Сенсорное развитие - фундамент умственного развития ребенка
консультация (младшая группа) на тему

Родительское собрание посвященное сенсорному развитию детей, как основой умственного развития. Обогатить родительские представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста, ознакомление родителей с особенностями сенсорного развития детей 3-4 лет; активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укреплять сотрудничество семьи и педагогического коллектива. Познакомить и продемонстрировать игры по развитию сенсорных способностей ребенка в домашних условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_rod.sobranie.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие - фундамент умственного развития ребенка

Цель: обогащение родительских представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: ознакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей 3-4 лет; активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укреплять сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Участники: родители, воспитатели.

Место проведения: помещение группы.

По достижению ребенком 3-х лет он поднимается на новую ступень своего развития, уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой. и над тем. что можно сделать для того чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.

Давно уже кануло в прошлое представление о дошкольном возрасте, как о «пустом» времени, когда дитя только растет и забавляется. Советские и зарубежные ученые пришли к единодушному выводу: именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного и умственного развития ребенка»

Психологи XX века доказали, что двигательное и сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития. Поэтому не случайно тема нашей встречи звучит так: «Сенсорное развитие - фундамент умственного развития ребенка». 

Что такое сенсорное воспитание? Это возможность помочь ребенку получить первые представления о различных материалах и их основных свойствах, совершать открытия новых свойств материалов, т.е. экспериментировать, различать основные цвета спектра, геометрические формы, величину предметов. Сенсорное воспитание развивает у детей мелкую моторику пальцев, разнообразные движения руки при выполнении разных манипуляций с предметами

Можно ли учить 3- х ребенка? Захочет ли он учиться и будет усваивать то, что мы хотим?

К 3 годам у ребенка развито умение и желание общаться со взрослыми, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять его в определенное русло.

3 летний ребенок может учиться, и научить его можно очень многому. Но вместе с тем родителям надо знать, чему учить и как учить, какими методами пользоваться.

Конечно, разнообразная деятельность малыша и без нашей помощи приводит к необходимым сдвигам в умственном развитии Задача взрослых - не научить ребенка чему-то необычайному, а наоборот, расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. и сделать это можно, умело руководя обычными для трехлетки видами деятельности.

В образовательной программе младших групп основным является сенсорное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Возраст от 3-4 лет наиболее благоприятный период для развития восприятия, совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире,предметов и явлений

Правильное восприятие формы, величины, цвета и др. свойств и качеств необходимо для успешного усвоения многих дисциплин, от этого зависит формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

Каждый родитель знает своего ребенка, видит, как нон играет, рисует, строит из кубиков, но не все родители представляют себе, что должен знать и уметь ребенок на пороге дошкольного возраста в 4 года. Чаще всего родители оценивают развитие своего ребенка по сравнению с детьми родственников, приятелей… «Машин Андрей все буквы помнит, стихи читает наизусть, а мой возиться лишь с кубиками… Не знаю что с ним и делать» - зачастую слышно от родителей.

Как правило родители отмечают только бросающиеся в глаза знания и умения ребенка и не обращают внимания на наиболее важные вещи, которые характеризуют уровень его развития.

Все дети разные, и развиваются они по-разному. Но вместе с тем существует некоторый минимум достижений в развитии, который соответствует норме ребенка определенного возраста.

Умение играть, использовать игрушки, строить элементарную цепочку игровых действий.

Что значит уметь играть? Играет ли ребенок, если он тянет за веревочку машину? а когда укладывает куклу спать в кроватку и накрывает ее лоскутком? Может быть, да, а может и нет.

Играет, если видит в игрушечной машине настоящую, в кукле девочку, в лоскутке одеяло. Не играет, если, выполняя эти действия, просто повторяет то, что показали взрослые, или что увидел у других детей.

Цепочка игровых действий имеется там, где ребенок не просто повторяет одно и тоже действие, а выполняет два и даже больше действий, по смыслу следующих друг за другом (раздевает куклу, укладывает, накрывает одеялом и т. д.)

• Умение строить простейшие предметы из двух деталей строительного материала (диван, стульчик) .

