Главные вкладки

    Доклад на тему: "Формы сотрудничества ДОУ с родителями по формированию основ здорового образа жизни"
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Громашевская Лариса Юрьевна

    В докладе изложены элементы здорового образа жизни, этапы взаимодействия воспитателя с родителями, показаны модели общения родителей с детьми и способы предотвращения психотравмирующих ситуаций.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx20.73 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                    ОДОД ГБСКОУ школа № 13          

                                                                                                                           Приморского района                        

                                                                                   Санкт-Петербурга                

    ДОКЛАД

    Тема:

    «Формы сотрудничества ДОУ с родителями по

    формированию основ ЗОЖ»

                                                                   

                                                                                                                               Исполнитель:  

                                                                                                                               педагог высшей категории,

                                                                                                                               валеолог  

                                                                                                                      Громашевская Лариса Юрьевна  

    Санкт-Петербург  

    2013 г.

                             

    Доклад по теме:

    ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА  ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

    ОСНОВ ЗОЖ

               При анализе состояния здоровья дошкольников, проведенного в рамках научных исследований, установлено, что здоровыми можно считать только 5% детей в возрасте 5-6 лет (1-я группа здоровья), имеют те или иные нарушения  -42%  (2-я группа ), страдают  хроническими болезнями - 53% (3-я и 4-я группы).

               ВОЗ констатирует: «Проблема сохранения жизни и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения».

               Выдающийся педагог, реформатор воспитания, автор «Педагогики Сердца» Януш Корчак писал: «Взрослым кажется что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям  совершенно также, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать».                                                                                          

               Впервые о необходимости культуры здоровья и ее сущности высказался  крупнейший отечественный микробиолог, врач И.И. Мечников. Он считал , что  самое главное – научить человека правильному , безошибочному выбору в любой ситуации, только полезному, соответствующему здоровью и отказа от всего вредного.  

               Содружество медицины и педагогики  накопило достаточный опыт здоровьесбережения, формирования здорового образа жизни человека (ЗОЖ). Создатели методик и технологий ЗОЖ , мои учителя – Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, В.И. Сыренский, Л.Г.Татарникова, а также  Ю.Ф.Змановский показали, что формирование ребенка успешно идет там, где основу составляет положительный фундамент, сформированный в семье с самого его рождения . Знание этого фундамента помогает педагогу осуществить индивидуальный подход на основе личностно-ориентированной реакции на конкретного ребенка.  

               Один из основных документов – Концепция дошкольного воспитания – указывает,  что семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт, -  интимно-личностную связь и исходное единство с родными.

               Но сегодня не секрет и то, что далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и необходимые знания.  

               Есть и еще одна проблема, вызывающая тревогу: насколько мы, педагоги, заранее информированы о семье, из которой к нам поступает ребенок, какими предварительными сведениями о своем будущем воспитаннике владеем.  

               Что же нужно делать, чтобы лучше узнать о физическом состоянии ребенка, а также об особенностях его психического развития (начало формирования  активной речи, развития                                                                                                                                                                                                                                        движений и других показателей). Кроме этого, важен и учет эмоциональной сферы, возможности появления как положительных, так и отрицательных эмоций (среди взрослых и сверстников).  Ответ  понятен: необходимо взаимодействие  с  членами семьи, анализ образа жизни каждого из членов и влияние его на ребенка.

               По данным кандидата педагогических наук Т.А Репиной, 50% детей отдают предпочтение общению с матерью, 31% - с отцом, 13% - с бабушками и дедушками, 2% - с братьями и сестрами.  Но слушаются в семье разных членов по-разному: отца – 39%, а бабушек и дедушек – 2,5% . Капризничают: 35% - у матери, 46% - у бабушки с дедушкой, 15% - у отца.

