Консультация для родителей "Пальцы помогают говорить"
консультация (старшая группа) по теме

Бугаева Анна Александровна

Консультация для родителей "Пальцы помогают говорить"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon paltsy_pomogayut_govorit.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пальцы помогают говорить

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развивалась словесная речь, но она долгое время была связанна с жестикуляторной речью.

Сами  движения пальцев рук постепенно совершенствовались- из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Так развитие функций руки  и речи  у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи

У  многих детей с нарушением речи отмечается нарушение мелкой моторики рук.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук

М. М.  Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев

Тренировку пальцев рук можно начинать уже в возрасте 6-7 месяцев. Это может быть массаж кистей рук и каждого пальчика, каждой фаланги. Производится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. С 10 месяцев проводят активные упражнения для пальцев рук.

Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей детей. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершении – двумя руками вместе. Взрослые следят за постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое, при необходимости помогают ребенку. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер  по лесу летал,

Ветер листики считал:

(Плавные, волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот – с березки- золотой,

(Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку.

(Спокойно укладывают ладони на стол)

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»

(Удары по столу пальчиками обеих рук)

Вышел дождик погулять

(Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук)

Шел неспешно, по привычке, а куда ему спешить?

(«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(Ритмично ударяют то ладонными, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько

- «Ох!»

(Часто и ритмично бьют в ладоши)

(Один хлопок)

И ушел.

(Ритмичные хлопки по столу)

Газон засох.

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

(«Шагают» пальчиками по столу)

Картошку, Капусту, Морковку,

Горох, Петрушку и свеклу.

Ох!

(Загибают по одному пальцу на обеих руках)

Хлопок

Вот овощи спор завели на столе-

Кто лучше, вкусней, и нежней на земле?

(Попеременные удары кулачками и ладонями)

Картошка? Капуста? Морковка?

Горох? Петрушка иль свекла?

Ох!

(Загибают пальчики на обеих руках)

(Хлопок)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку, Капусту, Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу

Ох!

(Хлопок)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

(Ладони складывает крест- накрест на столе)

Картошка,  Капуста, Морковка,

Горох, Петрушка и свекла

Ох!

(Загибают пальчики)

(Хлопок)

И суп овощной оказался неплох!

(Показывают, как едят суп)

Пальчиковая гимнастика  «Подарки»

Дед Мороз принес подарки

(Шагают пальчиками по столу)

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка!

(На каждое произнесенное название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, затем на левой руке)

(Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный  пальчики- «Ушки»)

Гав! Гав!

Пальчиковая гимнастика «На елке»

Мы на елке веселились

(Ритмичные хлопки в ладоши)

И плясали и резвились

(Ритмичные удары кулачками)

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес

(Дети «Шагают» средним и указательным пальцами по столу)

Дал большущие пакеты,

(«Рисуют» руками большой круг)

В них же- вкусные предметы:

(Делают ритмичные хлопки)

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом сними,

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин)

(Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого)

Пальчиковая гимнастики «Наша группа»

В нашей группе  все друзья

(дети ритмично стучат кулачками по столу)

Самый сладший- это я.

Это Миша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша

(Разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

Пальчиковая гимнастика «Каша»

Каша в поле росла,

(Дети  подняли руки, шевелят пальчиками)

К нам в тарелку пришла

(«Идут» Пальчиками по столу. )

Всех друзей угостим, по тарелке дадим.

(в правой руке мешают пальцем левой руки)

Птичке- невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрешке,

Всем дадим по ложке

(Загибают по одному пальчику на обеих руках)

(Разжимают кулачки)

Пальчиковая гимнастика «Весна»

Иди весна, иди красна,

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Яблоки душистые, Груши золотистые,

Дети пальчиками «идут» по столу.

Большой урожай в наш край

(Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца)

Белка

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому...

 (Народная песенка)

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

Зайчик-кольцо

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое —

Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на  переходе из одной позиции в другую:

а)  пальцы — в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;

б)   большой   и  указательный   пальцы  соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

Сопряженная пальчиковая и артикуляционная  гимнастика «Лиса»

Уж как шла лис по тропке   (Дети пальцами  «пробегаются» от плеча до Нашла грамоту на топке       кончиков пальцев правой руки.

                                               Язык выполняет движения вверх- вниз)

Она села на пенек              (Сжать кулаки, один кулак поставить на другой.  

                                                    Широкий передний край языка положить на

                                                   нижнюю губу и удерживать его в таком            

                                                                   положении)

И читала весь денек                      (ладони развернуть от груди)

«Мамочка мама!                           Ладони прижать одну к другой на каждый  

                                                    слог пальцы поочередно смыкать и        

                                                       размыкать

Милая моя                                   Поочередно  растягивать губы в улыбке и  

                                                               смыкать трубочкой

Мамочка, мама!

Я люблю тебя»

Для развития речи детей старшего дошкольного возраста можно использовать сопряженную пальчиковую и артикуляционную гимнастику:

Сопряженная пальчиковая и артикуляционная  гимнастика «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне

(Руки  поднять вверх, ладони прижать одну к другой. Слегка развести и округлить пальцы.

