"Подготовка детей к школе"
консультация (подготовительная группа) по теме

Васильева Лариса Алексеевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_detey_k_shkole.docx73.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        ГОУ «Педагогическая академия».

                                                        Кафедра воспитательных систем.

Программа лектория для родителей детей 3-4 лет на 6 часов

по теме: «Готовимся к школе»

Слушатель курсов:

«Психолого-педагогические основы семейной педагогики, как ресурс развития личности ребенка в дошкольном возрасте».

Васильева Л.А.

МДОУ №40 «Колокольчик»

Научный руководитель:

к.п.н. доцент Коваленко Е.М.

                                        

Москва 2011г.

1. Готов ли ваш ребенок к школе?

Часто родители под готовностью к школе понимают развитие умений считать, писать и читать, для них важно, чтобы ребенок писал печатными буквами. Конечно, это здорово, но эти умения не являются показателем готовности к школе.

С психологической точки зрения готовность к школе подразумевает не столько умение читать и писать, сколько умение слушаться взрослого и выполнять правила. Ребенок должен уметь принимать условную ситуацию, иметь достаточную развитость произвольности поведения и психических процессов, уметь соподчинять мотивы и иметь развитые волевые качества. Важно, уметь регулировать свою деятельность:

– иметь мотивационную готовность к школе, стремиться к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;

– обладать общей осведомленностью, уметь обобщать, анализировать, сравнивать;

– иметь достаточную развитость мелкой моторики руки.

Ребенок, который не умеет выполнять требования учителя потому, что не научился слушаться родителей, и воспитателей в детском саду, скорее всего в школе будут называть «трудным» или «особым» ребенком. Если вы хотите научить слушаться, развить умение следовать правилу следует начинать играть с ребенком, это могут обыкновенные игры – «семья», «больница» или «краски», а также настольные игры с правилами. Ведь именно в подобных играх необходимо делать так, как требуется, согласовывать действия друг с другом. Если у ребенка не получается следовать правилу, сдерживать взрывы эмоций, его будут стараться не брать в игру. Вам знакомы фразы типа: «Ты не верно ходишь, так не по правилу!», «Сейчас моя очередь, а не твоя!», «Ты обманываешь!»? Если эти фразы адресованы вашему ребенку, это тревожный сигнал – он не умеет следовать правилам в игре. А это может повлиять на формирование умений общаться со сверстниками и в школьном коллективе. Научить выполнять правила достаточно легко – чаще играйте с ребенком в настольные игры, в «да и нет не говорить, черный с белым не носить» и другие подобные игры. Выбирайте игры интересные для ребенка. Слишком простые задания могут показаться скучными и не учат бороться с трудности, а выполнение слишком сложных заданий могут, «отбить» навсегда желание заниматься.

Общая осведомленность – это показатель того, что ребенку свойственна любознательность и он обладает некой картиной мира. Практически все дети в возрасте 3‏– 5 лет задают множество вопросов типа: «А что это?», «Почему идет дождь?», «А что находится внутри машины?» – и так далее. Мы не всегда включаемся в игру ответов и вопросов, – нам трудно поверить, что наши ответы – это один из основных источников познания мира. Лишаясь этого источника, ребенку приходится находить интересующую его информацию в разговорах взрослых, телевизионных передачах, придумывать что-то самостоятельно.

Если малыш не любопытен, он начинает отставать в развитии, ему может быть сложно в школе среди интеллектуально подготовленных сверстников, труднее воспринимать новые сведения из учебников. Если вы будете чаще беседовать с вашим ребенком, более внимательно относиться к ответам на его вопросы, и доступнее преподносить ваше объяснение, тем лучше он будет усваивать новый учебный материал.

2. Мотивация ребенка к школе.

Как можно определить, что же такое мотивационная готовность? Давно известно, что если ребенок не хочет учиться – это, как правило, создает большие трудности в его обучении. Если у ребенка нет желания заниматься, заставить его что-то делать невозможно. Когда ребенок попадает в школу, то складывается новая система отношений, где основным является оценка его предметных действий, умение соответствовать неким правилам в обществе, – а ребенок с его индивидуальными особенностями не всегда бывает интересен окружающим.

В школе ребенку приходится строить деловые отношения с чужими людьми, он учится защищать свое «Я» от воздействия других людей. Если ребенок растет неуверенным и у него сложился негативный Я-образ – он начинает учиться ниже своих способностей.

Мотивационная готовность к школе начинает формироваться с любви ребенка к себе, важно, чтобы не погасло стремление стать лучше и вера, что все можно изменить, – совершенствуя себя. Хорошо, когда ребенок чувствует поддержку, любовь матери, а авторитет отца укрепляет уверенность его в своих силах. Чрезмерная тревожность матери по поводу проблем в школе имеет свойство передаваться ребенку, и он вместе со своими школьными ошибками несет за собой груз родительских страхов и несбывшихся надежд.

Выделяют несколько позиций, с которыми ребенок идет в школу. Как, правило, они связаны с тем, как родители отзываются о школе и что является образцом в поведении ребенка. Существуют отличия в том, как успевают дети, родители которых считают школу основным этапом жизни ребенка, и как учатся дети, родители которых определяют ребенка в школу «с тем, чтобы хоть чем-то занять свое чадо, чтобы он не слонялся просто так, ведь принято учиться», в процессе обучения их не интересуют успехи ребенка. Основными мотивами, которые определяют отношение к учебе, часто можно определить желание встречаться с одноклассниками, играть на перемене, желание получать хорошие отметки, «чтобы мама гордилась» или чтобы быть самым лучшим, любовь и желание узнать новое и постигать неизвестное, страх наказания или «чтобы была престижная работа, когда стану взрослым». Мотивы самые разные, внешние и внутренние.

Вспомните, что вы говорили ребенку о школе. Вы объясняли – «в школу тебе купят красивый портфель, карандаши и пенал, тебе будет очень интересно, ты будешь дружить с ребятами, школа – это будет твоя работа и обязанность».

Вспомните свое отношение к школе. Страшно вам было идти в школу или вы шли с удовольствием? Переживаете ли вы, что поведение вашего ребенка будет огорчать вас? Предполагаете ли вы, что негативные оценки ребенка являются результатом того, что ребенок не развит интеллектуально? Как часто вы сравниваете успехи вашего ребенка и его одноклассников?

Важно понять, что ваше собственное мнение в отношении школы и учебы вашего ребенка накладывает отпечаток, как он будет относиться к школе и формирует его ответственность. Слишком дальний мотив типа «престижная работа, когда повзрослею» с трудом влияет на поведение ребенка сегодня. Дети в возрасте 6 ‏– 7 лет не справляются с волной непосредственных желаний, им трудно регулировать свои «хочу», поведение часто зависит от сиюминутных побуждений и не соотносится с тем, что будет через много лет. Работу выбирать придется еще не скоро, а нежелание заниматься уроками возникает сейчас. Ведь можно гулять, играть. Часто ребенок, который настроился получать только пятерки и быть самым лучшим, если ему вдруг получит четверку или тройку может потерять желание учиться в школе. Или если друг получит больше похвал и отличных оценок, то может возникнуть зависть к успехам, боязнь что кто-то опередит, страх при ответах – а вдруг хуже, чем у него?

Если вы считаете, что ваш ребенок обязан учиться в школе только отлично, и станете упрекать его за четверки или тройки, то появится реальная угроза, что радость узнавания нового сменится страхом и непосильной ответственностью. Получается, что ребенок несет ответственность и за свои полученные оценки и за ваши несбывшиеся ожидания – по воду его успехов. Решите для себя, что важнее – оценки в журнале или необходимый уровень знаний, непосредственный интерес и желание вашего ребенка найти ответы на самые разные вопросы?

В обучении предпочтительной является внутренняя – мотивация ребенка – интерес, стремление узнать новое и неизвестное, необходимо, чтобы сформировалась система потребностей, которая выражается как собственное желание: «хочу в школу». Ваше уравновешенное и радужное отношение к будущей школе, реальные требования к успешности ребенка, оптимизм в рассказах о школьной жизни, высокий интерес к познанию окружающего мира и осознание, что любая ошибка – это не страшно, ее можно исправить – все это создаст хорошую мотивацию вашему ребенку.

