Музыкальное воспитание в семье
консультация по теме

Ситчихина Ольга Николаевна

Музыка в нашей жизни 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_vospitanie_v_seme.docx31.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание в семье

Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.

Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио, просмотр  телепередач, записей на  дисках детских музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки; обучение детей игре на музыкальных инструментах; самостоятельное музицирование.

Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей к музыке передается ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают произведение вместе с ним и выражают свое отношение к ней, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируются его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к музыке или увлечение только «легкой» музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор.

Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, постоянно обогащать музыкальные впечатления. При этом полезно привлекать вспомогательные средства воздействия: рассказывать сказки, читать книги, рассматривать репродукции картин, смотреть мультфильмы, детские музыкальные концерты и т. д.

Таким образом, все формы организации музыкальной деятельности детей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и семье) взаимодополняют друг друга, обогащая процесс музыкального воспитания. Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребности в музыке, необходимо использовать возможности каждой формы организации музыкальной деятельности.

Музыка в нашей жизни

"Работая   в   детском   саду, я столкнулась   с   множеством   проблем.… Одна  из   которых -  то, что   в   семьях   не   знакомят   детей   с   классической   музыкой.  Постоянно   говорят: «Но   я   не   умею   играть   и   плохо   пою, не   люблю   классику, мне   нравится   рок- музыка, я   люблю   танцевать. Мне   кажется, что   музыка – это   отдых, развлечение.  Классическая   музыка – для   гениев, а  не  для   моих   детей. И   вообще   задача   музыкального   развития   детей    должна   решаться   на   музыкальных   занятиях, где   с   ними   работает   профессионал….».

     Это   довольно   распространённое   мнение   родителей. Попробуем   разобраться, правы    ли   они, поразмышляем   над   поставленными   проблемами: «Почему   только   классическая   музыка   (непонятно, сложно, плохо, не   познано, устарело)»; «У  меня   нет   гениев»; «Когда, что   и   как    рассказывать   детям    о  музыке    вне   Музыкальных   занятий». Мы   поговорим   об    играх    без   инструментов, о   слушаниях.

     Возможности    музыки   огромны. Это   особый   мир. Это   как    бы   космос   искусства. В   нём    человеческие    души   говорят   непосредственно   с   душой   автора.

     По мнению   учёных,  дети – глубочайшие   философы: дошкольный   возраст – самый   плодотворный   период   для   активного   осмысления   окружающего. На   детском    восхищении, на   детском   «ах»   должны   основываться   решения   познавательных   и   эстетических   задач.

     Психологи   считают, что   у  детей   есть   множество   способностей, в   том   числе   и   к    музыке. Уже    в    8–9  месяцев, едва   научившись   стоять, ребёнок    точно   реагирует   на   звучание   ритмической   музыки – переступает   ногами, старается   подпрыгнуть – всё   это   очень    физиологично   в   этом    возрасте.

     Мир   окружающий   нас, для   детей   полон   загадок, надо   помочь   малышам   не   только   смотреть   внимательно, но   и   слушать. В  наше   сложное   время   люди   зачастую   не    умеют, не   хотят, не   приучены   слышать, – будь   то   собеседник, природа    или   музыка.  Даже    мир   звуков   повседневности   требует   внимания, даже   он, будучи   услышан, способен   обогатить   опыт   ребёнка.

      Некоторые   думают, что   только   в   деревне   или   в   лесу   можно,   что-то   услышать   и   узнать, а   что   интересного   можно   услышать   в   городе? Только   грохот!

       Чтобы   заработала   детская   фантазия, целесообразно   использовать   игровые   приёмы. Например, научите   детей   слышать   и   перечислять   звуки   городской   улицы. Вот   обрывок   разговора, вот   проехала   легковая   машина, а   вот   пожарная  (она   сигналит   совсем   по-другому), вот   слышна музыка из окна, если вы в путешествии по другим городам и слышите,   бьют   башенные   часы. От   уличных   часов   можно   перейти   к   домашним, от   звуков   улицы – к   звукам   дома.

      Можно   слушать   и   тишину. Это   интересно. Тишина   не   бывает   абсолютной! Скажем, все   замолкают   и   слушают   тишину   после   трёх   ваших   хлопков   в   ладоши. А  потом   рассказывают   по   очереди, кто   что   услышал, кто   более   внимателен. А   потом   можно   пофантазировать   и   представить   себе, что   же   услышит, например  …. диван, который   внезапно   получил   возможность   летать….

     У   Джанни   Родари   есть   замечательная   книга, в   которой   в   частности, помещены   прямо – таки   рецепты   развития   детской    фантазии. Один   из   них   можно   назвать   «фантазии   на   заданную   тему». Для   этого   предлагаются   два   существительных   из   самых   разных  «ареалов»   их    «обитания», например:  игла   и   дуршлаг, луна   и   башмак   и  т.д. сказки   о   взаимодействии   и   приключениях   таких   предметов   могут   стать   своеобразной   школой    фантазии. А   внимательному   родителю   сказки   помогут   лучше    узнать   своих   детей. Но   мы   говорили   о   музыке.  Если   продолжить   предыдущие   игры, то   получится   нечто   синтетическое, некая   театрализация. Но   давайте   по   порядку.   Мы   остановились   на   игре   с   тишиной. Дальше    необходимо   научить   детей   слышать   разницу   в   звуках   и   научиться   называть   звуки – глухие, звонкие, тихие, громкие. Заметьте, что  это   совершенно   разные   качества   звуков. Барабан   может   бить   и   громко, но   всё   равно   это   будет   глухим   звуком.  А   колокольчик   может   звонить  тихим, но   звонким   звуком. Теперь  дети   могут   называть   качества   звуков   в   доме   и   в   городе, в   саду   и   в   лесу.

      Для   интересной   игры   можно   даже   сделать   «инструменты». Коробочки   из   под   спичек   или   другие   маленькие   коробочки   отлично   сойдут   за   «барабаны»   или   «маракасы», если   туда   поместить   горох. Взять   ещё   несколько   металлических   коробочек   с   горохом   (совсем   другой   звук)   и   для   разнообразия   что-то   из   детских   музыкальных   инструментов – и   оркестр   готов. Дирижирует   кто-либо   из  детей. «Играем»  с   потряхиванием   или   постукиванием   по   коробочкам.  Кто-нибудь   при  этом   может  петь, получится   своеобразная   аранжировка   к   песне.

       Важно    не   останавливаться   на   достигнутом, а   усложнять   игру.  С   помощью   этих   шумовых   инструментов  можно   «озвучить»  читаемые   в   слух   сказки   или   оживить  детские   рисунки. Можно   отлично   изобразить   грозу   с   раскатами   «грома», помигать   настольной   лампой   имитируя   вспышки   молнии. Здесь   понадобится   вся   детская   наблюдательность   и   изобразительность.

       А   если   у   ребят   все-таки   плохо   с   чувством   ритма? У   немецкого   учителя – музыканта   Карла  Орфа   есть   множество   интересных   работ, связанных   с   нашей   темой. В   частности, можно   использовать   следующие   вариации   из   его   игр. Ребята   садятся   в   круг.  По   команде   воспитателя   они   повторяют   его   движения: свободные   движения   кистями   поднятых   вверх   рук: «кыш – кыш», два   хлопка   в   ладоши   и   два   шлепка   по   коленям: «хлоп – хлоп», «шлеп –шлеп», два   «топа»   каждой    ногой: «топ – топ». Итак: «кыш – кыш», «хлоп – хлоп», «шлеп –шлеп», «топ – топ». Остальное   зависит   от   фантазии   родителя, внимания   детей   и   их   координации. Можно   распределить   «партии» «хлопов»   и   «шлепов», варьировать   их   число, но   главное   подчеркнуть; вот   какая    своеобразная   «музыка»   получилась   у   нас. 

       У   детей   нужно   развивать  целостное  художественно – эстетическое   восприятие   мира. Значит, и   при   решении   проблемы   «музыка   и   дети»   мы   должны   создать   такую   целостную   эмоционально - эстетическую   среду, которая   формировала   бы   не ущербные   взгляды   и   вкусы.  Наряду   с   лучшими   образцами   рок – музыки   дети   должны   слушать   и   фольклор, и   классику. Пусть   с   малолетства   их   сопровождают   единые   по   своему   содержанию   культурные   проявления   разных  эпох   и   стилей. И   всё-таки,   почему   классическая   музыка, а    не   рок, джаз, эстрада? Особенности   современного   мира   таковы, что   детей   окружает   в   основном    «лёгкая»   музыка.  Они   слышат   её    везде: дома, по   радио, в   парке, даже   в    транспорте. Музыкальное   разнообразие   необходимо, но   при  этом   важно   воздействие   классической   музыки   на   человека.

