Развитие мелкой моторики руки
консультация (старшая группа) на тему

Неудачина Татьяна Николаевна

Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_ruki.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики руки

Нормальное развитие речи ребёнка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук.  Это прежде всего определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, практически являющейся частью двигательной области. Известно, что около  трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

     Рука ребёнка физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития.

    Мелкая моторика ребенка 6 лет развита недостаточно. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. При выполнении статических проб дети не могут сохранять принятую позу длительное время.

     Тактильные ощущения 6 – летнего ребенка развиты слабо. При выполнении различных действий (например, при рисовании) ребенку трудно правильно управлять карандашом.

     Карандаш, ручка, мелок являются посредниками между рукой ребенка и бумагой, доской и т. п. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому маленький ребенок сосредоточивает свое внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша (кисточки, ручки и др.), что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем – и письма.

      При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус (тонус – это длительно сохраняющееся состояние упругости (возбуждение) мышц). У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведет к начертанию тонких, ломаных, прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребенка быстро устает, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

      Очень часто у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мышц мелкой моторики рук наблюдается повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Воздействуя на тонус руки ребенка, мы можем влиять на тонус речевого аппарата.

     В  среднем дошкольном возрасте дети начинают учиться менять напряжение мелкой мускулатуры на расслабление. Это особенно хорошо видно при работе ребенка с ножницами, когда малыш старательно, но очень медленно вырезает полоску бумаги.

    Таким образом, в дошкольном возрасте начинается подготовка руки ребенка к письму. Игровые упражнения типа «Горошина», «Лыжник» (пальчиковые игры с предметами) являются начальным этапом при подготовке руки к безотрывному письму.

     Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.

     Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

    Перед педагогами и родителями встает задача развития мелкой моторики руки ребенка.

В семье развивать мелкую моторику рук через игровые упражнения (типа «Пальчик, пальчик, где ты был?» и т. п.), развитие ручной умелости (давать детям в домашних условиях под контролем взрослых вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить, перебирать крупу и т. п.).

Пальчиковая гимнастика

                                            У тебя есть две руки,

                                            Есть и десять пальчиков.

                                            Десять ловких и веселых,

 Быстрых чудо – мальчиков.

     Будут – будут наши пальчики

                                            трудиться,

      Не пристало чудо – мальчикам

                                            лениться!

Овощи

Собираем мы в лукошко

И морковку, и картошку.

Огурцы, фасоль, горох –

Урожай у нас не плох.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватываем весь кулачок.

Масленица

                                          Положи блинок в ладошку:

                                          Угости мурлыку – кошку,

                                          Угости щенка Трезорку,

                                           Потом мальчика Егорку,

                                           Дай блиночек мамочке,

                                           Дай блиночек папочке.

Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке.

На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов.

Замок

Сцепим пальчики в замок

Чтоб войти чужой не мог.

Пустим только белочку,

                                              Ежика и зайчика,

Пустим только девочку,

Пустим только мальчика.

    Сцепить пальцы двух рук «в замок », При произнесении слов: «Пустим только…» - ладони разводить в стороны, затем быстро соединять.

Дружные ребятки

 Здравствуй, Петенька!

Здравствуй, Анечка!

 Здравствуй, Зиночка!

 Здравствуй, Манечка!

  Ах,и дружные ребятки,

       Поиграем вместе в прятки.

   Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Жук

Жук сидит на веточке,

Вы не бойтесь, деточки.

                                                         Попробуйте – ка сами

                                                        Пошевелить усами!

 Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в

                стороны («усы»).

                Пошевелить «усами».

                                                       Снежок

Раз, два, три, четыре                                   загибают пальчики                          

Мы с тобой снежок лепили                        «лепят снежок»

Круглый, крепкий                                       показывают круг, сжимают ладони      

                                                                      вместе

Очень гладкий                                            гладят одной ладонью другую

И совсем – совсем не сладкий                  грозят пальчиком

Раз – подбросим                                         «подбрасывают»

Два – поймаем                                            «приседают ловят»

Три – уроним                                              «встают, роняют»

И – сломаем                                                топают    

                                       Игры с веревочкой

«Паук и муха»,  «Ловкая ящерица», «Паровозик»,  «Жадный рыбак».

                                            Литература

Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика. – М.:АСТ: Астрель. 2008.

 

Афонькина Е.Ю., А.С. Афонькина  Игры с веревочкой.- Санкт – Петербург:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рука развивает мозг"(игры для развития мелкой моторики руки)

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторик...

"Рука развивает мозг"(игры для развития мелкой моторики руки)

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторик...

Проект «Подготовка руки дошкольника к письму и совершенствование речи посредством развития мелкой моторики руки»

В современном образовании приоритетным является создание условий для всесторонней подготовки ребенка к школе, в частности, формирования его руки к письму. Уровень подготовки руки н...

Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики руки. Подготовка руки к письму.»

Консультация для родителей. "Развитие мелкой моторики руки.Подготовка руки к письму." Что значит развивать мелкую моторику?...