Нормы речевого и психического развития ребёнка 3-4 лет
консультация (младшая группа) по теме

Пикурова Светлана Викторовна

В данной консультации вы познакомитесь с нормами психоречевого развития ребёнка 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon normy_rechevogo_razvitiya_3-4.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нормы речевого и психического развития ребенка 3-4 лет

Нормы развития речи у детей 3-4 лет.

Многие родители часто задают вопрос: "Что должен говорить ребенок в год, два, три, четыре?"

В настоящее время педиатры не ставят жестких рамок, что и когда должен  говорить ребенок, но все же существуют определенные нормы.

Для чего нужны эти нормы и что является отклонениями?

Нормы нужны для своевременного выявления отклонений от нормы и коррекции этих отклонений.

В возрасте 2-4 лет отклонениями от речевой нормы считаются: полное отсутствие речи, сильное опоздание в появлении речи, к 3-4 года речь абсолютно невнятна, остановка развития речи на одном уровне, к 3-4 годам торопливая речь с проглатыванием слогов и слов, нарушение дыхательного ритма во время разговора.

Что может привести к нарушениям речи?

Наследственность, осложненная беременность матери ребенка, родовые травмы,  тяжелое протекание детских болезней., неблагоприятное влияние среды на  ребенка, органическое поражение ЦНС (центральной нервной системы), травмы, ушибы головного мозга, патология органов речевого аппарата: расщелина нёба, неправильный прикус, короткая уздечка языка и многое другое, нарушение слуха.

Нарушения речи бывают разные по степени тяжести: от нарушения произношения одного и нескольких звуков до полного отсутствия речи (алалия).

Ну а теперь поговорим, что же считается нормой.

Речевые нормы для детей 1-4 лет:

1 год

К году малыш должен знать много слов и показывать на предмет, который называет взрослый. Это пассивный словарный запас. В активном словарном запасе у ребенка должно быть 8-10 слов. Это могут быть упрощенные слова – «би-би», «киса», «ляля» и т.д. Ребенок учится обобщать –  например, показывает собаку и в книжке и на улице.

2-3 года

В это время активно пополняется словарный запас ребенка. Он начинает разговаривать предложениями. Начинает использовать предлоги. В этом возрасте ребенок уже различает цвета, формы, размер.  Не удивляйтесь, что к трем годам ребенок будет болтать без умолку и задавать кучу вопросов. Дети могут выучить короткие стихи (очень хорошо подходят стихи А. Барто)

4 года

Речь должна быть чистая, все звуки ребенок должен произносить правильно. Если какие-то звуки ребенок говорит неправильно, то нужно проконсультироваться у логопеда.

Дети к четырем годам могут запоминать стихи, состоящие из 8-12 строчек, пересказать рассказ или сказку (не очень длинные).

Считается нормальным, если ребенок в этом возрасте много фантазирует или разговаривает сам с собой.

Физическое развитие ребенка 3-4 лет

  • Ребенок ходит на носочках, высоко поднимая колени, мелкими, широкими, приставными шагами;
  • ходит и бегает в разном темпе (умеренном, медленном, быстром), в различных направлениях (прямо, по кругу, змейкой, между предметами и т.д.), держась за руки, стоя спиной или лицом друг к другу;
  • прыгает на месте, с продвижением вперед и назад, через препятствия;
  • бросает мяч в цель, ловит двумя руками;
  • принимает активное участие в подвижных мероприятиях (спортивных, игровых, танцевальных);
  • выполняет последовательность разнообразных двигательных действий в течение 10 минут;
  • управляет своим телом, например, удерживает равновесие при ходьбе по наклонной доске и т.д.

Личная гигиена ребенка 3-4 лет

Малыш знает и пытается соблюдать основные санитарно-гигиенические требования:

  • правильно пользуется туалетом;
  • моет руки после туалета, прогулки, перед едой, по мере их загрязнения;
  • умывается, чистит зубы;
  • критически относится к своему внешнему виду (например, может не надеть колготы, которые не поглажены, с пятнышком и т.п.)

Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 3-4 лет

  • Ребенок проявляет разные формы выражения симпатии и антипатии;
  • просит прощения, проявляет заботу, ласку;
  • замечает настроение родителей или других близких людей;
  • знает и называет по имени себя, родителей и иных людей, с которыми часто общается;
  • проявляет интерес к взаимодействию со сверстниками, активно включается в совместные игровые действия;
  • знает вежливые слова и основные правила поведения в разных местах и ситуациях;
  • знает некоторые праздники, традиции, растительный и животный мир страны, в которой живет;
  • знает и может назвать части тела;
  • дает положительную оценку своим действиям (даже если в чем-то не прав);
  • проявляет стремление к самостоятельности и независимости;
  • проявляет повышенный интерес и потребность к познанию окружающего нас мира.

Познавательное развитие ребенка 3-4 лет

  • Ребенок знает основные цвета и оттенки; сравнивает объекты по длине, ширине и высоте;
  • относится к игрушкам как к живым существам (разговаривает с ними, кормит, поит и т.д.);
  • устанавливает элементарные причинно-следственные связи (например, листочки опали, потому что холодно);
  • классифицирует предметы по одному значимому признаку (например, отделяет кубики красного цвета от кубиков зеленого цвета);
  • достаточно долго сосредоточивает внимание на одном объекте;
  • в большей мере интересуется процессом выполнения различных заданий и упражнений, а не конечным результатом (например, может старательно что-то рисовать, а потом смять свой рисунок);
  • познает объекты с помощью разных органов чувств (трогает, облизывает, нюхает и т.д.);
  • знает основные геометрические формы (шар, куб);
  • ориентируется в пространстве и на плоскости листа бумаги;
  • знает, что происходит в разные части суток;
  • знает, в чем польза домашних птиц и животных и т.п.

Речевое развитие ребенка 3-4 лет

  • Ребенок использует различные части речи (кроме деепричастий и причастий);
  • правильно называет предметы, их качества, действия с ними;
  • знает обобщающие слова (например, овощи, игрушки);
  • понимает многозначные слова, типа, ножка, ручка и др.;
  • согласовывает существительные, прилагательные и глаголы (мальчик идет – дети идут, сладкий торт – сладкая конфета);
  • употребляет предлоги в, на, под, над, за;
  • правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения для шипящих, свистящих, [л], [р]);
  • пересказывает несложный текст; декламирует стихи.

Художественно-творческое развитие ребенка 3-4 лет

  • Понимает контрастную музыку (медленную, быструю) и изменяет темп движений под нее;
  • проявляет интерес к игре на детских музыкальных инструментах;
  • запоминает слова песен и подпевает взрослому;
  • понимает, что нарисовано на иллюстрации;
  • создает элементарные аппликационные, рисуночные и лепные изображения (дорожки, шарики, бусы);
  • конструирует постройки из строительного материла и простых конструкторов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности

Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение ...

Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира у ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им  окружающего мира. До...

Развитие речи как одна из важнейших функций психического развития ребёнка

Развитие речи тесно связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребёнка, так как у речи и мышления один физиологический источник - мозг человека....

Диагностика нервно-психического развития ребёнка от 1-го года до 3-х лет с возможностью выявить уровни развития в баллах.

Для диагностики нервно-психического развития  на основе  «Программы воспитания и обучения детей  в условиях дома ребенка» Р.В.Тонковой - Ямпольской, Э.Л.Фрухт, карт НПР, раз...

Консультация для родителей «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка».

Материал о важности умения ходить для ребёнка раннего возраста для познания окружающего мира и правильного развития....

«Проблемы нормы и патологии в психическом развитии ребёнка "

В настоящее время перед обществом необычайно остро  стоит проблема нормы и патологии психического развития детей дошкольного возраста, своевременное и полноценное выявление патологии в разви...

Статья «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка».

Важным достижением раннего детства является овладение прямохождением. Первые самостоятельные шаги нелегки для ребёнка: движения скоординированы недостаточно, малыш часто теряет равновесие. В инте...