Статья для родителей: "Как себя вести в ситуациях капризов ребенка?"
статья по теме

Шувалова Татьяна Александровна

Каждый родитель сталкивался с ситуацией, когда ребёнок капризничает. Капризы, как мы знаем, выражаются по разному: от обычного хныканья, до валяния на полу или в гневе швыряния всего, что попадётся под руку. Капризничая и отстаивая свое, ребёнок проявляет свою первую волю. Как вести себя родителям, очень тонкий момент. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья для родителей.

Как себя вести в ситуациях капризов ребенка?

Каждый родитель сталкивался с ситуацией, когда ребёнок капризничает. Капризы, как мы знаем, выражаются по разному : от обычного хныканья, до валянья на полу или в гневе швыряния всего, что попадётся под руку. Капризничая и отстаивая свое, ребёнок проявляет свою первую волю. Как вести себя родителям, очень тонкий момент. Если стараться переупрямить, настоять на своем (по праву взрослого), то мы подаем пример упрямства ребенку. Как мы научим его вести себя рассудительно, если сами не идем на уступки, а постоянно настаиваем на своем?

Когда ребенок капризничает и чего-то требует, первое, что нужно сделать, это попытаться понять, в чем причина его каприза, чего он хочет. Капризы бывают необоснованными, например, малыш увидел в витрине игрушку и визжит, требуя, чтобы её незамедлительно купили. В этих случаях тактика одна. Бывает вина в капризах лежит на взрослых. Например, ребёнок вдруг решил сам одеться, или завязать себе шнурки, а тут мама лезет с помощью. Ребёнок начинает настаивать: «Я сам!». Возникают крики, слёзы, ссора. Однако, есть и такие случаи, когда речь идет о безопасности жизни, когда ребенок должен послушаться сразу. В этом случае следует требовать беспрекословного подчинения. Но после, обязательно, объясните ребенку, почему вы это требуете.

В стадии зачатия «сцены» можно попробовать отвлекающий манёвр. Это часто срабатывает, особенно если родитель умеет быстро и эмоционально отвлечь, начав рассказывать или показывать что-либо другое.

Можно попробовать договориться. Это метод хорошо подходит, когда ребёнок капризничает, но не истерит. Вначале называем ребёнку причину. Лучше если это будет в утвердительной форме – что он хочет, а не чего не хочет. Например: «Ты хочешь эту игрушку?» или «Ты хочешь, чтобы мы еще чуть-чуть погуляли?». Озвучив причину, пытаемся договориться с ребенком.
Тут терпение и только терпение! Помните, что каждым своим словом вы обучаете ребенка диалогу. Объясните, когда он сможет получить игрушку, которую хочет. Или договоритесь: «Мы ее заприметим и, когда сможем, купим» и т.д.

Если ребенок, чем-то увлечен, а вам нужно, чтобы он пошел спать (обедать и т.д.) дайте вначале время докончить, то, что он начал. «Ты хочешь еще поиграть, давай так, у тебя еще две минутки. Пока я буду что-то делать, ты закончишь свои дела».

Самое лучшее, если у вас будут песочные часы. «Пока песок сыплется, у тебя есть время доиграть». Обязательно хвалите его, когда он отказался от чего-то своего и пошел вам навстречу. Когда у вас есть время и это уместно, уступайте ему тоже. Обязательно подчеркните, вот какие мы молодцы, ты уступаешь(помогаешь) мне, а я уступаю (помогаю) тебе. Хорошо также подобрать сказки или рассказы на тему как кто-то кому-то уступает и помогает. Когда вы прочтете сказку, обязательно подчеркните, что вы и ваш малыш тоже также поступаете. Как хорошо, когда люди могут договориться. В таком воспитании очень важен творческий подход.

При упрямстве ребенка предложите несколько выходов из той ситуации, в которую вы оба попали. Мы можем поступить так, а можем по-другому. Такой подход развивает гибкость и сообразительность ребёнка.

