доклад к родительскому собранию во 2 младшей группе "Роль художественной литературы в воспитании уважения к труду взрослых
материал (младшая группа) по теме

Иванова Наталья Валентиновна

             Воспитание в детях уважения к человеку труда во многом определяет идейную направленность формирования личности строителя будущего. И главный компонент этого, воспитание ребенка на примере сознательного труда взрослых. Но чтобы сформировать у него представление о том, в чем же выражается нравственное отношение к труду, важность, чтобы и сама личность труженика стала для него привлекательной.

            Среди средств воспитания в дошкольниках чувства уважения и любви к трудовому человеку, разум и руки которого создают все ценности мира, одно из первых мест принадлежит художественной литературе. Именно художественная литература своей образностью и эмоциональностью «идущей впереди возрастающего комплекса психики ребенка», и призвана обеспечивать наибольшую активность этого мысленного действия, необходимого для более глубокого осознания общественных явлений...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_roditelskomu_sobraniyu_vo_2_mladshey_gruppe.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к родительскому собранию во 2 младшей группе

«Роль художественной литературы в воспитании уважения к труду взрослых»

        «Нам нужны хорошие настоящие

книги, детские книги, написанные

волнующе, просто, но правдиво».

        Воспитание в детях уважения к человеку труда во многом определяет идейную направленность формирования личности строителя будущего. И главный компонент этого, воспитание ребенка на примере сознательного труда взрослых. Но чтобы сформировать у него представление о том, в чем же выражается нравственное отношение к труду, важность, чтобы и сама личность труженика стала для него привлекательной.

        Среди средств воспитания в дошкольниках чувства уважения и любви к трудовому человеку, разум и руки которого создают все ценности мира, одно из первых мест принадлежит художественной литературе. Именно художественная литература своей образностью и эмоциональностью «идущей впереди возрастающего комплекса психики ребенка», и призвана обеспечивать наибольшую активность этого мысленного действия, необходимого для более глубокого осознания общественных явлений.

        Восприятие детьми художественных произведений о труде взрослых оказывает большое влияние на детское творчество, давая ему определенную направленность. Крупнейший психолог Б.М. Теплов, занимавшийся изучением природы художественного восприятия писал: «Понять художественное произведение- значит прежде всего прочувствовать, эмоционально пережить его, и уже на этом основании поразмыслить над этим».

        Книги о труде пробуждают в детском сознании мысль о том, что труд главное в жизни. Детский писатель С.В.Михалков хорошо понимающий детей, написал стихотворение «А что у вас?»

        Говоря о разных профессиях, автор подводит детей к выводу: «Мамы разные нужны, мамы разные важны, и летчики и повара, и портнихи, и милиционер, и учительница».

        Расширение представлений о труде земледельцев, и в первую очередь о труде хлеборобов, осуществляется не только в познавательном, но главным образом в воспитательном плане. Процесс углубления знаний необходимо вести так, чтобы у детей складывалось представление об упорном отнюдь не легком труде. Вот несколько примеров. В группе с детьми проводится беседа «Откуда хлеб пришел?» Беседа строилась по вопросам-из чего делают хлеб, батоны, булки? Кто заботится о том, чтобы в поле выросло много колосков? Какие машины помогают хлеборобам выращивать хлеб? Кто и где печет хлеб? И эмоциональным началом беседы явилось чтение стихотворения Я.Акима «Хлеб»

Пашут каждую весну

Подымают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят.

С детства знай как хлеб растят

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют

Сил для хлеба не жалеют.

        В ходе беседы были использованы иллюстрации, изображающие хлебные поля, труд хлеборобов.

        А вот произведение В.В.Маяковского «Кем быть?» программное содержание: познакомить детей с многообразием профессий, объяснить, подвести к выводу о том, что любой труд почетен и уважаем. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.

        Во вступительной беседе говорили о многообразии профессий, рассмотрели иллюстрации, отражающие труд взрослых. После прочтения книги провела небольшую беседу, стремясь поддержать и заострить чувство удивления новыми знаниями о профессиях.

        «А вы знаете, что без инженера нельзя построить дом?». «Чем вас привлекла профессия рабочего?». «За что благодарны люди доктору?» Примерно такие вопросы способствовали закреплению у детей новых фактических знаний, причем после каждого ответа детей зачитывала строки из стихотворения о той или иной профессии. Это очень нравилось детям, укрепляло их восприятие. И как бы подводя к основной мысли строки:

«Книгу переворошив,

Намотай себе на ус-

Все работы хороши,

Выбирай на вкус!»

        Познакомив детей со многими профессиями, автор заставляет задуматься и о том, что каждая профессия хороша, почетна, но ей необходимо выучиться. Возьмем стихотворение С.Я.Маршака «Почта». Догоняя адресата письмо облетает весь земной шар. И мы вместе с ним путешествуем по белому свету, пересаживаясь с поезда на теплоход, с парохода на самолет. Все дело в том, чтоб не задерживаться в пути. Почта учит добросовестно относиться к своим обязанностям, прививает ребенку первые понятия о долге. Книга внушает детям уважение к «честным почтальонам», которые передавая из рук в руки, как эстафету, наше письмо и помогая ему объехать целый свет, связывают между собой народы и континенты. В конце стихотворения вывод как лозунг:

«Честь и слава почтальонам,

Утомленным, запыленным.

Слава честным почтальонам

С толстой сумкой на ремне!»

        Автор уверен, что заключительные строки стихотворения с готовностью подхватят его читатели.

        Работу над темой «Строители» мы начали со знакомства детей со столяром детского сада. Дети наблюдали за его работой, неоднократно наблюдали на прогулках за строящими домом, мы предлагали детям рассказать о профессиями родителей, т.к. многие родители группы-строители.

        Очень интересно рассказала о профессии мамы-столяра одна из воспитанниц. А чтоб произвести образ маляра и красоту его труда наставник прочел отрывок из стихотворения С. Баруздина «Кто строил этот дом»

        «Брызнет краска по стене

Солнце светится в окне.

Стали стены голубыми

Словно небо в вышине»

        Задавала вопросы детям о труде маляра:

В: -А что вы можете сказать о труде маляра?

Р: -Мне очень нравится труд маляра-говорит один из ребят

В: -Почему?

Р: -Потому что он красит стены красивыми красками.

В: -А каким должен быть маляр, какие хорошие черты характера должны быть маляра?

Р: -Маляр должен быть хорошим и добрым. Должен любить свою работу.

В: -Что бы вы сказали, придя в только что выкрашенную комнату?

Р: -Я бы ему сказал СПАСИБО, что стены голубые, словно небо в вышине.

        Подобная эмоциональная отзывчивость детей содействовала более углубленного интереса к этой профессии.

        Дети наблюдали летом как родители, котрые работают маляром на стройке, помогали красить атрибуты на участке. Все дети с большим увлечением наблюдали за работой, а затем у них у самих появилось желание попробовать красить. Все дети старательно и увлекательно работали. Работа по теме «Строители» продолжается. Намечаем провести встречу со знатным строителем, экскурсию к строящемуся дому (предложить родителям).

        Таким образом, знакомство детей с любой профессией («Кто нас кормит», «Кто нас лечит», «Кто нас учит») дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей, для всей страны. Влияние художественного произведения в значительной мере сказывается и на приобщении детей к полезному труду. Дети с увлечением красили атрибуты на участке, дружно работали на клумбах, помогали няне и воспитателю.

        Художественные произведения на тему труда помогают не только расширять и углублять знания и опыт детей, но и активно формировать положительное отношение к трудящемуся человеку.