Развитие мелкой моторики у детей. Консультация для родителей
статья по теме

Завьялова Наталья Александровна

В данной статье рассказывается о необходимости развития у детей мелкой моторики рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для нормального развития ребенка вторым по значимости после активных движений тела являются упражнения, помогающие развивать ловкость рук, их мелкую моторику, или, иначе говоря, формировать манипулятивные навыки.
Умение манипулировать очень важно для ребенка. Во-первых, потому, что малыш его использует во многих своих действиях. А чем выше это умение, тем лучше получается результат: тем проворнее ребенок строит домик из кубиков, увереннее перелистывает страницы книги, рисует и вырезает из бумаги, застегивает пуговицы, пользуется ложкой и вилкой и т. д.
Во-вторых, установлено, что уровень развития психических процессов находятся в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки. В исследованиях М. Кольцовой, которых доказали: существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. От того, насколько умеет ребенок выполнять движения пальцами, зависит уровень развития его речи.
На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит вот в чем: сначала ребенка просят показать один пальчик, потом – два и наконец – три. Дети, которым удаются изолированно двигаться не могут, значит, их обладатели не умеют говорить. И до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, успехов в развитии речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
Секрет этого явления несложен. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в коре головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
Умение работать пальчиками к малышу приходит не сразу. И взрослым предстоит приложить немало усилий, чтобы появился результат. Однако не только терпеливое вовлечение ребенка в специальные игры может принести хорошие плоды; занимаясь с малышом, важно всячески хвалить, поощрять его даже за малейший успех – это вдохновит его на дальнейшие подвиги.
Что поможет развить мелкую моторику рук? Для этого нужно следующее:

Учить ребенка отвинчивать крышки, нанизывать предметы на веревочку, наливать воду в емкость, переворачивать страницы книги, разрывать бумагу и т . д.
Учить малыша навыкам самообслуживания: пользоваться ложкой и вилкой, снимать колготки, носочки и т.
Игрушки должны быть разнообразными, и среди них должен быть такие, которые можно было бы вращать по кругу.
У ребенка обязательно должны быть простейший конструктор и пирамидки.
Рисуйте вместе с малышом карандашами и красками, выкладывайте простейшие мозаики.


Предлагаемые игры,  помогут вашему ребенку научиться выполнять такие действия, как застегивание пуговиц, завязывание шнурков и рисование.


Прищепки в корзине

Рекомендуемый возраст – с 2 лет. 

Цель игры: развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук (большого, указательного и среднего).

ЧТО НАДО ДЛЯ ИГРЫ.

Небольшая корзина, у которой не слишком толстые борта. Корзину можно заменить коробкой или любой плоской фигурой из толстого картона.
Несколько разноцветных бельевых прищепок. 

ХОД ИГРЫ:

Сложите в корзину прищепки и поставьте ее на пол. Предложите ребенку вынимать прищепки по одной и, взяв каждую тремя пальцами, прикреплять ее на край корзины. Затем игру можно усложнить: прищепки прикреплять в определенной цветовой последовательности.
ВАЖНО!
Прежде чем ребенок приступит к игре, покажите сами, как надо действовать.
Многократное повторение движений сжимания и разжимания позволяет хорошо потренировать пальцы рук.


Цветные капли

Рекомендуемый возраст – с 2 лет. 

Цель игры: развитие движений пальцев рук, концентрации внимания, координации движений, подготовка руки к письму. Эта игра также позволяет ребенку тренироваться в сопоставлении и различении цветов.

ЧТО НАДО ДЛЯ ИГРЫ.

Формочка для льда с 12 ячейками. Первые четыре ячейки, расположенные подряд, обозначьте фломастером красного цвета, вторые четыре ячейки пометьте фломастером синего цвета, а последние – желтого
Три пузырька, каждый – с водой своего цвета. Воду подкрашивают при помощи пищевых красителей тоже красного, синего и желтого цветов.
Три пипетки с колпачками из тугой резины, которые надо вставить в пузырьки.
Маленькая губка. 

ХОД ИГРЫ.

Малыш должен по капле перенести воду из разных пузырьков в ячейки того же цвета при помощи пипетки ( конечно, после того, как вы ему это покажите!). Затем воду из формочки опять при помощи пипеток надо перелить в пузырьки. 
После окончания игры ребенок губкой должен собрать нечаянно пролитую воду и убрать все остальное. 

                                               
Пальчиковая гимнастика
                                                       
 «Оладушки»

Цель: развитие подвижности пальцев, умения двигаться в соответствии со словами.
Ход: Ребенок сидит на стуле перед взрослым и под песенку взрослого повторяет за ним движения.
                 Пальчик о пальчик – тук да тук ( 2 раза).
                 Хлопай, хлопай, хлопай ( хлопают в ладоши)!
                 Ножками топай, топай ( 2 раза)!
                 Спрятались, спрятались ( закрыть лицо руками)!
                 Пальчик о пальчик – тук да тук ( 2 раза).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей. Советы для родителей

Советы  родителей по развитию мелкой моторики рук ....

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

«Развитие мелкой моторики рук детей» (консультация для родителей)

Цель: Ознакомление родителей с играми, направленными на развитие мелкой моторики детей раннего возраста....

Консультации для родителей по развитию мелкой моторики у детей. «Крупная польза мелкой моторики».

Моторик на самом деле две – мелкая и крупная. И обе одинаково значимы для развития детей. Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами, крупная же – движе...

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Консультация для родителей детей младшей группы на тему: "Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики"

в консультации рассказывается как важно развиватьо мелкую моторику у детей и представлены примеры игр на эту тему...