               Анализ причин разного отношения ребенка к членам семьи показывает зависимость поведения от методов и условий воспитания. Не редко даже в одной семье отсутствует единство и постоянство воспитательных приемов. Это приводит к срыву нервной деятельности (в 55% случаев обнаруживается двойственное поведение ребенка в детском саду и семье) и необходимость перестраивать свое поведение зачастую для ребенка непосильная задача. Патогенное значение имеют не острые, а затяжные психические травмы или психотравмирующие ситуации.

               Что мы, педагоги, можем сделать для решения этой проблемы? Как провести наблюдения и корректировки поведения взрослых в семье? А ведь это целый раздел педагогики взаимодействия. Изучая семью, мы обнаружим две основные модели взаимодействия взрослого с ребенком. Первая модель – дисциплинарное общение:

         Способы общения взрослого

    Тактика поведения взрослого

    Ведущий лозунг общения

    Наставления

    Опека

    «Делай как я»

    Запрет

    Диктат

    «Не смей…»

    Требования

    «Раз сказала, два  сказала…»

    Угрозы, нотации, окрик

    «Сколько раз тебе говорить?!...»

    Наказание

    «Встань в угол …»

     

               В поведении ребенка при такой модели общения наблюдаются:  - реактивность; отказ выполнять требования взрослого или покорность. Результат: дети растут боязливыми, несмелыми, безынициативными.  

               Вторая модель – личностно-ориентированное общение:  

          Способы общения взрослого

     Тактика поведения взрослого

    Ведущий лозунг общения

    Понимание состояния, настроения ребенка, признание его просьб, желаний

     Обеспечение чувства психологической защищенности

    «Я рядом, мы вместе, я тебе помогу»

    Принятие ребенка как личности на основе развития и учета индивидуальности

     Содействие развитию личности ребенка

    « Я вижу, что ты старался, поэтому получилось хорошо…», «Ты прав, но почему ты так думаешь?...»

                 В результате такого взаимодействия мы отмечаем: - расширение степени свободы ребенка (развитие воображения, мышления); снятие страха перед неудачей, насмешкой; развитие способностей, перспектив.                                                                                                                                                        

         Для достижения единства между общественным  (ДОУ) и семейным воспитанием необходимо педагогическое просвещение родителей. Исследования показывают избирательное отношение родителей к различным формам просвещения. Так, например:  -  15%   положительно                                                                                                                                                          оценивают лекции, 40%  - изучение материалов в папках-передвижках и родительских уголках, 60% - родительские собрания, 95% отдают предпочтение индивидуальным консультациям.  

              Говоря сегодня о содружестве детского сада и семьи, нельзя обойти вниманием еще одну проблему. Это, так называемая «методика контактного взаимодействия педагога с родителями».  Предлагается работа, состоящая из нескольких этапов:

              1 этап. Поиск контактов, первые встречи, выработка желания общаться. Какие советы здесь можно дать воспитателю? На этой стадии особенно важно проявить педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, боязнь оттолкнуть непродуманными вопросами.

               2 этап. Вместе придумаем, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркнув неповторимость его индивидуальности, с которой надо считаться. Вместе с тем, здесь уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в его поведении.  

               3 этап. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Надо побудить родителей высказывать свои взгляды на воспитание и назвать используемые ими методы в общении со своим сыном, дочерью. Мнения родителей необходимо выслушать и не опровергать. А постепенно предлагать свои способы воздействия, призвав объединить усилия для выработки единых требований.

               4 этап. Укрепление сотрудничества в достижении общей цели. Стороны взаимодействуют, определяют общие цели и задачи. Возможны споры, несогласие; важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.  

               5 этап. Реализация достигнутых  договоренностей. Педагог, не демонстрируя свою всесильность и непогрешимость, доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается  целый ряд согласованных мер, направленных  в том числе и на перевоспитание ребенка, коррекцию его поведения.  

               6 этап. Совершенствование сотрудничества. Анализ процесса сотрудничества. Как и на предыдущих  этапах  нецелесообразно предлагать готовые решения. Ускорение процесса может повлечь за собой разрыв отношений.  