Не просто прикладывать друг к другу два кирпичика, как показали, а узнает о том, что получилось, например, настоящий диван, на него можно посадить куклу.

• Умение рисовать.

Хорошо, если ребенок начал рисовать, из под карандаша выходит изображение, хотя бы немного напоминающие машину, елку, узнаваемые для него самого.

Данные умения можно выявить, наблюдая за ребенком. Но для этого надо выяснить, как он воспринимает форму, цвет, величину предметов.

Познание неизвестного объекта проводим с помощью всех анализаторов и одновременно познакомимся с содержанием и приемами сенсорного развития детей младшего возраста: зрения (цвет, форма, величина) осязание (вес, температура, фактура) обоняние (запахи, слуха (звуки, вкуса)

Познакомим с некоторыми развивающими заданиями. Используя, их вы можете сами придумать новые и применить в практике, просим не забывать, что советы и рекомендации нельзя принимать как готовые рецепты, ведь каждый ребенок своеобразен, не похож на других, нужно к каждому суметь найти подход, в зависимости от интересов и склонности ребенка, следует отбирать и другие задания, но, ни в коем случае не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему неинтересно.

К 4 годам ребенок должен воспринимать и различать более пяти форм предметов, дифференцировать их по величине, знать и называть семи цветов.

Знакомьте ребенка с материалами, из которого сделаны предметы (бумага, дерево, ткань, металл и т. д., учите различать на ощупь, рассказывайте о свойствах (твердый, мягкий)

Как вы думаете, уважаемые родители? Какие материалы являются самыми доступными в решении данного вопроса? (ответы родителей) Действительно, таким доступным материалом сенсорного развития детей являются песоквода и строительный материал. 

«Самая лучшая игрушка для ребенка та, которую можно заставить постоянно меняться: для маленьких детей самая лучшая игрушка – кучка песка» (К. Ушинский)

Действительно, песок, вода, бумага, пуговицы – любимые материалы для игр детей мл. возраста. Не нужно покупать дорогостоящие пособия, потому что объекты и герои наших первых игр обыкновенные банки, ложки, природный материал. Именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможность расширить сферу ориентирования ребенка в окружающем мире.

Мы с вами сегодня подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного происходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. наиболее полный образ объекта ребенок получит только тогда, когда задействованы все группы анализаторов. В заключении хотелось бы подчеркнуть, что умственное развитие – очень важная, но не единственная сторона общего психического развития, ребенок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Игра «Построим башню».

Цель: учить различать цвета по принципу «такой - не такой».

Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой» - «не такой»). Если кубик такой, поставьте его с верху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!» (демонстрация игры с 1 родителем) В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню (играют все родители).

Игра «Разноцветные флажки».

Веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.

Описание игры: Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т.п.

Игра «Разложи по коробочкам».

Цель: Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.

Материалы: Небольшие предметы разных цветов; маленькие коробочки, коробка побольше.

Описание игры: Поставьте перед ребёнком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите ребёнку разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек. Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по4-8 шт. одного цвета). Со временем кол-во предметов и цветов увеличить.

Игра «Волшебный мешочек».

Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).

Игра «Прятки».

Те фигуры, которые обучающиеся достали из «чудесного мешочка» (5 штук) воспитатель ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит обучающихся запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого учащиеся должны определить, какая фигура «спряталась».

Игра «Определи форму».

Каждому обучающемуся раздается набор разноцветных геометрических фигур. Педагог демонстрирует картинки со знакомыми детям предметами, обучающиеся должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.

Умственное развитие ребенка 3лет

 Восприятие цвета

Задание 1. Выбор по образцу.

Материал: 2 набора по 6 карточек разного цвета (красного, оранжевого, желтого, зеленого, фиолетового, синего)

Инструкция

Сейчас поиграем в цвета. Я даю тебе две бумажки разного цвета. У куклы тоже есть такие бумажки. Она покажет тебе одну из них и попросит, чтобы ты дал ей точно такого же цвета. (Перед ребенком кладется 2 карточки, затем даются образцы ребенок «угадывает», где же такая карточка.) Проделывается со всеми 6 цветами в разных сочетаниях. Следует менять расположение карточек, чтобы у ребенка после двух верных ответов вырабатывается «реакция на сторону», запоминает правильно лежащий ответ перед этим. Не хвалите за верный ответ и не порицайте за неверный. Будьте бесстрастны.

