации для родителей и педагогов "Причины нарушений речи"
    консультация (старшая группа) на тему

    Бугаева Анна Александровна

    "Причины нарушений речи"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prichiny_narusheniy_rechi.docx14.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Причины нарушений речи

    K возникновению серьезной речевой патологии способны привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, во время родов, а также в первые годы жизни ребенка. В период беременности отрицательно сказываются генетические дефекты, биологическая репродуктивная незрелость матери, действие микроорганизмов и вирусов, проникающей радиации, электромагнитных и других полей, резус-конфликты, избыток или дефицит солнечного света, влияние тепла, холода, острые и хронические бытовые и производственные интоксикации, прием лекарственных препаратов, токсикозы беременных, эндогенные интоксикации на почве различных хронических заболеваний, сдавления, ушибы и др. Причем тяжесть речевой патологии и процессы компенсации во многом зависят от срока, на котором произошло поражение мозга плода. Наиболее тяжелое поражение мозга ребенка возникает на 3-м месяце беременности.

    Cпециалисты большое значение придают факту плохого и нерегулярного питания беременных, а также невынашиванию беременности, когда ребенок рождается недоношенным и биологически незрелым. Употребление алкоголя, никотина и наркотиков во время беременности приводят к нарушениям физического и нервно-психического развития плода. У курящих, пьющих и употребляющих наркотики женщин рождаются дети с низкой массой тела, отстающие в физическом и психическом развитии.

    Все неблагоприятные факторы процесса родов неизбежно сказываются на ребенке. К ним относятся длительный безводный период, отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция родовой деятельности, плохое или недостаточное раскрытие родовых путей, быстрые или стремительные роды, применение различных ручных родовспомогательных приемов, кесарево сечение, тугое обвитие плода пуповиной, большая или очень малая масса тела и большие или малые размеры плода, преждевременное рождение, затяжные роды, ягодичное предлежание.

    В раннем возрасте оказать отрицательное влияние на развитие речи ребенка могут нейроинфекции и травмы головного и спинного мозга.

    Нередко микроповреждения нервной системы у новорожденного не обнаруживают ни неонатолог в родильном доме, ни участковый педиатр. Что же должно насторожить родителей в поведении младенца? Вялый сосательный рефлекс или его отсутствие, крик и плач без видимых причин по ночам, повышенный или пониженный тонус отдельных групп мышц, различные мелкие гиперкинезы (дрожание), необычная поза при лежании на спине, капельки пота над верхней губой при сосании, короткая шея, кривошея, подтекание молока по уголку губ, постоянно приоткрытый рот — все это должно вызвать у родителей крайнюю обеспокоенность и желание провести углубленное исследование состояния нервной системы малыша, чтобы вовремя начать необходимое лечение и избежать отклонений в развитии ребенка в дальнейшем.

    Нарушения речи могут вызвать также и различные социально- психологические причины: недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми. усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т.е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих.

    Таким образом, для развития речи ребенка велика роль речевого окружения, общение должно проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. Ребенку недостаточно просто слышать звуки (радио, магнитофон, телевизор), необходимо прямое общение со взрослыми. Родителям нужно  обеспечить благоприятное речевое окружение – медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, поощрять лепет ребенка мимикой радости, как можно больше разговаривать с ним, ненавязчиво и четко произносить неправильно сказанные им слова

    При подготовке статьи использовались материалы пособия «Родителям о речи ребенка»,  учебного пособия Волковой Л.С. «Логопедия»,  учебного пособия Трошина О.В., Жулиной Е.В. «Логопсихология»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультации для родителей по устранению нарушений в речи детей 4-5 лет

    материал предназначен для использования родителями воспитанников ДОУ...

    Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о причинах нарушения речи у детей».

    К возникновению речевой патологии могут привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, в процессе родов и в первые годы жизни ребенка....

    Консультация для родителей на тему: «Нарушение произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста».

    Консультация для родителейна тему:«Нарушение произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста»....

    Консультация для родителей и воспитателей "Нарушения лексики у детей с общим недоразвитием речи"

    В консультации  представлен материал о нарушении формирования лексики у детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи...

    Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"

    Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...

    Консультация для родителей: « Раннее выявление нарушений речи»

    Помните фильм советских времен "По семейным обстоятельствам"? Там одной девчушке, у которой "не звучала" добрая часть алфавита, родители пригласили опытного логопеда (роль сыграл Р...

    Консультация для педагогов и родителей Тема: Тяжелые нарушения речи у детей

    Тяжелые нарушения речи характеризуются не только проблемами с произношением звуков, но и сложностями их восприятия на слух. Такие дети с трудом строят речевые конструкции – фразы, предложения. И...