художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста.
консультация по теме
в эту консультацию входит материал об аппликации, рисовании и лепки малышей дома. вместе с родителями. Также в ней я остановилась об нетрадиционных средствах рисования с малышами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
художествнно-эстетическое развитие детей раннего возраста | 210.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Аппликация из бумаги для детей может стать очень интересным и развивающим занятием. А вы занимаетесь с ребенком аппликациями? Скорее всего, если и занимаетесь, то гораздо реже, чем просто рисование карандашами или красками. Ведь это гораздо проще, нужно взять всего-то карандаши или кисть и бумагу... А для занятий аппликациями нужно заранее подготовиться - придумать сюжет и сделать заготовки из бумаги...
Делать удивительные аппликации с детьми можно уже в раннем возрасте. Предложите вашему ребенку отрывать кусочки бумаги и приклеивать их на лист – нарядная скатерть для куклы Маши готова! Что же еще можно предложить 2-3 летнему малышу смастерить, думаете вы?
Предлагаем вам небольшой план занятий аппликацией для малышей, начиная от самых простых заданий и постепенно усложняя их. Пусть аппликация для ребенка будет не просто «приклеиванием кружочков», но интересной игрой. К каждому заданию придумывайте сказочный сюжет. Мы клеим не просто цветочки, а волшебную полянку, по которой потом будут бегать пальчики крохи, перешагивая с цветка на цветок. Все детали для работы приготовьте заранее.
«Мячики»
Вырежьте несколько кружочков: больших и маленьких. Скажите ребенку, что это колобки, которые катятся по дороге. Предложите малышу приклеить всех больших, рядом всех маленьких колобков. Можно приклеить их на разных листах: на одном листе-домике живут мамы-колобки, а на другом все детки. Кружочки могут быть не только колобками. Пофантазируйте – это и яблочки (причем разного цвета), которые придет собирать ежик игрушка, это и мячики, с которыми будет играть Мишка. Уже ближе к трем годам игру можно усложнить: колобки захотели играть в чехарду – прыгают друг через друга. Клеим большой – маленький – большой - маленький круги. Рисуем две тарелочки – для маленькой куклы и большой. Маленькие яблочки клеим в одну тарелку для маленькой куклы, а большие в другую. Играя, таким образом, называйте крохе цвета, размер, форму.
«Кубики»
Как и в предыдущей игре, играем с кубиками. Вырежьте большие и маленькие квадратики. Возьмите 2 машинки разного размера. Погрузите «грузы» в машины (маленькие – в маленькую, большие – в большую). Везем их на стройку и приклеиваем на листы бумаги. Теперь делаем дорожки из плиток, кочки для лягушки.
«Разноцветные шарики»
Познакомьте кроху с еще одной геометрической фигурой – овалом. Вырежьте овалы и кружочки – это будут ваши шарики. Пусть одна из ваших игрушек пойдет на день рождения и подарит имениннику шарики. Приклейте разноцветные шарики. Деткам постарше можно предложить нарисовать ниточки к шарикам того же цвета.
«Грибы»
Разговаривая с малышом об осени, не забудьте упомянуть о грибах: где растут, какие бывают, кто их любит кушать, кто запасает грибы на зиму. Почитайте стихи про грибы. Предложите ребенку помочь белочке и сделать ей несколько грибочков.
Аппликации - это одно из самых любимых занятий детей. Ребенок своими руками создает свои шедевры, это его первые шаги в детском творчестве. Все поделки, сделанные своими руками, сохраняйте. Все аппликации подписывайте, указывая возраст ребенка и то, что он хотел изобразить, сделайте на память себе альбом "Детское творчество моего малыша".
Художественная деятельность по своему содержанию требует соответствующей организации предметно-пространственной среды. Важно правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества.
В первую очередь родителям необходимо приобрести разнообразный художественный материал: хорошую бумагу разного формата, гуашь, кисти, простые и цветные карандаши, восковые и пастельные мелки, фломастеры. Итак, для рисования необходима бумага - листы из альбомов для рисования и листы большого формата: ватман или остатки от обоев. На такой бумаге ребенку удобно рисовать: она не коробится, большие листы позволяют ребенку не ограничивать движения руки. Лист может быть разной формы: квадрат, прямоугольник или вырезанные силуэты каких-либо предметов. Первые краски, с которыми знакомится малыш - гуашь. Для начала ребенку достаточно 4-6 цветов, а затем можно дать весь набор красок. Гуашь - это кроющая, непрозрачная краска, поэтому при работе с ней можно накладывать один цвет на другой. При покупке кисти необходимо обратить внимание на номер на деревянной ручке. Чем кисть толще, тем больше номер. Для рисовании гуашью подойдут толстые кисти - плоские или круглые (№ 18-20). Не забудьте о банке с водой для промывания кисти, льняных тряпочках для удаления лишней влаги с нее, а также о подставке, которая позволит не пачкать рисунок и стол, если малыш решит отложить рисование. Наиболее распространенным материалом являются карандаши. Ребенку лучше рисовать мягкими карандашами, чтобы они были толстыми. Карандаш должен быть хорошо отточенным. Постепенно малыш сам или с вашей помощью научится держать карандаш большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным. Для рисования ребенку можно давать пастель - короткие палочки различных матовых цветов. Обращаться с ними надо аккуратно и осторожно в работе. Цвета пастельных мелков легко смешиваются друг с другом прямо на бумаге. Рисунок получается ярким и живописным. Недостаток мелков в том, что они пачкают и быстро облетают. Более практичны восковые мелки и карандаши. Ими легко и мягко рисовать, в руке их держать также, как и обычные карандаши.
Для рисования ребенок часто использует фломастеры. Рисовать ими легко, на бумаге остаются яркие цветные изображения.
Глина - основной материал при обучении лепке. Заготовить глину можно летом и хранить в ведре (на дно наливают немного воды, сверху закрывают клеенкой или плотной тканью). Готовность глины можно проверить так: раскатать жгут и согнуть в кольцо. Если при этом она не трескается, и не прилипает к рукам, можно приступить к лепке. Пластилин наиболее распространенный материал. Он не требует специальной обработки перед лепкой, имеет хорошую цветовую гамму.
Как правильно подготовить рабочее место. Комната должна быть хорошо освещена, свет должен падать с левой стороны, мебель должна соответствовать росту малыша. Постелите на стол клеенку, наденьте на ребенка специальный халат или фартук.
На первых занятиях рисованием предложите ребенку только лист бумаги и одну баночку краски на выбор из 2-3 цветов. Не открывайте баночки. После выбора ребенком краски, покажите, как правильно открывать баночку. Для знакомства с материалом потребуется 3-5 минут, а сам процесс рисования не должен длится 20-25 минут. В конце занятии обязательно похвалите малыша, покажите его рисунок всем членам семьи. Как оформить детские рисунки. Вместе с ребенком выберите те рисунки, которые ему нравятся. Из белой плотной бумаги вырежьте рамку. Повесьте картину так, чтобы ребенок в любое время мог подойти к ней и рассмотреть ее.
При лепке сначала предложите малышу небольшой кусок глины или пластилина, он с интересом будет его рассматривать, трогать, мять, отщипывать кусочки. Покажите, как можно раскатать кусочек и получить «колбаску».
Выделите специальное место и для работ по лепке, что малыш мог сам расставлять вылепленные им фигурки или составлять вместе с вами простые композиции.
Когда наберется достаточное количество рисунков и вылепленных узнаваемых форм, можно организовать выставку, на которую вы пригласите всех членной семьи. Малышу будет очень приятно
Нетрадиционные средства выразительности в изобразительной деятельности.
Рисование мыльной пеной
Для работы понадобиться оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, карандаш, кисть.
Методика: намыливаем поролоновую губку и выжимаем из неё пену в тарелочку. На листе бумаги карандашом рисуем контур. На карандашный рисунок накладываем чистое оргстекло. Мыльной пеной мы будем раскрашивать на стекле рисунок, который лежит под стеклом. Кисточкой берем пену и опускаем её в акварельную краску нужного цвета. Помешиваем, пока пена не окрасится в нужный нам цвет. Рисуем раскрашенной пеной на стекле, даем ей высохнуть. Чистый лист бумаги слегка смачиваем водой и влажной стороной накладываем на оргстекло, прижимаем, затем отрываем от стекла. Все готово!
Рисование крашеными опилками
Заранее красим опилки гуашевыми красками в разные цвета. Для этого в марлю складываем небольшое количество опилок и опускаем в баночку с разведенной гуашью. Затем мокрые окрашенные опилки сушим на газете. Рисуем на бумаге контур карандашом. Мажем нужный нам участок внутри контура клеем, посыпаем опилками выбранного цвета. Так последовательно окрашиваем опилками весь рисунок.
Монотипия (отпечаток, снятый один раз)
Материал: краска, кисти, бумага.
Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кистью несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошо прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Жук? Красивая бабочка? Полученный рисунок можно дорисовать кисточкой.
Волшебная ниточка
Материал: нитки, гуашь.
Одну, две, три нитки пропитать красками. Разложить нитки на листе бумаги и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны. Тяните одну ниточку, затем другую, третью, а верхний лист придерживайте рукой.
Рисование линией
Попробуйте нарисовать предмет, не отрывая карандаш или фломастер от бумаги. Вот где работает воображение!
