"Социальное воспитание детей средствами культурно - досуговой деятельности"
статья (подготовительная группа)

овз

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культурно - досуговая и просветительская деятельность являются важнейшим средством социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта деятельность направлена на содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности детей с нарушением интеллекта, становлению и проявлению их индивидуальности, формирование oпыта участия в индивидуальной и сoвместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

При планировании и oрганизации культурно - досуговых и просветительских мероприятий необходимо учитывать психологические и возрастные oсобенности детей, их физические возможности, настрoение, интересы.

Наиболее распространенными формами проведения культурно - досуговых и просветительских мероприятий являются: тематические праздники с конкурсной программой, игры, творческая деятельность и др.

Само название «праздник» говорит о предвкушении радости, ожидания положительных впечатлений и эмоций. Подготовка к проведению праздника должна затрагивать как педагогов, так и детей, каждый участник занимается посильным делом. Просветительская полезность праздника заключается в информационном его сопровождении, чтобы дети узнали или закрепили полезную информацию, способствующую развитию познавательной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью. Важной составляющей праздника является конкурсная программа, которая способствует формированию адекватной самооценки, развитию волевых качеств, воспитанию эстетического вкуса.

Нравственно-воспитывающее влияние игровой деятельности заключено, в коллективно-групповых формах и основано на непосредственном общении детей, предполагающем взаимную пoмощь, поддержку и взаимовыручку. А слаженные коллективные действия получают сильное подкрепление в виде ярких полoжительных эмоций.

Наиболее продуктивными для детей с интеллектуальной недостаточностью являются игры со словами, игры – загадки, игры с движениями, спортивные игры и др.

Большое психотерапевтическое воздействие на детей с интеллектуальной недостаточностью оказывает творческая работа: изготовление поделок, подарков, аппликаций сувениров и др. Алгоритм выполнения творческой работы состоит в следующем: педагог демонстрирует образец (результат) работы и рекомендует, какие инструменты, цветовую гамму, размер нужно использовать. Выполнение работы осуществляется совместно: педагог демонстрирует выполнение работы на доске или экране, а дети на своих местах. Содействие развитию познавательной сферы детей способствует тематическое информационное и музыкальное сопровождение. Обязательным компонентом выполнения творческой работы является выставка продуктов творчества детей.

Творческая работа способствует формированию таких качеств как аккуратность, трудолюбие, усидчивость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, чувство удовлетворения, как от конечного результата, так и от самого процесса работы, развивается внимание, память. От созерцания результатов своей работы и работы товарищей дети получают массу положительных эмоций и еще раз убеждаются в своих силах и талантливости.

Таким образом, рационально подобранные формы и методы культурно - досуговой и просветительской деятельности с детьми ОВЗ будут способствовать максимальному улучшению их психологического и физического здоровья.

Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.

Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.

 Культурно-досуговая деятельность создает дополнительные условия личносного развития, оптимизирующие процессы социальной интеграции и личностного становления; минимизирует условия жизнедеятельности личности ребенка с ОВЗ.

Эффективность социализации ребенка-инвалида зависит от скоординированных усилий всех направлений социально-педагогической поддержки: художественно-творческой, психологической, физической реабилитации, социально-психологической адаптации, профессиональной ориентации и обучения, организации учебно-образовательной деятельности.

Значительные социализирующие возможности заложены в культурно - досуговой деятельности, которая способна компенсировать дефициты социализации других институтов и социально-психологических сред, и прежде всего семьи, школы, коррекционных учреждений.

Возможности культурно - досуговой деятельности обусловлены ее самодеятельной природой и творческим характером, позволяющим дополнить процесс социализации условиями самореализации личности.

Культурно - досуговая деятельность в силу своего компенсаторного характера обладает значительными педагогическими ресурсами социализации личности ребенка-инвалида, а именно: создает дополнительные по отношению к другим институтам условия личностного развития, оптимизирующие процессы социальной интеграции и личностного становления; минимизирует сегрегационные (изолирующие) условия жизнедеятельности личности ребенка с ограниченными возможностями.

Компенсаторные возможности социально-культурной деятельности, определяющие ее социализирующий потенциал, обусловлены: во-первых, ее глубинным культурным содержанием, позволяющим решать проблемы, находящиеся вне пределов досуга и искусства; во-вторых, коллективными формами организации совместной деятельности; в-третьих, личностно значимой мотивацией участия ребенка. Реализация социализирующих ресурсов социально - культурной деятельности предполагает, во-первых, построение процесса социализации в единстве с инкультурацией и само- реализацией личности; во-вторых, деятельное включение личности ребенка-инвалида в социально-психологическую среду. Коррекционно-развивающая культурно - досуговая деятельность представляет собой специально организованное совместное участие взрослых (педагога, психолога, родите- лей) и детей в процессе формирования замысла и реализации социально-культурных мероприятий, содержание которых строится с учетом имеющихся у ребенка проблем и направлено на стимулирование развития личности ребенка, его эффективную интеграцию в социум и культуру.

Оптимальная социально-педагогическая система социализации детей-инвалидов средствами культурно - досуговой деятельности должна включать следующие взаимосвязанные компоненты:

а) проблемный блок (характеристика основных социально-культурных и личностных проблем инвалидов, определяющих смысл и содержание социально - культурной интеграции);

б) целевые ориентации, задачи, субъекты и инструменты их решения;

в) направления социализации: обеспечение оптимального уровня жизнедеятельности личности; социальная адаптация; оптимизация социальной коммуникации инвалида; интенсификация процессов инкультурации; реализация социально - адаптационного и рекреативного потенциала культурно - досуговой деятельности;

 г) содержательно- технологический компонент (технологии художественно-творческой, психологической, физической реабилитации, социальной интеграции и профессиональной ориентации);

 д) организационно-функциональную структуру, на базе которой могут быть реализованы данные направления.

Что же такое досуг? В современных условиях этому понятию дается следующее определение. Досуг - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Она продиктована личными потребностями и интересами человека, а не вызвана внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью.

Со времен Я.А.Каменского, Ж.Ж.Руссо и И.Г.Песталоцци досугу уделяются большое внимание, отечественные и зарубежные педагоги во множестве работ дают свои рекомендации, как нужно организовать деятельность ребенка, чтобы он раскрыл свои природные задатки, приобщился к культуре своего народа, используя для этого свободное время от занятий и труда. 
Теоретический анализ социально-педагогической и методической литературы. Государственного стандарта по образованию и нормативных документов органов образования, периодической печати по проблеме, а также изучение практического опыта деятельности образовательных учреждений детей и подростков позволили сделать вывод о том, что культурно - досуговая деятельность детей - это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детских образовательных учреждений, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности (взрослого и ребенка в их взаимодействии, в автономном или коллективном режимах) в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов культуры. 
Досуговая деятельность - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т.е. досуг, выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется следующим: 

 Ей свойственна целенаправленность и продуманность: 
• Осуществляется в свободное время ребенка и протекает как индивидуально, так и коллективно. 
• Ее отличает относительная свобода (в зависимости от состояния здоровья и самочувствия ребенка),  выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых (программ) связанных с саморазвитием (что чаще всего носит непроизвольный характер), общением, оздоровлением на основе добровольности, активности, инициативы, как отдельного ребенка, так и различных групп.
• Она обусловлена региональными особенностями, традициями и характеризуется многообразием видов досуговой деятельности на основе разнообразных интересов ребят.
• Способствует познанию детьми культуры и искусства, формированию их базовой культуры через творческую деятельность родителей (взрослых), основанной на культурологических знаниях, духовной культуре; развитию творческой деятельности ребенка; 
• Досуговая деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества, как человечность гуманность, порядочность и увлеченность. 

Все выше сказанное относится не только к здоровым детям. Так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья является полноправным членом общества, он может и должен участвовать в его многогранной жизни, а общество обязано создать для него специальные условия, предоставляющие ему равные с другими людьми возможности для удовлетворения всех его прав. Ребенок с особыми нуждами имеет такие же задатки и способности, как и его нормально развивающиеся сверстники. Задача общества, помочь ему обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для семьи и общества. В данном процессе ребенок должен быть не пассивным объектом помощи, а активно действующим субъектом. 
В силу вышесказанного, можно утверждать, что важнейшим средством социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является его социокультурная досуговая деятельность:
• Развитие «особого ребенка» посредством творческой деятельности стимулирует его креативное развитие. 
• В искусстве и музыке проявляются неречевые формы общения, которые дополняют, корригируют и расширяют вербальный опыт ребенка или заменяют его. 
• Досуговая деятельность наполняет жизнь ребенка новыми ощущениями и переживаниями, способствует развитию самосознания. 
• Расширяются и обогащаются представления ребенка о своих возможностях, способностях, развивается уверенность в своих силах. 
• Ребенок становится признанным в обществе на основе своих достижений, что меняет его отношение к себе и другим, зарождается способность к саморегуляции. 
Виды культурно-досуговой деятельности многообразны, и их можно классифицировать, следующим образом:

• Отдых (активный и пассивный). 
• Развлечения (распространены три вида развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети - непосредственные участники, участники и взрослые и дети).
• Праздники (народные и фольклорные, гоударственно - гражданские, международные, православные, бытовые и семейные).
• Самообразование (целенаправленная познавательная деятельность: чтение литературы, экскурсии, посещение театров и музеев и т.д.).
• Творчество. 
С уверенностью можно сказать, что такая деятельность выступает важнейшей сферой социально-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения психофизического здоровья, способствует преодолению их изолированности и переходу к их интеграции в общество. 