3. Лето перед школой.

Последнее «вольное» лето перед школой. Родителям дошкольников это лето приносит много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда родители считают, что за короткий летний период необходимо преодолеть все пробелы в воспитании малыша дошкольного возраста. Воспитательные усилия взрослых становятся судорожно-хаотическими, такая помощь ребенку может только навредить.

Лето – достаточно долгий срок, однако стремление выполнить всю программу прогимназии или первого класса могут отбить у ребенка желание учиться. Лучше убедитесь в том, что ребенку свойственна необходимая психологическая зрелость, чтобы учиться в школе. Давайте разберем, что лежит в основе психологической зрелости (или психологической готовности к школе)?

В школьной зрелости выделяют три составляющие: интеллектуальная, эмоциональная и социальная. Интеллектуальную зрелость детей 6–7 лет составляет: развитое пространственное восприятие предметов; способность концентрировать внимание, значит не отвлекаться определенное время; устанавливать связи между явлениями и событиями (например, почему наступила весна?); возможность логического запоминания, так как механическая память практически не развивается; умение воспроизводить по образцу, который ребенку предлагают скопировать, а также развитие и быстрая координация мелких движений кисти руки. Эмоциональная зрелость – предполагает возможность длительно делать не совсем интересную, но нужную работу, то есть развитие произвольности поведения. Непосредственные, импульсивные реакции несколько ослабевают, так как подчинены выполнению некоторой задачи. Социальная зрелость предполагает, что у ребенка существует потребность в общении с одноклассниками, и он умеет подчиняться законам группового взаимодействия в детском коллективе, способен принимать роль ученика, умеет слушать и выполнять требования учителя.

4.Режим дня будущего школьника.

Многие родители «догадываются», что этот самый режим очень необходим и важен. Но, видимо, считают, что это слишком правильное понятие, которое выдумали медики и педагоги. А ведь для выполнения режима нужны знания о закономерностях, по которым живет организм. Очень сложно убедить родителей, что трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима.

Есть показатель, который точно отражает динамику и функциональное состояние организма – это работоспособность. В обычной жизни – это отражение способности действовать целенаправленно, для достижения определенного результата. Заметим зависимость работоспособности от функционального состояния организма и внешних условий. Так, двигательная расторможенность является сигналом быстрого снижения работоспособности у первоклассника. Через пятнадцать – двадцать минут урока число отвлекающихся, «крутящихся», играющих детей катастрофически возрастает. Двигательное беспокойство – это защитная реакция организма от переутомления, он дает себе кратковременный отдых, как бы отключается. Воздействия – упреками, назиданиями, окриками заставить ребенка заниматься бесполезны. Здесь необходимо использовать смену видов занятий, переключение с одного вида деятельности – на другую. Это поможет отодвинуть утомление. Теперь, понятно для чего необходимо научиться соблюдать режим дня.

5. Подготовка ребенка к изменению режима.

У ребенка скоро существенно изменится режим дня и привыкать жить в статусе ученика ему будет сложно. Конечно, если вы не поможете своему ребенку в этом.

И так, что, нужно сделать, чтобы подготовить будущего первоклассника к изменению режима?

Во-первых, ребенок должен научиться рано вставать – для многих это трудно. Чтобы решить эту проблему необходимо принять самые обыкновенные меры. Давайте подумаем, как это сделать. Нельзя ребенку разрешать засиживаться около телевизора или компьютера, так как спать необходимо укладываться не позже половины десятого. Нужно исключить из режима дневной сон (по возможности), склонность к которому вновь появляется у первоклассников. Для того чтобы ребенок спокойно перешел в режим бодрствования, а пробуждение не было судорожным поставьте будильник с запасом времени и с вечера приготовьте одежду на утро и соберите портфель. Это особенно важно для медлительных детей, у которых низкая подвижность нервных процессов, если их торопить, то темп деятельности становится в два раза медленнее. Хочется, чтобы утро прошло без напряжения, ведь оно задает тон всему дню.

Во-вторых, в школе ребенка ждут много новых обязанностей.

Он должен:

– уметь поддерживать порядок в одежде,

– вовремя выполнять

– задания, ограниченные по времени.

– научиться планировать свое время.

Готовить уроки – трудное занятие для маленького ребенка. Необходимо смириться с тем, что самостоятельное выполнение заданий по предметам будет ребенку сделать сложно, так как на сегодняшних школьников накладывают большую нагрузку, поэтому им трудно организовать свою деятельность, заставить себя делать то, чем им не хочется заниматься.

Первый шаг для того, чтобы проблема исчерпала себя – это умение делать домашнее задание в течение определенного отрезка времени (1–1,5 часа, хотя в первом классе официально задание не задают, но оно существует), чтобы на это не уходил весь досуг ребенка.

Лучше начинать готовиться к урокам с 15–16 часов. Каждые 25–30 минут делать перерыв, выполнять физминутки под музыку (они способствуют восстановлению работоспособности, помогают отодвинуть утомление). Начинать приготовление уроков нужно с менее сложных (время на врабатывание), затем переходить к более трудным. Очень скоро ребенок научится самостоятельно читать, и важно распланировать, чтобы для этого также оставалось время. Если вы понимаете, что ребенок самостоятельно не воспринимает смысл заданий, ему нужно помочь. Хорошо, если вы совместно с ребенком разбираете задание и ход его дальнейших действий. Важно, чтобы не напугать ребенка ритмом и насыщенностью школьной жизни. Если ребенку не удастся приобрести нужный – темп деятельности, он может оказаться – отстающим и испытывать страх при выполнении заданий «на время» – это контрольные работы и диктанты, а затем – экзамены.

В-третьих, важно, чтобы соблюдался режим просмотра телевизора. Не надо ребятам сидеть у экрана телевизора больше 40–45 минут в день! А детям возбудимым, ослабленным – лучше сократить и это время. Нельзя смотреть телевизор, лежа; а сидеть надо на расстоянии от 2 до 5,5 м от экрана; а сзади необходимо установить подсветку, чтобы снизить контрастность экрана.

Рекомендуется соблюдать ночной сон, продолжительность которого должна быть не меньше 8 часов. Для первоклассника суточная норма сна составляет 11,5 часа. Если вы будете соблюдать элементарные правила перед сном, то обеспечите ребенку глубокий и спокойный сон. Итак, не играйте в шумные, «взбалмошные» игры, не занимайтесь спортом, не смотрите страшные фильмы, не ругайте и не читайте нотаций. Нет, вовсе не пустячное дело – соблюдение рационального режима дня.

6. Готовность «домашнего» ребенка к «выходу» в школьный коллектив.

Когда ребенок выходит в большой мир ему приходится нести огромную психическую нагрузку, которая связанна с публичным поведение ребенка, когда много времени приходится проводить среди людей и окружение оценивает его. Ребенку невозможно остаться одному, практически все его поступки, привычки, действия находятся под наблюдением и сопряжены с оценкой со стороны других людей или ему так кажется.

Ребенок расходует значительную долю психической энергии, находясь в эпицентре школьной жизни. Через некоторое время ребенок научится отключаться от шума и суеты, чтобы выполнить собственное задание, привыкнет находиться в толпе, будет чувствовать себя способным действовать. Однако, дома необходимо дать ребенку возможность уединиться, побыть одному, временно не подвергать контролю его привычки, по возможности делать меньше замечаний, которые может, связаны с перевозбуждением ребенка («Не грызи ногти! Не дергай головой!»).

Можно тренировать способность ребенка заниматься в шумном классе, учиться мысленно, отстраняться от других или, наоборот, включаться в происходящее. Вот некоторые упражнения, которые полезно выполнять.

Так, если у него небольшие музыкальные способности, то можно петь дуэтом или хором, для того чтобы распределить внимание необходимо разделиться на голоса, или попробовать петь каноном – это когда часть певцов поют выше, а другая часть – ниже или может отставать на несколько тактов. В результате ребенку приходится следить не только за своей деятельностью, но и одновременно за тем, что делают другие в это время, так как это относится и к нему. Полезны упражнения, в которых сочетаются создание собственного ритма и специфику ритма, вы создаваемого другими. Можно использовать колокольный звон, тиканье часов, барабанный бой; выстукивать чечетку и т. д. Есть упражнение, которое адресовано читающим детям. Его полезно проводить с группой (можно пригласить соседских детей или даже взрослых, родственников). Прочитайте вслух небольшое стихотворение. Потом разбейте его на отрывки и пусть участники выучат эти отрывки, а потом произносят вслух, причем одновременно. Можно упражнять читать стихотворение по порядку и следить, чтобы четверостишия не перепутались.

7. Отдайте его в подготовительный класс.

Воспитание ребенка в семье формирует некоторые первые представления о самом себе, – он знает, что он «мамин» или «папин», то есть имеет сходство с одним из родителей, «послушный» или «капризный», «активный» или «медлительный». Когда он приходит в новый коллектив подготовительного класса, его начинают сравнивать с другими детьми, и хочется ему или нет, но он начинает замечать в собственном характере – совсем другие качества, которые могут показаться для него неожиданными.

В мироощущения ребенка после прихода в школу вносятся существенные изменения. Так, например, он понимает, что не самый быстрый, не самый умный, не самый любимый; а признание и лидерство в классе нужно «завоевывать» своими достижениями.

Все эти открытия нельзя считать опасными – ребенку полезно знать, что окружающие его видят по-разному. Обратите его внимание на то, что отличником быть не обязательно – иногда бывает, что хорошую отметку получают случайно («обыкновенное везение»), а иногда «двойка» еще не означает, что ребенок не усвоил материал. Хорошо, если ребенок поймет, что объем знаний, который дает школа это еще не означает, что у тебя глубокие знания по предмету; полезно дать читать что-либо дополнительно, например, отправиться в совместное путешествие с родителями, по страницам популярной энциклопедии «Что такое Кто такой». Другой способ дать ребенку дополнительную психологическую защиту – просмотреть материал, который будут изучать вскоре, то есть немного забежать вперед, чтобы ребенок мог задать вопрос по теме или рассказать что-нибудь познавательное, подготовленное заранее. Да, еще одно пожелание: старайтесь не сравнивать личностные качества своего ребенка с другими детьми, а сравнивайте его с самим собой, с его собственными достижениями, вчера и сегодня. Критиковать можно только поведение ребенка, лучше выражать свои чувства по этому поводу. Старайтесь хвалить его в присутствии других людей, пусть общественное мнение, а затем и представление ребенка будут позитивными.

8. Расскажите, чем хорошо в школе.

Ребенок не хочет идти в школу и боится грядущих перемен? Помогите ему – объясните, что его ждут новые друзья, добрая атмосфера и много интересных событий.

Одноклассники. Ребенок, увидев впервые скопление людей перед школой, может испугаться. Даже если он бывал на праздничных представлениях, в театре, цирке, ему может показаться, что когда он растворится в толпе ребят, он станет маленьким и незаметным, совершенно одинаковым со всеми детьми. Может возникнуть неприятное ощущение, что его может легко потерять и не отличить от других, даже собственная мама. Постарайтесь подружиться с кем из будущих одноклассников – мальчиком или девочкой, важно, чтобы дети подходили по темпераменту и симпатизировали друг другу. Если ребята возьмут друг друга за руки, отправляясь в класс – это даст обоим чувство защищенности.

Учительница. Стоит запомнить, как ее зовут, и убедиться, что ребенок это тоже знает. Есть ли у ребенка привычка обращаться к взрослым по имени-отчеству? Если пока нет, то повторите только имя учительницы, никогда не называйте ее безлично («она», «учительница»). Лучше познакомиться с ней заранее. Мальчикам обычно нравятся юные и красивые, девочкам – полные и добрые. У детей понятия красота и полнота соотносятся с доброжелательностью. Если после встречи с учительницей у вас сложилось неблагоприятное впечатление, то не обязательно демонстрировать своего недовольства, постарайтесь избежать негативных оценок и в беседе с друзьями. Не выражайте вслух своей зависти другим детям и их родителям, если вам показалось, что ваш преподаватель сущая Баба Яга, лучше подумайте о том, что можно сделать, ведь обучение в начальной школе начинается с учительницы.

Одежда. Ваш ребенок впервые надевает школьную одежду. Лучше померить и подогнать по ребенку все заранее, а главное дать ему в ней походить, пусть привыкнет. Сейчас во многих школах принято носить форму, тогда многие проблемы решаются сами собой. Но если дети одеваются по своему усмотрению, то прислушайтесь к мнению ребенка, – выбирая одежду, важно, чтобы ему было комфортно. Дайте время покрасоваться перед зеркалом, сделайте несколько комплиментов, оцените внешний вид. Безусловно, удобнее всего носить джинсы, так как они практичны и удобны. Если девочка привыкла носить брюки, а вы непременно хотите видеть ее в нарядном платье, не советуем вам настаивать на этом. Пусть ее первый день в школе запомниться хорошими эмоциями. Ей может быть не привычно с открытыми ногами, сложно двигаться, и вообще не принимает себя такой. Для чего создавать напряжения из-за пустяка. Выбором одежды необходимо заняться заранее и желательно с ребенком, все примерить и дать ему походить, чтобы убедиться, что ничто не сваливается, не торчит и все застежки на месте, одежда должна быть одобрена ребенком.

Еда. Иногда дети так волнуются перед школой, что не могут в этот день плотно позавтракать. Это можно понять, поэтому не стоит давить на них. Лучше прислушаться к желанию ребенка и предложить на завтрак то, отчего ваш малыш никогда не откажется, – может, ограничиться только фруктами или йогуртом. Если у ребенка плохой аппетит, а вы все равно заставляете его есть, то может закрепиться рвотный рефлекс, который будет возобновляться при упоминании о «школе». Можно разбудить ребенка немного пораньше, тогда он успеет проголодаться. Поинтересуйтесь, что в школе детям предусмотрено давать на завтрак. Если ему это не нравится, предупредите заранее педагога, не стоит в этом случае вслух критиковать то, что для других детей, возможно, является лакомством.

Туалет. Выясните, где расположен туалет для маленьких, возможно, это помещение используется мальчиками и девочками, нужно выяснить, как включается там свет. Для детей начальной школы вопрос, связанный с туалетом представляется сложным, и «просчеты», первого школьного дня, могут иметь для ребенка в дальнейшем определенные последствия. Часто дети, которые не ходили в детский сад, чувствуют шок при мысли, что естественные отправления можно совершать в присутствии других детей. Ваша задача – предупредить ребенка об этом и убедиться, что он все понял. Потренируйтесь расстегивать одежду, проследите, чтобы ребенок взял с собой носовой платок и бумажные салфетки. Научите ребенка, каким образом нужно отпрашиваться в туалет, объясните о необходимости это делать на перемене, но можно и на уроке.

Эти рекомендации выполнять легко. Важно, чтобы в этот день, самые близкие для ребенка были рядом и поддержали добрым словом, а возможно и подарком. Хорошо, если этот день в памяти останется светлым праздником и останется фотография знакомства со школой.

 9. Не отдавайте ребенка в школу рано.

Современные мамы считают, что тем раньше отдать ребенка в школу, тем лучше. Но всегда ли это так? Иногда стоит подумать, что важнее психическое состояние ребенка или тот факт, что он на год раньше войдет во взрослую жизнь.

Конечно, в каждом отдельном случае важно решить: идти ли ребенку в школу в 6 лет или лучше остаться дома или в детском саду еще на год? У большинства детей, которые не готовы к школе режим детского сада лучше, чем в школе будет способствовать формированию значимых функций в школе. И через год учиться ребенку будет легче.

Иногда этот год нужен, чтобы укрепить здоровье, иногда необходимы занятия по формированию психологической готовности к школе, по развитию познавательных процессов, важных для успешного обучения.

