Игра и умственное развитие ребенка
статья (младшая группа) на тему

Турко Людмила Георгиевна

Материал для родителей. Сюжетно ролевые игры для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igry_i_umstvennoe_razvitie_rebenka.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Игра и умственное развитие ребенка  

Заботясь об умственном развитии ребенка в дошкольном возрасте (особенно его первой половине) главное- не усвоение определенной суммы сведений, а развитие таких форм познания, как восприятие, образное мышление, воображение. И добиться этого можно, умело руководя занятиями ребенка-игрой, рисованием, конструированием, лепкой.    Наиболее важна сюжетно-ролевая игра. В ней ребенок   воспроизводит, как бы моделирует действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности, в ней формируется одна из замечательных способностей человеческого ума-способность к оперированию знаками и символами. Дети играют в «дочки матери», шоферов и летчиков, в детский сад, больницу. Но один и тот же сюжет может быть разыгран по-разному. Одна девочка, изображая маму, ограничивается молчаливым «кормлением» куклы, другая же беседует с «дочкой», учит правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Ясно, что второй вариант предпочтительнее, и вы должны помочь ребенку играть содержательно. Включаться взрослому в игру нужно исподволь, не распоряжаясь и не объясняя ребенку, что он должен, а чего не должен делать. Лучше всего, если ребенок начал играть, а взрослый присоединяется к нему, уже» войдя в образ». Вот так, например … -Здравствуйте, я ваш доктор. Вы кормите дочку? Извините, я шла мимо и решила узнать о здоровье вашей девочки. Ведь вчера у нее болела голова… Включаясь в игры ребенка, вы будете содействовать тому, что он и   сам научится брать на себя разные роли, общаться с другими детьми. Организовывать такие совместные игры, находить для своего ребенка товарищей тоже очень важно. Особенно если он не посещает детский сад. Но не следует думать, что двое- трое трехлетних детей самостоятельно сумеют затеять коллективную игру. Оставив, скажем, МИШУ наедине с соседским ПЕТЕЙ и через 10-15 минут войдя в комнату, вы скорее всего застанете такую картину. В одном углу МИША катает по полу свою любимую машину, в другом ПЕТЯ стреляет из игрушечного ружья. Хорошо еще, если дело не дошло до конфликта из-за игрушек. Научить детей объединяться для совместной игры- задача родителей, и решить ее можно уже известным способом- приняв участие в происходящем. Игровые действия вовсе не должны быть как две капли воды похожи на настоящие. Но важно, чтобы ребенок мог изобразить самые разнообразные действия  и чтобы другие участники совместной игры понимали, что он имеет в виду. А помочь в этом своему ребенку вы сможете, если будете проводить с ним игры-занятия на темы: «Что я делаю?» и «Покажи, как…». В первом случае взрослый изображает различные простые действия без предметов или с условными предметами, а ребенок угадывает, какое действие ему показывают («ты моешь руки», «ты едешь на машине»). Во втором случае показывает действия ребенок, а взрослый выступает в качестве отгадчика. Детям, конечно, нужны игрушки, и главным образом такие, с которыми можно выполнять разнообразные игровые действия. Но с точки зрения умственного развития предпочтительней неоформленный игровой материал. Умение увидеть в одной и той же ничем не примечательной палочке термометр, расческу, отвертку, а может быть, скрипку, трубу и даже пароход- важный этап в развитие детского мышления. Совершенствовать такое умение помогут специальные упражнения.

-Вот твой стульчик. Как ты думаешь, во что с ним можно поиграть? Пусть он будет машиной. А еще?

-Самолетом…

-Хорошо. А ты летчик и управляешь самолетом. А еще?

Конечно, на первых порах не обойтись без подсказок. А потом ребенок начнет фантазировать и сам. Вот, например, зонтик. Это и парашют, и крыша, и огромный гриб, а в свернутом виде- лошадка, ружье и много, многое другое.