Если ребёнок вошёл в состояние крика и истерии, то тогда логичные доводы дети обычно уже не воспринимают. Можно попробовать оставить ребёнка на время в покое. Заядлые крикуны обычно очень любят поскандалить именно на публику и довольно быстро затихают, если их никто не видит.

Главное, в детских капризах быть последовательными, причём всем членам семьи. Если родитель при “валянии” ребёнка даёт ребёнку то, что тот хочет, только, чтобы ребёнок угомонился, то ребёнок затем наоборот будет терроризировать своим поведением родителя, манипулируя им. Важно выбрать правильную тактику поведения
и придерживаться её всегда. Если малышу удается добиться своего с помощью капризов, он будет повторять и повторять эти “методы” с вами, а позже применять их к другим совершенно не знакомым людям или родственникам на публике.

Обращайте внимание на свое эмоциональное состояние. Нервозность родителей быстро передается и ребенку. Только он, в отличие от взрослых, не умеет долго сдерживать эмоции, и ему проще всего устроить “сцену”. Если ребенок уже “завелся”, не поддерживайте его: если вы хмуритесь — он станет дерзким, вы повысили голос — он закричал, вы ругаете его, а он — уже невменяем. Не создавайте такую, цепную реакцию.

Спокойным тоном скажите сразу, что вы недовольны. И не пытайтесь образумить крикуна: логическими доводами его не проймешь.

Часто малыш капризничает из-за недостатка внимания к нему взрослых, поэтому старайтесь регулярно выкраивать время, чтобы полностью посвятить себя ребенку.

Никогда не шантажируйте ребёнка.
Нельзя утверждать: “Если ты сейчас не замолчишь, я не буду тебя любить…”, или: “Если будешь меня доводить, я тебя кому-нибудь отдам”. Таким образом, вы учите ребенка говорить неправду и сеете в нём страх.

Не говорите “не”.
Не воспитывайте отрицанием. Многие родители почему-то любят частицу “не”. “Не сиди так”, “не делай этого” и так далее. Лучше все-таки спокойный и позитивный метод: “Знаешь, лучше сесть вот так”, “это можно сделать по-другому: например, так…”.

И обязательно нужен разговор с ребёнком после “бури”.

Когда ребенок перестанет капризничать, обязательно поговорите с ребенком ласково. Скажите, что вас огорчило его поведение, но не отождествляйте малыша с его поступком: уверьте ребенка, что вы все равно его любите и убеждены, что он будет стараться вести себя хорошо. Подобный разговор необходим, чтобы у ребенка не возникло стойкого чувства вины, поэтому, когда уже все прошло, не упрекайте, не угрожайте — помните, что в каком-то смысле ребенок сам себя наказал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей "Сам себе логопед"

В статье представлены рекомендации для родителей о том, как предупредить у ребенка нарушения произношения отдельных звуков или речи в целом , и что делать, если Ваш ребенок плохо ...

Памятка для родителей и воспитанников " Как вести себя в чрезвычайных ситуациях"

Памятка для родителей и воспитанников " Как вести себя в чрезвычайных ситуациях" Если ты идешь по улице, обращай внимание на подозрительные предметы: p неизвестны...

Статья для родителей. "Проверьте себя! Какие Вы родители?"

Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию диагностический материал, который  поможет Вам убедиться, правильные ли вы родители? Вы сможете сделать определенные выводы относительно пробле...

Консультация для родителей "Как себя вести в условиях пандемии COVID-19 для сохранения физического и психического здоровья"

Коронавирус, контагиозность, кризис, карантин - краткая подборка слов на букву К, вызывающих тревогу. Если одной буквой не ограничиваться и взглянуть более масштабно, происходящее сейчас в мире -эпиде...

Консультация для родителей «Как себя вести, если ребенок говорит неправду, обманывает взрослых, родителей»

  Если вдруг Вы обнаружили, что ребенок соврал вам, не стоит тут же кричать, ругать ребенка, устраивать допросы, «выбивая» из ребенка правду. Агрессивная реакция на обман ребен...

Консультация для родителей "Как себя вести с гиперактивными детьми"

Гиперактивность— это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медико-нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики...