Советы психолога
консультация

Иванкова Ирина Васильевна

В Советах психолога даны рекомендации родителям, советы и памятки для просвещения и самостоятельного изучения:

"Три способа открыть ребёнку свою любовь", 

 Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду,

 "Как облегчить ребенку расставание с родителями?" 

Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад.

Знакомство с основными правилами поведения взрослых в период, когда ребенок начал посещать ДОУ.

    " Как выявить проблемы"

Эмоциональным мамам: "Как нужно кричать на ребёнка"

"Почему ребёнок не реагирует на замечания? Что делать?"


 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА:

Три способа открыть ребёнку свою любовь:


Слово. 
Называйте ребенка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.


Прикосновение.
Иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребенка, не обращая внимания на советы “многоопытных” родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка.


Взгляд.
Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

 Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду

Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.

В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растерянны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

    Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Все, что нужно малышу, – это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.

     В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2–3 месяца.

    Еще одна ошибка родителей – пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли "мамы" и "папы". Прежде всего им нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

Как облегчить ребенку расставание с родителями?

Болезненная разлука с родителями может возникнуть у детей любого возраста.

Детям тяжело расставаться с родителями по многим причинам – это и страх разлуки, и плохое настроение, и конфликт между ребенком и родителем, и долгий перерыв в посещении детского сада, и др. Со стороны 
педагогического персонала требуется поддержка, важно успокоить ребенка, 
объяснить, что родители вернутся за ним, а во время их отсутствия о нем 
позаботятся.

Как быть…

РОДИТЕЛЯМ

Один из вариантов – пройти вместе с ребенком в группу и оставаться там в течение некоторого времени, чтобы ребенок мог найти себе занятие по 
интересам.

Обязательно прощайтесь с ребенком и говорите ему, когда вы за ним 
вернетесь. Ритуалы прощания могут быть разные: поцеловать ребенка, 
прочитать прощальное стихотворение, прощаться ручками, носиком, 
глазками, помахать рукой, посмотреть в окно, как уходит мама, ввести 
ребенка в группу и др.

Оставьте какие-то свои вещи ребенку, чтобы ему не было одиноко: фотографию, расческу, заколку, шарфик и др.

Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад

Полезные советы, рекомендации для родителей.

 1. Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно в ближайшее время, поскольку колебания родителей передаются детям.

2. Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения

3. Приучать детей есть разнообразные блюда, ежедневно употреблять супы, каши, придерживаться меню детского сада.

4. Необходимо формировать у ребенка навыки самостоятельности.

5. Отправлять ребенка в д/с необходимо только при условии, что он здоров, т.к. различные заболевания осложняют адаптацию ребенка к ДОУ,

6. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми . Посещайте детские парки, площадки, берите с собой в гости . Наблюдайте, как он себя ведет : легко находит общий язык с окружающими, хочет общаться или, наоборот, замкнут, застенчив, робок, конфликтен в общении.

7. Готовьте ребенка к временным разлукам с близкими людьми, внушайте ему, что он уже большой и должен обязательно ходить в детский сад.

8. Заранее познакомьте ребенка с воспитателями.

9. Не отдавайте ребенка в детский сад в период « кризиса трех лет».

 

Знакомство с основными правилами поведения взрослых в период, когда ребенок начал посещать ДОУ.     

     

 Цель: помочь правильно организовать первые дни пребывания ребенка в ДОУ;

- побуждать близких ребенку людей выбирать педагогически целесообразные методы воздействия на малыша.

 1. Приводить ребенка вначале желательно на 1-2 часа в течение недели или двух.

2. Перед тем как идти в детский сад, не следует кормить ребенка; нет ничего страшного в том, что ребенок подождет с приемом пищи.

3. Желательно разработать несложную систему прощальных знаков

( например, воздушный поцелуй, рукопожатие) и ежедневно повторять ее. При этом важно уходить не задерживаясь, не оборачиваясь, - кат малышу будет проще отпускать вас.

4. Ребенок может принести из дома фотографию близких людей, свою любимую игрушку, что также придаст ему уверенность. Обеспечивает психологический комфорт.

5. Во время прощания родители должны всегда демонстрировать хорошее настроение, чувствовать себя уверенно, общаться с ребенком только доброжелательным тоном и обязательно уточнить, когда заберут его домой.

6. После детского сада малыша нужно похвалить за проведенный день: « Молодец! Ты хорошо ведешь себя, я горжусь тобой», продемонстрировать свою любовь и заботу».

                                        

Как выявить проблемы

 

Присмотритесь к игрушкам, которым отдает предпочтение ваш ребенок. Они могут многое рассказать о характере маленького хозяина. Но, конечно, не стоит делать однозначные выводы. Лучше дополнительно спросить малыша об игрушке: кто это? Какой он?

Или: что это? Для чего это нужно?

 

Кукольная семья и другие люди

Девочка, мальчик, младенец, мать, отец, бабушка, дедушка, учитель, няня.

Куклы имитируют взрослый мир. Поскольку кукла изображает человека, она играет разные роли и выступает партнером ребенка в игре. Малыш действует с ней так, как ему хочется, давая выход потаенным эмоциям. Каждая кукла выполняет свою функцию. Если ребенок вообще избегает брать в руки куклы, а возится только со зверушками, возможно, у него не складываются отношения ни со взрослыми, ни с детьми.

Животные хищники (монстры, супергерои, драконы)

Акула, лев, тигр, бык

Выбирают робкие, неуверенные, пугливые дети, которым не хватает качеств этих животных: смелости, силы, активности, лидерства, храбрости.

Волк

Это любимая игрушка детей медлительных, с плохой памятью и слабой волей. С ее помощью ребенок сможет развить психическую силу, научиться контролировать ситуацию, быстро реагировать и усваивать новую информацию.

Животные - жертвы

Овечка, барашек, кролик

Выбирают дети с заниженной самооценкой, склонны к самоунижению и амбивалентным чувствам, которые поверили в то, что они ничего не могут.

Нейтральные животные

Медведь

Лучший друг для ребенка, который по тем или иным причинам страдает от недостатка внимания и одиночества. Благодаря мишке малыш будет воспринимать их менее болезненно.

Жираф

Выбирают обидчивые и нервные дети, эта игрушка способствует развитию невозмутимости, укрепляет психологическую защиту.

Собака

Замкнутые дети, трудно идущие на контакт, часто выбирают эту игрушку, поскольку нуждаются в опоре, надежном друге. Она помогает развить умение поддерживать дружеские отношения.

Животные с домиком

Черепаха, улитка

Если ребенок выбирает эти игрушки, он , вероятно, боится взрослых и не рискует им перечить. Он молчалив и малоподвижен. Таким детям трудно нести «панцирь» своих проблем, зато в случае опасности в него можно забраться.

Игрушки, помогающие выплеснуть агрессию

Солдатики, ружья, мечи, надувные груши, подушки, дикие животные, резиновые игрушки, веревки, скакалки, молотки и другие инструменты, дротики для метания, кегли

Очень важно, чтобы ребенок всегда имел доступ к игрушкам, дающим возможность выплеснуть агрессию.

Мамы порой думают: если сын играет в войну, он вырастает агрессивным, склонным к насилию, и стараются не покупать военных игрушек. Но внутренняя агрессия, скрытая в каждом человеке, должна иметь выход. Если она выплескивается через военные игры, то в реальной жизни человек становится более спокойным и уравновешенным. Ребенок, у которого нет игрушечного пистолета, начинает стрелять из пальца.

