"Родителям об играх и игрушках"
консультация по теме

Даниленко Ирина Николаевна

Статья направлена на изучение истории игрушки, о традиционных игрушках, о том, зачем нужна игра, что такое игрушка и антиигрушка, все самое интересное об ирах с игрушками. Для всех возрастов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_ob_igrakh_i_igrushkakh.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №68 «Ладушки»

Родителям об играх

и игрушках.

Подготовила:

Воспитатель1 категории

Даниленко Ирина Николаевна


Немного истории.

В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости. Он сочетался с высокой детской игровой культурой. Взрослые с любовью изготавливали игрушки и сохраняли их, передавая от старших к младшим детям. Некоторые древние игры вошли в историю: бабки, горелки, жмурки, пятнашки и т. п. Во многих играх использовались особые предметы-игрушки: веревки, чижи, палочки, волчки, биты и др.

Взрослые никогда не приостанавливали начатые игры, не разрушали игровые постройки, не выбрасывали игрушки. Более того, наделяли их магической силой. Считалось, что они могли способствовать урожаю, богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. Дарить игрушки было распространенным обычаем - подарок приносил ребенку здоровье и благополучие. Игрушка служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представление о красоте и эстетическом совершенстве. Самой ценной в этом плане признавалась самоделка, создаваемая ребенком в процессе самостоятельного труда и противостоящая, по выражению русских педагогов, «грубым, пошлым и безнравственным фабричным игрушкам».

Об игре в бирюльки.

Традиционная игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребенка. Стоит вспомнить один исторический пример, оставшийся для большинства в поговорке, означающей что-то бессмысленное и пустое - «игра в бирюльки». Подлинный смысл этой игры известен сегодня лишь специалистам-историкам. Эта игра имела практическую задачу - приучать детей к терпению, воспитывать способность концентрировать внимание. Игра давала представление о сложности и взаимосвязи всех процессов, происходящих в мире. «Бирюльками» называли горсть ровно настриженных соломинок и соломенный крючочек. Идея состояла в том, что играющие из кучи по одной вытаскивали соломинки крючком, стараясь не задеть при этом весь ворох. Если он все-таки рассыпался, то следующую попытку делал другой игрок. Игра воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, а главное - с помощью вороха соломинок ребенок неосознанно получал представление о причинно-следственных отношениях, о том, как трудно изменить часть, не разрушив целого, - всю сложную систему взаимосвязей.

В наше время игру в бирюльки реконструировали, только теперь бирюльки делаются не из соломы, а из дерева. Условия игры остались прежними.

О погремушках, побрякушках, тарахтушках.

С давних пор существует обычай давать погремушки грудным детям. Этим игрушкам несколько тысяч лет. А более ста лет назад вокруг них возникли жаркие споры. Против погремушки «восстали» некоторые педагоги, имевшие непомерное стремление к научной подготовке детей с самых малых лет и серьезно уверявшие, что скрытый внутри погремушки предмет, производящий при движении шум, приучает ребенка к бездумности, так как причина шума ему не видна. Но другие возражали, что всякий шум сам по себе нравится ребенку, что уже очень важно. Шум, шелест, стук знакомят с понятиями «звук, тон, громкость», приучают регулировать качество и силу воспроизведения. Безусловно, очень важно и то, что с определенного времени ребенок начинает соотносить собственные движения и появляющийся звук.

О мистике традиционных народных игрушек и их мудрой таинственной силе.

В игрушке, несмотря на ее «привычность», таилось нечто сверхъестественное. Не случайно, примеру, у кукол не вырисовывали лиц: опасались, что игрушка, имевшая лицо, оживет и будет жить своей собственной жизнью, сто могло бы навредить человеку. Недаром неодушевленный предмет «кукла» в русском языке является одушевленным предметом, отвечающим на вопрос «кто?».

Что же касается влияния традиционной игрушки на сознание ребенка, то она воздействовала на все уровни ощущений - тактильный, звуковой, визуальный. Особое значение имел материал, из которого изготовлялись игрушки. К примеру, тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, теплое, радостное, доверительное отношение к миру, необходимое для полноценного детского бытия.

А вот древние игрушечные «свистелки», по представлению наших предков призванные отгонять от ребенка нечистую силу, злых духов, были и первыми «музыкальными инструментами», с которыми сталкивался ребенок.

Рассматривая образную символическую картину мира древних славян, применительно к игрушкам можно вспомнить о том, что многие глиняные фигурки буквально усыпаны изображениями птиц. Птица - вестник небесного божественного мира - символизировала благодать Небесного Царства, радость ангельского пения, прославлявшего Божий мир.

До сих пор в основе традиционных игрушек, которые изготавливают мастера Сергиева Посада, можно увидеть контур Креста.

В противоположность этим традициям так называемые «современные игрушки», чаще всего произведенные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета», самостоятельного духовного и художественного творчества ребенка.

Зачем нужна игра?

Во-первых, игра — это школа произвольного произведения.

Вспомните: «Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три. Замри!» ведь замирают и стоят даже самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке.

Во-вторых, игра - школа морали в действии. Можно сколь угодно

долго объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.

В-третьих, игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.

С помощью игры обучение ребенка идет эффективнее, а воспитание приятнее. Игра - средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.

Что такое игрушка?

Игрушка – культурное орудие, посредством которого в особой «свернутой    форме»    передается    состояние    современной культуры (цивилизации). С   помощью   игрушки   ребенку   передается   сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.

Игра и игрушка - специфическое средство массовой информации, поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания.

Игрушка – агент национальной информационной безопасности. Например, «куклы» с персонажами, похожими на наших политических деятелей.

Игрушка – духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре – подлинном и мнимом. Подлинная игра утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. Например, мячик символизирует совершенную форму шара - Солнца или Земли.

Игрушка всегда кроме прочих выполняла психотерапевтическую функцию — помогала ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты, например, можно победить с помощью деревянного меча - орудия его преодоления.

Помните: игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения.

Современная игрушка - что это?

Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка.

Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет
дело ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Массовость производства профанирует индивидуальные эмоциональные отношения с игрушкой как с «другим Я». Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения, отсюда — новые формы, материалы, не свойственные традиционной игрушке. Сегодня детская игрушка как часть современной массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира, о чем свидетельствуют детские рисунки.

Серийная игрушка по духу своему противоречит креативной (развивающей) игрушке, той, которая способствует развитию творческого потенциала ребенка и его личностному и нравственно-духовному росту, которая не требует однозначного способа обращения с ней. А напротив, провоцирует многообразие стратегий поведения. Это все так называемые архетипические игрушки - конструктивные, неопределенные, многофункциональные: мяч, обруч, палка и пр. По сути своей креативная игрушка своими корнями уходит в игрушку народную.

Взрослые и игра. Игра на наших глазах становится не просто временным развлечением, а образом жизни миллионов взрослых.

Современные взрослые с упоением играют в детские игры. Они безответственно творят свои шалости в разных сферах жизни, как бы поменявшись с детьми местами.

Игрушка полезная и вредная. К сожалению, хорошо покупаемая игрушка - та, что нравится взрослым. Игрушка должна быть источником радости, мотивом игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. В противоположность этому современные игрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, кинконгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженными энергиями западного общества.

Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще и чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам.

Вот один пример:

На прием к психологу пришла бабушка шестилетней внучки: девочка плохо спит, вскакивает ночью, часто плачет, боится входить в темную комнату. Выяснилось, что суперсовременная мама купила дочери черного с рогами и хвостом «прикольного» монстра. Поначалу девочка обрадовалась, играла с ним. Но потом начались все эти невротические проявления, а сама девочка жаловалась бабушке, что «чертик на нее смотрит», становилась все беспокойнее. Мудрая бабушка вместе с внучкой взяла игрушку и на прогулке в парке, соорудив подобие костра, сожгли монстра, а остатки закопали под деревом. Девочка успокоилась, невротические проявления исчезли.

Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу – учить добру и красоте, мудрости и сорадости.

Взрослые словно забыли, что игрушка это не просто забава.

Что плохого в монстрах? Игрушка программирует поведение ребенка. И важно помнить, как воздействует игрушка и что за программу она несет в себе. Поскольку добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка, как мы могли убедиться, может быть антиигрушкой.

Ведь не дадите же вы в руки ребенку радиоактивное яблоко, заряженный пистолет, наркотик. Игрушки-монстры равносильны им.

В традиционной народной игрушке заложены простодушная любовь взрослого к ребенку, признание его права на особое игровое пространство.

В магазине игрушек. Вот главный детский магазин страны - «Детский мир». Игрушек - море».

Отдел настольных игр: добрые старые кубики со сказками, мозаика,

строительный конструктор для малышей.

Преимущество настольных игр в том, что предусматривают деятельность, а значит, дают ребенку возможность позитивного общения со сверстниками.

Оказывается, куклы могут быть не только для девочек, но и для мальчиков. Вместо миниатюрных солдатиков крупный Бэтмэн в различных обличиях, иногда в паре со своим звероподобным врагом, видимо для организации и воплощения ребенком поединков-драк.

Что можно сказать про мягкую игрушку? Ее главное назначение - дарить нежность. Эта ее особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник способны «вылечить» ребенка от страхов и даже от энуреза.