- Смотри, какая бумажка нужна кукле. (Кукла сидит напротив ребенка. Образец кладется несколько дальше от ребенка, чем карточка для выбора)

- Где у тебя бумажка такого же цвета? Дай ее кукле. И так все цвета.

Задание 2. Простейшие действия с учетом цвета.

Материал: взрослый берет 2 кубика одинаковой величины, но разного цвета, красный и зеленый. такие же кубики у ребенка.

Инструкция

Строим башню, чтобы ребенок не видел. А ты догадаешься, как я строил и построишь как у меня. (Взрослый за экраном, газетой ставит кубик на кубик.

Открывает. Вот, посмотри и построй такую же.) Повторить несколько раз меняя расположение кубиков. Если ребенок кладет свои кубики, как по образцу, проверка окончена. Если путает, меняет цвета, покажите без экрана как надо строить, на глазах ребенка. (Цвета названия не употребляйте)

3адание 3. Проверка понимания и употребления слов – названий цветов.

Материал: те же 6 карточек, что и в «Выборе по образцу»

Инструкция

Все и карточки раскладываются в случайном порядке перед ребенком, и взрослый просит подать карточку того или иного цвета. Затем показывает карточку и просит назвать цвета.

Восприятие формы

Аналогично проводится проверка восприятия формы.

Материал: 5 пар разных геометрических фигур одинакового цвета (круг, овал, равносторонний треугольник, квадрат, прямоугольник) .

Задание 1. Выбор по образцу.

Фигуры, как и карточки даются по две, а потом используются поочередно в качестве образца.

Задание 2. Простейшие действия с учетом формы.

Строится башня из кубика и кирпичика одного и того же цвета.

Задание 3. Проверка понимания и употребления слов – названий формы

ребенок по очереди выбирает и называет фигуры, которые называет взрослый.

Оценка результатов.

Нормально, если ребенок правильно выбирает по образцу круг, квадрат, треугольник (может путать квадрат с прямоугольником)

Строит башню по прямому показу, выбирает по названию фигуры. Использует предметные названия форм «домик», «крыша»…

Восприятие величины

Задание 1. Выбор по образцу

Предоставляется выбор по образцу из двух картонных кружков одинакового цвета, но различающихся существенно по величине.

Задание 2. Простейшие действия с учетом величины.

Башня строится из двух кирпичиков разной величины.

Задание 3. Проверка понимания и употребления слов – названий величины.

Понимание и употребление слов «большой» и «маленький»

Сообразительность

Материал. Склеенная из картона плотная трубка.

На глазах протолкните в трубку палочкой до середины привлекательный предмет – конфету и предложите достать. Догадается он также палочкой вытолкнуть конфету или попытается разорвать трубку?

Понимание словесных указаний.

Взрослый дает любое распоряжение, выключающее 2-3 последующих действия и просит выполнить. «Возьми чайную ложку, которая лежит на столе и принеси ее».

Составление целого из частей

Материал: разрезные кубики, кубики с изображением животного или автомашины, разрезанные по вертикали пополам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на родительском собрании на тему: «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка».

Сенсорное развитие (чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к ...

Мастер-класс «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка»

Вашему ребенку исполнилось 3 года. Он поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем, что можно сделать для того чтобы он вырос умным, честным...

«Сенсорное развитие - фундамент умственного развития ребенка».

познакомить родителей с дидактическими играми,...

«Сенсорное развитие - фундамент умственного развития ребенка»

«Сенсорное развитие - фундамент умственного развития ребенка» ...

Статья. Сенсорное развитие-фундамент умственного развития ребенка.

Статья. Сенсорное развитие-фундамент умственного развития ребенка....

Родительское собрание Сенсорное развитие - фундамент умственного развития ребенка

Родительское собрание Сенсорное развитие - фундамент умственного развития ребенка...