Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)

Раздобарова Ирина Федоровна

Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.  На ребенка влияет целый комплекс новых факторов: классный коллектив,  личность  педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

Поэтому в целях создания благоприятных условий для подготовки детей к школе занятия организуются на базе общеобразовательного учреждения. Во время обучения в «Школе будущего первоклассника» педагоги работают над формированием всех составных частей понятия «готовность к школе», это:

-мотивация к обучению (желание идти в школу);умения взаимодействовать со сверстниками, с учителем;

-наличие познавательной потребности к сформированности «внутренней позиции школьника»;

-умение действовать в соответствии с поставленными заданиями;

-развитие интеллектуальных процессов;

-развитие фонематического слуха, речи;

-развитие мелкой моторики;

-умение в темпе работать в течение всего занятия, успевать работать вместе с детьми группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkola_budushchego_pervoklassnika.docx37.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №73 «Малыш»

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе

 «Школа будущего первоклассника»

для детей 6-7 лет

Составила: воспитатель высшей квалификационной категории Раздобарова И. Ф.

Смоленск: 2019- 2020 уч. г.

Разработана в соответствии с:

• Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».

• Приказом Министерства образования науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

• Уставом МБДОУ «Детский сад №73 «Малыш» г. Смоленска

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» содержит следующие разделы:

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации дополнительной образовательной программы и включает:

• пояснительную записку

• планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы

• систему оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы «Школа будущего первоклассника».

Содержательный раздел определяет общее содержание дополнительной образовательной программы.

Организационный раздел определяет особенности организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации дополнительной образовательной программы:

- учебный план

- календарный учебный график

- систему условий реализации дополнительной образовательной программы:

• кадровые условия

• финансовое обеспечение

• материально – технические условия:

- наличие помещений

- информационно - методические условия

- оборудование

- учебники, пособия

Пояснительная записка

Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.  На ребенка влияет целый комплекс новых факторов: классный коллектив,  личность  педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

Поэтому в целях создания благоприятных условий для подготовки детей к школе занятия организуются на базе общеобразовательного учреждения. Во время обучения в «Школе будущего первоклассника» педагоги работают над формированием всех составных частей понятия «готовность к школе», это:

-мотивация к обучению (желание идти в школу);умения взаимодействовать со сверстниками, с учителем;

-наличие познавательной потребности к сформированности «внутренней позиции школьника»;

-умение действовать в соответствии с поставленными заданиями;

-развитие интеллектуальных процессов;

-развитие фонематического слуха, речи;

-развитие мелкой моторики;

-умение в темпе работать в течение всего занятия, успевать работать вместе с детьми группы.

Программа рассчитана на семь месяцев обучения.

Тематика программы предусматривает развитие творческого потенциала каждого ребенка, обогащение лексического словаря, развитие фантазии и воображения. В процессе занятий будут воспитываться эстетические чувства детей.

В зоне особого внимания педагога учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:

детям не предъявляются требования, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого – успешности обучения;

создаются условия для более разнообразного учебного и внеучебного общения детей.

Потребность к общению со сверстниками – особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе;

изучаются индивидуальные особенности каждого ребенка для построения индивидуальной образовательной траектории;

учитывается, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая, и поэтому игра должна стать приоритетной формой организации учебного процесса.

Занятия для детей 6- 7 летнего возраста по 30 минут проводятся по вторникам и

четвергам с 16.00 до 18.00. Перерыв между занятиями 5 минут и 10 минут, во время которого организуется игровая деятельность. Чередование умственной нагрузки сигровыми элементами создает благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста и ведет к снижению заболеваемости будущих школьников.

Цель реализации дополнительной образовательной программы по подготовке детей к школе - успешная психологическая адаптация детей к условиям школы, всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем

мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Задачи программы:

- обеспечение разносторонней подготовки детей дошкольного возраста к обучению в образовательном учреждении: развитие речи обучающихся, мелкой моторики, элементарных логических операций, формирование элементарных количественных

представлений, структурирование представлений об окружающем мире.

- развитие координации движений, произвольной регуляции поведения, формирование умения работать в группе.

- развитие инициативности и самостоятельности как важных условий последующего включения ребенка в школьную учебную деятельность;

-создание необходимых условий для сохранения психологического и физического здоровья детей;

-стимулирование игровой, познавательной и коммуникативной активности детей в различных видах деятельности;

-подготовка детей к активному взаимодействию с окружающим миром; выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка

-создание комфортной среды обучения и воспитания;

-помощь ребенку в адаптации в детском коллективе, настрой на самостоятельную работу.

