Родительское собрание на тему: «Очень многое мы можем, очень много умеем!»
материал (младшая группа)

Дементьева Ольга Анатольевна

Родительское собрание  «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_na_temu.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Очень многое мы можем, очень много умеем!» или «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Ведущий: Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать это необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребёнка или помочь ему в чём-то приходилось слышать: «Я сам!»

Игра: «Я сама (Родители вместе «Я сама!»)

Давай будем одеваться…….

Я сама! Я сама!

Пойдём, будем умываться…..

Я сама! Я сама!

Ну идём, хоть причешу я…..

Я сама! Я сама!

Ну давай хоть покормлю я….

Я сама! Я сама!

Ведущий: Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь? Как вы считаете?

(Проводится дискуссия «Может ли маленький ребёнок быть самостоятельным?»)

Вы совершенно правы. Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.  Вот что думают об этом психологи.

Психолог: Уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях.  У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.

Первый из них – негативизм, т.е. не просто не послушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление всё делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.

Затем – упрямство. Не следует путать его с настойчивостью. Упрямый ребёнок настаивает на своём просто потому, что он этого потребовал.

Кроме того, наблюдается строптивость. Ребёнок начинает отрицать всё, что он делал раньше. Его протест безличен и, в отличии от негативизма, направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни.

И наконец, своеволие. Ребёнок всё хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности даже в том, что ещё мало умеет.

Также в поведении ребёнка могут наблюдаться и такие явления, как бунт против окружающих и обесценивание личности взрослых. Бунтующий ребёнок, будто находится в состоянии жёсткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссориться  с ними, ведёт себя очень агрессивно. При обесценивании личности взрослых малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которые раньше никогда не употреблял. Точно также он может изменить  отношение к  своим игрушкам – замахиваться на них, будто они живые, отказываться играть с ними.

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

Ведущая: Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: что же они могут выполнить самостоятельно в младшем дошкольном возрасте, несмотря на то, что они ещё малы? Такой ребёнок уже способен включаться в различную полезную деятельность.

Давайте попробуем вместе определить перечень действий, доступных детской самостоятельности.

(Родителям предлагается обсудить, могут ли дети младшего возраста выполнять перечисленные ниже действия)

  • Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
  • Одеваться и раздеваться в определённой последовательности; одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.
  • Замечать не порядок в одежде и самостоятельно  устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
  • Своевременно пользоваться носовым платком и туалетом.
  • Пить из чашки; есть, хорошо  пережёвывая пищу, с закрытым ртом.
  • Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
  • Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.

Ведущий: Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Прежде всего нужно создать необходимые условия для проявления самостоятельности: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.

Но создания условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Прежде чем ожидать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приёма пищи.

Давайте мы сейчас в этом немного потренируемся.

(Родители делятся на команды. Представитель одной команды выполняет роль ребёнка, не  владеющего навыками самообслуживания, представитель другой – взрослого, стремящегося научить малыша правильной последовательности действий. Затем команды меняются ролями.) 

При формировании навыков самостоятельности у детей мы часто сталкиваемся, что ребёнок не может или не справляется с предложенными заданиями. Как действовать в подобных ситуациях?

Ситуация для анализа

«Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся задвигать за собой стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Гена не приложил какого-либо старания, он отказался от небольшого, но необходимого условия и тотчас же оставил своё намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул,  мальчик плаксиво заявил: «Никак не получается!»»

Вопрос:

  • Какие действия нужно предпринять взрослым?

«На даче мама дала Даше шесть ложек, чтобы она отнесла их в сад и разложила на одном из столов. Но, выйдя на улицу, Маша отвлеклась – к ней под ноги прикатился мячик. Минута… и ложки оставлены в траве, а маленькая помощница, схватив мяч, убегает с ним.»

Вопрос:

  • Как  должна поступить мама в этой ситуации?

Ведущая: А сейчас мы хотим продемонстрировать, как выросли наши дети и чему они научились за этот год.

(Просмотр фильма «Очень многое мы можем, очень много умеем!»)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания на тему: «Очень многое мы можем, очень много умеем!» или «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Самостоятельность — ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия с...

Родительское собрание. Тема "Дом, в котором мы растем и многое узнаем"

Цель собрания: подвести итоги совместной деятельности воспитателя  и родителей за прошедший год.определить перспективы на будущее....

Родительское собрание младшая группа "Очень многое мы можем, очень многое умеем... "

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети очень активны. Очень часто они стремятся выполнять различны...

Сценарий родительского собрания на тему: "Чтоб пожаров избежать, нужно много детям знать"!

Работа с родителями. Сценарий родительского собрания по безопасности детей....

Групповое родительское собрание на тему: «Со здоровьем очень дружим, упражняемся, не тужим» (здоровьесберегающие технологии в детском образовательном учреждении)

Цель: ознакомление родителей с современными здоровьесберегающими технологиями, применяемыми в ДОУ.Задачи:1. показать применение технологий в ходе работы с детьми старшего дошкольного возраста;2. ...

Работа с родителями "Очень многое умеем"

Конспект родительского собрания во 2 младшей группе«Очень многое мы можем, очень многое умеем!»Тема нашей встречи “Очень многое мы можем, очень много умеем” или “Воспитан...