Исследования показывают: больше всего неготовых к обучению детей в возрасте пять – пять с половиной лет – около 80 %; в шесть лет таких детей уже намного меньше 51 %, а в шесть с половиной лет – уже 32 %. Среди семилетних детей число неготовых к школе детей снижается до 13 %.

Единого для всех рецепта нет: у одного потребности, чтобы с ним больше говорили, другой хочет, чтобы его чаще слушали, с третьим трудно усидеть на месте, он любит бегать и прыгать, а четвертого нужно приучать сидеть и подробно все разбирать. Яснее ясного, что готовить ребенка к школе можно и нужно почти с самого рождения; и все, что вы закладываете в нем с раннего детства, окупится сторицей. Главное, это то, чему он учится сам в процессе своего развития. Хотя существуют и другие мнения: одни считают, что начинать подготовку к школе – надо с трех лет, другие – за год до первого класса. Важно понять, что практически весь период жизни ребенка до школы, со всеми его особенностями является тем временем, когда идет подготовка к школе. Здесь важно соблюдать золотую середину: не переусердствовать, не натаскивать ребенка, не требовать невозможного, обращая внимание, на знания и умения других. Пусть ребенок получит удовольствие от собственных достижений. Потом можно заняться чем-то новым, достаточно сложным. Надо стараться быть чуть впереди своей цели, но при этом она должна быть определена детским возможностями, то есть реальной и сбыточной. Надо знать: у тех, кого часто постигает неудача, пропадает интерес к новому, незнакомому, а с ним и желание учиться… А без интереса – как учиться?

10. Не тяните время, если ребенок уже готов к обучению.

Ваш ребенок вундеркинд и уже в три года сам пишет слово мама. Тогда можете спокойно отдать его в школу раньше. Иначе потом ему будет неинтересно учиться и общаться со сверстниками.

Вначале мы упоминали о том, что умение читать и писать для ребенка не является основным показателем при поступлении в школу? Бывает так, что ребенок умеет делать то, чему другие будут учиться в течение первого класса. Однако такой ребенок скучает на уроке, ему неинтересно, поэтому он отвлекается, мешает учителю и другим ребятам. – Старается чаще других отвечать, не давая спросить других и вызывает тем самым раздражение учителя. Часто ребенок, словно не слышит учителя, если он не обращается непосредственно к нему, то есть не работает с ним один на один. Он быстро теряет интерес к учебе, если учитель не обращает на него внимание. Со временем ребенок не приучается работать на уроке. А когда начинают изучать темы и предметы, знаний по которым нет, то начинает отставать. Поэтому успеваемость снижается и есть возможность попасть в разряд неуспевающих детей.

Подготовка к школе – процесс длительный, начинать его надо постепенно и заранее. Чтобы не возникало сомнений по поводу готовности к школе, стоит серьезно решить, куда вы намерены отдать своего ребенка, каковы требования к будущему первокласснику. В каждой школе они свои, как и свои особенности. Многие ставят условием поступления ребенка в школу умение читать, считать и писать, так как программа рассчитана на заранее подготовленных детей.

11. Начинайте готовить ребенка к школе вовремя.

Вы хотите, чтобы у вашего ребенка было детство, поэтому долго не сажаете его учить буквы? Зачем? Не боитесь, что потом будет уже поздно? Делайте все вовремя.

С какого возраста лучше начинать обучение в школе? К сожалению, однозначно ответить на этот вопрос невозможно. По документам ребенку может быть семь лет, но возраст не может быть гарантией психологической зрелости и готовности организма к учебным и режимным нагрузкам. Поэтому во многих странах за год до школы, перед поступлением в школу и через полтора месяца после начала обучения проводятся ряд мероприятий, которые могут составить прогноз школьных трудностей. Психологические обследования позволяют не просто определить, «готов – не готов», но и обнаружить те особенности в развитии ребенка, которые требуют внимания и коррекции.

С чем связана необходимость определять готовность к школе?

Дети, которых относят к неготовым к школе:

– процесс школьной адаптации проходит гораздо сложнее и по времени более длительный;

– часто наблюдаются трудности в обучении;

– менее работоспособны;

– быстрее утомляются;

– медленно формируется навык письма и чтения;

– не справляются с учебными нагрузками в течение всех лет обучения в начальной школе;

– часто бывают проблемы в состоянии здоровья, возможно ухудшение здоровья в процессе обучения.

Нет смысла в определении готовности к школе за неделю до первого сентября. Так как упущено время что-то исправить и подтянуть. Лучше это сделать примерно за год до школы. Обследование должен проводить специалист (это может быть врач-психоневролог, психолог).

12. Готовьте ребенка к школе правильно.

Возможно, вы решили заняться подготовкой на пороге оставшегося до школы года. Вы провели медицинское обследование, выяснили, что у ребенка нет хронических заболеваний. Вы находите важным следовать основным условиям физического развития ребенка – рациональное питание, режим дня, сон, прогулки на воздухе.

Ваш ребенок не только достаточно двигается (бегает, прыгает, играет), но и выполняет специальный комплекс утренней гимнастики, закаляется. Он владеет основными гигиеническими навыками. Если что-то упущено, то еще есть время все исправить.

Как правило, в этом возрасте детям свойственно любопытство и наблюдательность. Когда ребенок задает много вопросов, то нельзя отмахиваться от них, иначе, если вы не ответите раз, два – ребенок замкнется и перестанет спрашивать.

Постарайтесь найти время – ответить на вопросы малыша и дать ему какое-нибудь задание. Так, в осенний день вы собираетесь в парк. Попросите малыша понаблюдать, что изменилось там с лета. Обратите внимание на конкретные детали в наблюдениях малыша, например, деревья, листва, небо, как одеты люди, есть ли насекомые и т. д. И обязательно выслушайте потом рассказ, если ребенок затрудняется, задайте наводящие вопросы, похвалите. Так будет накапливаться опыт наблюдения и анализа. Одновременно будут расширяться знания ребенка об окружающем мире, обогащается словарный запас. Иногда, спрашивая ребенка о том, что интересного происходит на прогулке с мамой, он отвечает: «Ни чего. Она мне только замечания делает – не ходи, не трогай, не лезь». Как вы думаете, есть польза в такой прогулке? Безусловно, подышать свежим воздухом, да и подвигаться вам удалось, да и только. Но ведь взрослый мог бы поделиться знаниями об окружающем мире, своими впечатлениями, а это так важно для развития ребенка.

Итак, больше рассказывайте детям, а затем спрашивайте их, учите правильно и четко произносить слова, расширяйте словарный запас. Если вы видите, что речь вашего ребенка развита слабо, беден словарный запас, строй предложения нарушен, и ребенок с трудом различает звуки, нужно постараться больше общаться с ним. Например, когда варите борщ, опишите, как вы это делаете подробно, предложите ребенку рассказать папе, как мама готовит.

Дети любят рифмовать, придумывать новые слова и играть «в слова». Взрослым необходимо пояснять значения незнакомых и сложных слов, которые дети чаще узнают из книг или из телевизора.

Дошкольники с 6-лет уже, как правило, умеют определять положение предметов на плоскости, знают слова, обозначающие их местоположение. Ребенок должен знать значения слов: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед. Проверить эти знания ребенка можно в игре, например, положите фигурку на стол, под книгу, на кровать, перед машинкой – попросите описать, где она находится. Если малыш что-то путает, спокойно объясните, если систематически играть с ребенком, то эти понятия закрепляются. Кроме того, необходимо уметь различать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), уметь сравнивать предметы по величине (больший, меньший), различать по цвету. Тренировку этих навыков можно вести в обыденной жизни. Часто, малыши любят помогать маме на кухне, убирают вымытую посуду, накрывают на стол, расставляют посуду к обеду. Здесь можно и спросить: что такое посуда, продукты, мебель? Вот и можно потренироваться в определении ее местоположения (большая тарелка в середине, мелкая тарелка впереди большой, вилка слева, нож справа и т. п.), посчитать количество предметов, определить их форму (тарелка круглая, тумба прямоугольная и т. д.). Следите за тем насколько правильно употребляет и произносит слова ребенок.

Обсудите, почему так называется: сахарница, мыльница, вешалка… Поговорите об овощах, фруктах: попросите отложить 4 свеклы, 3 моркови и 2 луковицы, попробуйте их посчитать, а потом разберитесь, какого они цвета.

Вы собрались приготовить кашу, отмерили нужную вам меру крупы – появился повод объяснить ребенку, что изменится, если возьмем две больших чашки или пять маленьких. Такие занятия можно проводить и с водой, да с чем угодно, дети любят экспериментировать, важно, чтобы и у вас было желание. Лучше, если при этом вы малыша будете больше спрашивать, а сами будете говорить только основное. Детям нравится, когда их спрашивают, как взрослых: «Как ты думаешь…», «Чтобы это значило…», «Интересно, какое твое мнение?..»

Если вы идете в магазин за продуктами, то это прекрасный повод рассказать о том, что такое продукты: молочные, колбасы, крупы и т. д. Сегодня у вас поездка на дачу – вот способ рассказать об овощах и фруктах, посмотреть, как и где они растут, попросить рассмотреть и найти сходства и различия, например, моркови и свеклы, укропа и петрушки. Хорошо, когда рассказ сочетается с действиями; пусть малыш сам выкопает морковку, сорвет огурец и т. п., оказывается действия с предметом, тактильные ощущения помогают лучше усвоить информацию.

Сейчас в продаже есть разнообразные альбомы для раскрашивания. Там овощи и фрукты, цветы и птицы, домашние и дикие животные, и многое другое. Их можно использовать для упражнений, помогающих ребенку научиться классифицировать и обобщать предметы, находить их сходство и различия. Если сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды, домашние и дикие животные и т. д.), то потом можно поиграть: «Выбери предметы, которые похожи и имеют одинаковые признаки?», а потом «Назови группу предметов одним словом?». Хотя, вариантов игры может быть много; главное фантазируйте – возможно, ребенок сам подскажет один из вариантов игры.

13.Диагностика интеллектуального развития ребенка.

Безусловно, лучше если диагностику готовности к школе проведет специалист. Что делать, если нужного специалиста нет, а школа не «за горами». Проводить самим. Это не так сложно как кажется на первый взгляд.

Для проверки уровня готовности к школе можно рекомендовать методики, предложенные психологами Л. А. Венгером и А. Л. Венгером. Есть книга «Домашняя школа мышления», ее можно использовать всем, кто хочет лучше узнать своего ребенка. Однако как говорят авторы: «Не следует полагаться на эти методики стопроцентно… Они ни в коей мере не исчерпывают всех сторон готовности… но помогают выявить наиболее типичные причины, приводящие к трудностям в начальной стадии обучения». Еще одно важное замечание: «Не «натаскивайте» ребенка на выполнение тестовых заданий. Это не поможет увеличить общий уровень психического развития, а только лишит вас возможности правильно оценить этот уровень». Причем: это касается любых заданий.

Необходимо понять: тестирование дается для того, чтобы определить, где слабое звено в развитии – и как помочь ребенку.

Обследование ребенка лучше проводить в форме игры, обстановка должна быть спокойной, располагающей к общению, нельзя заставлять, принуждать ребенка к выполнению заданий. Указательные высказывания, такие как: «Не вертись, сколько можно тебе повторять», «Сейчас проверим, возьмут ли тебя в школу…» или другие нужно исключать при тестировании.

Не стоит проводить «испытания» сразу после болезни, когда – самочувствие – еще ослаблено, или сразу после спортивных праздников и подвижных игр, когда ребенок перевозбужден.

Помните, что готовность к школе состоит из: определенного уровня состояния здоровья и физического развития, личностного профиля, качеств ума, речевого развития, двигательных умений и способности координации и т. д.

Важно сначала понять, умеет ли ребенок слушать вас и выполнять ваши указания. Ведь первоклассник, у которого не развиты эти умения, даже много знающий, будет испытывать трудности в освоении школьной программы.

Беседа с ребенком, которая проводится при определении готовности к школе, позволяет оценить не только общий запас сведений, знаний, но и сформированность логического мышления: способности классифицировать предметы и явления, отмечать различие и сходство. Помните: ребенок может выбрать для определения сходства и различия и нестандартный показатель; важно, чтобы он умел обосновать свой выбор.

Вот примеры таких заданий.

Задание 1. Какой предмет лишний?

Задание 2. Где нарисована обувь?

Задание 3. На какой картинке больше слив, а на какой вишен? (Дополнительный вопрос: посчитай, сколько всего на каждой картинке.)

Задание 4. Расположи последовательно времена года. Назови их? (Дополнительные вопросы о временах года.)

Задание 5. У какой машины четыре колеса, а у какой четыре окна?

Задание 6. Продолжи ряд, но вначале посмотри, из каких фигур и в какой последовательности составлена цепочка.

Эти задания можно дополнять, а при необходимости усложнять.

Один из главных показателей готовности ребенка к школьному обучению – речевое развитие. Для того чтобы составить представление о речевом развитии не нужно каких-то специальных заданий; можно сделать общаясь с ребенком или играя, Например, попросите ребенка составить рассказ по картинкам. Для этого можно использовать серии детских комиксов, или несколько последовательных картинок, объединенных одним сюжетом. При этом оценивается:

– словарный запас слов, умение правильно подобрать слова;

– способность правильно строить предложения;

– грамматическая правильность речи (падежи, единственное и множественное число и т. п.);

– понимание (способность правильно оценить и понять ситуацию, составить короткий рассказ);

– способность понимать вопросы и свободно отвечать на них;

– качество произношения звуков и артикуляции;

– темп речи, владение интонацией и голосом.

Один из основных показателей умственного развития ребенка – сформированность образного мышления.

Оценить сформированность образных представлений можно используя различные задания:

Нарисовать человека.

Скопировать рисунок с образца.

Собрать простой рисунок из различных частей (7–9).

Собрать рисунок из деталей, используя схему.

При этом оценивается:

– степень подробности рисунка человека;

– точность – изображения общей формы и пространственного соотношения частей;

– соблюдение относительных размеров;

– ориентировка в схеме;

– понимание инструкции, длительность подготовки к работе, необходимость помощи и подсказки;

– способность внести исправления по ходу работы.

14. Не считайте ребенка не способным к обучению.

При самых отрицательных результатах нельзя упрекать ребенка, сетовать на его «тупость» родственникам или знакомым, подчеркивать какие-то его промахи. Вы обнаружили проблемы в знаниях и умениях ребенка? Не упрекайте его – обдумайте, чем вы можете помочь…

Наблюдение за первоклассниками, у которых возникли школьные трудности (обследовались как раз дети с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития) показало: отставали те, кто часто болел, у кого были недостатки речевого развития и координации движений, трудности зрительного восприятия.

А теперь еще раз перечислим «факторы риска», на которые следует обратить особое внимание при подготовке ребенка к школе.

1. Деятельность и общее развитие.

Факторы риска:

– неспособность понять инструкцию (задание) и трудности выполнения заданий – даже с помощью взрослых;

– хаотичность, неспособность организовать свою работу, необходимость постоянных указаний взрослых («Не отвлекайся», «Будь внимателен» и т. п.);

– частые отвлечения во время выполнения задания даже в течение 5–7 минут;

– негативная – реакция на неудачу (слезы, отказ от работы);

– низкий запас сведений, знаний;

– трудности вербально-логического и наглядно-образного мышления;

– низкий уровень развития памяти.

Особое внимание обратите на

– умение слушать и воспринимать обращенные к нему вопросы;

– умение лаконично раскрыть ответ на них;

– умение объяснять свои действия и выбор того или иного варианта выполнения задания.

2. Уровень речевого развития.

Факторы риска:

– бедный запас слов;

– плохое умение грамотно строить предложения;

– трудности артикуляции;

– нарушения звукопроизношения;

– затруднения звукобуквенного анализа.

Как правило, с задержкой речевого развития в раннем детстве объясняются, перечисленные факторы риска, они заметны у детей, которые вовремя не получили необходимой логопедической помощи.

3. Развитие координации движений и графических умений.

Факторы риска:

– неловкость при выполнении задания;

– неспособность выполнить задание;

– низкий уровень координации движений пальцев;

– неспособность чертить вертикальные и горизонтальные линии;

– неровность, нечеткость штрихов;

– тремор (дрожание рук).

4. Зрительное восприятие. Факторы риска:

– затруднения и ошибки при выделении отличительных особенностей фигур и их сочетаний;

– неточность копирования (нарушение соотношений элементов фигур, направления штрихов, размерности, наклона и т. п.).

Запомните, понимание – самая главная помощь, на которую должен рассчитывать ваш ребенок. Он должен чувствовать поддержку и внимание к его проблемам, верить: здесь его всегда поймут. Ребенку нужен опыт самостоятельной работы! Не стойте над ним. Таким поведением вы только развиваете в нем чувство беспомощности. Знайте, что ваши замечания – отвлекают, создают ощущение дискомфорта, неуверенности.

Важно понять, что своевременность принятых мер увеличивает шансы на успех!

15. Займитесь нарушением в произношении.

Если вы пускаете на самотек тот факт, что ваш ребенок плохо говорит, то срочно исправляйтесь. Со временем его не речь сама не восстановиться, а лишь может усугубиться.

Нарушения речи разнообразны, одно из самых частых – нарушение звукопроизношения. Ребенок может не выговаривать отдельные звуки и даже целые их группы. Есть мнение специалистов, что возрастные нарушения звукопроизношения, которые могут пройти сами собой, исчезают к пяти годам по мере развития и совершенствования речевого аппарата. Если же они остались, то следует обращаться к логопеду. И не откладывайте визит к нему!

Довольно часто нарушение звукопроизношения встречается при укороченной уздечке (связка под языком). В этих случаях надо обнаружить этот дефект как можно раньше – и обратиться за советом к врачу-хирургу, чтобы подрезать ее. Или можно использовать специальные упражнения, массаж; решить, что лучше, может только специалист.

Еще одно нарушение речи – это расстройство ритма и темпа. Может проявляться в следующем: ребенок говорит или очень быстро, захлебываясь, проглатывая слоги, создается впечатление каши во рту. Или происходит противоположное: ребенок говорит очень медленно, растягивая звуки, удлиняя паузы между словами. Расстройство ритма и темпа иногда может перерастать в заикание. Эти нарушения считаются серьезными, требующие специальной помощи логопеда, а иногда и врача-психоневролога.

Чтобы проверить качество звукопроизношения можно использовать картинки с изображениями предметов, названия которых ребенок произносит вслух. Главное, чтобы в названиях предметов, изображенных на картинках встречались следующие звуки:

сонорные – р (твердый и мягкий), л (твердый и мягкий);

свистящие – с (твердый и мягкий), д (твердый и мягкий);

шипящие – ж, ш, ч, щ.

Если вам не удалось получить консультацию логопеда, попробуйте помочь ребенку, тренируйте его правильно произносить звуки. Помните, что ваша речь – если она грамотная, правильная, – это образец, на который он равняется. Можно играть «в слова»: разбивать слова на звуки, складывать из звуков слова, замечать слова с определенными звуками. Например, «Придумай цветы, в названиях которых есть звук – К, теперь определи где он находится вначале, середине или в конце» Учите подчеркивать нужный звук голосом, растягивая его, форсируя звук. В этом возрасте дети внимательны к звукам, которые слышны в окружающем мире, они любят подражать жужжанию мухи или жука, стрекотанью кузнечика, кваканью лягушки – всему живому и неживому, что звучит. Это можно использовать, организуя веселые игры и полезные забавы. Читайте вслух стихи, сказки, рассказы.

16. Займитесь составом слова.

Как правило, трудные звуки с первого раза не поддаются; их надо повторять снова и снова. Проявите терпение и постарайтесь чаще хвалить ребенка за малейшие успехи. Исключите упреки, передразнивания и недовольства!

Если ребенок научился правильно произносить все звуки, следующим этапом работы будет научить его выделять и различать их, так как это необходимо при обучении грамоте. Поэтому с шестилетками необходимо проводить занятия по звуковому анализу слова. Что значит звуковой анализ? Это когда ребенок учится определять, во-первых, порядок звуков в слове, во-вторых, выделять отдельные звуки, в-третьих, различать звуки по их качеству, то есть какие они согласные, гласные, твердые, мягкие. Подобные занятия помогут предупредить многие будущие трудности в процессе обучения и выявят невидимую трудность – фонетико-фонематическое недоразвитие. Эта трудность часто сразу не проявляется (в виде большого количества ошибок, особенно в диктантах), а дает о себе знать значительно позднее – во втором, третьем классе.

Начнем со слов более простых – трезвучных (дом, лес, год и т. п.). Для того чтобы помочь ребенку представить звук, возьмем фишки одного цвета или одинаковые пуговицы и покажем, как построить схему.

Затем объясним: гласные звуки – особенные, их можно петь (ооо-ууу-ааа, ы-ы-ы, и-и-и, э-э-э). Рот при произнесении открыт, воздух выходит, язык, зубы и губы не мешают.

Условьтесь обозначать их на схемах фишками, скажем, красного цвета.

Когда дети будут справляться с трезвучными словами, тогда нужно заняться четырехзвучными. Уделите внимание, как нужно произносить твердые и мягкие звуки. Попросите ребенка дать определение мягким звукам ль (ласковый), нь (тоненький) и твердому звуку т (строгий). Это довольно сложно. Проявите терпение, не торопитесь, если проявить излишнюю настойчивость, ребенок откажется заниматься. Попробуйте разные варианты игры! Когда различение твердых и мягких согласных не будет вызывать затруднений, можно условиться обозначать твердые согласные, скажем, синими фишками, мягкие – зелеными. Слова, со стоящие более чем из пяти букв, разбирать не стоит, можно запутаться.

Если занятия по звуковому анализу идут с трудом, ребенок путает произнесение звонких и глухих, скажем, звуки б ‏– п, д ‏– т, з ‏– с (хотя умеет произносить их чисто) – обязательно обратитесь за помощью к логопеду!

17.Особенности внимания будущего первоклассника.

А в начале школьного периода ребенку свойственно поддаваться сиюминутной реакции, которая возникает на непосредственно возникающие раздражители, результатом может быть – отвлечение.

Многие первоклассники не умеют управлять собой. Часть детей этого возраста уже могут направлять внимание на определенный объект и его свойства, подчиняя свои действия речевой словесной инструкции взрослых. Первоклассник уже может заниматься определенной деятельностью, опираясь на устойчивое внимание. Но, однако, по объему и уровню такого внимания, а также способности к его распределению младшие школьники не намного отличаются от старших дошкольников. Только к 9 ‏– 10 годам произойдет резкое изменение, и дети смогут заниматься длительно, сосредоточенно, без частых отвлечений. Поэтому в этом возрасте большое значение имеет показ, картинка или слайд, – ведь в сознании детей запоминается легче то, что ярко и эмоционально.

Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

Нельзя бороться с отвлекаемостью окриками и замечаниями. Если вы хотите чему-то научить ребенка этого возраста нужно, чтобы было интересно и привлекательно. Запомните главное: внимание поддерживается интересом. Удерживать и сохранять интерес к деятельности, которая лишена интереса – невозможно. Поэтому вы, родители жалуетесь, что дети невнимательны во время занятий, очень трудно их заставить работать без отвлечений. Ваши старания тщетны, так как природа берет свое: низкая устойчивость внимания, высокая эмоциональность и так называемое охранительное торможение приводят к отвлечениям и двигательному беспокойству уже после 10–15 минут занятий. Это нужно учитывать и давать ребенку отдохнуть. Переключать внимание на другую деятельность. В этом вам могут помочь физминутки или подвижные игры.

18. Развивайте произвольность внимания.

Психологии не рассматривают внимание как самостоятельный процесс. Оно проявляется через наблюдение и настроенность.

Произвольное внимание – это способность самим направлять и регулировать внимание.

