Советы психолога. Арт-терапия ."Творческие минутки" игры с песком.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Ирина Владимировна

Материал может быть использован родителями, воспитателями и педагогами ДОУ для благополучного творческого и психологического развития детей дошкольного возраста. Описание методики "Творческие минутки" - игры и упражнения с песком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskie_minutki.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Советы психолога

 «Творческие минутки»

Лето благодатная пора не только для оздоровительной работы с детьми в детском саду, но и для ознакомления с окружающей жизнью в летних условиях и для отражения своих впечатлений в рисунках. Лето представляет большие возможности для формирования реалистических представлений о природе для воспитания у детей любознательности, умения наблюдать, логически мыслить, вызывает чувство удовольствия от созерцания красоты природы. Природа летом является не только предметом пристального наблюдения, но и выступает как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность детей. Ребенок – художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве свое видение происходящих в ней явлений. Одной из задач летней работы является пробуждение в детях эмоционально – положительного отношения к природе, окружающей жизни и формирование умений передавать свои впечатления о красоте окружающего мира с помощью простых приемов художественного творчества, поэтому используйте в своей работе «творческие минутки», например: игры с песком.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, проигрывая возможные ситуации  вместе с персонажами участвующими в играх с песком, ребенок получает определенные знания, развивает свои творческие возможности. При организации игр с песком сначала идет введение в игровую среду, строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, морей, рек, лесов-того, что требуется по сюжету игры), заселение его различными персонажами. Педагог выступает в роли доброжелательного помощника. За тем в игре создается ситуация из которой дети ищут самостоятельно выход. Взрослый поддерживает, подбадривает детей. Найдя выход, из создавшейся ситуации дети продолжают игру, взрослый поощряет участников игры, и рассказывает о последующих играх, приключениях.

Чем полезны игры с песком? Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. У малышей, игры с песком развивают мелкую моторику, а у взрослых улучшается работа мозга, и как, следствие, память, соображение, координация.

      Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок и  песка, ощущения свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песок пропускает воду и по утверждению парапсихологов он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Кроме того, сам материал – песок, - обладает уникальным свойством: он замедляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок».

Весь процесс создания картин происходит на глазах у зрителей. Удивительным образом горсть песка превращается в романтический пейзаж, диковинного зверя или звездное небо. Наблюдения и опыт показали, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и делает его прекрасным средством для развития и саморазвития. Рисование песком рекомендовано всем возрастам как медитативная, расслабляющая техника, а также способ заземления своих негативных эмоций.

Перед вами песок. Естественное желание – погрузить в него руки, ощутив прохладу, пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Приятные воспоминания охватывают вас: детство, море, солнце, ощущение бесконечности Мира и ожидания Чуда. Чувства переполняют вас, и хочется поделиться ими. А рядом – ребенок. Он делает то же, что и вы. Его маленькие ручки только что прикоснулись с уникальностью Мироздания, Вечностью. Он стоит на пороге открытия. Сейчас вы вместе сделаете самые важные шаги по дороге Познания. А мы поможем вам в этом.

В методике рисования песком наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок под действием педагога «рука в руке» производит движения руки или кисти. Здесь не нужны четкие линии изображения предмета, что упрощает  изображение  и передачи формы предмета.

«Творческие минутки» могут быть различного характера (подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т.д.) и применяют их для разных целей – для привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, создания положительного настроя и вызвать желание рисовать. Итак, об игровых заданиях, благодаря которым рука ребенка станет более гибкой, послушной глазу и мысли. Занятия должны быть добровольными, а результат можно обсуждать лишь только положительно. Предложите ребенку понаблюдать, отобразить пластически, а потом нарисовать, например, как кошка нежится, как готовится к прыжку. Какая поза, какие движения характерны для собаки, как распускает хвост павлин. Так будет развиваться новое восприятие, а лучше сказать новое отношение ко всему новому в жизни. Так простая наблюдательность перерастает в художественное воображение.

Полезны некоторые упражнения, имеющие целью общую активизацию и развитие сенсорно-моторной сферы:

  1. например, для умения свободно держать кисть, делать рукой свободные движения сверху вниз, слева направо, не сжимая пальцы, правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок;
  2. упражнения, позволяющие изучать проблемы детей и выражать самые разнообразные переживания - это рисунки на свободные темы, на заданную тему «добро и зло», «страх» и прочие;
  3. упражнения, связанные с восприятием себя, позволяющие изучать систему отношений детей и положительно влиять на ее изменения (нарисовать портрет, изобразить своего друга, себя – отражать характерные свойства личности);
  4. упражнения, позволяющие изучить отношения в семье ребенка с целью выявления причин нарушений поведения и их последующей коррекции (с помощью песка, различных фигурок, скомпоновать какую-то бытовую сцену);
  5. упражнения в парах, направленные на развитие коммуникативных возможностей;
  6. упражнения, помогающие при разрешении конфликтных ситуаций для профилактики конфликтного поведения в семье (создание композиций «шторм», «взрыв» с последующим обсуждением).

Сейчас вы попробуете рисовать песком на стекле и прочувствуете техники песочного рисования, как развиваются мышцы рук и пальцев - а это мелкая моторика.

 «Дорожка»  Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).

 «Сказочное чудовище на острове». Сказочное чудовище спит на острове (поставить или закопать в песок игрушку). Надо обойти чудовище и не коснуться его – может проснуться.

«Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.

«Дерево». Нарисовать ствол, ветки, листву. Главное, чтобы ребенок привык искать в видимых формах предметов и явлений выражение какого-то характера, какого-то настроения.

«Лист-путешественник». На чистое стекло насыпать песок по форме листа березы (дуба, рябины и т.д.), обвести по контуру песка пальцем и присыпать его слегка песком – запылился. Можно изобразить его изогнутым – подсох и покоробился.

«Мой веселый звонкий мяч». Нарисовать насыпью песка мячик (обвести по насыпанному песку), он упругий, веселый по характеру (можно нарисовать ему рожицу и ножки), а другой не совсем круглый, не очень упругий и ленивый (отобразить эмоции), почти не подскакивает.

«Веселый клоун», «Солнышко», «Птичка», «Тучка и дождик» - пример разнообразных занятий, которые позволят вашему малышу стать не только творческим, но и эмоционально отзывчивым, так как песок оказывает сильное терапевтическое действие на ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д

Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д

Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д

Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...

Конспект психологического занятия с использованием песочной арт-терапии «Путешествие в страну песков»

Конспект психологического занятия с использованием песочной арт-терапии «Путешествие в страну песков»...

Консультация «Арт-терапия. Работа с цветным песком»

Рисование песком психологи относят к очень действенным методам арт-терапии, это полезное занятие не только для детей, но и для взрослых. Процесс не требует особых умений и навыков, но, в то же время, ...

Конспект психологического занятия с использованием песочной арт-терапии «Путешествие в страну песков»

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит  и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится...