Готовность к школе
консультация (старшая группа) по теме

Шипунова Римма Раисовна

что включает в себя понятие "готовность к школе"?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_k_shkole.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для родителей. Школа - это символ взрослых, серьезный экзамен на зрелость. К 7-ми годам ребенок сильно меняется. Происходит психологическая и физиологическая перестройка организма. Ребенок быстро растет, повышается его выносливость, любознательность. Каждому ребенку хочется новых отношений, общественно-значимых. Сейчас дети находятся на завершающем этапе развития - этапе подготовки к школе.

Готовность к обучению в школе подразумевает несколько аспектов:

  • личностную готовность
  • интеллектуальную готовность
  • психологическую готовность
  • речевую готовность.
  • Личностная готовность подразумевает

формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной роли - положения школьника, имеющего определенный круг обязанностей и прав. Она выражается в отношении ребенка к учебе, учебной деятельности, самому себе.

Интеллектуальную готовность составляет багаж знаний ребенка, наличие специальных умений и навыков, т.е. умение сравнивать, обобщать, анализировать.

Но важнее всего научить ребенка умению рассуждать, мыслить логически, самостоятельно добывать», перерабатывать и использовать полученные знания в своей жизнедеятельности.

Но более подробно мне хотелось бы остановиться на разделе «речевая готовность ребенка к обучению в школе».


Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устное и письменной,  ему предстоит осваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы,  то письменной ему еле только предстоит овладеть. Чем лучше у него будет развита устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

У детей нередко наблюдаются отставания в речевом развитии, что значительно затрудняет обучение в школе и приводит к появлению специфических шибок. Поэтому важно вышить даже самые незначительные отклонения и преодолеть их до школы.

Необходимо проверить:

  • правильность произнесения звуков
  • умение различать звуки на слух
  • владение элементарными навыками звукового анализа слов
  • состояние словарного запаса
  • сформированность грамматических систем
  • владение связной речью.

До начала обучения грамоте ребенок должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков, причем особенно недопустимой» наличие звуковых замен /р/л/,/с-ш/. Такого рода дефекты отражайся на письме. Во многих случаях дети, научившись различать звуки на слух, в дальнейшем самостоятельно овладевали правильным произношением на основе подражания.

Четкое различение на слух всех звуков речи является одной и

необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова

предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук

и обозначать его соответствующей буквой. Если  некоторые звуки

кажутся ребенку одинаковыми, то он будет неизбежно затруднять


при выборе соответствующих   этим звукам букв во время письма. Следует иметь в виду, что при нормальном ходе развития различение всех звуков, а следовательно и правильный- показ понятных по смысловому содержанию картинок доступен детям' 2-летнего возрази а. Кроме того важно знать, что именно неразличение звуков, на слух является основной причиной их замен в устной peчи, а в дальнейшем и в письме.

Для записи любого слова ребенок должен не то лью уметь отличать друг от друга все доставляющие его звуки, но я отчетливо представлять себе их последовательность, т.е. он должен владеть звуковым анализом слов. Простейшие формы такого анализа а становится  доступны детям уже в дошкольном возрасте, и  это является одним из важных свидетельств готовности к школе.

Словарный запас старшего дошкольника должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные частя речи - суш., прилаг., глаг., чиел., мест., нареч, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы* Должны присутствовать обобщающие слова / овощи, фрукты, обувь, одежда,  •••/ Для определения уровня лексического запаса можно использовать следующие задания:

 - называние предметов, относящихся к различным логическим группам

/ овощи - это .„•/

 -нахождение  названий для группы предметов - /огурец, морковь, помидор - ../

  • подбор признаков к предмету
  • подбор возможных действий
  • подбор предметов к заданному действию
  • подбор синонимов, антонимов.

Сформированность грамматических систем предполагает умение ребенком на практическом уровне пользоваться способами словоизменения и словообразования. В норме системой словоизменения ребенок овладевает к 4 г., а системой словообразования к 7 г. Важно научить ребенка пользоваться имеющимися словами, строить предложения, связные высказывания, а это невозможно без умения грамматически правильно согласовывать слова между собой. Большинство детей этим умением овладевают своевременно, но у некоторых возникают трудности, которые необходимо постараться преодолеть до поступления ребенка в школу, т.к. они неизбежно проявятся на письме.

Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения просто немыслим, поэтому о ее развитии необходимо позаботиться еще в дошкольном возрасте. Детям бывает трудно проследить причинно-следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. Поэтому рассказ ребенка иногда представляет нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребенок перескакивает на другую, с совершенно новым содержанием и не связанную с первой. Смысловые связи в таких предложениях слабо выражены или совсем отсутствует. Другие дети бывают не в состоянии "оречивить" картинку несколькими предложениями, да к тому же грамматически правильными. Третьи просто перечисляют предметы и явления, так и не сумев построить  предложение.

Для более точного суждения о состоянии связной речи ребенка можно предложить ему составить рассказ по картинке. Если возникли трудности - необходимо учить ребенка понимать связные высказывания,  прослеживать последовательность событий, улавливать причино-следственные связи. Очень хорошую возможность для этого дает


чтение и рассказывание сказок, приучение ребенка внимательно следить за развитием сюжета.

Также следует научить ребенка давать на вопрос полный ответ. Прочитав сказку вслух, задайте ребенку несколько вопросов, полные ответы на эти вопросы   будут являться почти пересказом данной сказки. Так постепенно ребенок подводиться к самостоятельному пересказу и рассказу. Систематические упражнения в рассказывании приучат ребенка у соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями. Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где как правило требуется полный и логичный пересказ учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....