Но не всегда у ребенка оно развито в нужной мере, поэтому перед тем, как ваше дитя попадет в первый класс старайтесь научить его обращать внимание в соответствии с теми задачами, которые перед ним могут встать в школе.

Причины возникновения внимания в дошкольном возрасте не связаны с какой-либо поставленной целью. Следовательно, такое внимание непроизвольно.

А что способствует развитию произвольного внимания. Оказывается, появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью.

Что же нужно для совершенствования способности дошкольника к саморегуляции своей познавательной активностью? Необходимо следующее:

‏– Развивать все познавательные способности – мышление, память, восприятие, воображение.

– Тренировать способности к сосредоточению сознания – переключаться с одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать объем внимания.

Если говорить о развитии произвольного внимания, то оно начинается после 10 месяцев. Взрослые указывая ребенку на предмет, помогают ему выделить данный предмет среди других.

Но по-настоящему произвольное внимание начинает развиваться лишь с 6–7 лет, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения. Чтобы ребенок научился произвольно управлять своим вниманием, его надо чаще просить рассуждать вслух. Если ребенок будет постоянно называть вслух то, что он должен видеть, то он в течение длительного времени сможет произвольно удерживать свое внимание на тех или иных предметах, их отдельных деталях, свойствах.

Предлагаем несколько игр и упражнений для развития и тренировки основных свойств внимания.

Устойчивость внимания. Устранение импульсивности

Слушаем тишину.

В течение 3-х минут всем слушать тишину. За этим следует обсуждение: кто

что услышал и в каком порядке.

Минутка.

Ведущий просит детей внутренне измерить время, равное 1 мин (60 сек). Когда внутренняя минутка пройдет, каждый поднимает руку. Ведущий с помощью секундомера измеряет реальное время и записывает степень несовпадения каждого ответа. Это упражнение, помимо тренировки внимания, представляем собой и хороший диагностический метод исследования внутреннего темпа ребенка. Объем внимания

Что изменилось.

Общий принцип: внесение изменений. Заранее обсуждается количество изменений.

– Что изменилось в картинах (предметов)?

В случае использования изображений архитектурных памятников или художественных произведений предварительное их обсуждение может способствовать повышению эрудиции детей. Предоставляется возможность в течение 10 секунд (по мере тренировки время предъявления можно уменьшать) рассматривать расположенные в ряд рисунки или открытки. Затем дети закрывают глаза, порядок расположения картин изменяется. Надо восстановить первоначальный ряд.

– Что изменилось в круге? Если участники занятия сидят в круге, то можно использовать этот вариант. Водящий закрывает глаза или отворачивается. Ведущий молча (жестами) просит поменяться местами любых участников занятия. Затем водящий должен восстановить первоначальную картину круга.

Концентрация (интенсивность) внимания. Переключение внимания

Корректурная проба.

Для этого упражнения можно использовать специальные таблицы, но вполне подходят и старые журналы.

В течение 5 минут дети зачеркивают любую букву в тексте, например, «а». В течение следующих 5 минут дети меняются журналами и проверяют, нет ли ошибок. Ошибкой считается каждая пропущенная буква. Проверка самими детьми обеспечивает концентрацию внимания еще на 5 мин., то есть тоже является тренингом внимания.

Запретное движение.

Звучит веселая ритмическая музыка (например: И. Дунаевский «До чего же хорошо кругом»). Дети стоят полукругом, в центре – ведущий. Он показывает несколько движений, одно из которых (например, приседание) – запретное. Дети должны повторить все действия ведущего кроме запретного. тот, кто ошибся выбывает, а оставшиеся дольше всех становятся лучшими игроками.

Рекомендации: в игру лучше первый раз поиграть не более 2-х раз, причем ведущих следует заранее подготовить, чтобы не терялись и знали, что им делать, какие движения выполнять.

Построиться

1) по росту

2) по первой букве имени

3) по первой букве фамилии

4) по цвету волос

Предварительно ведущий выстраивает детей по всем указанным признакам (1 – от высокого к низкому; 2–3 – по алфавиту, 4 – от самого темного до самого светлого). Детей просят запомнить свое место в разных вариантах построения. Затем дети расходятся по залу (классу) и по команде ведущего выстраиваются вновь. Ведущий чередует разные команды.

Произвольность внимания

Зеваки

Все играющие идут по кругу при этом держатся за руки. Ведущий подает сигнал (музыкальный проигрыш) дети останавливаются, топают 4 раза ногами, разворачиваются в обратном направлении. Кто не справился с заданием, выбывает из игры.

Четыре стихии

Все игроки, располагаются по кругу. Каждая стихия имеет свое обозначение в движении, о котором следует договориться перед игрой. (Земля – руки вниз, небо – руки вверх, огонь – крутящиеся движения руками пред собой, вода – руки прямые перед грудью). Когда, ведущий называет стихию необходимо выполнить условное движение, кто перепутал выбывает из игры.

«Не пропусти растение»

Играющие садятся в круг. Звучат слова, которые произносит ведущий. Когда среди перечисленных слов встречаются название растения, дети должны вставать и тут же садиться.

Распределение внимания

Упражнение

Одновременно читать простое стихотворение и решать простые арифметические примеры.

Игра «Маленький жук»

Ведущий начинает игру. Перед, играющими поле, поделенное на клеточки. По этому полю путешествует жук. Двигается он только по команде и по определенному правилу: движение вниз, вверх, вправо, влево, только на одну клетку. Ходы диктуются, а игроки передвигают по полю жука в нужном направлении. Водить пальцем по полю нельзя!

(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука или изготовить жука и двигать его по полю.)

19. Научите его обращать внимание на нужные вещи.

Внимание – это не простой процесс и не учитывая некоторые его особенность, можно не достигнуть желаемой цели. Выучите с ребенком специфику внимания, подробно объясняя ему «что и зачем».

1. Научите ребенка заранее планировать свое время так, чтобы в час подготовки не было возможности отвлечься (визиты товарищей, интересная передача по телевизору и т. п.).

2. Пусть он приступая к работе, предварительно организует свое рабочее место (не должно быть лишних предметов, не относящихся к уроку).

3. Научите его сосредоточиться на своей воле перед занятиями.

Можно предложить ему следующий способ – просмотрите материал задания, спланируйте то, чем займетесь.

4. Объясните ребенку, что его устойчивость внимания находится в зависимости от того, насколько хорошо он понимает изучаемый материал (понимание основывается на знании предыдущего материала). Поэтому, он должен, приступая к изучению новой темы, просмотреть предыдущий раздел. Если же этот материал по какой-то причине вообще не изучался, начать нужно с ликвидации пробелов.

5. Если вашему ребенку сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога в связи с предстоящей контрольной, пусть он читает изучаемый материал вслух. Так как этот процесс непрерывный, то становятся невозможными частые и длительные отключения внимания. После того как ему удастся сосредоточить внимание, может читать про себя.

6. Объясните ему, что необходимо читать новый материал так, чтобы он глубоко осмысливался. Но при этом пусть помнит, что слишком медленный темп может вызвать частые отключения внимания на посторонние объекты.

7. Пусть учиться чередовать чтение с обдумыванием и пересказыванием, решением задач, придумыванием собственных примеров, так как это помогает избежать монотонности, при котором устойчивость внимания снижается. Смена учебных предметов при выполнении домашних заданий также помогает сохранению устойчивого внимания. Однако такая смена не должна быть слишком частой: это приводит к излишней суете, поверхностному усвоению учебного материала.

8. Если во время чтения вы на какое-то время ребенок «отключились», пусть заставит себя тотчас вернуться к тому месту, где произошло отключение. Определить его довольно легко: весь предыдущий текст, который вы будете изучать повторно воспринимается как вновь прочитанный. Объясните ему, что читать без такого рода возвращений – это значит выбросить время на ветер, обманывать себя, что ты занимаешься. Обязательная отработка пропущенного материала не только поможет усвоить новый материал, но и будет способствовать повышению общей устойчивости внимания.

9. Не забывайте о гигиене умственного труда вашего ребенка, нормальном освещении и температуре.

20. Учитывайте объем памяти у дошкольника, идущего в школу.