Сюжетно- ролевые игры учат ориентироваться в человеческих взаимоотношениях. Но ребенку не обходимо овладеть и умением воспринимать цвет тех или иных предметов, их форму, величину, положение в пространстве. Это помогут дидактические, то есть обучающие, игры.

Вот одна из дидактических игр, способствующих развитию восприятия цвета. - Возьмите шесть листков белой бумаги и сложите их пополам. Получится шесть «книжечек». На лицевой стороне каждой книжечке вырежьте круглое отверстие. Окрасьте эту сторону в один из шести цветов спектра- красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Подготовьте еще шесть листков бумаги половинного размера окрашенных в те же шесть цветов. Это вкладыши. Теперь, если книжечки положить лицевой стороной к верху, на цветном фоне выступают белые круги. Нарисуйте в каждом из них мышку. Материал готов.

Все книжечки лежат перед ребенком. Объясните ему, что мышки сидят в своих норках. Но вот появляется кошка. Нужно помочь мышкам спрятаться так, чтобы кошка их не нашла. А для этого нужно закрыть норки (вложить в каждую книжечку вкладыш соответствующего цвета). Если цвет выбран не верно, сразу видно, где норка. Кошка сможет найти и съесть мышку. В начале помогайте ребенку сами, называя цвета:

- Вот видишь, здесь красная стенка, и норку мы закрыли тоже красной дверцей. Теперь ее совсем не видно. А тут стенка оранжевая. Ну-ка, где у нас оранжевая дверца?

Потом начинайте добиваться самостоятельного выполнения задания и исправления допущенных ошибок. Если увидите, что ребенку трудно справляться сразу с шестью цветами, возьмите сначала три или четыре книжечки.

Обучайте малыша группировать предметы по цвету, помогите усвоить названия цветов. Когда, скажем, шесть из них достаточно освоены, можно вводить седьмой- голубой, а затем показать ребенку различные оттенки того или иного цвета.

Объясните малышу, как можно группировать предметы по форме, познакомьте его с разновидностями форм; выкладывайте вместе с ним фигуры из палочек; из мягкой проволоки.

Что касается умения определять положение вещей в пространстве, то дети успешно приобретают его в разнообразных играх с планом. Не удивляйтесь: уже трех летний малыш способен, конечно, в начале с помощью взрослого, выложить на листе бумаги план показанный ему кукольной комнаты, обозначая круглый стол картонным кружком, стул- квадратиком, а диван прямоугольником. В четыре года ребенка можно научить ориентироваться по плану в квартире, например, искать в местах, отмеченных на плане, спрятанные предметы.

Надеемся, рекомендации подтолкнут родителей на самостоятельные поиски интересных для малышей игр, развивающих их мышление, знакомящих с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи и ознакомление с окружающим важное условие умственного развития ребенка

Развитие речи и ознакомление с окружающим важное условие умственного развития ребенка...

ДОКЛАД на тему: "Развитие речи - важное условие умственного развития ребенка".

Накопление знаний, обогащение личного опыта ребенка и его растущая самостоятельность обеспечивают дальнейшее быстрое развитие у него мышления и речи. Освоение детьми правильной, связанной и выразитель...

Сенсорное развитие - фундамент умственного развития ребенка

Родительское собрание посвященное сенсорному развитию детей, как основой умственного развития. Обогатить родительские представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста, ознакомл...

Развитие мелкой моторики у детей как средство умственного развития ребенка

Какие обычно у детей старшего дошкольного возраста возникают проблемы с моторикой пальцев? У малышей слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. У большинства детей пальцы мало...

«Сенсорное развитие - фундамент умственного развития ребенка».

познакомить родителей с дидактическими играми,...

Доклад родительском собрании № 1. 09.2020 г.в младшей группе на тему "Дидактическая игра, как средство умственного развития ребенка" с картотекой игр

Знакомство родителей воспитаников с разнообразием дидактических игр, используемых в ДО. Как можно развивать умственные способности ребенка в игре? Родителям были предложены картотеки с самыми популярн...