Родительское собрание "Наши девочки и мальчики"
материал (младшая группа) по теме

Материал для сообщения на родительском собрании по воспитанию детей с учетом гендерной принадлежности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_nashi_devochki_i_malchiki.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ центр развития ребенка – детский сад № 1352

РОДИТЕЛЬСКОЕ   СОБРАНИЕ

«О  ГЕНДЕРНОМ  ВОСПИТАНИИ»

                                                                       Составила и провела

воспитатель Поличенкова Т.А.

Москва 2011 год

Цель. 1.Ознакомление родителей с психофизиологическими особенностями

              девочек и мальчиков 3-4 лет.

            2.Предупреждение ложных стереотипов и субъективных установок  

               родителей, формирование у родителей гендерной компитентности.

 

Ход собрания

       

В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведённых  в  России  и  за рубежом, было установлено,  что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли. К возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом.

Присущая ребёнку-дошкольнику способность к подражанию позволяют ему рано выбрать определённый образец поведения. Сначала он имитирует некоторые внешние признаки поведения того человека, которого выбирает для подражания, затем происходит более глубокое «приравнивание» себя к личности человека-образца. При этом ребёнок заимствует не только образцы некоторых действий и внешние  отличительные  признаки, но и такие сложные качества личности, как  доброта, мягкость, отзывчивость или  решительность, мужественность, стойкость.

Очень часто в иерархии семьи своевременного типа мать занимает главенствующую позицию, и как следствие – отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли, отведённой его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является «мать-одиночка» или бабушка.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира.        В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной  мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким.

Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка.

Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики в этом возрасте и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола. Дочери разведённых родителей перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу и к мужскому полу вообще.

Неоднозначно и влияние отцов. Например, напряжённые, плохие отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение.

Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой – они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей.

Если  мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.

Хотя несоответствие гендерным стереотипам создаёт психологические трудности для всех детей, у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

  1. для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;
  2. мужские качества традиционно ценятся выше  женских и давление на мальчиков в направлении демефизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демаскулизации; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);
  3. в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных  последствий.

Но кому стремятся подражать малыши? Конечно, мальчики подражают имеющимся в семье мужчинам: отцу, дедушке, дяде. Девочки подражают маме и другим женщинам, которые вызывают у них восхищение. Но самым главным является то, что к трём годам дети отчётливо различают и признают свои гендерные особенности: я – мальчик, я – девочка. По мнению отечественных и зарубежных учёных, гендерное самосознание ребёнка этого возраста включает:

  • внешность
  • имя
  • «образ Я» (во времени – в настоящем и в будущем);
  • установки  (социума, собственные);
  • роли (социума, собственные)

Поэтому очень важно предупредить вас, родители, ложных стереотипов и субъективных установок относительно пола ребёнка и в процессе общения с детьми создавать привлекательные гендерные образы для мальчиков и девочек.

Очевидно, что содержание гендерного создания детей в возрасте 3-4 лет  весьма ограничено, но является уже достаточным для того, чтобы включать в

процесс воспитания детей технологии с учётом их гендерных  особенностей.

Для разработки технологий воспитания детей с учётом гендерных особенностей четвёртый год жизни был выбран не случайно. По мнению отечественных и зарубежных учёных это время осознания мальчиками и девочками своих возможностей, осознания мальчиками и девочками своих возможностей, осознания себя как индивидуальности.

Учёные установили, что существует определённая  закономерность: как проявит себя ребёнок в этом возрасте – робким или уверенным в себе – таким он будет в жизни.

К 4-м годам происходит закрепление полового самосознания ребёнка. Именно в этом возрасте ребёнок начинает сознательно различать людей по полу, опираясь при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.)

Представления детей 3-4 лет о собственной принадлежности к женскому или мужскому полу ещё нестойкие. При этом дети этого возраста часто полагают, что пол можно изменить.

Большинство родителей при общении с ребёнком четвёртого года жизни:

  • называют пол (ты Павлик – мальчик);
  • стремятся называть детей именами, соответствующими его полу;
  • используют интонации, присущие мужской и женской речи, и тем самым способствуют формированию полового самосознания ребёнка.

В результате специального изучения учёными было установлено, что в возрасте 3-4 лет половая и гендерная принадлежность особенно интенсивно формируются в игровой и изобразительной деятельностях.

В этом возрасте вначале у девочек, а несколько позже у мальчиков  встречается явление называемое «детским романтизмом» - склонность к романтическому  обожанию и настоящей влюблённости. В поведении девочек появляется кокетство – излюбленным занятием становится рассматривание себя в зеркале.

Значительный процент девочек (40%) и мальчиков (26%) испытавших  первую  влюблённость в возрасте 3-4 лет.

По мнению учёных, результатом работы с детьми  3-4 лет на основе технологий воспитания с учётом гендерных особенностей должны стать твёрдая индентификация  ребёнком себя с тем или иным полом, осознание необратимости половой роли и того, что пол в этом возрасте «переделать» уже невозможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Знакомьтесь: девочки и мальчики" в младшей группе.

Задачи: 1. Дать понятие родителям о гендерном воспитании детей дошкольного возраста. 2. Объяснить  роль родителей на половое воспитание дошкольников. 3. Помочь родителям  лучше понять сво...

Родительского собрания: "Мы такие разные девочки и мальчики"

познакомить родителей с особенностями развития девочек и мальчиков, с их физиологическими, психологическими и эмоциональными различиями. Дать рекомендации по воспитанию девочек и мальчиков....

Родительская студия "Девочки и мальчики-два разных мира"

Что такое гендерное воспитание детей?...

"Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: «Девочки и мальчики – два разных мира?»"

Целью  собрания является ознакомление родителей с гендерными  различиями старших дошкольников, способствование развитию у родителей потребности в дифференцированном подходе к воспитанию маль...

Мальчик, не девочка. Девочка - не мальчик.

Гендерное воспитание дошкольников. Стендовая информация для родителей в ДОУ....

Родительское собрание в средней группе по теме "Гендерное воспитание. В чем разница воспитания мальчика и девочки? Как воспитать девочку и мальчика? (Дистанционная форма проведения)

Родители стали забывать про гендерные различия мальчиков и девочек, поэтому мы наблюдаем как девочки становятся сильными и волевыми, а пацаны, наоборот, перенимает женский тип поведения. Так как ...

Родительское собрание "Девочки и мальчики-два разных мира"

Родительское собрание "Девочки и мальчики-два разных мира"...