Одним из показателей готовности к обучению являются возможности памяти ребенка. Узнать какова механическую память довольно просто, важно, чтобы ребенок был настроен на общение с вами.

Задание можно представить игрой «Фотограф»: «Сейчас нужно сфотографировать или запомнить 10 предметов-картинок, которые находятся перед тобой, а потом составить альбом фотографий, который получится, но свои карточки я переверну».

Таким образом, мы определим зрительную память. А, чтобы узнать какова же слуховая память, предложить поиграть в игру «Запомни 10 слов», затем не торопясь, ровным голосом нужно прочитать 10 слов, например, таких: год, лес, мед, брат, слон, мяч, окно, мыло, сын, рука. Когда прочтете слова, попросите ребенка повторить их, затем задание проверьте еще 3 ‏– 4 раза. Не стоит торопить ребенка! Ему не так просто сразу всё запомнить? Похвалите его за те слова, которые он запомнил! Если ребенок сразу запомнил не менее 5 слов, а после 3 ‏– 4-кратного повтора – 9 ‏– 10 слов, если не было ошибок, после какого-либо из повторов и если через час он забыл не более 2 слов, у него отличная память. Обратите внимание на неравномерные результаты: то запомнил 7 слов, то – 2, то – 5. Это неблагоприятный признак, который говорит о быстрой истощаемости нервной системы. Такие результаты свойственны болезненным, ослабленным, чрезмерно возбудимым детям. Психологи считают, что в этом случае тренировка памяти бесполезна, необходимо заниматься профилактикой общего состояния ребенка! Кстати, психологические исследования показывают: механическую память тренировкой улучшить практически не возможно… Но что же делать: ведь во время учебы запоминать придется многое? Рекомендуют для лучшего усвоения материала «дробить» его на более мелкие порции. Наибольшие затруднения, как правило, вызывает заучивание стихотворений. Стоит сначала разобрать смысл всего стихотворения. Затем попробовать пересказать, выделить смысловые части. Еще один способ: зарисовать части по смыслу. А учить по одной-две строчки, когда лучше учить следующую часть зависит от уровня запоминания (кому-то лучше через час, кому-то – через три). Лучше разучить перед сном, а повторить утром. Существуют игры и упражнения, способствующие развитию памяти. Если вам известны эти особенности памяти вашего ребенка, необходимо перед школой рассказать об этом учителю – и нет необходимости учить «все немедленно».

№ 21. Развивайте память.

Теперь вы знаете, где слабые стороны у вашего ребенка, а игры и упражнения помогут вам развить память будущего первоклассника. Вот увидите, что к школе все будет в порядке.

Восстановить пропущенное слово.

Читается ряд из 5 ‏– 7 слов, не связанных между собой по смыслу, например: сахар ‏– пуля ‏– ящик ‏– рыба ‏– танец ‏– груша. Второй раз ряд читается не полностью, одно из слов опускается. Дети должны восстановить пропущенное слово (а в дальнейшем ‏– и его место в ряду). В третий раз пропускается другое слово. На четвертый раз можно попросить детей восстановить весь ряд полностью

1) без сохранения очередности слов;

2) по порядку.

Жил-был кот….

Упражнение заключается в составлении ряда определений к существительному. Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, и добавляя в конце свое определение. Например: «Это был красивый кот…»,

– «Это был красивый пушистый кот…»,

‏– «Это был красивый пушистый кот с зелеными глазами…»,

Могут быть использованы различные варианты, например,

– «Бабушка испекла пирог. Это был…»

Птица ‏– зверь ‏– рыба.

Ведущий предлагает каждому участнику припомнить представителя того или иного вида. Повторять названное ранее нельзя. Пример: птица ‏– воробей, зверь – лиса, рыба – сом, и т. д.

Игра «Прятки»

Возьмите несколько мелких предметов. Это могут быть небольшие пластмассовые игрушки, различные украшения (кольца, заколки, броши), всевозможные пуговицы, металлические предметы разного размера (гайки, шайбы, шурупы) и т. д.

Все эти вещи раскладываются на столе перед ребенком. Он закрывает глаза, а вы даете ребенку в ладоши любой из этих предметов. Ребенок ощупывает его двумя руками и – Отдает вам. Вы помещаете этот предмет вместе с остальными. После этого ребенок открывает глаза и старается найти предмет, который только, что держал в руках. Как только ребенок научится безошибочно определять все предметы из данного набора, можете предложить ему другой набор.

Игра «Умные пальчики»

В процессе лепки у ребенка развивается двигательная память, более прочная, чем зрительная. Кроме того, происходит тренировка координации мелких мышц рук, что готовит руку к письму. Естественно, лепить можно все что угодно: Цифры, буквы, животные и т. п. Варианты выполнения этого упражнения:

– Перед ребенком лежит крупно написанная буква. Он катает колбаски из пластилина и накладывает на образец.

‏– Ребенок лепит сам, только глядя на букву.

‏– Ребенок лепит буквы, маленькие слова, не видя образца на бумаге (по памяти).

– Ребенок лепит буквы с закрытыми глазами.

«Недостающие картинки»

Детям предлагается подобрать 7 ‏– 8 пар картинок, связанных по смыслу, и разложить их попарно. Затем учитель убирает левый ряд картинок, оставляя правый. Ребенок должен назвать недостающие в правом ряду картинки.

Вариант игры «Пары слов»

Запомнить вторые слова из пары: кошка – молоко; булка – масло; мальчик – машина; зима – горка; стол – пирог; зубы – щетка; река – мост.

«Что изменилось?»

Дайте ребенку картинку с изображением 3 ‏– 4 предметов и попросите назвать их. Затем приложите картинку с изображением 7 ‏– 8 знакомых предметов и спросите, есть ли среди них те, которые были на первой картинке.

Другой вариант: используйте геометрические фигуры, цветные полоски, игрушки и др., ребенку предложите найти показанные предметы среди других.

«Назови слово»

(В основе – методика А.Р. Лурия, Л.С. Выготского).

На столе перед ребенком 5 ‏– 8 картинок (в зависимости от возраста) с изображением знакомых предметов.

Взрослый говорит: «Я сейчас прочту слова, которые надо запомнить, а ты подбери к каждому слову самую подходящую картинку, чтобы эта картинка помогла запомнить тебе слово».

Например, картинки: медведь, ручка, яблоко, автобус, лопата, дятел (подберите).

Слова для запоминания: еда, учение, зоопарк, люди, работа.

Через 20 ‏– 30 минут, после того как ребенок отобрал картинки, выясняется, какие слова он запомнил.

Изменяйте картинки и слова. Это полезно для развития осмысленной памяти.

«Пиктограмма»

Опосредованное запоминание (методика А.Р. Лурия) – запоминание словосочетаний с помощью рисунка ребенка. Каждую фразу надо обсуждать с ребенком, вместе решать, что должно быть нарисовано. При создании рисунка настаивать на том, чтобы он был как можно лаконичнее, не содержал ничего лишнего.

«Выбери картинку»

Развитие зрительной и логической памяти.

Ребенок из 30–40 картинок выбирает те, которые относятся, например, к понятию «обувь» – туфли, тапочки, сапоги, ботинки, кеды, сандалии, валенки.

Назвать или записать эти слова по памяти. Можно использовать настольные игры: «Лото», «Логопедическое лото».

Список используемой литературы.

1. Журавлева О.Н. Как подготовить ребенка к школе?

2. Островская Л.Ф.  Каким растет ваш ребенок? М., 1972г.

3.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986г.

4. Генинг М.Г. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1976г.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «ТРОПИНКА К ШКОЛЕ»

    Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.        Готовность ребе...

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Консультации для родителей "Подготовка детей к школе". Советы по подготовке ребенка к школе.

Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!Подготовить ребенка к школе – не только при...

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет

Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа дошколят» по психологической подготовке детей к школе (для детей 5,5- 7 лет)

Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность с...

Подготовка детей к школе. Советы психолога для родителей, дети которых идут в школу

Подготовка детей к школеСоветы психолога для родителей, дети которых идут в школу...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"...