Главные вкладки

    Советы психолога
    консультация по теме

    Иванкова Ирина Васильевна

    В Советах психолога даны рекомендации родителям, советы и памятки для просвещения и самостоятельного изучения:

    "Три способа открыть ребёнку свою любовь", 

     Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду,

     "Как облегчить ребенку расставание с родителями?" 

    Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад.

    Знакомство с основными правилами поведения взрослых в период, когда ребенок начал посещать ДОУ.

        " Как выявить проблемы"

    Эмоциональным мамам: "Как нужно кричать на ребёнка"

    "Почему ребёнок не реагирует на замечания? Что делать?"


     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sovety_psikhologa.docx54.25 КБ
    Файл deyatelnost_psihologa_v_detskom_sadu.docx481.82 КБ
    Microsoft Office document icon sovety_roditelyam.doc2.59 МБ

    Предварительный просмотр:

    СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА:

    Три способа открыть ребёнку свою любовь:


    Слово. 
    Называйте ребенка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.


    Прикосновение.
    Иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребенка, не обращая внимания на советы “многоопытных” родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка.


    Взгляд.
    Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

     Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду

    Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.

    В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растерянны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

        Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Все, что нужно малышу, – это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.

         В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2–3 месяца.

        Еще одна ошибка родителей – пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли "мамы" и "папы". Прежде всего им нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

    Как облегчить ребенку расставание с родителями?

    Болезненная разлука с родителями может возникнуть у детей любого возраста.

    Детям тяжело расставаться с родителями по многим причинам – это и страх разлуки, и плохое настроение, и конфликт между ребенком и родителем, и долгий перерыв в посещении детского сада, и др. Со стороны 
    педагогического персонала требуется поддержка, важно успокоить ребенка, 
    объяснить, что родители вернутся за ним, а во время их отсутствия о нем 
    позаботятся.

    Как быть…

    РОДИТЕЛЯМ

    Один из вариантов – пройти вместе с ребенком в группу и оставаться там в течение некоторого времени, чтобы ребенок мог найти себе занятие по 
    интересам.

    Обязательно прощайтесь с ребенком и говорите ему, когда вы за ним 
    вернетесь. Ритуалы прощания могут быть разные: поцеловать ребенка, 
    прочитать прощальное стихотворение, прощаться ручками, носиком, 
    глазками, помахать рукой, посмотреть в окно, как уходит мама, ввести 
    ребенка в группу и др.

    Оставьте какие-то свои вещи ребенку, чтобы ему не было одиноко: фотографию, расческу, заколку, шарфик и др.

    Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад

    Полезные советы, рекомендации для родителей.

     1. Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно в ближайшее время, поскольку колебания родителей передаются детям.

    2. Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения

    3. Приучать детей есть разнообразные блюда, ежедневно употреблять супы, каши, придерживаться меню детского сада.

    4. Необходимо формировать у ребенка навыки самостоятельности.

    5. Отправлять ребенка в д/с необходимо только при условии, что он здоров, т.к. различные заболевания осложняют адаптацию ребенка к ДОУ,

    6. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми . Посещайте детские парки, площадки, берите с собой в гости . Наблюдайте, как он себя ведет : легко находит общий язык с окружающими, хочет общаться или, наоборот, замкнут, застенчив, робок, конфликтен в общении.

    7. Готовьте ребенка к временным разлукам с близкими людьми, внушайте ему, что он уже большой и должен обязательно ходить в детский сад.

    8. Заранее познакомьте ребенка с воспитателями.

    9. Не отдавайте ребенка в детский сад в период « кризиса трех лет».

     

    Знакомство с основными правилами поведения взрослых в период, когда ребенок начал посещать ДОУ.     

         

     Цель: помочь правильно организовать первые дни пребывания ребенка в ДОУ;

    - побуждать близких ребенку людей выбирать педагогически целесообразные методы воздействия на малыша.

     1. Приводить ребенка вначале желательно на 1-2 часа в течение недели или двух.

    2. Перед тем как идти в детский сад, не следует кормить ребенка; нет ничего страшного в том, что ребенок подождет с приемом пищи.

    3. Желательно разработать несложную систему прощальных знаков

    ( например, воздушный поцелуй, рукопожатие) и ежедневно повторять ее. При этом важно уходить не задерживаясь, не оборачиваясь, - кат малышу будет проще отпускать вас.

    4. Ребенок может принести из дома фотографию близких людей, свою любимую игрушку, что также придаст ему уверенность. Обеспечивает психологический комфорт.

    5. Во время прощания родители должны всегда демонстрировать хорошее настроение, чувствовать себя уверенно, общаться с ребенком только доброжелательным тоном и обязательно уточнить, когда заберут его домой.

    6. После детского сада малыша нужно похвалить за проведенный день: « Молодец! Ты хорошо ведешь себя, я горжусь тобой», продемонстрировать свою любовь и заботу».

                                            

    Как выявить проблемы

     

    Присмотритесь к игрушкам, которым отдает предпочтение ваш ребенок. Они могут многое рассказать о характере маленького хозяина. Но, конечно, не стоит делать однозначные выводы. Лучше дополнительно спросить малыша об игрушке: кто это? Какой он?

    Или: что это? Для чего это нужно?

     

    Кукольная семья и другие люди

    Девочка, мальчик, младенец, мать, отец, бабушка, дедушка, учитель, няня.

    Куклы имитируют взрослый мир. Поскольку кукла изображает человека, она играет разные роли и выступает партнером ребенка в игре. Малыш действует с ней так, как ему хочется, давая выход потаенным эмоциям. Каждая кукла выполняет свою функцию. Если ребенок вообще избегает брать в руки куклы, а возится только со зверушками, возможно, у него не складываются отношения ни со взрослыми, ни с детьми.

    Животные хищники (монстры, супергерои, драконы)

    Акула, лев, тигр, бык

    Выбирают робкие, неуверенные, пугливые дети, которым не хватает качеств этих животных: смелости, силы, активности, лидерства, храбрости.

    Волк

    Это любимая игрушка детей медлительных, с плохой памятью и слабой волей. С ее помощью ребенок сможет развить психическую силу, научиться контролировать ситуацию, быстро реагировать и усваивать новую информацию.

    Животные - жертвы

    Овечка, барашек, кролик

    Выбирают дети с заниженной самооценкой, склонны к самоунижению и амбивалентным чувствам, которые поверили в то, что они ничего не могут.

    Нейтральные животные

    Медведь

    Лучший друг для ребенка, который по тем или иным причинам страдает от недостатка внимания и одиночества. Благодаря мишке малыш будет воспринимать их менее болезненно.

    Жираф

    Выбирают обидчивые и нервные дети, эта игрушка способствует развитию невозмутимости, укрепляет психологическую защиту.

    Собака

    Замкнутые дети, трудно идущие на контакт, часто выбирают эту игрушку, поскольку нуждаются в опоре, надежном друге. Она помогает развить умение поддерживать дружеские отношения.

    Животные с домиком

    Черепаха, улитка

    Если ребенок выбирает эти игрушки, он , вероятно, боится взрослых и не рискует им перечить. Он молчалив и малоподвижен. Таким детям трудно нести «панцирь» своих проблем, зато в случае опасности в него можно забраться.

    Игрушки, помогающие выплеснуть агрессию

    Солдатики, ружья, мечи, надувные груши, подушки, дикие животные, резиновые игрушки, веревки, скакалки, молотки и другие инструменты, дротики для метания, кегли

    Очень важно, чтобы ребенок всегда имел доступ к игрушкам, дающим возможность выплеснуть агрессию.

    Мамы порой думают: если сын играет в войну, он вырастает агрессивным, склонным к насилию, и стараются не покупать военных игрушек. Но внутренняя агрессия, скрытая в каждом человеке, должна иметь выход. Если она выплескивается через военные игры, то в реальной жизни человек становится более спокойным и уравновешенным. Ребенок, у которого нет игрушечного пистолета, начинает стрелять из пальца.

    Транспорт и спортивные игры

    Гоночные машины, скорая помощь, полицейская машина, катер или лодка, вертолет или самолет

    Предпочитают деятельные натуры, не склонные к долгим размышлениям: задумано – сделано. Такие дети любят соревноваться. Они всегда участники событий, а не пассивные наблюдатели. Им в жизни особенно необходимы друзья – единомышленники, которые разделят все увлечения.

    Конструктор

    Сборные игрушки: лего, кубики и т.д.

    Ребенок сооружает постройки, следуя инструкции- значит, он человек упорный и основательный, не любящий неожиданностей. А малыш, который экспериментирует, не опираясь на схемы, скорее всего вырастит самостоятельным и предпреимчивым.

    Памятка для родителей

    Что должен знать и уметь делать ребенок к 3 годам?

    Три года — очень интересный возраст. В этот период ребенок не только растет, но и изменяется. Он становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше внимания со стороны взрослых. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения.