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение. 
Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи: 

● Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ; 
● Развитие эмоционально- волевой сферы; 
● Обогащение представлений об окружающем мире; 
● Формирование коммуникативных навыков; 
● Формирование культурного поведения; 
● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики; 
● Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны. 
1 – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей. 
2 – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено. 
3 – Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников. 
4 – Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность. 
5 – Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком. 
6 – Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей. 
7 – Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка. 

В моей группе  пять детей. Два ребенка с синдромом Дауна, не говорящие, но сохранные, имеют умеренную умственную отсталость. Один ребенок так же с синдромом Дауна, но с глубокой умственной отсталостью. Один мальчик слепой, с тяжелой умственной отсталостью и еще один ребенок с глубокой умственной отсталостью. Вследствие этого развитие некоторых способностей у детей замедленно, от нормы отстает.

Двое детей в моей группе с синдромом Дауна Никита С. И Никита А. часто выезжают на экскурсии, в театр, цирк, посещают оперу, балет, а так же на различные мероприятия для детей инвалидов, на мероприятие связанные с ИЗО деятельностью, различные мастер - классы. Ребята очень радуются поездкам. Каждый такой выезд благотворно влияет на детей, они видят много интересного, принимают участие, радуются своим результатам. Неизгладимое впечатление произвела поездка в океанариум и зоопарк. Ребята с интересом и подолгу наблюдали за животными, и их повадками. В океанариуме большое впечатление произвели на них вольер с тюленями и большое разнообразие рыбок. Эмоции у детей зашкаливали! Большое влияние на детей оказало слушанье живой музыки, когда дети посетили Мариинский театр и Юсуповский дворец. Большой заряд положительных эмоций получили наши воспитанники на балете в театре Эрмитаж. На Олимпиаде для инвалидов Никита А. завоевал приз зрительских симпатий. Ребенок сам вступал в контакт с незнакомыми ему людьми , общался со сказочными героями , прекрасно выполнил все предложенные ему спортивные задания, получил призы и грамоту. Большое влияние на детей оказывает общение с животными. Дети ездили на «Солнечный остров», катались на лошадях, участвовали в соревнованиях, общались со строителями этого действа. Все это хорошо сказывается на развитие коммуникативных качеств ребят. На праздники, организованные в детском доме мы берем всех детей. Воспитатели стараются создать у ребят настроение предвкушение праздника. Наряжают их, дают праздничные атрибуты (султанчики, флажки). Дети с радостью учувствуют в конкурсах, с радостью танцуют вместе с другими детьми. Интересные сюрпризные моменты являются для воспитанников счастливой концовкой любого праздника. Они делятся радостными переживаниями с взрослыми и между собой. Большую радость дети испытали  получив приглашение на День рождения детей другой группы. Ребята повеселились, поели вкусностей, поиграли, потанцевали, получили небольшие подарочки. И что самое важное она сдружились с детьми другой группы. И теперь встречаясь на прогулке, узнают и радостно приветствуют друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурно – досуговая деятельность в ДОУ ( план мероприятий по культурно-досуговой деятельности в ДОУ по нравственно –патриотическому воспитанию).

план мероприятий по культурно-досуговой деятельности в ДОУ по нравственно –патриотическому воспитанию...

Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Описание опыта работы музыкального руководителяХарламовой Виктории Александровны по теме: "Культурно-досуговая деятельность как средство  формирования нравственно-патриотических качеств  у д...

«Культурно - досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста».

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перем...

Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников средством культурно - досуговой деятельности

В данном материале представлен о описание опыта работы по нравственно- патриотческому воспитанию дошкольников, начиная с младшего возраста....

Опыт работы музыкального руководителя на тему: Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы музыкального руководителя на тему: Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраст...

Особенности организации культурно-досуговой деятельности в образовательных организациях. Тема : Организация социокультурной среды по средствам досуговой деятельности дошкольников

В системе дошкольного образовательного учреждения деятельность, организуемая в свободное время, определяется как культурно-досуговая. Задачи, гипотеза исследования; проблема подготовки специалистов; в...

Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

                    Актуальность.Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы д...