Транспорт и спортивные игры

Гоночные машины, скорая помощь, полицейская машина, катер или лодка, вертолет или самолет

Предпочитают деятельные натуры, не склонные к долгим размышлениям: задумано – сделано. Такие дети любят соревноваться. Они всегда участники событий, а не пассивные наблюдатели. Им в жизни особенно необходимы друзья – единомышленники, которые разделят все увлечения.

Конструктор

Сборные игрушки: лего, кубики и т.д.

Ребенок сооружает постройки, следуя инструкции- значит, он человек упорный и основательный, не любящий неожиданностей. А малыш, который экспериментирует, не опираясь на схемы, скорее всего вырастит самостоятельным и предпреимчивым.

Памятка для родителей

Что должен знать и уметь делать ребенок к 3 годам?

Три года — очень интересный возраст. В этот период ребенок не только растет, но и изменяется. Он становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше внимания со стороны взрослых. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения.

Степень развития психических процессов к трем годам можно оценить по следующим признакам:

  1. Ребенок в три года может узнавать по голосу близких людей.
  2. Много рисует и получает от рисования удовольствие, в рисунках его еще трудно угадать какой-то смысл, но уже часто среди массы так называемых каракулей угадываются некие фигуры - треугольники, круги, четырехугольники и т.д.;
  3. С удовольствием лепит; причем ребенка в этом возрасте при лепке интересует не столько результат, сколько сам процесс - как материал мнется, как легко подчиняется он движению пальцев.
  4. Одевается сам или под присмотром взрослых.
  5. Строит пирамидку из 3-х кубиков.
  6. Сидя на велосипеде крутит педали;
  7. Знает свое имя и фамилию.
  8. Называет 3 основных цвета из 4-х.
  9. Прыгает на месте на 2-х ногах.
  10. Собрать и положить игрушки в соответствующее место.
  11. Положить книги и журналы на полку.
  12. Отнести салфетки, тарелки и столовые приборы на стол.
  13. Убрать за собой оставшиеся после еды крошки. Очистить свое место за столом.
  14. Простые гигиенические процедуры: почистить зубы, помыть и вытереть руки и лицо, причесаться.
  15. Самому раздеться — с некоторой помощью одеться.
  16. Перенести упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки;
  17. Концентрировать внимание, т.е выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут;
  18. Находить 3-4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить 2 предмета похожих друг на друга;
  19. Уметь запоминать 3-4 картинки, знать наизусть несколько четверостиший, повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого;
  20. Вспомнить, что он делал утром, днем, вечером;
  21. Рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.
  22. Уметь быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4-х частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.
  23. Уметь находить в окружающей обстановке много предметов и один; выражать словами каких предметов больше или меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине (ширине, высоте, длине).
  24. Уметь правильно отвечать на вопросы; согласовывать слова в роде,  числе, падеже;
  25. Правильно пользоваться предлогами в, на, за, под; употреблять предложение с однородными членами.
  26. Изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии;
  27. Повторять простые движения пальчиковой гимнастики.
  28. Называть свое имя и фамилию.
  29. Называть имена людей его ближайшего окружения.
  30. Называть и отличать 2-3 дерева.
  31. По опорным обобщающим словам находить предметы (покажи "обувь", "мебель", посуду").
  32. Различать времена года;
  33. Называть существенные детали и части предметов.
  34. Ребенок знает 1200—1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые «сейчас» предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;
  35. Знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);
  36. Нначинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад);
  37. Отгадывает загадки;

Если ребенок в этом возрасте может не все, не стоит расстраиваться и считать,  что ребенок отстает в развитии. Каждый ребенок развивается "по своему". И возможно нужно уделить ему немножко больше времени, чем обычно.

Эмоциональным мамам:

Как нужно кричать на ребёнка

Зачем мы ругаем детей? Трудно представить, что громкий голос, угрозы и многословные причитания имеют какой-то педагогический эффект. Но сдержаться не всегда получается - раздражение, бессилие, обида, злость, усталость вырываются наружу. Сегодня мы поговорим о том, как не превратиться в монстра, убивающего все вокруг своим криком.

1. Прежде всего, можно предупредить малыша: “Сейчас я буду ругаться”. Может быть, он перестанет делать то, что вас злит. Или хотя бы успеет убежать и спрятаться.

2. Прежде чем кричать: “Ухи оборву” или что-то другое, убедитесь, что ребенок не воспринимает угрозу буквально.

3. Говорите о себе, а не о ребенке. Многократно повторяйте, что вы чувствуете, не ссылаясь на того, кто в этом виноват. Это очень хороший пример для ребенка и, возможно, он в следующий раз тоже скажет “Я злюсь!” вместо того, чтобы кидать игрушки об стену.          4. Если вам так уж хочется обозвать ребенка, оставьте при себе всякие “балбес” и “бестолочь” и придумайте свое ругательство. Например, скажите ему: “Ах ты, трикапулька басюлька!”.

5. Дойдя до точки кипения, начинайте стучать половником о кастрюлю или деревянной скалкой по подоконнику. Это может быть не только сигналом вашим домочадцам, но и хорошим способом избавиться от негативных эмоций.

6. Всегда есть опасность обидеть, сказать в сердцах что-то опасное, что ребенок примет как правду. Поэтому разозлившись лучше рычите. Или войте. Удивительно, но такой способ выражения злости и раздражения выходит более человечным.

7. Не обязательно повышать голос, чтобы объяснить ребенку, что вам очень хочется его отшлепать. Скорчите страшную рожу или проведите воспитательную работу в форме пантомимы.

8. Попробуйте ругаться шепотом.

9. Уйдите в другую комнату и там выскажите все, что думаете, дивану или табуретке.

10. Вспомните, сколько раз в жизни вы сдерживали злость и раздражение из-за страха увольнения, боязни одиночества, общественного мнения. Теперь сделайте это из-за любви.

        

Почему ребёнок не реагирует на замечания? Что делать?

Попробуйте сами ответить на этот вопрос на примере воспитания дошкольников в двух семьях. Принцип воспитания одинаков: любовь, забота и внимание, но в каждой из семей он различается. В одной — всю ответственность по воспитанию и развитию ребёнка родители переложили на плечи детского сада и бабушек с дедушками. Сами же они постоянно недовольны тем, что ребёнок делает, как он себя ведет, ставят ему в пример окружающих его детей, запугивают «бабаями» и «злыми дядьками». Во второй же семье родители сами воспитывают ребёнка. Мама с папой стараются не кричать на ребёнка, разговаривать с ним спокойным, ровным голосом. Но они постоянно заняты, поэтому зачастую не могут дослушать ребёнка до конца, не интересуются его делами.

Если вы хотите, чтобы ребёнок реагировал на ваши замечания:

  • умейте слушать. Не перебивайте ребёнка, не говорите, что вы всё поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать. Другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит;
  • не задавайте ребенку слишком много вопросов;
  • не принуждайте делать то, к чему он ещё не готов;
  • не требуйте сразу очень многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки;
  • не критикуйте ребёнка с глазу на глаз, а тем более не надо делать это в присутствии других детей;
  • не устанавливайте для ребёнка множество правил: он перестанет обращать на них внимание;
  • не ожидайте от ребёнка дошкольного возраста понимания  всех логический связей, ваших чувств (родитель устал, у него разболелась голова и др.), абстрактных рассуждений и объяснений;
  • не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

И помните, детство бывает лишь однажды и оно проходит.



Предварительный просмотр:

Деятельность психолога в детском саду

 Версия для слабовидящих

 

Что делает психолог в детском саду?

 

Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.

Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.

Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.

Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.

Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)

Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.

 

Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях. 

 Задачи

  • Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
  • Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ
  • Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана
  • Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
  • Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития
  • Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
  • Оказание консультативной помощи родителям и педагогам
  • Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка

Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса:

1. Оказание психологической помощи детям:

  • Психологическая диагностика
  • Развивающая работа
  • Психологическое сопровождение ребенка

2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:

  • Консультирование по проблемам развития
  • Информирование по итогам психологической диагностики и  развивающей работы
  • Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей

3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:

  • Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
  • Психологическое просвещение
  • Взаимодействие с другими специалистами

4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам


 

Что же делает психолог в ДОУ?

Возрастная группа

Что делает психолог?

I младшая группа

(2 - 3 года)

  • сопровождение процесса адаптации, наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка
  • ведение листа адаптации совместно с воспитателем группы и медсестрой
  • игры с детьми, беседы, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения
  • консультации с родителями по вопросам адаптации ребенка
  • консультации с педагогами группы по нормализации адаптационного периода

II младшая группа

(3 - 4 года)

  • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка (по наблюдениям, запросу педагогов и родителей). Проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии
  • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики, рекомендации по развитию ребенка.
  • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком

средняя группа

(4 - 5 лет)

  • индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.
  • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
  • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
  • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка по запросу логопеда для ПМПК

старшая группа

(5 - 6 лет)

  • индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.
  • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.

старшая группа

компенсирующей направленности для детей с ЗПР

(5 - 6 лет)

  • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка.
  • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
  • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
  • коррекционно-развивающие занятия с детьми (индивидуально или в малых группа по 3-4 ребенка)

подготовительная группа

(6 - 7 лет)

  • групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности
  • индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка (в случае, если ребенок в групповом режиме показал недостаточные результаты).
  • индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики.
  • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
  • развивающие занятия с детьми по подготовке к школе
  • итоговая диагностика готовности к школе детей

подготовительная группа

компенсирующей направленности для детей с ЗПР

(6 - 7 лет)

  • групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности
  • индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка.
  • индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики.
  • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
  • коррекционно-развивающие занятия с детьми по подготовке к школе (индивидуально или в малых группах по 3 - 4 ребенка)
  • итоговая диагностика готовности к школе детей

 

Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:

 Психологическая диагностика

Развивающая

работа

Психологическое просвещение и профилактика

Консультирование

 

Психологическая диагностика в работе психолога ДОУ


Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно - развивающей работы, сопровождения и т.д.). http://mdoy315.edusite.ru/images/clip_image001.png

Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующимнаправлениям:

  • Познавательная сфера
  • Регуляторно - волевая сфера
  • Эмоционально – личностная сфера
  • Коммуникативная сфера

Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение 2-3 месяцев. На каждого ребенка заполняется бланк адаптации, ведение которого осуществляется совместно с воспитателем группы и медсестрой. Параметрами наблюдения являются: эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, участие в игровой и совместной деятельности, частота заболеваний и др. Итог наблюдения адаптации детей к ДОУ отражается в аналитической справке. На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи. 

В младшем дошкольном возрасте психологическая диагностика проводится в одном из двух вариантах:

  • психологическое обследование детей 3 – 4 лет (2-я младшая группа) проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии и разработке соответствующих рекомендаций педагогам и родителям. Диагностика проводится индивидуально по запросу педагогов и родителей.
  • психологическое обследование детей 4 - 5 лет (средняя группа) в рамках работы ПМПк с целью определения детей, нуждающихся в группе компенсирующей направленности задержки психического развития. Диагностика проводится индивидуально по запросу логопедов, педагогов и родителей. 

В группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старшая и подготовительная) посредством диагностики выявляется проблемные зоны в развитии детей, определяются направления коррекционно – развивающей работы, а также разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов. Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы. 

Диагностика в подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении (в обобщённой форме).

В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУ и школьных картах детей.

Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении

Развивающая работа психолога в ДОУ 

 

Адресатом психологической помощи является ребенок. 

Психологическая помощь организуется:

  • по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей;
  • на основании результатов психологической диагностики;
  • на основании рекомендаций ПМПК. 

 Развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.

Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.

В работе с "нормативными" детьми используются программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам развития (коррекции).

Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы. 

Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.

Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:

  • Игровая терапия
  • Арт-терапия
  • Куклотерапия
  • Песочная терапия
  • Психогимнастика
  • Элементы нейропсихологической коррекции
  • Релаксационные упражнения
  • Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности
  • Упражнения для развития познавательных процессов

 

  

Консультативная деятельность психолога ДОУ

 
Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной и групповой форме.

Консультации психолога организуются в ДОУ следующими способами:

  • по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения,
  • по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей, 
  • по личным обращениям сотрудников учреждения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния
  • активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ

Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Для родителей рекомендации оформляются памяткой.

 

  

Документация психолога

 

 

 

Организационно-методическая документацияhttp://mdoy315.edusite.ru/images/clip_image003.png

 

 

Рабочая документация http://mdoy315.edusite.ru/images/clip_image004.png

 

 

 

 

Копилка психолога

 

Работа с детьмиhttp://mdoy315.edusite.ru/images/clip_image005.png

 

 Левша или правша? (определение профиля латеральных предпочтений)

 

 

 

Работа с родителямиhttp://mdoy315.edusite.ru/images/clip_image006.png

Консультация с родителями - это всегда диалог

"Как прошла адаптация ребенка к детскому саду?" (анкета для родителей)

Родительская анкета (анкета для родителей детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей помощи)

Знаю ли я своего ребенка? (упражнение для родителей)

Что меня радует и что огорчает в моем ребенке? (упражнение для родителей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с педагогами

59 игр и упражнений для развития коммуникациями (книга)

Синдром эмоционального выгорания. Как быть? (памятка для педагогов)

http://mdoy315.edusite.ru/images/clip_image007.png16 способов поддержать себя (шпаргалка для педагогов)

Анкета "Какой Вы собеседник?"

Анкета "Самодиагностика проявления признаков выгорания"

Тест "Оценка эмоциональных состояний"

 

 

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов и родителей

«Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы

или грызет ногти»

Сосание предметов

Что нужно делать?

Чего делать нельзя?

1. Наполнить жизнь ребенка,                                                                    узнать, чем он любит заниматься,                                             заинтересовать новыми                                                                                                                                                          увлечениями.                                                                                                                                                                                                                                                                            

1. Наказывать и всячески стыдить за такую привязанность. Отбирать  любимый                                                                                                                                           предмет, который сосет ребенок.

2. Присмотреться, с кем играет                                                                   ребенок, для того, чтобы помочь                                                      ему обрести настоящего друга.                                                                        

2. Говорить об этом нарушении,                                     то есть фиксировать словами,                                                  подчеркивать и закреплять

патологическую привычку постоянными напоминаниями.

