Консультация для родителей "Художественное развитие детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа) по теме
Произведения для эстетического восприятия детей должны быть художественными, доставлять наслаждение своей красотой и передавать чувства, настроение, мысли, доступные детям. Рисунки в книге являются одним из первых произведений изобразительного искусства, с которым встречаются дети в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Ноябрьск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек»
Консультация для родителей
"Художественное развитие детей дошкольного возраста"
Подготовили: воспитатели Максимович Галина Владимировна, Барыбина Любовь Петровна
Взрослых давно волнует вопрос о том как организовать процесс восприятия произведений изобразительного искусства детьми так, чтобы, с одной стороны, сохранить детскую непосредственность во всей её наивной первозданности, а с другой – научить их рассматривать художественные произведения.
Николай Андреевич Тырса, живописец, станковый и книжный график, в своём выступлении по поводу этого сказал так:
«Я потребитель искусства с четырёхлетнего возраста . Когда был ребёнком . я очень любил рассматривать картинки . Мои бедные родители сумели мне, семилетнему ребёнку, показать Эрмитаж. У меня трое детей, я люблю детей вообще так, что в этом отношении у меня есть какой то опыт . И вот в чём тут дело. Важно научиться рассматривать художественное произведение. А как получается на практике? Я наблюдал, как часто рассматривают рисунки . Рассматривают иллюстрации, рассматривают изображения как сумму каких-то смысловых обозначений.
От ребёнка требуют рассказать, почему старик лежит. Почему мальчик сидит, в какой одежде, в какое время года, в какое время дня, что у них в руках, что они делают и т.д.Этим всё и ограничивается. А где же искусство, почему оно не доходит до ребёнка? Почему об этом не говориться?
Надо считаться с неодинаковостью детского восприятия. Оно очень разное у детей. Надо считаться с разницей детских натур и родителям, и художникам, и писателям- нужно хорошенько войти в искусство, чтобы понимать изображения, видеть их как художественные произведения».
Мы полностью согласны с данной точкой зрения и считаем, что в процессе диалогического общения взрослого и ребёнка искусство самоценно.
В первую очередь необходимо того, чтобы дети поняли, что в любом произведении искусства не только рассказывается о чём-либо. Но и обязательно присутствует определённое настроение. Но показать эту важнейшую особенность искусства можно только на произведениях со специальным содержанием. Так, например, маленькие дети не в состоянии понять те произведения живописи, в которых передана борьба добра со злом. Для них будет весьма сложно постигнуть духовное противостояние героев живописного полотна, в котором разыгралась любовная драма или даны сложные аллегории. Вместе с тем общеизвестно, что малыши очень рано начинают интересоваться изображением детей, животных. Их увлекают иллюстрации в книгах, отдельные произведения живописи, скульптуры.
В результате специального наблюдения нами было установлено, что эмоциональный отклик у детей, не достигших четырёх лет, вызывают те произведения искусства, в которых переданы чувства и отношения, наиболее близкие и понятные ребёнку этого возраста(мать и дитя и их взаимоотношения). Не менее привлекателен для малышей и мир книжной графики.
Детей старшего дошкольного возраста уже можно познакомить с основными жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт) и помочь им понять, как художники, используя средства выразительности, передают в художественной поэтической форме своё восприятие мира, своё понимание его.
Так например, в работах Е. Чарушина у каждого зверя свой характер, своё настроение, состояние. Зверь может быть настороженным, спокойным или расслабленным. Может быть в плохом настроении, а может радоваться и безмятежно наслаждаться своей долей звериного счастья. Он может быть приветлив и хмур, растерян и уверен в себе. Создавая свои произведения, Чарушин мечтал о том, что дети поймут его зверят, их мимику, движения и почувствуют их настроение, постигнут глубину индивидуальности каждого персонажа.
Но, к сожалению, уже первый педагогический опыт работы с детьми разочаровал художника, потому что некоторые родители вовсе не понимают животное. В качестве примера художник приводит случай , который произошёл в его присутствии с одним его знакомым, демонстрирующим ребёнку рисунок, на котором была изображена собака в прекрасном расположении духа и даже «улыбалась». Несмотря на дружелюбный вид собаки, отец «объяснил» сыну этот рисунок так: « Смотри какая злющая собака. Смотри, как она рычит!». Но сын с ним не согласился: « Да нет- утверждал мальчик- она не злая, совсем и не рычит,- видишь рот раскрыла».
Можно сделать вывод, что взрослым не следует навязывать детям свою точку зрения.
Произведения для эстетического восприятия детей должны быть художественными, доставлять наслаждение своей красотой и передавать чувства, настроение, мысли, доступные детям. Рисунки в книге являются одним из первых произведений изобразительного искусства, с которым встречаются дети в семье. Они вызывают у детей эмоциональный отклик, помогают понять содержание сказки, песенки, потешки, лучше представить внешность героев и их характер. Но не все иллюстрации в детских книгах целесообразно использовать для эстетического воспитания дошкольников. Во-первых, ребёнок с первого взгляда должен понимать картинку. Но при всей своей простоте иллюстрация должна заключать в себе множество подробностей ( не в ущерб ясности изложения), только в этом случае её интересно рассматривать. Во-вторых иллюстрации должны быть выразительными. Благодаря выразительности изображения ребёнок воспринимает настроение героев, разделяет их чувства.
Для работы с детьми дома мы рекомендуем использовать следующие иллюстрации:
- Ю.Васнецов. Иллюстрации к потешкам «Мыши», «Кисонька», «Конь», «Коза-хлопота», «Петушок», «Пошёл котик на Торжок», «Котинька- коток», «Ладушки», «Гуси».
- Е. Чарушин, Иллюстрации к авторской сказке «Теремок».
- В. Конашевич. Иллюстрации к сказкам К.Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище» и др.
- Е.Рочев. Иллюстации к русским народным сказкам «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Лиса и заяц» и др.
Родители дошкольников так же могут воспользоваться иллюстрациями, которые представлены в учебно-наглядных пособиях: ( Т.Н Дронова «дошкольникам об искусстве»).
Важно помнить, что любое произведение искусства - это рассказ не только через изображение фигуры и предмета, но и через цвет, линию, композицию, технику и материалы изображения.
Постижение ребёнком средств выразительности происходит постепенно. Вначале важно вызвать просто эмоциональный отклик, помочь почувствовать настроение, состояние героев, предоставить возможность просто «войти» в картинку. Сопереживание, сострадание, идентификация себя с героями произведений изобразительного искусства возникают у детей, когда они проникаются человеческими чувствами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» будет полезна педагогам дошкольных образовательных учреждений, реализующих ФГОС ДО....
Консультация "Характеристика музыкального развития детей дошкольного возраста"
Характеристика музыкального развития детей На втором году жизни у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционал...
Консультация «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»
laquo;Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»...
Консультация. «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях»
laquo;Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях»....
Консультация "Социально - личностное развитие детей дошкольного возраста"
О проблеме социального развития подрастающего поколения и что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным....
Консультация для родителей "Развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности"
laquo;Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок»...