Конструктор «Лего» тренирует мелкую моторику, развивает мышление. Но!!! Эти яркие пластмассовые игрушки в конечном счете ориентируют ребенка на инокультурные образцы: чужие ландшафты, незнакомых, неродных персонажей, иностранные атрибуты. При изобилии игровых отечественных игровых примеров, образцов было бы хорошо узнавать об американских индейцах или сокровищах египетских фараонов. Но порой дети не видят ничего, что раскрывает красоту родной земли, учит чтить добрых героев русских сказок...

Почему кукла Барби - антиигрушка?

Современные Барби, имея разные имена, очень похожи друг на друга. По заказу мордашка Барби может быть похожа на лицо самой девочки, таким образом, игрушка приобретает силу второго «Я». Зачем это? Ребенок оказывается в путах стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Известно, что пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - комплекс неполноценности, приводящий к неврозу.

Игрушки должны предоставлять возможность для динамики, танца (музыкальные шкатулочки, шары, ленты на палочках и пр.). В девочках этого возраста силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой. Поэтому в четырехлетнем возрасте лучше не покупать Барби. Ведь Барби - это псевдоидеальная модель женщины, секс-символ общества потребления, чудовищная подмена архетипа Матери.

«Красота» Барби выдумана и навязана детям взрослыми, в понимании ребенка представления о красоте вообще часто не совпадает с эстетическим воззрениями взрослых.

Подведем некоторые итоги

Современные игры и игрушки в своем подавляющем большинстве есть антиигрушки, они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к злу, насилию, ненависти, распущенности, стяжательству.

Общие выводы обзора современных игр и игрушек: меркантилизация (преувеличенное отношение к деньгам, бизнесу); вестернизация (ориентировка на западные ценности); танатизация (мотивы смерти, гибели всего   на   земле,   уничтожение   природа,   экологическая катастрофа);

сексуализация (активное формирование циничного отношения к интимной стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса).

Антиигрушка — это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности.

Умная и добрая игрушка

У нас есть хорошие и «умные», вернее сказать, мудрые игрушки. Большинство из них не продаются в магазинах, изготавливаются вручную или на маленьких фабриках.

В магазинах можно найти персонажей всеми нами любимых с детства телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши»: Филю, Степашку, Хрюшу, Каркушу. Они учат добру и справедливости. Учат не обманывать и не предавать и многому другому. Конечно, творческий потенциал этих не велик, но он значительно превышает то негативный заряд антиигрушек, которыми насыщены современные магазины.

Для детей постарше сейчас можно купить наборы для построек кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков -столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних.

А еще есть игрушки, которые не надо покупать. Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, камушков, проверить мамины запасы кусочков ткани и лент, и собрать всякую безделицу и сделать игрушку из всего этого подручного материала. Здесь огромное поле фантазии.

Наблюдая детскую игру с целью выявить отношение детей к игрушкам, можно попутно ознакомиться и с детской самооценкой той или иной игрушки. Было бы особенно важно получить данные для выяснения такого трудного в психологическом отношении вопроса о реальном влиянии игрушки: по представлениям детей в сравнении с мнениями взрослых. В этот, может быть, ключ к научной программе отбора игрушек. В том, что эта программа нужна, нет никаких сомнений. Ведь большую часть жизни ребенок проводит в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках

Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава?...

Статья.Консультация для родителей: «Влияние игры и игрушки на развитие ребенка.»

Консультация для родителей: «Влияние игры и игрушки на развитие ребенка.»  Самое благоприятное и плодотворное время для развития ребенка- с момента его рождения до 6 лет.Именно в данный пром...

Консультация для родителей"Роль игры и игрушки в воспитании"

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В.А Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовн...

Консультация для родителей. «Детские игры и игрушки».

Консультация для родителей.«Детские игры и игрушки»....

Консультация для родителей. «Детские игры и игрушки».

Нормальное детство немыслимо без игрушек. Игрушки являются для ребенка той средой, которая, с одной стороны, позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие спосо...

2020, 2021 гг- Консультация «ПОИГРАЙ СО МНОЮ, МАМА…» (дидактические игры дома). Подготовила- воспитатель- Фролова Е.В.; Консультация для родителей «Неделя Игры и игрушки» 16-20.11.2020

Консультация «ПОИГРАЙ СО МНОЮ, МАМА…»(дидактические игры дома).Подготовила- воспитатель- Фролова Е.В. Консультация для родителей «Неделя Игры и игрушки» 16-20.11.20...

Консультация для родителей " Рекомендации для родителей по играм и игрушкам"

Курсовая работа по теме: « Рекомендации для родителей по играм и игрушкам»...