3. Установить доверительный                                                                                              контакт с ребенком, позаботиться                                          о своевременном успокоении                                                                                          ребенка и снятии беспокойства.                                                                

3. Излишне ограничивать                                      действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.

Кусание или грызение ногтей

Что нужно делать?

Чего делать нельзя?

1. Необходимо научить ребенка                                                                     адекватным способам выражения                                              агрессии. Позволять ребенку                                                                                               свободно, адекватными способами выражать свою агрессию, гнев.

1. Интеллектуально перегружать

ребенка в ущерб другим сторонам

психического развития.

2. Не просто отказаться от упреков,                                                                                                                       угроз и наказания, а понимать, что                                                                                                              происходит с ребенком, и                                                                                                           переключать,  отвлекать его внимание                                                                                                           в момент грызения ногтей. Уменьшить чрезмерные требования к ребенку.

2. Говорить ребенку о грызении                                                                                      ногтей, тем самым фиксируя

словами в сознании ребенка эту

привычку.

3. Необходимо настроиться на                                                                               длительный период затухания                                                                                        этой привычки, который                                                                                                                                                        приблизительно равен периоду ее

протекания.

3. Запрещать ребенку грызть ногти, наказывать его за эту                                                                                                                                     патологическую привычку.

Памятка для педагогов и родителей

«Осторожно, страхи!»

Возрастные страхи

(проходят с возрастом ребенка,                         требуют правильного обращения)

Невротические страхи

(не проходят с возрастом ребенка, требуют психологического                                                                                                    и психотерапевтического

вмешательства)

1. Эмоционально не выражены, не слишком заметны и не мешают ребенку.

1. Эмоционально выражены, заметны, мешают ребенку.

2. Имеют преходящий характер      

2. Сохраняются в течение длительного времени

3. Не оказывают неблагоприятное    влияние на формирование                                                                                                                     характера ребенка                                                

3. Оказывают неблагоприятное влияние на формирование  личности ребенка,                                                                                                                  в характере могут появиться

неуверенность, тревожность, мнительность

4. Выраженные нервно-                                                                                                                                                    психические нарушения                                                                                                                                                    отсутствуют                                

4. Присутствуют и другие психические                                                                                                                                                выраженные нервно-психические нарушения помимо страхов

5. Ребенок пытается изучить                                                                                               объект страха, познать                                                                                                                                                             и преодолеть

5. Ребенок избегает объекта страха,                                                                                                                           нового, неизвестного

6. Страх одиночества, темноты   и животных не выражен                                                                                                                                                    

6. Страх одиночества, темноты и животных заметно выражен

7. Страхи легко поддаются                                                                                                                  коррекции и самокоррекции

7. Страхи с трудом поддаются коррекции и самокоррекции

Памятка для педагогов и родителей

«Словесные способы поощрения и поддержки ребенка»

1. Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично!

2. Замечательно! Превосходно! Чудно!

3. Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво!

Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа!  Еще немного времени, и у тебя это получится. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знал(а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.

4. Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!

5. Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад(а) за тебя.

6. Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути.

7. Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав!

8. Большое тебе спасибо. Ты хороший(ая)! Ты — чудо!

Памятка для родителей и педагогов

«Как нельзя наказывать детей»

1. Молчанием. Выдержать бойкот ребенку чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.

2. Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т. п. Лишение любви — это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.

3. Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага, бесполезно— вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподали ребенку урок жестокости.

4. Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком как словесное битье.

5. Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений тем самым закрепляет его).

6. Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше  ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).

7. Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя плохое поведение ребенка.

Памятка для родителей и педагогов

«Как нужно поощрять детей»

1. Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.

2.  Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок — это лишь символ успеха или достижения.

3.  Дети чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.

4.  Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.

5. Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь, и т. п.

Памятка для педагогов и родителей

«Как нужно указывать на ошибки детей»

1. Не стоит замечать каждую ошибку.

2. Ошибку лучше обсудить не в тот момент, когда ребенок увлечен делом, а в спокойной обстановке.

3. Замечания надо делать на фоне общего одобрения.

4. Не нужно вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке, ты справишься!» Конечно, родителям сложно не вмешиваться. Здесь можно посоветовать:

•    составьте список дел, с которыми ваш ребенок в принципе может справиться самостоятельно, хотя и не всегда совершенно;

•    выберите несколько дел и постарайтесь ни разу не вмешаться в их выполнение. Ободрите старания ребенка, несмотря на их результат;

•    запомните 2—3 ошибки, особенно досадных. Найдите время и подходящий тон, чтобы поговорить о них.

Но если натолкнулся на серьезную трудность, с которой не может справиться самостоятельно, тогда позиция невмешательства принесет только вред.

5. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.   Очень хорошо начать со слов: «Давай вместе». Эти волшебные слова откроют ребенку дверь в мир новых умений, знаний, увлечений. Завтра ребенок будет делать сам то, что

сегодня он делал с мамой. Зона дел вместе — это золотой запас ребенка, его потенциал на будущее. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Памятка для педагогов и родителей

«Как нужно хвалить ребенка за успехи»

  1. Не следует хвалить за неуспешные действия. Оценка должна быть адекватна достигнутому результату.

  1. Нужно быть конкретным: называть то, что хвалишь, а также причину похвалы (например, «Ты хорошо нарисовал дом – у него есть все, что бывает у дома: окна, двери, крыша и труба…».

  1. Оценивая детей, не пользуйтесь безличными оценками типа «хорошо», «плохо», «молодцы». Оценка должна быть развернутой, задавать критерии успеха или неуспеха в каждом конкретном деле. Это способствует становлению самостоятельности и независимости, контроля за собственными действиями.

  1. Всегда отмечать личный прогресс ребенка (например, «Эта башня тебе удалась – она выше той, которую ты построил в прошлый раз»).

  1. Заслуженную похвалу высказывайте эмоционально, с энтузиазмом и радостью за ребенка; отрицательная оценка всегда должна быть короткой и сопровождаться утверждением, что неуспех вызван объективными трудностями и может быть преодолен.

Памятка для родителей и педагогов

«Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек»

•  Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

• Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

• Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное — по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы — взрослые.

• Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина — девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними — неверно и бесполезно.

• Не  переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

• Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует  подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

• С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

• He забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

• Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

• Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней — бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

• Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

• Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности  левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

• Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

• Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.

• Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности, для девочек — кто их оценивает и как. То есть мальчиков интересует суть оценки (какой момент их деятельности оценивается), а девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление.

Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Мальчики реагируют избирательно и только на значимые для них оценки.

• На значимую негативную оценку «плохо слушал» только у мальчиков избирательно активируются именно слуховые отделы коры, а на оценку «плохо выполнял» — моторные. Когда мы оцениваем деятельность мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются. Тогда становится понятным, почему мальчики могут и не реагировать на оценку: «я тобой не доволен». Она не имеет для него смысла. Мальчик обязательно должен знать, чем вы недовольны и как бы вновь «проиграть» в мозгу свои действия.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ

МЛАДШЕГО РЕБЕНКА (ОТ ЛИЦА РЕБЕНКА)

1. Воспитывайте у меня чувство ответственности, это чувство я часто замечаю у старшего. Я тоже хочу за кого-то или за что-то отвечать.

2. Я не боюсь рисковать, ведь у меня есть надежный тыл из старшего и родителей. Оберегайте меня от слишком рискованных поступков, ведь я могу пострадать.

3. Когда мне часто напоминают о том, что я младшенький, я начинаю об этом задумываться и извлекать для себя пользу в виде поблажек, психологических выгод и т. п. Я и сам знаю свою роль младшего ребенка, не надо делать на этом акцент.

4. Я быстро привыкаю к помощи окружающих. Это будет вешать мне, когда я повстречаюсь с серьезными препятствиями, я буду ожидать и даже требовать поддержки.

5. Я часто не стремлюсь лидировать среди сверстников и поэтому могу оказаться на последних ролях. Помогите мне поверить в себя, в этом вопросе мне нужна поддержка.

6. Мне необходимо свое личное пространство, свои игрушки, своя комната и т. д. Наша дружба со старшим будет от этого только крепнуть.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ

СТАРШЕГО РЕБЕНКА (от лица ребенка)

1. На меня всегда можно положиться, но я так устал от этой ответственности, которая постоянно ложится на мои хрупкие плечики. Я ребенок, а чувство ответственности за младшего — это такое взрослое чувство. Я тоже еще ребенок!

2. Мне приходится постоянно взвешивать свои поступки и слова, думать о том, как воспримет их младший, не научится ли он у меня плохому. От этого я перестаю быть самим собой, я теряю непосредственность и становлюсь не по годам взрослым. Я еще буду взрослым, а сейчас помогите мне оставаться ребенком.

3. Несмотря на внешнюю открытость и общительность, я внутренне много переживаю. Говорите мне о том, что вы меня любите, мне так не хватает ваших подтверждений в любви.

4. Ваша строгость и излишняя требовательность по отношению ко мне вызывают у меня чувство незащищенности.

5. Когда я не прав, проявите терпение, объясните мне мою неправоту, я и сам пойму это со временем.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ

СРЕДНЕГО РЕБЕНКА (от лица ребенка)

1. Я чувствую себя буфером между старшим и младшим. Эта трудная роль — одного успокоить, а другого поддержать — выматывает меня.

2. Ко мне всегда можно обратиться по поводу налаживания взаимоотношений, но эта роль трудна даже для опытного психотерапевта. Я чувствую себя мудрым и взрослым не по годам, а ведь я еще ребенок!

3. Я так хорошо адаптируюсь в любой ситуации, что всем кажется, что для меня это легко. Я рано научился адаптироваться и к поступкам старшего, и к капризам младшего.

4. Меня часто не замечают, а мне хочется тепла, ласки, внимания. Мне так нужны доказательства, что меня любят.

5. Если меня не замечать, мое поведение будет казаться вам наглым и агрессивным или напоминать поведение маленького ребенка. Помогите мне не вести себя так.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ

ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА (от лица ребенка)

1. Учите меня заботиться о других, для меня так важно этому научиться, ведь я вырасту и создам свою семью, где мне пригодится это умение.

2. Упражняйте меня в терпимости к другим, мне это нужно, ведь я хочу, чтобы у меня были настоящие друзья.

3. Научите меня делиться, я хочу испытать радость от этого. Когда-нибудь я буду готов поделиться самым дорогим, что есть у меня: я отдам свое сердце любимому человеку.

4. Я чувствую себя постоянно на передовой, взрослые так много надежд возлагают на меня, что я боюсь не оправдать их надежд.

5. Организуйте мою жизнь так, чтобы я вступал в различные контакты с разными детьми, ведь у меня дома нет младшенького для моих игр.

6. Помогите мне подружиться с другим ребенком. Я очень хочу дружить и боюсь этого, ведь я так привязываюсь к объекту своего обожания, как когда-то я был привязан к вам. Я боюсь потерять друга и поэтому могу отказываться дружить.

7. Поощряйте мою активность.

Памятка для педагогов и родителей

«Основные группы трудностей в общении у дошкольников»

1. Ребенок не знает, как общаться, игровые навыки и навыки взаимодействия находятся на низком уровне (поэтому может толкать других детей, ломать их постройки).

2. Ребенок не хочет общаться по той причине, что при любом общении и взаимодействии необходимо управлять собой, что дается ему с большим трудом. Такие трудности характерны для импульсивных и гиперактивных детей.

3. Нежелание общаться со сверстниками в связи с индивидуальными особенностями ребенка (в большей степени для ребенка характерны переживания внутреннего плана: ребенок не делится своими проблемами). Поэтому ребенок может бояться попроситься в туалет или что-то попросить у другого ребенка.

4. Уже в дошкольном возрасте ребенок проявляет способности в какой-то сфере, и эта сфера, этот интерес занимает много места в жизни малыша.

5. Трудности в общении со сверстниками могут быть связаны у ребенка с преобладанием эгоистических мотивов в поведении. В этом случае от окружающих

ребенка сверстников он требует беспрекословного подчинения.    

                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

«Преодоление трудностей в общении у детей дошкольного возраста»

1. Необходимо ограничить отрицательную оценку поведения ребенка, особенно в присутствии других детей. При необходимости отрицательной оценки поведения ребенка сделать ее один на один, без присутствия кого-либо.

2. Необходимо предоставить ребенку возможность в чем-то значимом проявить себя (например, педагог предварительно дает ребенку домашнее задание, с которым он выступает перед подгруппой детей).

3. Нужно организовывать совместные встречи детей и родителей вне детского сада (посещение праздников, концертов, выступлений). Родителям ребенка с проблемами общения нужно познакомиться с родителями тех детей, с кем хочет дружить их ребенок.

4. В отдельных случаях при неблагоприятном положении ребенка в группе сверстников целесообразно использовать метод возрастных перемещений (статусной психотерапии) (СенькоТ. В., 1989). На 30 дней детей с проблемами общения переводят на ступеньку ниже (например, из подготовительной группы детского сада в старшую группу). При этом такие отрицательные формы поведения у ребенка как обида, уступки, защитные реакции и т. п. уступают место положительным формам поведения: поддержать, похвалить, желание помочь и т. п. Очень важным является то, что на смену слезам, обидам и несдержанности эмоциональных проявлений приходит доверие, воодушевление и т. п. В целом при использовании метода возрастных перемещений отрицательное отношение к окружающим меняется на положительное отношение. В свою прежнюю группу дети возвращаются, имея новые формы личностного реагирования. При преобладании у ребенка эгоистических мотивов в поведении его переводят на 30 дней на ступеньку выше (например, из старшей группы детского сада в подготовительную группу). При таком относительном понижении успешности деятельности ребенка происходит сначала усиление отрицательных доминантных реакций (приказы, нападки, ругань и т. п.), а потом их снижение и замена на положительные реакции.

Памятка для родителей и педагогов

«Что делать и чего не делать, если ребенок сосет палец»

Важно знать, что иногда такие методы, как намазывание горчицей например, помогают отучить ребенка от сосания пальца. И эти случаи дают родителям возможность думать, что они проблему решили. Однако напомним, что особенность психики ребенка дошкольного возраста в том, что он легко находит замену одной привычки на другую. Если ребенок сосет палец, бесполезно пытаться запретить ему это делать, необходимо понять, почему он это делает.

