Мастер-класс "Обучение родителей игровым приемам работы со сказкой"
материал по теме

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_tema.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая тема: «Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) художественной литературы через сказку»

Тема мастер – класса:  «Обучение родителей игровым приемам работы

 со сказкой»

Целевая аудитория: родители

Цель: обучать родителей приемам работы со сказкой для  использования их в условиях семейного воспитания.

Задачи:

1. Вовлекать  в активную познавательную деятельность.

2. Показать приемы работы со сказкой.

3. Совершенствовать умения  рефлексировать.

Результат мастер-класса: представление родителями  сказки в виде сказочного домика  из кубиков.

Модель проведения мастер-класса:

1. Презентация:  представление системы работы.

2.  Имитационная игра.

  Уважаемые родители! Сегодня мы будем говорить о сказке. Сказочный мир таинственный и неповторимый. Порой кажется, что он рядом. Стоит только закрыть глаза, и все  мгновенно станет волшебным.

  Чтобы получить удовольствие от любого дела, должно быть хорошее настроение. Мы должны помогать друг другу и тогда наше творчество будет излучать тепло и доброту. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите добрые слова (участники приветствуют друг друга).

Игровой прием. «Пропуск в сказку».

Предлагаю вам взять по  карточке, подобрать героев одной сказки и объединиться в творческие группы: одна творческая группа – по одной сказке, вторая – по второй).

Карточки:

- волк, коза, козлята;

- кот, дрозд, петух.

(Садятся, каждая группа называет свою сказку).

    У каждого из нас свой мир, и, наверное, каждому хочется его изменить, сделать лучше. А что может сделать ваш мир лучше? (ответы).

А мой мир становится ярче и красочнее когда в нем появляются волшебство и сказки. Я хочу пригласить вас  всех в мир сказки, волшебства и творчества.

3. Разминка: «Сочини новое окончание сказки».

   Для «сказочного» настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев».  До работы с основной сказкой,  чтобы разбудить ваше творчество, я предлагаю вам «поиграть» с простой, всем хорошо известной русской  народной сказкой «Репка» - «Сочините новое окончание сказки»

 (Пример: «не смогли вытащить репку, побежали за крановщиком, приехал он на кране, подцепил репку и выдернул ее, все остались довольны», «вытащив репку, бабка сварила из нее вкусную кашу и все вместе сели за стол, а мышке потом еще дали кусочек с собой»).

4. Игровая ситуация: «Приемы работы со сказкой».

    Пока группы работают, мы с вами рассмотрим приемы работы со сказками, которые можно использовать в домашних условиях.

Игра «Что лишнее?»

Вы должны  определить, какое слово не относится к содержанию сказки, назвать слово и саму сказку:

-  Машенька, утки, Ванюша, Баба-яга, гуси-лебеди (сказка «Гуси-лебеди»),  Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья-царевна (сказка «По-Щучьему велению»);

- Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто (сказка о рыбаке и рыбке), Дед, Аленушка, бабка, мышка, яйцо (сказка «Курочка Ряба»).

Игра  «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»

Я вам предлагаю словосочетания необычных частей тела, а вы должны назвать персонаж  

- Огнедышащая голова – Змей Горыныч, большие расплющенные уши – Чебурашка, костяная нога – Баба Яга, вместо ног хвост – Русалочка, длинный острый нос – Буратино, она маленького роста – Дюймовочка, голова в форме луковки – Чипполино, борода с волшебными волосками – Старик - Хоттабыч, у нее голубые волосы – Мальвина).

5. Учебная информация: «Сказка – домик, построенный из кубиков».

   Сегодня я представлю  вам один из приемов  работы со сказкой, который можно будет использовать в домашних условиях. Это поможет лучше запомнить даже самую  сложную сказку и пересказать ее самостоятельно.

  Мы все знаем, что сказка состоит из присказки или  зачина, основных событий и концовки.

   Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика.

Цель концовки: отделить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.

Известный фольклорист Владимир Пропп предлагает нам рассматривать сказку  как маленький домик, построенный из кубиков, где  каждый кубик имеет в конструкции определенное значение. Вот как он предлагает это сделать. Разберем сказку  «Гуси – лебеди».

- С чего начиналась сказка?  (родители уехали). Т.е.  они отлучились, поэтому  – первый кубик – «отлучка»;

- что они наказывали детям? (не уходить). Значит, второй кубик – «запрет»;

- а что же дети? (нарушили).  Третий кубик – «нарушение запрета»;

- что стала делать Алёнушка? (искать братца). Четвертый кубик,  назовем условно, – «отъезд героя». Герой может уехать, убежать, уплыть, т.е. начинаются его приключения;

- что делала  Алёнушка, чтобы найти братца? (просила помощи у печки, яблони, речки). Какие они ей  ставили условия? (съесть пирожок, яблочко, выпить киселька). Т.е они как бы испытывали героя,  поэтому пятый кубик - «испытание героя»;

- как печка, яблоня и речка помогли  Алёнушке и её братцу? (укрыли под яблоней, спрятали в печке, под высоким бережком). Шестой кубик – «волшебные помощники»;

- «Гуси – лебеди» улетели ни с чем, Алёнушка и её братец  спаслись  от преследования, значит  седьмой кубик –  «счастливый конец». Как образец, это может быть и «несчастливый конец», «возвращение героя», «герой спасается от преследования».

    Мы построили домик – сказку:

 Так  можно самим построить любую сказку.

6. Моделирование: «Шаги в сказочном мире».

  И сейчас я предлагаю каждой группе «смастерить» свою сказку, используя все или некоторые кубики нашего домика, или придумать свои.

Ваша сказка: «Волк и семеро козлят», а ваша «Кот, дрозд и петух».

«Представление сказок».

7. Рефлексия: «Дерево творчества».

(дискуссия по результатам  совместной деятельности).

  Вы сегодня хорошо поработали. Приглашаю вас к «Дереву Творчества». Выразите свое впечатление от  мастер – класса на этом дереве (по окончании мастер – класса участники прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды):

- плоды:  мастер – класс прошел плодотворно и с пользой;

- цветок:  понравилось, но не все применимо;

- листья: не совсем удовлетворен мастер – классом.

8. Заключительное слово: «Вы – талантливы все!».

Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. Я хочу закончить наш мастер – класс словами Жана Жака Руссо: «Вы – талантливы все!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет Мастер-класс «Обучение родителей игровым приемам работы со сказкой»

в буклете показаны игровые приемы работы со сказкой...

Мастер – класс: «Обучение родителей игровым приемам работы со сказкой»

Мастер-класс рассказывает о игровых приемах работы со сказкой, которые можно использовать в детском саду и дому...

Консультация для родителей «Игровые приемы в работе логопеда»

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной ...

Мастер-класс «Обучение нетрадиционным игровым приемам работы со сказкой».

Данный мастер- класс можно провести с родителями, познакомив их с приёмами работы со сказкой....

2021 год. Консультация для родителей: «Игровые приемы в работе логопеда»

Консультация для родителей:«Игровые приемы в работе логопеда»...

Мастер-класс «Обучение нетрадиционным игровым приемам работы со сказкой».

Цель: познакомить родителей с нетрадиционными  приемами  работы со сказкойЗадачи:- Развивать у  родителей  умение с помощью схем, рисованного сюжета, сочинять сказку из жизненной и...