      Теперь   поговорим    о   том, какую   музыку    стоит   слушать   с   детьми.  Это -  произведения, чья   образность    поможет   детям   понять   замысел    автора: фрагменты   из   опер – сказок   Н. Римского – Корсакова   и   балетов – сказок   П. Чайковского, симфонические   произведения, специально   написанные  для   детей   С. Прокофьевым, и   вполне   «взрослое»   произведение   К. Сен-Санса    «Карнавал   животных».

      Наиболее    известна   одна   пьеса   из    «Карнавала   животных» - «Умирающий   лебедь».  Знаменита   эта   музыка, наверное, ещё   и   потому, что  под   неё   прекрасно   танцевали   танец   умирающего   лебедя   чудесные   балерины – А. Павлова, Г. Уланова, М. Плисецкая, славу   этой   трагической   и   прекрасной   музыки. Вспомним   это   произведение: так   и   кажется, что   видишь   гладь   лесного   озера, где  плывёт     раненый   лебедь  (в   музыке   идёт   волнообразный   аккомпанемент).

      Прослушивание   пьесы   можно   начать   с   задания: пофантазируйте   под   эту   музыку. Что   вы   представляете, слушая   её?  А   после   ответов   детей   можно   прослушать    произведение    ещё   раз, сопровождая    тихим    рассказом: «Лесное   озеро.  Поздняя   осень.   Одиноко   плывёт   белый   лебедь.  Птица   не   смогла   улететь   со   своей   стаей, потому   что   кто-то   её   ранил. Последний   раз   проплывает   лебедь   по  глади   любимого  озера, последний   раз   смотрит   на   воду, лес, небо. Через   несколько   минут   птица   погибнет». Использование таких элементов музыки  при   прослушивании   произведения   делает   его   более   доступным    детскому   воображению (и   даже    изображению).

      Очень    важно   чтобы   родитель   помог   закреплению   всего   того, что   дошкольники    получают   на   музыкальных   занятиях, на   прослушиваниях   в   группе. Так, дети   знакомятся   с   фортепьянными  пьесами   П. Чайковского   «Времена   года». Прослушав, ещё   раз   знакомые  «Декабрь», «Апрель», «Июль», они   увидят   соотношение   музыки   и   природы    за   окном, а   может  быть, сравнят   и   с   собственным   настроением.  И   опять   рисование….

       Ребёнок   рисует   не   столько    музыку    во   время   её   звучания,   сколько   себя, своё   настроение   и   восприятие.  Связь   с   русской   природой   в   музыке    П. Чайковского   очень   велика, настроение   в   природе, прошедшее   через   душу   композитора, доступно   и   понятно   детям. Нужно   учить   детей   видеть   красоту   во   всём." 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию "Музыкальное воспитание в семье"

Здесь описаны рекомендации для родителей по поводу начала музыкального воспитания малышей....

Методические рекомендации для родителей по музыкальному развитию ребенка Тема: «Музыкальное воспитание в семье»

Цель: формировать у родителей заинтересованность в музыкальном воспитании своих детей. Педагогическое просвещение родителей....

Доклад музыкального руководителя на родительском собрании в младшей группе «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ»

Доклад знакомит  с работой по музыкальному воспитанию, которая проводится  в  младшей группе детского сада. Родителям даются рекомендации по  развитию музыкальных способностей дете...

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье. Виды музыкальной деятельности в семье»

Предложенный материал дает возможность родителям понять значение и необходимость музыкального воспитания....

консультация музыкального руководителя для родителей " Музыкальное воспитание в семье"

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие человек...

Советы музыкального руководителя. Музыкальное воспитание в семье.

Советы музыкального руководителя. Музыкальное воспитание в семье....

Консультация музыкального руководителя для родителей "Музыкальное воспитание в семье"

Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение му...