Сосание пальца успокаивает и умиротворяет ребенка, как и сосание груди, сосание соски. Сосание — это удовольствие раннего детства, удовлетворяющее основную потребность ребенка в пище. Поэтому сосание для ребенка — это вернейший способ успокоиться, когда он беспокоится или не может уснуть. Сосание пальца может выступать как средство компенсации неудовлетворенного инстинкта сосания вследствие затрудненности грудного вскармливания. Сосание пальца уменьшает чувство беспокойства, успокаивает и заставляет на время забыть физическую и душевную боль. В случае употребления матерью во время беременности алкоголя, наркотиков и курении предпосылка к сосанию пальца закладывается еще до рождения ребенка. Во всех случаях сосание пальца создает ребенку иллюзию удовлетворения и успокоения.

Что нужно делать?

Чего делать нельзя?

1. Необходимо понять, почему ребенок сосет палец (компенсирует недостающее внимание к себе, стабилизирует свое эмоциональное состояние и др.). Прежде чем пробовать отучить ребенка от сосания пальца, необходимо подумать, что можно предложить ребенку взамен этой привычки доставляющей удовольствие

1. Всячески пытаться запретить ребенку сосать палец, тем самым привлекая к этой патологической привычке негативное внимание малыша

2. Установить доверительный контакт с ребенком, позаботиться о своевременном успокоении ребенка и снятии беспокойства, разумном пользовании соской в раннем возрасте.

2. Излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.

3. Создать условия для разнообразия впечатлений ребенка и использования при взаимодействии с ребенком подвижных, эмоционально насыщенных игр.

Памятка для педагогов и родителей

«Что нужно делать и чего не делать при детском онанизме»

Что нужно делать?

Чего делать нельзя?

1. Родителям нужно постарайтесь понять, что именно в их поведении вызывает напряжение у ребенка, заставляющее его получать краткое удовольствие и расслабление (излишняя строгость, недостаток тепла и непосредственности в выражении чувств, ограничение активности, запреты, физические наказания и др.). В любом случае уделять ему (а не привычке) больше внимания

1. Усердствовать при купании ребенка, проявляя при этом усиленное внимание к половым органам ребенка. Чрезмерно ласкать и целовать ребенка в губы, качать на ноге, находиться в одной постели с ребенком, оставлять ребенка надолго в постели без сна, надевать ребенку тесную одежду.

2. Необходимо научить ребенка как можно более разнообразными способами получать удовольствие. Нужно составить для себя «меню удовольствия» («Я могу получать удовольствие от...») и для ребенка («Чем ты любишь заниматься, что тебе нравится...»). Чем больше родители вспомнят вместе с ребенком тех приятных дел, которые нравятся ему, тем легче родителям будет разнообразить способы получения удовольствия. Родители могут поделиться с ребенком способами получения удовольствия из своего «меню».

2. Наказывать ребенка за онанизм (мастурбацию), тем более бить по рукам малыша 1,5 лет, который таким образом исследует свое тело. Шлепки и порка способствуют приливу крови к половым органам ребенка, вызывая раздражение генитальной области тела.

Стыдить, особенно при посторонних лицах. Ругать и запугивать.

3. Нужно отвлекать ребенка более приятным и интересным занятием, расширив круг интересов и общение со сверстниками. Необходимо повышать активность в движениях, в способах выражения чувств и включать в жизнь ребенка оздоровительные мероприятия, направленные на повышение чувства тела: купание, обливание, обтирание

3. Насильно кормить ребенка, вызывая у него во время еды отрицательные чувства, что способствует выключению чувствительной зоны рта и языка и включению зоны половых органов (эти две зоны тела рефлекторно связаны). Отдавать предпочтение в питании ребенка сладкой, экстрактивной и мясной пище.

4. Пройти специалистов: уролога, гинеколога, невропатолога; сдать анализы на яйца глистов.

4. Подвергать допросам и осмотрам. Постоянно фиксировать в речи привычку ребенка.

Памятка для родителей и педагогов

«Факторы, способствующие появлению онанизма у дошкольников».

(Шкала риска возникновения)

Косвенные

Балл

Прямые

Балл

1. Единственный ребёнок в семье.

1

1. Повышенная возбудимость любой этиологии.

2

2. Выраженная эмоциональность ребёнка.

1

2. Ограничение психомоторной активности и физические наказания.

2

3. Патология беременности, реже родов с последующей невропатией и церебральной органической патологией у ребёнка.

1

3. Принуждения в отношении еды, носильное кормление.

2

4. Характерологический сдвиг у родителей (чрезмерная принципиальность, негибкость мышления у матерей, импульсивность отцов).

1

4. 3атруднения в эмоциональном контакте, в том числе с родителем другого пола.

2

5. Эмоциональное неприятие детей в первое время после рождения из-за несоответствия их пола, ожидаемого родителями.

1

5. Психологическое заражение от сверстников и взрослых (чрезмерные ласки и поцелуи в губы, качание на ноге, излишне тщательное соблюдение гигиенических мероприятий).

2

6. Недостаток родительского тепла, ласки, непосредственности в выражении чувств.

1

6. Физические раздражения генитальной области (тугая одежда, воспаление, зуд, опрелость, попадание инородного тела).

2

7. Предпочтение мясной, экстрактивной и сладкой пищи при недостаточном потреблении воды.    

2

Чем больше баллов ребёнок наберет по данной шкале, тем большая вероятность проявления у него склонности к онанизму. При большом количестве баллов можно предсказать его наличие даже при отсутствии видимых проявлений. 

ПРИЧИНЫ ПЛОХОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

                                                                                                                                                                                                                         

Можно выделить три блока причин плохой адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

Первый блок причин связан с особенностями детей.    

Плохо адаптируются дети, имеющие следующие особенности:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • нервно-психические нарушения;

• эмоциональную чувствительность и впечатлительность, выраженную, тревожную зависимость от матери;      

• соматическую ослабленность (соматизация выступает как психологическая защита;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   • проблемы с едой, сном и туалетом;                                                                                                                                                                                                                               • флегматический темперамент;  

• выраженное левшество;            

• проблемы общения.    

 

Не испытывают затруднений в адаптации эмоционально устойчивые дети, а также дети с недостаточно развитой эмоциональной и интеллектуальной сферой. При эмоциональной неустойчивости дети чаще испытывают трудности в адаптации к дошкольному учреждению.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Предлагаем таблицу для быстрой диагностики и коррекции наиболее выраженных проблем у детей, возникающих в период адаптации. В таблице «Нервно-психические нарушения детей дошкольного возраста» указаны не только характерные признаки нарушений, но и пути решения проблемы.

Нервно-психические нарушения у детей дошкольного возраста

Нервная и соматическая ослабленность у ребенка в детском саду и дома

Признаки

Пути решения проблемы

1. Беспокоен, эмоционально переживает, повышенно чувствителен, раним. Настроение может меняться по непонятной причине

1. Организация психологической работы с родителями в виде профилактики и коррекции проблем в семейных отношениях

2. Легко потеет, краснеет, бледнеет. Кружится, болит голова, легко возникает рвота, плохо реагирует на изменение погоды

2. Укрепление нервной и иммунной системы ребенка

3. Плохо и мало для своего возраста спит. Засыпает с большим трудом, спит чутко, просыпается, плохое настроение после сна

3. Чтение сказок перед сном и (или) слушание специально подобранных музыкальных произведений. Тактильный контакт взрослого с ребенком в виде успокаивающих поглаживаний                                                                                                                                                                                                                                        

4. Утомляется и отвлекается быстрее сверстников. Плохо переносит качели, поездки в автомобиле, жару, духоту

4. Организация оздоровительных и спортивных мероприятий

5. Плохо и мало для своего возраста ест. Различного характера диатезы, аллергии

5. Организация питания детей с учетом выборочного принятия пищи. Сажать таких детей за стол со сверстниками, имеющими хороший аппетит

6. Часто болеет, заболевания легко приобретают статус хронических. Ослаблен иммунитет

6. Использование закаливающих мероприятий, которые нужно начинать летом, когда организм ребенка достаточно укреплен

7. Вес меньше или гораздо больше возрастной нормы, бледный, вялый

7. Предоставление ребенку возможности отдыха в детском саду тогда, когда у него возникает в этом необходимость. Дозирование времени пребывания ребенка в детском саду

Невротические реакции у детей в детском саду и дома, которые могут перерасти в невротическое состояние и в невроз как заболевание

Признаки

Пути решения проблемы

1. Сильно переживает и расстраивается по поводу и без повода

1. Своевременное проявление эмоциональной отзывчивости по отношению к ребенку. Обучение способам выражения своих чувств, проблем и переживаний

2. Раздражителен, с трудом сдерживается и не может терпеть

2. Проявление гибкости в общении с ребенком, отказ от излишней принципиальности

3. Неадекватно реагирует на справедливые замечания, обижается.

3. Демонстрирование и обучение моделям бесконфликтного поведения

4. Не уверен ни в себе, ни в других. Боязлив и заражен страхами.

4. Вера в возможности ребенка, внушение ему этого, «заражение» своей уверенностью

5. Неадекватно ведет себя: когда надо сдержаться, он, наоборот, возбуждается, а когда надо проявить активность — тормозит

5. Повышение самооценки ребенка, похвала даже за малые достижения

6. Невнимателен и быстро отвлекается

6. Тренировка внимания. Обучение способам расслабления и снятия напряжения

7. С ребенком трудно договориться о чем-либо

7. Психологическая коррекция семейных отношений

Второй блок причин плохой адаптации детей связан с особенностями родителей. Основные особенности родителей, которые мешают детям адаптироваться к детскому саду:

• конфликтность;

• проблемы взаимоотношений;

• дефекты воспитания;

• недостаточно сформированный навык общения;

• хроническое чувство усталости;

• тревожно-мнительная фиксация болезненных ощущений.

У матерей неадаптированных девочек выявлены следующие особенности (по данным А. И. Захарова, 1997):

• нетерпимость к чужому мнению;

• чрезмерная настойчивость в осуществлении своих желаний (настырность);

• подозрительность и настороженность в контактах, склонность к предвзятым оценкам и категоричным суждениям;

• неуверенность;

• тревожно-мнительные черты характера.

У матерей неадаптированных мальчиков отмечаются следующие особенности (по данным А. И. Захарова, 1997):

• большое количество жалоб;

• хроническое чувство усталости и недомогания;

• тревожно-мнительная фиксация болезненных ощущений;

• ипохондрический настрой, который выражается в том, что мать считает ребенка нездоровым.

Дети дошкольного возраста усваивают особенности поведения родителей. Непроизвольное усвоение детьми рассмотренных черт характера родителей осложняет отношения со сверстниками и затрудняет адаптацию к дошкольному учреждению.

Третий блок причин связан с особенностями личности педагогов и с особенностями всего дошкольного учреждения.

Основные особенности:

• негибкий режим дошкольного учреждения;

• отсутствие индивидуального подхода к ребенку со стороны педагогов;

• частая сменяемость воспитателей;

• большое количество детей в группе;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          • высокий шумовой фон в группе детского сада;

• неудовлетворительное состояние нервной системы педагога;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              • левополушарная направленность воспитания и обучения;

• авторитарность педагога;

• недостаточная компетентность педагогов в вопросах, связанных с психологическими особенностями детей.

Памятка для родителей и педагогов

«Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?»

  1. Удержаться от навешивания ярлыков на ребенка, называя его «воришкой» и т. п.

  1. Избегать сравнений с другими детьми и с самим собой в детстве: «Я никогда…».

  1. Перед началом беседы родителям (педагогу) необходимо взять себя в руки, не бушевать и не выплескивать лавину отрицательных эмоций.

  1. Четко высказать отрицательную оценку действиям ребенка (именно действиям, а не личности в целом) с конкретным запретом на воровство.

  1. Исключить ситуации, провоцирующие воровство.

  1. Необходимо поставить ребенка на позицию другого человека, спросить, что бы чувствовал сам ребенок.

  1. Старайтесь разъяснить ребенку, что лишь свою вещь можно взять без спросу, чужую – никогда. Если ему что-то захочется чужое, он должен получить разрешение на это.

  1. Если ребенок взял чужую вещь, пойдите вместе с ним и возвратите ее владельцу, но сделайте это так, чтобы малыш не чувствовал позора.

  1. Помните, что воровство поддерживает негативное внимание взрослых, окружающих ребенка, а также недостаток ласки и внимания; неудовлетворение взрослыми нужд ребенка (одежды, игрушек, продуктов питания).

  1.  Когда ребенок ворует беспричинно и постоянно, необходимо показать его психологу, невропатологу или психиатру и провести назначенную коррекцию.

Памятка для педагогов

«Неблагополучие в детско-родительских отношениях»

Характерные особенности поведения ребенка дошкольного возраста, которые могут позволить педагогу заподозрить неблагополучие в детско-родительских отношениях и предотвратить жестокость и насилие по отношению к ребенку:

1. Страхи, тревожность и ночные кошмары, о которых ребенок может рассказать педагогу в доверительной беседе или выразить в рисунке на тему «Что тебе снится страшное или чего ты боишься днем?».

2. Агрессивность, жестокость по отношению к более слабым (детям, животным).

3. Лживость, воровство.

4. Нарушение взаимоотношений со сверстниками (изолированный или отвергнутый в группе сверстников), замкнутость.

5. Печальный вид, подавленное состояние.

6. Санитарно-гигиеническая запущенность (от ребенка неприятно пахнет»).

7. Задержка развития (физического, умственного, речевого, моторного).

Характерные особенности поведения родителей детей дошкольного возраста, позволяющие заподозрить неблагополучие в детско-родительских отношениях и предотвратить жестокость и насилие по отношению к детям:

1. Не уделяют достаточного внимание здоровью ребенка.

2. Не интересуются проблемами ребенка, обеспокоены собственными проблемами.

3. Не ласкают ребенка и не оказывают ему эмоциональной поддержки.

4. Говорят о пользе физических наказаний.

5. Проявляют патологические черты характера: агрессивность, импульсивность, сниженный самоконтроль, неадекватность и т. п.

6. Отождествляют ребенка с нелюбимым родственником (в том числе подчеркивают внешнюю похожесть с ним или просто сходство).

7. Негативно оценивают ребенка.

Факторы риска, провоцирующие возникновение нарушений в детско-родительских отношениях и жестокость:

1. Наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией.

2. Очень молодые родители (младше 17 лет).

3. Низкий уровень образования родителей и недостаток у них психолого-педагогической культуры.

4. Родители, подвергавшиеся в детстве жестокому обращению.

