Детское экспериментирование, как одна из ведущих деятельностей в дошкольном возрасте.
статья (средняя группа) по теме

По мнению Н. Н. Поддъякова, детское экспериментирование - это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем детстве и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_eksperimentirovanie.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Детское экспериментирование, как одна из ведущих деятельностей

в дошкольном возрасте.

По мнению Н. Н. Поддъякова, детское экспериментирование - это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем детстве и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам.

Данная деятельность оказывает мощное положительное влияние как на развитие многих других детских деятельностей (конструирование, изобразительной деятельности, игры, труда в природе), так и на общее психическое развитие ребёнка. В связи с этим было выдвинуто положение о том, что деятельность экспериментирования является одной из ведущей в дошкольном возрасте.

Детское экспериментирование является важнейшим видом ориентировочно -исследовательской деятельности, и вместе с тем оно имеет ряд принципиальных отличий от других её видов. Изложим эти принципиальные отличия от традиционно изучаемой ориентировочно-исследовательской деятельности. В процессе последней дети, как правило, обследуют тот или иной объект или ситуацию в том виде, как они предстают перед ребёнком, не внося в них каких-либо существенных изменений. На основе такого обследования у детей формируется образ объекта, ситуации, ориентирующий исполнительные действия.

В детском экспериментирования после предварительного зрительно-перцептивного обследования, того или иного объекта, ребёнок начинает осуществлять с этим объектом различные преобразования, существенно (в ряде случаев радикально),     изменяющих данный объект. В ходе

экспериментирования исследуемый объект может быть не только радикально изменён ребёнком, но может быть и разрушен. Именно в процессе таких преобразований объекта ребёнок раскрывает для себя всё более глубоко заложенные существенные связи и зависимости, характеризующие скрытую структуру объекта. Таким образом, деятельность экспериментирования - это активно преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемый объект.

Детское экспериментирование проявляется как в практических действиях, так и во внутренних, мыслительных. Кратко дадим общую характеристику этой деятельности. Прежде всего, в некоторых основных моментах она сходна с экспериментированием взрослого. В самом общем виде эксперимент - это способ материального или мысленного воздействия человека на реальный или мыслимый объект, с целью его исследования, познания свойств, связей и т. д. Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать, изменять его в том или ином направлении. Все эти основные особенности эксперимента, правда, ещё в зачаточной форме, можно обнаружить в детском экспериментировании с предметами и явлениями. В деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Детское экспериментирование характеризуется насыщенностью эмоций, затрагивающих глубинные личностные структуры ребёнка. Процесс самостоятельного исследования новых объектов захватывает дошкольников особенно сильно, когда они могут не только осмотреть и пощупать эти объекты, но и преобразовать их, изменить, расчленить с целью познания внутренних связей и отношений. В этом процессе ребёнок выступает как настоящий экспериментатор: он неутомимо изобретает всё новые способы воздействия на окружающие предметы и явления.

Эта деятельность не задана взрослым ребёнку заранее в виде той или иной схемы, а строиться самим дошкольником по мере получения всех новых сведений об объекте. В процессе экспериментирования с новым объектом ребёнок может получить совершенно неожиданную для него информацию, что часто ведёт к творческому изменению направленности деятельности, её существенные перестройки. В этом и заключается основы чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей творчески перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.