Язык высунуть и с напряжением тянуть его к носу)

Утром весенним раскрыл лепестки

(Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе- врозь (несколько раз))

(Рот широко открыть- закрыть (в соответствии с движениями пальцев)

Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землей корешки

(Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести.)

(Язык высунуть и с напряжением тянуть к подбородку.)

Сопряженная пальчиковая и артикуляционная  гимнастика «Кукушка»

Летела кукушка мимо сада

(Руки согнуты  в локтях, скрестить перед грудью. Выполнять плавные волнообразные движения руками от предплечья до кончиков пальцев.

Язык выполняет движения вверх-вниз.)

Поклевала

(Ладонь левой  руки развернуть от груди, пальцы правой руки собрать в щепоть. Четыре раза (на каждый слог) коснуться щепотью левой ладони- «Птица клюет»

Языком выполнить упражнение «Лошадка»- поцокать языком 4 раза).

Всю рассаду

(Положение рук поменять, движения повторить.  Язык выполняет упражнение «Лошадка)»

И кричала «Ку-ку-мак!»

(Пальцы обеих рук сжимать в щепоть и разжимать- «Птица раскрывает клюв»).

(Округлить губы, как при произнесении звука о, закрыть рот)

Разжимай  один кулак

(Пальцы обеих рук сжать в кулаки и поочередно разжимать их. Поочередно надувать щеки.)

Сопряженная пальчиковая и артикуляционная гимнастика «Мышки»

1,2,3,4. Жили мышки на квартире.

(Хлопнуть в ладоши. Левую руку согнуть в локте вертикально перед лицом, ладонь смотрит вправо. Правую руку согнуть в локте на уровне плеча, пальцы сжать в кулак,упереть  в ладонь левой руки

Поочередно надувать щеки- 8 раз).

Чай пили,

(Ладони соединить ребрами, кисти рук собрать в «чашечку». Высунуть широкий язык. При вдохе и выдохе воздушная струя проходит по середине языка.)

Чашки били,

(Резко разомкнуть ладони, развернуть вниз. При вдохе и выдохе воздушная струя проходит по середине языка)

По- турецки говорили:

(Пальцы сцепить в «замок», выполнять  кистями плавные волнообразные движения. Языком выполнять упражнение «Болтушка»)

«Чаби, чиляби. Чиляби, чаби,чаби»

(На каждое слово поочередно соединять пальцы одной  руки с пальцами другой.)

Сопряженная пальчиковая и артикуляционная гимнастика «Краб»

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.

Вот на пальму лезет краб

(Левую руку вертикально согнуть в локте, пальцы растопырить и направить вверх («пальма»). Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой  руке- от локтя к кончикам пальцев).

(Широким кончиком языка погладить небо, выполняя движения вперед- назад.)

Ах-ох-иех. Сверху вниз летит орех.

(Кистью правой  руки плавно соскользнуть  по левой руке  вниз. Высунуть язык и выполнять движения вверх- вниз).

Шкряб, шкряб, шкряб. На песок сползает краб.

(Пальцами правой руки имитировать движение вниз от кончиков  пальцев  левой рки к локтю. С напряжением тянуть язык к подбородку.)

Ах-ох-иех. Краб внизу, а где орех?

(С помощью жестов и мимики изобразить удивление)

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.

Вновь на пальму лезет краб

(Левую руку вертикально согнуть в локте, пальцы растопырить и направить вверх («пальма»). Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой  руке- от локтя к кончикам пальцев.

Широким кончиком языка погладить небо, выполняя движения вперед- назад.)

Ах-ох-иех. Сверху вниз летит орех.

(Кистью правой  руки плавно соскользнуть  по левой руке  вниз. Высунуть язык и выполнять движения вверх- вниз).

Шкряб, шкряб, шкряб. На песок сползает краб.

(Пальцами правой руки имитировать движение вниз от кончиков  пальцев  левой рки к локтю. С напряжением тянуть язык к подбородку.)

Ах-ох-иех. Краб внизу, а где орех?

(С помощью жистов и мимики изобразить удивление)

Хром, хром, хром. Две мартышки под кустом. Хряп, хряп, хряп

(Подушечками пальцев обеих рук погладить щеки. Имитировать процесс жевания)

Ну и чудик этот краб!

(Большими и указательными пльцами оттянуть уши.)

Высунуть язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пальцы помогают говорить"

Речь и моторика взаимосвязаны.Какие игры можно предложить детям для развития мелкой моторики рук....

Консультация для родителей "Пальцы помогают говорить"

Консультация для родителей "Пальцы помогают говорить"...

консультация для родителей "Сказка помогает говорить"

Развитие связной речи является одной из главных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в...

Консультация для родителей "Пальцы помогают говорить" (вторая младшая группа).

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики во второй младшей группе....

Консультация для родителей "Пальцы помогают говорить"

Данная консультация поможет родителям развивать речь ребенка....