               Пройдя все этапы,  я, как педагог, инициирую здоровый образ жизни в семье. Родители могут  получить  помощь  и поддержку, выбрать любую  форму общения  (родительские собрания, индивидуальные устные консультации,  «Почта вопросов и ответов»  в  консультационной  папке «Здоровье  ваших  детей», папки-передвижки  и  информационные стенды. Так, например, на данном этапе родители получили (в различных формах) знания о составляющих понятия «здоровый образ жизни». Это – использование  вариативных  режимов  дня  (возрастной, щадящий, индивидуальный,  восстановительный),  физическое воспитание  (утренняя гимнастика, физкультура на воздухе, в закрытом помещении, различные  виды гимнастик:  дыхательная, зрительная, пальчиковая, корригирующая, подвижные и спортивные игры, плавание и занятия спортом), закаливание  (световоздушные и солнечные ванны, обливание, обширное умывание),                                                                                                                                                                   здоровое питание (стандартная возрастная диета, индивидуальное питание), психологическое сопровождение (комфортный  психологический климат в семье и ДОУ, положительная эмоциональная мотивация всех видов детской деятельности, духовное и нравственное воспитание), валеологическое  воспитание (получение возрастных знаний о человеке и его здоровье), профилактика заболеваний  (правила личной гигиены, гигиена питания, соответствие одежды ребенка и погоды и пр.). Проведена презентация валеологической литературы, лекция о нетрадиционных видах формирования здоровья, таких как фитотерапия, аромотерапия, рефлексотерапия, а также цвето-, изо- и музыкотерапия; право их применения специалистами для детей дошкольного возраста и результаты (к сожалению, без статистических данных).        

                Кроме традиционных форм сотрудничества, современные родители имеют доступ к педагогической информации в СМИ, интернет-сайтах, но в этих источниках они  не найдут информацию именно о своем ребенке, особенностях его развития. В прошлом году наши родители  создали свой групповой сайт, но пожелали, чтобы он был закрытым. Опыт показывает, что родители стремятся к конфиденциальности общения  и нам, педагогам, нужно отвечать на этот запрос  разработкой новых, современных форм взаимодействия, возможно, это будет личный   электронный почтовый ящик воспитателя, переписка по интересам и т.п.  

               За два предыдущих  года наша группа получила большой опыт совместной деятельности с родителями по теме «Здоровье наших детей». Кроме различных форм просветительско-информационной работы, мы организовали конкурсы  совместных работ в форме фотовыставок («Как мы отдыхаем», «Папа, мама, я – дружная семья», «Когда мой папа был маленьким»), создавали коллажи («Настроение») и инсталляции  на тему «Здоровье». Мне очень понравилась работа Семидоцкого Алеши и его мамы, занявшая первое место. На большом листе ватмана – парусник  «Закаленный», на парусах которого написаны заповеди здорового образа жизни. Хочется, чтобы такой парусник был в каждой семье и в паруса дул ветер здоровья, любви и добра.

               

               

                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольников

    Данный перспективный планработы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольников разработан в соответствии ФГОС....

    перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника

    перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника...

    Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни детей 2-ой разновозрастной группы (от 1-3 лет)

    Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни детей 2-ой разновозрастной группы (от 1-3 лет)...

    Памятка для родителей по формированию основ здорового образа жизни у детей в летний период.

    Памяткадля родителей по формированию основ здорового образажизни у детей в летний период.1.Любите своего ребенка и себя!2.Начинайте каждый день с улыбки и утренней гимнастики.3.Соблюдайте режим дня.4....

    Памятка для родителей по формированию основ здорового образа жизни у детей

    Дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирование двигательной активности и самым благоприятным. Дети обладают, богатым творческим воображением, познавательной активностью, интерес...

    Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника на 2017-2018 учебный год

    Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника на 2017-2018 учебный год...