5. Нервно-психические нарушения, патологические черты характера у родителей.

6. Нежеланный (по полу) ребенок.

7. Наличие у ребенка физических, умственных недостатков или нарушений в поведении.

Диагностика типов дисгармоничного семейного воспитания

Типы дисгармоничного семейного воспитания

Признаки потворствующей

гиперпротекции

Признаки доминирующей

гиперпротекции

1. Воспитание ребенка — центральное дело жизни родителей

1. Со стороны родителей много замечаний, которые не соответствуют возможностям ребенка

2. Ребенку уделяют много времени и сил

2. Много контроля

3. У ребенка проявляется собственнический характер любви

3. Воспитание с отрицательным знаком: «Ты сделал хорошо, но мог бы сделать и лучше»

4. Ребенок воспитывается под «колпаком тревоги»

4. Много требований, которые не соответствуют возможностям ребенка

5. Чрезмерная забота о ребенке

5. У ребенка боязнь осваивать что-то новое

6. Удовлетворяются все потребности и претензии ребенка

6. Родители часто употребляют глаголы долженствования по отношению к ребенку: «должен», «положено» и т. п.

7. Требования к ребенку практически не предъявляются

7. У ребенка неустойчивая самооценка

Признаки повышенной моральной

ответственности

Признаки эмоционального отвержения

1. У ребенка много обязанностей и нагрузок, не соответствующих возрасту

1. Ребенку предъявляется много требований

2. Ребенку уделяется недостаточно времени, сил и внимания

2. От родителей можно услышать фразы типа: «Как ты мне надоел» и т. п.

3. Часть родительских функций выполняет ребенок

3. Много запретов

4. Ребенку предъявляются чрезмерные требования

4. Ребенку уделяется недостаточно времени, сил и внимания

5. Тревожно-мнительные черты в характере ребенка

5. Может проявляться подчеркнутая забота, утрированное внимание

6. Ребенок не умеет спонтанно играть, действовать

6. Жестокие наказания

7. Ранняя взрослость у ребенка.

7. У ребенка низкая самооценка.

Признаки гипопротекции

Признаки жестокого обращения

1. Нерегулярное удовлетворение потребностей ребенка

1. Для родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний

2. Ребенок не получает поощрений

2. Ребенку уделяется недостаточно времени, сил и внимания

3. Ребенок не получает наказаний

3. Чрезмерность санкций

4. Неустойчивый характер поведения у ребенка

4. Чрезмерное реагирование родителей на незначительные нарушения поведения ребенка

5. Ребенку уделяется мало времени, сил и внимания

5. Не удовлетворяется потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями

6. Игнорируются потребности ребенка

6. Негативная характеристика ребенка

7. Требования к ребенку не предъявляются

7. Подчеркивание сходства ребенка с нелюбимым родственником

Памятка для родителей и педагогов

«Причины сосания пальца (языка, облизывание верхней губы, 

сосание соски до 3-4 лет)».

Патофизиологические

Клинические

Психологические

1. Неудовлетворённость инстинкта сосания вследствие затруднений грудного вскармливания.

1. Невропатия с нарушенным засыпанием, частыми простудными заболеваниями.

1. Нежелание матери иметь ребёнка.

2. Беспокойство матери во время беременности.

2. Минимальная мозговая дисфункция (ММД).

2. Отсутствие ласки, тёплого обращения с ребёнком.

3. Лямблиоз.

3. Тяжёлая адаптация к условиям детского сада.

4. Проблемы семейных

взаимоотношений (конфликты родителей, развод, предоставление детей самим себе).

Памятки для педагогов «Игровая коррекция страхов»

Условно комплекс подвижных игр по преодолению страхов можно обозначить как 5 + 5. В первую пятерку входят игры, которые можно проводить как в помещении детского сада, так и на улице, во время прогулки.

  1. Игры с мячом: футбол, регби; внезапное, неожиданное бросание мяча друг другу детьми, стоящими по кругу, сопровождающееся словами «на», «держи», «лови», «бросай» и так далее, а также подбрасывание воздушных шариков и игра в кегли.
  2. Поочередное проникновение с разбега в круг детей, держащихся за руки.
  3. Борьба – соревнование, сражение на саблях, метание мяча друг в друга (при этом нужно увернуться от него, защититься рукой или картонным щитом).
  4. Лазанье на перегонки по шведской стенке и спрыгивание вниз на мат (со страховкой воспитателя); перепрыгивание веревочки, небольшой ямы с песком  и так далее.
  5. Прохождение по детским стульям, находящимся на некотором расстоянии друг от друга, с тем, чтобы вернуться обратно и, спрыгнув с последнего стула, получить приз.

Все эти игры развивают быстроту реакций, умение ориентироваться в незнакомой обстановке, уменьшают эмоциональное торможение и скованность, если они имеют место.  

Следующие пять игр развивают достигнутые результаты и позволяют еще в большей степени уменьшить страхи и неуверенность в себе.

  1. Игра – «Пятнашки» - служит своеобразной разминкой к последующим играм. Игра длится не больше 5 минут, до появления первой усталости. Воспитатель находится среди детей, принимая в игре непосредственное участие.
  2. Игра «Жмурки». Эта игра требует известной выдержки, терпения и способствует развитию этих качеств у нервно ослабленных детей. А также значительно снижает интенсивность страхов темноты, одиночества, неожиданного, внезапного воздействия.
  3. Игра «Прятки» проводится не только в группе, но и в коридоре, музыкальном зале - везде, где можно спрятаться.
  4. Игра «Кто первый». Психологический механизм воздействия этой игры заключается в преодолении посредством эмоционального вовлечения и группового подражания состояния скованности и торможения, когда нужно быстро действовать, снять оцепенение, страх и неуверенность в себе.
  5. Игра «Быстрые ответы».

Продолжительность двух последних игр не превышает 20-30 минут, чтобы не вызвать потерю интереса и пресыщения игрой.

Каждая из рассмотренной серии игр начинается игрой «Пятнашки», вносящей эмоциональное оживление и радость в группу, после чего ежедневно или через день проводится одна из указанных игр. В течение недели-двух реализуется вся серия игр, которые можно по желанию детей повторить несколько раз.

На все игры «5+5» уходит от одного до двух месяцев. За это время улучшается эмоциональная атмосфера в группе, отношения детей становятся более дружелюбными вследствие появившейся возможности выразить свои чувства, снять эмоциональное напряжение как у возбудимых и агрессивно настроенных, так и у тормозимых, боязливых и беззащитных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кризис трёх лет: как договориться с ребёнком. Советы психолога.

Знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно. Ведь это поможет сформировать вам правильное отношение к происходящему: ма...

Советы психолога «Адаптация к школе»

Школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе. Причем этот период длится достаточно долго: у первоклашек - 1,5 месяца, у пятиклассников - месяц, учащиеся остальных классов пр...

Советы психолога. Арт-терапия ."Творческие минутки" игры с песком.

Материал может быть использован родителями, воспитателями и педагогами ДОУ для благополучного творческого и психологического развития детей дошкольного возраста. Описание методики "Творческие мин...

Адаптация ребенка к условиям ДОУ. Советы психолога.

Что такое адаптация, каой она бывает. Что должен знать и уметь ребенок 3 лет. Срветы психолога....

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д

Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д

Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д

Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...