Главные вкладки

    Сценарий родительского собрания на тему: «Очень многое мы можем, очень много умеем!» или «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».
    консультация (младшая группа) по теме

    Харлашкина Ирина Анатольевна

    Самостоятельность — ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stsenariy_roditelskogo_sobraniya_na_temu.doc34.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий родительского собрания на тему: «Очень многое мы можем, очень много умеем!» или «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

    Самостоятельность — ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: «Я сам!»

    Часто по разным причинам — из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка — мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете? Проводится дискуссия «Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?».

    Вы совершенно правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Вот что думают об этом психологи. Психолог.

    К трём годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя — это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого.

    Первый из них — негативизм, т. е. не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать, наоборот. Кроме того, наблюдается строптивость. Ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше. Потому что родители его часто оберегали или ссылались на нехватку времени (одеть, раздеть, умыть, покормить). И наконец, своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности даже в том, что еще мало умеет.

    А вы, дорогие родители, сталкивались когда-нибудь с подобными проявлениями? Какие пути выхода из трудной ситуации вы находили?

    Родители делятся опытом.

    Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: что, же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте, несмотря на, то, что они еще малы? Такой ребенок уже способен включаться в различную полезную деятельность.

    Например, трехлетние дети умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользуясь ложкой и вилкой. 

    Они очень активны и с огромным удовольствием выполняют различные поручения взрослых. Стремление к самостоятельности особенно велико, когда ребенок принимает участие в настоящей работе, выполняемой взрослыми: подает картошку, чтобы бабушка ее почистила, приносит и убирает со стола посуду, помогает накрывать на стол, а вы дома приобщаете ребёнка к домашним делам?

    Дорогие родители, давайте попробуем вместе определить перечень действий, доступных детской самостоятельности.

    Родителям предлагается обсудить, могут ли дети младшего дошкольного возраста выполнять перечисленные ниже действия.

    1. Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
    2. Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, надевать одежду, пуговицы расстегивать, застегивать, завязывать шнурки ботинок.
    3. Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому. Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
    4. Пить из чашки; есть, хорошо пережевывая пищу, с закрытым ртом. Правильно пользоваться ложкой, салфеткой.
    5. Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определенное место.

    Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Прежде всего, нужно создать необходимые условия для проявления самостоятельности: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т. д.

    Но создания условий еще недостаточно для формирования

    навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. Давайте мы сейчас в этом немного потренируемся.

    При формировании навыков самостоятельности у детей мы часто сталкиваемся, что ребенок не может или не справляется с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?

    Ситуации для анализа

    Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся задвигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Гена не приложил какого-либо старания, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас, же оставил свое намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: «Никак не получается!»

    Вопрос:

    • Какие действия нужно предпринять взрослым? (Оставить своё дело на несколько секунд и помочь малышу: задвинуть стул вместе).

    Литературные произведения для детей Л. Воронкова «Маша растеряша»; В. Осеева «Лекарство»; К. Чуковский «Мойдодыр»; А. Барто «Девочка чумазая», «Топотушки»; С. Капути-кян «Кто скорее допьет»; 3. Александрова «Что взяла, клади на место»; И. Муравейка «Я сама»; народные песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла», «Темноту привела».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

    Конспект занятия в младшей группе детского сада, тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»...

    Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.

    В.А. Сухомлинский считал, что многое   зависит от того, кто вел ребенка за рук в детский сад, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – это определяет каким человеком станет сего...

    Родительское собрание на тему: "А как речь говорит, словно реченька,журчит" или "Особенности речевого развития в старшем дошкольном возрасте".

    Конспект предназначен для воспитателей детских садов. Цель:привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

    Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

    Конспект родительского собрания ля младшей группы...

    Конспект родительского собрания на тему: «А как речь говорит, словно реченька журчит» или «Особенности речевого развития в старшем дошкольном возрасте».

    Конспект родительского собранияна тему: «А как речь говорит, словно реченька журчит»или «Особенности речевого развития в старшем дошкольном возрасте»....

    Родительское собрание младшая группа "Очень многое мы можем, очень многое умеем... "

    Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети очень активны. Очень часто они стремятся выполнять различны...