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению следующих планируемых результатов:

— личностных;

— метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных);

— предметных.

Личностными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

— определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);

— в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);

— при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;

— понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;

— выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

— понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

— высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему;

— иметь положительную мотивацию к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» (самый желаемый планируемый личностный результат).

Метапредметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных,познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

— учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

— учиться работать по предложенному учителем плану;

— учиться проговаривать последовательность действий на занятии;

— учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом

(иллюстрациями) учебного пособия;

— учиться отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;

— учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку

своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;

— учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

— учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных

обозначениях);

— учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

— сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры,

предметные картинки);

— классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

— учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;

— учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять

математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей,

заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД:

— называть свои фамилию, имя, домашний адрес;

— слушать и понимать речь других;

— учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;

— учиться оформлять свои мысли в устной форме;

— строить понятные для партнера высказывания;

— уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

— совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

— сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей

заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

- учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

— отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;

— задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;

— рассказывать наизусть небольшое стихотворение;

— конструировать словосочетания и предложения;

— определять количество слов в предложении;

— составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

— выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;

— делить слова на слоги, выделяя ударный слог;

— различать звуки и буквы;

— узнавать и различать буквы русского алфавита;

— правильно держать ручку и карандаш;

— аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.

Введение в математику:

— продолжать заданную закономерность;

— называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;

— вести счет предметов в пределах 10;

— соотносить число предметов и цифру;

— сравнивать группы предметов с помощью составления пар;

— составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

— классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;

— устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;

— распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

— обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;

— ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

№ Название курса Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу

1. «От звука к букве». Обучающие должны знать: буквы русского алфавита, Обучающие должны уметь: использовать в речи термины «звук», «буква»; определять место звука в слове: в начале, середине, в конце, различать гласные и

согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки; делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную, пользоваться графическим обозначением звуков; записывать слово, предложение условными

обозначениями, буквами, писать под диктовку буквы.

2. «По дороге к Азбуке». Обучающие должны уметь:

-достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с

определенным звуком, определять место звука в слове;

- соблюдать орфоэпические нормы произношения;

- владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;

- свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;

- правильно согласовывать слова в предложении;

- составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом,

восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.;

- рассказывать сказки, рассказы с опорой на иллюстрации или серии картинок;

-ориентироваться на странице книги;

-составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин;

о событии из собственного жизненного опыта;

-рассказывать сказку или рассказ;

-правильно использовать предлоги;

-правильно произносить звуки.

3. «Раз – ступенька, два -ступенька».

Знать:

- части суток, последовательность дней в неделе,

последовательность месяцев в году;

- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;

- состав чисел первого десятка;

- знаки >, <, = для записи сравнения;

- знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;

- общепринятые единицы измерения величин:

сантиметр, литр, килограмм.

Уметь:

- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и

совокупностей;

- объединять группы предметов, выделять часть,

устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

- находить части целого и целое по известным частям;

- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;

- соотносить цифру с количеством предметов;

- выражать словами местонахождение предмета,

ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);

- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;

- непосредственно сравнивать предметы по длине, массе;

Система оценки достижений:

 Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах.

Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.

 В течение обучения учитель заполняет лист индивидуальных достижений ребёнка, который помогает определить «рост ребёнка» и степень готовности к школе.

 К концу обучения предлагаются задания, упражнения направленные на успешное их выполнение большинством детей.

 Для выявления уровня психического развития ребенка учителем заполняется анкета. Перед ее заполнением проводится наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника, особенностями выполнения им заданий на занятиях.

Вопросы анкеты являются ориентирами для организации направленного наблюдения за детьми, а также для проведения дальнейшей образовательной работы.

Формы оценки и контроля усвоения учебной программы:

- психолого–педагогическая диагностика учащихся на начальном и завершающем этапе,

- промежуточная диагностика.

Цель диагностики: выявление уровня речевого развития и уровня развития математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития,

эффективности педагогического воздействия), изучение личностно-социального поведения.

Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых заданий; диагностика уровня развития математических способностей с использованием диагностических игровых заданий, бесед; диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с помощью методики изучения личностно-социального поведения с использованием метода наблюдения; диагностика сформированности мотивации учения Л.А.Венгера.

Оценочные материалы. Механизм оценки результатов

1.Визуальный (метод наблюдения).

2.Психодиагностические методики эмоциональных состояний, когнитивных возможностей, коммуникативных связей.

3.Диагностика развития познавательных процессов, речевой готовности, сформированности элементарных математических представлений.

4.Тестирование по разделам программы.

Параметры оценки:

1. Звуковая сторона и выразительность речи

2. Фонематический слух

3. Уровень развития моторики, графических навыков

4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы)

5. Чтение

6. Общие понятия (свойства предметов, группы (совокупности))

7. Числа и операции над ними

8. Пространственно-временные представления

9. Геометрические фигуры и величины

Сроки проведения диагностики: ноябрь, апрель

Мониторинг усвоения материала по программе

Ф.И. ребенка________________________

Направление Тесты Начало года Конец года

Формирование элементарных математических представлений

Количество и счет

Сравнение по форме

Ориентировка в пространстве

Числа и операции над ними

Пространственно-временные представления

Геометрические фигуры и величины

Обучение грамоте

Развитие звуковой культуры речи

Развитие фонематического слуха

Развитие звуко-буквенного анализа

Чтение

Развитие мелкой моторики

Развитие графических навыков

2. Содержание дополнительной образовательной программы по подготовке детей к школе.

№ Название тематических разделов курса

Количество

Содержание учебных тем раздела курса

Формы и методы организации занятий

1. «От звука к букве». 2 Соединение двух точек по прямой. Письмо крючков. Письмо букв А, а .Письмо букв У, у.

Письмо букв О, о. Письмо букв М, м. Письмобукв С, с. Письмо овалов с хвостиком. Письмо полуовалов. Письмо петелек. Письмо

соединённых полуовалов. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Письмо букв Х, х. Письмо букв Р, р. Письмо буквы Ш. Письмо буквы ш. Письмо буквы ы. Письмо буквы Л. Письмо буквы л. Письмо буквы Н. Письмо буквы н. Письмо буквы К. Письмо буквы к.

Письмо букв Т. Письмо буквы т. Письмо букв И, и. Письмо буквы П. Письмо буквы п.

Письмо буквы З. Письмо буквы з. Письмо буквы й. Письмо буквы Й Письмо буквы Г.

Письмо буквы г. Письмо буквы В. Письмо буквы в. Письмо букв Д, д. Письмо букв Б, б.

Письмо буквы Ж. Письмо буквы ж. Письмо букв Е, е. Письмо буквы ь. Письмо букв Я, я.

Письмо букв Ю, ю. Письмо букв Ё, ё. Письмо букв Ч, ч. Письмо букв Э, э. Письмо букв Ц, ц.

Письмо букв Ф, ф. Письмо букв Щ, щ Письмо буквы ъ.

Алфавит-

практические

-словесные

-игровые

-учебно- игровые

-игровые

«По дороге к Азбуке»

 Речь письменная и устная. Звуки речи. Звуки и буквы. Гласный звук IаI; буквы А, а. Гласный звук IуI; буквы У, у. Гласный звук IоI, буквы О, о. Согласные звуки IмI, IмI; буквы М, м. Согласные звуки IсI , IсI; буквы С, с. Учимся соединять буквы. Читаем буквы, читаем слоги.

Соединяем буквы, читаем слоги. Чтение слогов. Читаем слитно. Согласные звуки IхI, IхI; буквы Х, х. Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р. Согласный звук IшI, . Буквы Ш, ш. Гласный звук IыI; буква ы.

 Согласные звуки

-практические

-словесные

-игровые

-учебно- игровые

-игровые

IлI, IлI; Буквы Л, л. Согласные звуки IнI, IнI.

Буквы Н, н. Согласные звуки IкI, IкI. Буквы К,к. Согласные звуки IтI, IтI. Буквы Т, т.

Гласный звук IиI; буквы И, и. Согласные звуки IпI, IпI; Буквы П,п. Согласные звуки IзI, Iз I;

Буквы З, з. Согласный звук IйI; Буквы Й, й.

Согласные звуки IгI, IгI; Буквы Г, г. Согласные звуки IвI, IвI; Буквы В, в. Согласные звуки IдI,

IдI; буквы Д, д. Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б. Согласный звук IжI; Буквы Ж, ж Буквы Е, е. Буква Ь. Буквы Я, я. Буквы Ю, ю. Буквы Ё, ё.