    Степень развития психических процессов к трем годам можно оценить по следующим признакам:

    1. Ребенок в три года может узнавать по голосу близких людей.
    2. Много рисует и получает от рисования удовольствие, в рисунках его еще трудно угадать какой-то смысл, но уже часто среди массы так называемых каракулей угадываются некие фигуры - треугольники, круги, четырехугольники и т.д.;
    3. С удовольствием лепит; причем ребенка в этом возрасте при лепке интересует не столько результат, сколько сам процесс - как материал мнется, как легко подчиняется он движению пальцев.
    4. Одевается сам или под присмотром взрослых.
    5. Строит пирамидку из 3-х кубиков.
    6. Сидя на велосипеде крутит педали;
    7. Знает свое имя и фамилию.
    8. Называет 3 основных цвета из 4-х.
    9. Прыгает на месте на 2-х ногах.
    10. Собрать и положить игрушки в соответствующее место.
    11. Положить книги и журналы на полку.
    12. Отнести салфетки, тарелки и столовые приборы на стол.
    13. Убрать за собой оставшиеся после еды крошки. Очистить свое место за столом.
    14. Простые гигиенические процедуры: почистить зубы, помыть и вытереть руки и лицо, причесаться.
    15. Самому раздеться — с некоторой помощью одеться.
    16. Перенести упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки;
    17. Концентрировать внимание, т.е выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут;
    18. Находить 3-4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить 2 предмета похожих друг на друга;
    19. Уметь запоминать 3-4 картинки, знать наизусть несколько четверостиший, повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого;
    20. Вспомнить, что он делал утром, днем, вечером;
    21. Рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.
    22. Уметь быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4-х частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.
    23. Уметь находить в окружающей обстановке много предметов и один; выражать словами каких предметов больше или меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине (ширине, высоте, длине).
    24. Уметь правильно отвечать на вопросы; согласовывать слова в роде,  числе, падеже;
    25. Правильно пользоваться предлогами в, на, за, под; употреблять предложение с однородными членами.
    26. Изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии;
    27. Повторять простые движения пальчиковой гимнастики.
    28. Называть свое имя и фамилию.
    29. Называть имена людей его ближайшего окружения.
    30. Называть и отличать 2-3 дерева.
    31. По опорным обобщающим словам находить предметы (покажи "обувь", "мебель", посуду").
    32. Различать времена года;
    33. Называть существенные детали и части предметов.
    34. Ребенок знает 1200—1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые «сейчас» предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;
    35. Знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);
    36. Нначинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад);
    37. Отгадывает загадки;

    Если ребенок в этом возрасте может не все, не стоит расстраиваться и считать,  что ребенок отстает в развитии. Каждый ребенок развивается "по своему". И возможно нужно уделить ему немножко больше времени, чем обычно.

    Эмоциональным мамам:

    Как нужно кричать на ребёнка

    Зачем мы ругаем детей? Трудно представить, что громкий голос, угрозы и многословные причитания имеют какой-то педагогический эффект. Но сдержаться не всегда получается - раздражение, бессилие, обида, злость, усталость вырываются наружу. Сегодня мы поговорим о том, как не превратиться в монстра, убивающего все вокруг своим криком.

    1. Прежде всего, можно предупредить малыша: “Сейчас я буду ругаться”. Может быть, он перестанет делать то, что вас злит. Или хотя бы успеет убежать и спрятаться.

    2. Прежде чем кричать: “Ухи оборву” или что-то другое, убедитесь, что ребенок не воспринимает угрозу буквально.

    3. Говорите о себе, а не о ребенке. Многократно повторяйте, что вы чувствуете, не ссылаясь на того, кто в этом виноват. Это очень хороший пример для ребенка и, возможно, он в следующий раз тоже скажет “Я злюсь!” вместо того, чтобы кидать игрушки об стену.          4. Если вам так уж хочется обозвать ребенка, оставьте при себе всякие “балбес” и “бестолочь” и придумайте свое ругательство. Например, скажите ему: “Ах ты, трикапулька басюлька!”.

    5. Дойдя до точки кипения, начинайте стучать половником о кастрюлю или деревянной скалкой по подоконнику. Это может быть не только сигналом вашим домочадцам, но и хорошим способом избавиться от негативных эмоций.

    6. Всегда есть опасность обидеть, сказать в сердцах что-то опасное, что ребенок примет как правду. Поэтому разозлившись лучше рычите. Или войте. Удивительно, но такой способ выражения злости и раздражения выходит более человечным.

    7. Не обязательно повышать голос, чтобы объяснить ребенку, что вам очень хочется его отшлепать. Скорчите страшную рожу или проведите воспитательную работу в форме пантомимы.

    8. Попробуйте ругаться шепотом.

    9. Уйдите в другую комнату и там выскажите все, что думаете, дивану или табуретке.

    10. Вспомните, сколько раз в жизни вы сдерживали злость и раздражение из-за страха увольнения, боязни одиночества, общественного мнения. Теперь сделайте это из-за любви.

            

    Почему ребёнок не реагирует на замечания? Что делать?

    Попробуйте сами ответить на этот вопрос на примере воспитания дошкольников в двух семьях. Принцип воспитания одинаков: любовь, забота и внимание, но в каждой из семей он различается. В одной — всю ответственность по воспитанию и развитию ребёнка родители переложили на плечи детского сада и бабушек с дедушками. Сами же они постоянно недовольны тем, что ребёнок делает, как он себя ведет, ставят ему в пример окружающих его детей, запугивают «бабаями» и «злыми дядьками». Во второй же семье родители сами воспитывают ребёнка. Мама с папой стараются не кричать на ребёнка, разговаривать с ним спокойным, ровным голосом. Но они постоянно заняты, поэтому зачастую не могут дослушать ребёнка до конца, не интересуются его делами.

    Если вы хотите, чтобы ребёнок реагировал на ваши замечания:

    • умейте слушать. Не перебивайте ребёнка, не говорите, что вы всё поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать. Другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит;
    • не задавайте ребенку слишком много вопросов;
    • не принуждайте делать то, к чему он ещё не готов;
    • не требуйте сразу очень многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки;
    • не критикуйте ребёнка с глазу на глаз, а тем более не надо делать это в присутствии других детей;
    • не устанавливайте для ребёнка множество правил: он перестанет обращать на них внимание;
    • не ожидайте от ребёнка дошкольного возраста понимания  всех логический связей, ваших чувств (родитель устал, у него разболелась голова и др.), абстрактных рассуждений и объяснений;
    • не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

    И помните, детство бывает лишь однажды и оно проходит.



    Предварительный просмотр:

    Деятельность психолога в детском саду

     Версия для слабовидящих

     

    Что делает психолог в детском саду?

     

    Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.

    Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.

    Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.

    Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.

    Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)

    Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

    Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.

     

    Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях. 

     Задачи

    • Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
    • Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ
    • Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана
    • Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
    • Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития
    • Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
    • Оказание консультативной помощи родителям и педагогам
    • Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка

    Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса:

    1. Оказание психологической помощи детям:

    • Психологическая диагностика
    • Развивающая работа
    • Психологическое сопровождение ребенка

    2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:

    • Консультирование по проблемам развития
    • Информирование по итогам психологической диагностики и  развивающей работы
    • Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей

    3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:

    • Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
    • Психологическое просвещение
    • Взаимодействие с другими специалистами

    4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам


     

    Что же делает психолог в ДОУ?

    Возрастная группа

    Что делает психолог?

    I младшая группа

    (2 - 3 года)

    • сопровождение процесса адаптации, наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка
    • ведение листа адаптации совместно с воспитателем группы и медсестрой
    • игры с детьми, беседы, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения
    • консультации с родителями по вопросам адаптации ребенка
    • консультации с педагогами группы по нормализации адаптационного периода

    II младшая группа

    (3 - 4 года)

    • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка (по наблюдениям, запросу педагогов и родителей). Проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии
    • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики, рекомендации по развитию ребенка.
    • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком

    средняя группа

    (4 - 5 лет)

    • индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.
    • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
    • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
    • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка по запросу логопеда для ПМПК

    старшая группа

    (5 - 6 лет)

    • индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.
    • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.

    старшая группа

    компенсирующей направленности для детей с ЗПР

    (5 - 6 лет)

    • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка.
    • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
    • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
    • коррекционно-развивающие занятия с детьми (индивидуально или в малых группа по 3-4 ребенка)

    подготовительная группа

    (6 - 7 лет)

    • групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности
    • индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка (в случае, если ребенок в групповом режиме показал недостаточные результаты).
    • индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики.
    • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
    • развивающие занятия с детьми по подготовке к школе
    • итоговая диагностика готовности к школе детей

    подготовительная группа

    компенсирующей направленности для детей с ЗПР

    (6 - 7 лет)

    • групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности
    • индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка.
    • индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики.
    • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
    • коррекционно-развивающие занятия с детьми по подготовке к школе (индивидуально или в малых группах по 3 - 4 ребенка)
    • итоговая диагностика готовности к школе детей

     

    Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:

     Психологическая диагностика

    Развивающая

    работа

    Психологическое просвещение и профилактика

    Консультирование

     

    Психологическая диагностика в работе психолога ДОУ


    Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно - развивающей работы, сопровождения и т.д.). http://mdoy315.edusite.ru/images/clip_image001.png

    Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующимнаправлениям:

    • Познавательная сфера
    • Регуляторно - волевая сфера
    • Эмоционально – личностная сфера
    • Коммуникативная сфера

    Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение 2-3 месяцев. На каждого ребенка заполняется бланк адаптации, ведение которого осуществляется совместно с воспитателем группы и медсестрой. Параметрами наблюдения являются: эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, участие в игровой и совместной деятельности, частота заболеваний и др. Итог наблюдения адаптации детей к ДОУ отражается в аналитической справке. На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи. 

    В младшем дошкольном возрасте психологическая диагностика проводится в одном из двух вариантах:

    • психологическое обследование детей 3 – 4 лет (2-я младшая группа) проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии и разработке соответствующих рекомендаций педагогам и родителям. Диагностика проводится индивидуально по запросу педагогов и родителей.
    • психологическое обследование детей 4 - 5 лет (средняя группа) в рамках работы ПМПк с целью определения детей, нуждающихся в группе компенсирующей направленности задержки психического развития. Диагностика проводится индивидуально по запросу логопедов, педагогов и родителей. 

    В группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старшая и подготовительная) посредством диагностики выявляется проблемные зоны в развитии детей, определяются направления коррекционно – развивающей работы, а также разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов. Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы. 

    Диагностика в подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении (в обобщённой форме).

    В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУ и школьных картах детей.

    Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении

    Развивающая работа психолога в ДОУ 

     

    Адресатом психологической помощи является ребенок. 

    Психологическая помощь организуется:

    • по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей;
    • на основании результатов психологической диагностики;
    • на основании рекомендаций ПМПК. 

     Развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.

    Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.

    В работе с "нормативными" детьми используются программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам развития (коррекции).

    Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы. 

    Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.

    Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:

    • Игровая терапия
    • Арт-терапия
    • Куклотерапия
    • Песочная терапия
    • Психогимнастика
    • Элементы нейропсихологической коррекции
    • Релаксационные упражнения
    • Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности
    • Упражнения для развития познавательных процессов

     

      

    Консультативная деятельность психолога ДОУ

     
    Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной и групповой форме.

    Консультации психолога организуются в ДОУ следующими способами:

    • по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения,
    • по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей, 
    • по личным обращениям сотрудников учреждения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния
    • активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ

    Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Для родителей рекомендации оформляются памяткой.

     

      

    Документация психолога

     

     

     

    Организационно-методическая документацияhttp://mdoy315.edusite.ru/images/clip_image003.png

     

     

    Рабочая документация http://mdoy315.edusite.ru/images/clip_image004.png

     

     

     

     

    Копилка психолога

     

    Работа с детьмиhttp://mdoy315.edusite.ru/images/clip_image005.png

     

     Левша или правша? (определение профиля латеральных предпочтений)

     

     

     

    Работа с родителямиhttp://mdoy315.edusite.ru/images/clip_image006.png

    Консультация с родителями - это всегда диалог

    "Как прошла адаптация ребенка к детскому саду?" (анкета для родителей)

    Родительская анкета (анкета для родителей детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей помощи)

    Знаю ли я своего ребенка? (упражнение для родителей)

    Что меня радует и что огорчает в моем ребенке? (упражнение для родителей)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Работа с педагогами

    59 игр и упражнений для развития коммуникациями (книга)

    Синдром эмоционального выгорания. Как быть? (памятка для педагогов)

    http://mdoy315.edusite.ru/images/clip_image007.png16 способов поддержать себя (шпаргалка для педагогов)

    Анкета "Какой Вы собеседник?"

    Анкета "Самодиагностика проявления признаков выгорания"

    Тест "Оценка эмоциональных состояний"

     

     

     

     

     

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Кризис трёх лет: как договориться с ребёнком. Советы психолога.

    Знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно. Ведь это поможет сформировать вам правильное отношение к происходящему: ма...

    Советы психолога «Адаптация к школе»

    Школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе. Причем этот период длится достаточно долго: у первоклашек - 1,5 месяца, у пятиклассников - месяц, учащиеся остальных классов пр...

    Советы психолога. Арт-терапия ."Творческие минутки" игры с песком.

    Материал может быть использован родителями, воспитателями и педагогами ДОУ для благополучного творческого и психологического развития детей дошкольного возраста. Описание методики "Творческие мин...

    презентация Ваш ребёнок идёт в школу советы психолога

    презентация по подготовке к школе для родительского собрания в подготовительной группе...

    Адаптация ребенка к условиям ДОУ. Советы психолога.

    Что такое адаптация, каой она бывает. Что должен знать и уметь ребенок 3 лет. Срветы психолога....

    ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д

    Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...

    ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д

    Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...