Изобразительная деятельность на 3-м году жизни
Изобразительная деятельность детей третьего года жизни направлена на развитие художественного творчества, формирование способности приобретать необходимые для этого умения. Внимание родителей должно быть направлено на руководство содержательной стороной деятельности: обучение изобразительным навыкам и умениям, развитие воображения, целенаправленного восприятия, умения «читать» графические изображения. Чтобы реализовать и эти задачи, обращайте внимание ребенка на окружающий предметный мир (яркие по цвету, приятные по фактуре игрушки), вызывайте интерес к рассматриванию картинок, создавайте условия для занятий и рисованием и лепкой. Покажите, как промывать кисть, аккуратно брать краску, правильно держать карандаш и вести линию, не прорывая бумагу, рисовать на всем пространстве листа. На лепке учить ребенка раскатывать комок глины, пластилина ладонями, видоизменять его с помощью пальцев, соединять части, чтобы получились фигурки знакомых персонажей.
Способность передавать свои впечатления в художественно-образной форме зависит от того, насколько у ребенка развито воображение, владеет ли он приема рисования, лепки. Все, что дети воспринимают в окружающем, остается в их памяти и служит основой для последующей творческой деятельности.
Помогите ребенку выбрать наиболее типичные, яркие явления и события: явления природы в разные времена года, иллюстрации к сказкам и другими художественными произведениям. Знакомьте ребенка с предметами декоративно-прикладного искусства: рассматривайте цветы на деревянной лошадке-качалке, любуйтесь нарядным сарафаном матрешки. Для этого используйте потешки, песенки, которые помогают ребенку запомнить тот или иной персонаж, вызывают доброжелательное отношение к нему.
В раннем возрасте рисование красками является приоритетным: их яркая цветовая гамма лучше воздействует на эмоциональную сферу ребенка, ассоциативные образы возникают быстрее. Лучше использовать крупные кисти с мягким ворсом, гуашь разного цвета, тогда ребенок сможет более полно в цветовых образах передать свои впечатления об окружающем. Именно оснащение детей качественными художественными изоматериалами и создание эстетически оформленной выставки считается главным в художественном воспитании.
На занятиях по изодеятельности взрослый использует ряд эффективных методов и приемов. Например, метод «пассивных» движений: взрослый берет руку ребенка в свою, и начинает рисовать круги, проводит линии в разных направлениях. Действуя вместе с ребенком, родители учат его рисовать, лепить. Подражая им, малыш затем самостоятельно осваивает движения карандашом, кистью. Игровые приемы создают эмоциональное отношение к процессам рисования, лепки.
Создание образа в лепке - интересный для детей процесс, так как в результате получается объемный предмет, с которым можно действовать активно. Ребенок только начинает осваивать технические навыки в работе с пластилином, глиной, поэтому ему нужно помочь создавать образы, используя игровые приемы: предложить «слепить продукты для игры в магазин» или «угощение для гостей» и т.д.
Обучая детей приемам лепки, главное внимание обращать необходимо на движения пальцев рук, на то, как с их помощью можно передавать характерные признаки предметов: у яблока сверху и снизу ямки, у огурца на боках углубления-полоски и т.д. показывая, как слепить фигуру человека, возьмите за образцы девочку в платье, матрешку в сарафане. Учить приемам, благодаря которым фигурке можно придать движение.
На занятиях по у детей надо развивать координацию движений рук, уточнять представления о форме предметов, развивать эстетическое восприятие форм, пропорций. Для этого следует чаще с ребенком рассматривать работы по лепке, выбирать наиболее выразительные позы персонажей
В основе руководства изобразительной деятельностью - наблюдение, восприятие предметов, явлений окружающей действительности. При изображении отдельных предметов надо обращать внимание на разнообразие их форм и цветовой гаммы. Созданию образа помогают творческие задания, которые направлены на более полное отражение действительности. Так, дети 3 лет могут изобразить девочку, собачку, неваляшку. Или на основе полученных умений самостоятельно нарисовать лес и живущих в нем зверей, новогоднюю елку и т.д.
На занятиях рисованием, лепкой можно использовать игры-драматизации с участием игрушки-персонажа, беседы с которым рождают у ребенка живой интерес к образу, создают непринужденную обстановку на занятии.
Если в семье дети разного возраста, можно вылепить им несложный сюжет: один сделает колодка и пенек, другой - зайчика. Получится забавная сцена - колобок сидит на пеньке, поет песенку, а зайка слушает.
Иногда целесообразно объединять выполненные ребенком фигурки в общую композицию с тем, чтобы он увидел соотношение фигурок по величине.
Если родители уделяют должное внимание изодеятельности в семье, то дети третьего года жизни проявляют интерес к рисованию, лепке, учатся создавать цветовые и графические образы красками, карандашами, фломастерами, объемные формы в лепке, изображают явления окружающего, эмоционально реагируют на изображаемое, выбирают по своему желанию материалы и способы рисования, лепки, принимают участие в «сотворчестве» с взрослым, проявляют интерес к результату своей изобразительной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...
Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож
Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...
Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста. Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.
Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...
«Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС.»
Консультация для родителей...
Конспект занятия по формированию художественно-эстетического вкуса у детей раннего возраста
Цель занятия:познакомить детей с красками и простыми способами получения изображений, используя нетрадиционную технику рисования пальчиками,воспитывать интерес к рисованию,развивать воображение, эстет...