Согласный звук IчI; буквы Ч, ч. Гласный звук IэI; буквы Э, э. Согласный звук IцI; буквы Ц, ц.

Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф.

Согласный звук IщI; буквы Щ, щ. Буква Ъ.

Алфавит.

«Раз – ступенька, два - ступенька ».

 Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Группы предметов или фигур, обладающих общим признаком.

Составление группы предметов или фигур по заданному признаку. Выделение части группы.

Совокупности предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

Сравнение двух групп предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

Установление равночисленности двух групп. Отношение: часть – целое. Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Пространственные отношения: на, над, под.

Пространственные отношения: справа, слева. Вычитание предметов. Пространственные отношения: между, посередине. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

Число 1 и цифра 1. Натуральное число как результат счета и измерения.

Пространственные отношения: внутри, снаружи. Число 2 и цифра 2. Пара

Формирование представлений о точке и линии

Представление об отрезке, прямой, луче.

Число 3 и цифра 3. Образование следующего числа путём прибавления единицы. Число 4 и цифра 4. Сравнение чисел на наглядной основе. Натуральное число. Числовой отрезок.

Число 5 и цифра 5. Поиск нарушения закономерности. Пространственные отношения: впереди, сзади. Обозначение отношений: больше – меньше. Установление последовательности событий. Временные практические

-словесные

-игровые

-учебно- игровые

-игровые

отношения: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра и т. д. Числа 1 – 5. Число 6 и цифра 6.

Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Пространственные отношения: длиннее, короче, шире, уже, толще, тоньше. Измерение длины. Число 7 и цифра 7. Порядковый и ритмичный счёт. Взаимосвязь между

сложением и вычитанием чисел. Начальное представление о величинах. Отношения: тяжелее, легче Измерение массы. Число 8 и цифра 8. Название, последовательность и обозначение чисел цифрами. Числовой отрезок. Число 8 и цифра 8. Единицы измерения. Число 9 и цифра 9. Решение простых задач на сложение и вычитание. Число 9 и цифра 9. Прямой и обратный счёт в

пределах 10. Число 9 и цифра 9. Состав чисел первого десятка. Площадь. Измерение площади. Число 0 и цифра 0. Свойства числа 0. Число 0 и цифра 0. Состав чисел первого десятка. Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. Знакомство с геометрическими

фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. Знакомство с геометрическими фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. Символы.

Календарно-тематическое планирование курса «От звука - к букве» (Н.С.Жукова «Пропись»)

№ п/п Тема занятия Кол-во часов Дата по плану

1 Соединение двух точек по прямой. 1

2 Письмо крючков 1

3 Письмо букв А, а 1

4 Письмо букв У, у 1

5 Письмо букв О, о. 1

6 Письмо букв М, м. 1

7 Письмо букв С, с. 1

8 Письмо овалов с хвостиком. 1

9 Письмо полуовалов. 1

10 Письмо петелек. 1

11 Письмо соединённых полуовалов. 1

12 Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1

13 Письмо букв Х, х. 1

14 Письмо букв Р, р. 1

15 Письмо буквы Ш. 1

16 Письмо буквы ш. 1

17 Письмо буквы ы. 1

18 Письмо буквы Л. 1

19 Письмо буквы л. 1

20 Письмо буквы Н. 1

21 Письмо буквы н. 1

22 Письмо буквы К. 1

23 Письмо буквы к. 1

24 Письмо букв Т. 1

25 Письмо буквы т. 1

26 Письмо букв И, и. 1

27 Письмо буквы П. 1

28 Письмо буквы п. 1

29 Письмо буквы З. 1

30 Письмо буквы з. 1

31 Письмо буквы й. 1

32 Письмо буквы Й 1

33 Письмо буквы Г. 1

34 Письмо буквы г. 1

35 Письмо буквы В. 1

36 Письмо буквы в. 1

37 Письмо букв Д, д. 1

38 Письмо букв Б, б. 1

39 Письмо буквы Ж. 1

40 Письмо буквы ж. 1

41 Письмо букв Е, е. 1

42 Письмо буквы ь. 1

43 Письмо букв Я, я. 1

44 Письмо букв Ю, ю. 1

45 Письмо букв Ё, ё. 1

46 Письмо букв Ч, ч. 1

47 Письмо букв Э, э. 1

48 Письмо букв Ц, ц. 1

49 Письмо букв Ф, ф. 1

50 Письмо букв Щ, щ. 1

51 Письмо буквы ъ. 1

52 Алфавит. 1

Календарно-тематическое планирование курса «По дороге к Азбуке»

(Н.С.Жукова «Букварь»)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата по

плану

1 Речь письменная и устная. Звуки речи. 1

2 Звуки и буквы. 1

3 Гласный звук IаI; буквы А, а. 1

4 Гласный звук IуI; буквы У, у. 1

5 Гласный звук IоI, буквы О, о. 1

6 Согласные звуки IмI, IмI; буквы М, м. 1

7 Согласные звуки IсI , IсI; буквы С, с. 1

8 Учимся соединять буквы. 1

9 Читаем буквы, читаем слоги. 1

10 Соединяем буквы, читаем слоги. 1

11 Чтение слогов. 1

12 Читаем слитно. 1

13 Согласные звуки IхI, IхI; буквы Х, х. 1

14 Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р. 1

15 Согласный звук IшI, . 1

16 Буквы Ш, ш. 1

17 Гласный звук IыI; буква ы. 1

18 Согласные звуки IлI, IлI; 1

19 Буквы Л, л. 1

20 Согласные звуки IнI, IнI. 1

21 Буквы Н, н. 1

22 Согласные звуки IкI, IкI. 1

23 Буквы К, к. 1

24 Согласные звуки IтI, IтI. 1

25 Буквы Т, т. 1

26 Гласный звук IиI; буквы И, и. 1

27 Согласные звуки IпI, IпI; 1

28 Буквы П,п. 1

29 Согласные звуки IзI, Iз I; 1

30 Буквы З, з. 1

31 Согласный звук IйI; 1

32 Буквы Й, й. 1

33 Согласные звуки IгI, IгI; 1

34 Буквы Г, г. 1

35 Согласные звуки IвI, IвI; 1

36 Буквы В, в. 1

37 Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, д. 1

38 Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б. 1

39 Согласный звук IжI; 1

40 Буквы Ж, ж. 1

41 Буквы Е, е. 1

42 Буква Ь. 1

43 Буквы Я, я. 1

44 Буквы Ю, ю. 1

45 Буквы Ё, ё. 1

46 Согласный звук IчI; буквы Ч, ч. 1

47 Гласный звук IэI; буквы Э, э. 1

48 Согласный звук IцI; буквы Ц, ц. 1

49 Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф. 1

50 Согласный звук IщI; буквы Щ, щ. 1

51 Буква Ъ. 1

52 Алфавит. 1

Календарно-тематическое планирование курса «Раз – ступенька, два - ступенька…»(Развитие математических представлений.)

№  п/пТема   занятия  Кол.часов Дата

1 Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. 1

2 Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. 1

3 Группы предметов или фигур, обладающих общим признаком. 1

4 Составление группы предметов или фигур по заданному признаку. Выделение части группы.

5 Совокупности предметов. Объединение предметов в группы по

общему свойству.

6 Сравнение двух групп предметов. Обозначение отношений

равенства и неравенства.

7 Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

8 Установление равночисленности двух групп. 1

9 Отношение: часть – целое. Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое.

10 Пространственные отношения: на, над, под. 1

11 Пространственные отношения: справа, слева. 1

12 Вычитание предметов. 1

13 Пространственные отношения: между, посередине. Ориентировка на листе бумаги в клетку.

14 Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. 1

15 Число 1 и цифра 1. Натуральное число как результат счета и измерения.

16 Пространственные отношения: внутри, снаружи. 1

17 Число 2 и цифра 2. Пара 1

18 Формирование представлений о точке и линии 1

19 Представление об отрезке, прямой, луче. 1

20 Число 3 и цифра 3. Образование следующего числа путём прибавления единицы.

21 Число 4 и цифра 4. Сравнение чисел на наглядной основе. 1

22 Натуральное число. Числовой отрезок. 1

23 Число 5 и цифра 5. Поиск нарушения закономерности. 1

24 Пространственные отношения: впереди, сзади. 1

25 Обозначение отношений: больше – меньше. 1

26 Установление последовательности событий. 1

27 Временные отношения: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра и т. д

28 Числа 1 – 5. 1

29 Число 6 и цифра 6. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

30 Пространственные отношения: длиннее, короче, шире, уже, толще, тоньше.

31 32 Измерение длины. 2

33 Число 7 и цифра 7. 1

34 Порядковый и ритмичный счёт. 1

35 Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. 1

36 Начальное представление о величинах. Отношения: тяжелее, легче 1

37 Измерение массы. 1

38 Число 8 и цифра 8. Название, последовательность и обозначение чисел цифрами.

39 Числовой отрезок. 1

40 Число 8 и цифра 8. 1

41 Единицы измерения. 1

42 Число 9 и цифра 9. Решение простых задач на сложение и вычитание.

43 Число 9 и цифра 9. Прямой и обратный счёт в пределах 10. 1

44 Число 9 и цифра 9. Состав чисел первого десятка. 1

45 Площадь. Измерение площади. 1

46 Число 0 и цифра 0. Свойства числа 0. 1

47 Число 0 и цифра 0. Состав чисел первого десятка. 1

48 Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

49 Знакомство с геометрическими фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.

50 Знакомство с геометрическими фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.

51 Символы. 1

52 Повторение изученного.

3. Система условий реализации дополнительной образовательной программы

Учебный план № п/п Наименование учебного курса Количество часов в неделю /год

1 Раз – ступенька, два – ступенька. 2 / 52

2 По дороге к Азбуке. 2 /52

3 От звука – к букве. 2 / 52

Итого 6 / 156

Календарный учебный график

Продолжительность учебного года – 26 недель.

Начало занятий – 01 октября 2019 г.

Окончание занятий – 30 апреля 2020 г.

Продолжительность учебной недели – 2 дня по 3 занятия.

Продолжительность занятия – 30 минут.

Динамическая пауза между занятиями – 5 минут и 10 минут.

Расписание занятий: вторник и четверг: с 16.00 до 18.00

Финансовое обеспечение

Занятия по дополнительной образовательной программе по подготовке детей к школе«Школа будущего первоклассника» проводятся согласно Положению об оказании платных образовательных услуг муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением  «Детский сад №73 «Малыш»

Материально- технические условия:

Наличие помещений

Информационно – методические условия:

- Оборудование

Доска

Компьютер

Принтер

Мультимедийный проектор.

- Учебники и пособия

Учебно – методическая литература учителя

Методические рекомендации «Раз – ступенька, два - ступенька», автор Л.Г. Петерсон

Методические рекомендации к прописи «Поиграем буквами».

Готовимся к школе. Развиваем мелкую моторику. Автор Е.Бортникова

Методические рекомендации. Складываем и вычитаем.

Гаврина С.Е. Обучаемся грамоте. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО"Академия развития". - 2007 г.,

Гаврина С.Е. Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . "ОО""Академия развития". - 2007

Учебно – методические комплекты ученика

Учебник «Букварь», автор Н.С. Жукова

Прописи в трёх частях, автор Н.С.Жукова

Рабочая тетрадь «Раз – ступенька, два – ступенька…» в двух частях, автор Л.Г. Петерсон,

Н.П. Холина Учебно – практическое оборудование

Комплекты для обучения грамоте, счёта

Азбука в картинках

Касса букв

Предметные и сюжетные картинки

Счётный материал демонстрационный и раздаточный

Математическое лото

Экранно – звуковые средства

Коллекция мультимедийных презентаций соответствующих программе

СD- диски

Коллекция мультимедийных физминуток.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей к школе. Родителям будущих первоклассников.

В информации для родителей даны рекомендации по подготовке детей к школе: развитие мелкой моторики, освоение некоторых упражнений для развития логики и мышления и т.д....

Развивающая программа детско-родительского клуба с детьми и родителями подготовительных групп «Психологическая подготовка детей к школе. Я – будущий первоклассник»

В данной программе представлены занятия-встречи с детьми подготовительных групп и их родителями. В ходе таких занятий дети получачают возможность привыкнуть к роли ученик, а родители - наблюдать за св...

Дополнительная образовательная программа по подготовке к обучению грамоте «Играем с буквами» Для детей 4-5 лет

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, помогающая детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть н...

Рабочая коррекционно – развивающая программа по подготовке детей к школе «Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК» (для детей 6 – 7 лет)

Рабочая коррекционно – развивающая программа поподготовке детей к школе«Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»(для детей 6 – 7 лет)...

Дополнительная образовательная программа по подготовке артикуляционного аппарата и ранней коррекции речевых нарушений у детей 4-5 лет

Дополнительная образовательная программа по подготовке артикуляционного аппарата и ранней коррекции речевых нарушений  у детей 4-5 лет...