Журнал для любящих родителей "Развитие малыша"
учебно-методическое пособие по теме

Степанова Наталья Викторовна

Пособие в помощь молодым любящим родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnal.docx136.52 КБ

Предварительный просмотр:

        

Начнем с самого начало…. НОВОРОЖДЕННЫЙ МАЛЫШ!

Первый месяц жизни ребенка.

Чем живет новорожденный? С каким интересом Вы вглядываетесь в своего недавно родившегося малыша! Ищете и находите похожие на Ваши или родных черты лица, а может и характера. Видит ли, слышит ли он Вас? Понимает ли?

Да, жизненные потребности новорожденного, казалось бы, просты и ограничены: поесть, поспать…, но уже с первых дней жизни он очень сильно нуждается в Вашей любви и общении с Вами. Более того – это становится залогом своевременного его психического и даже физического развития. Известно, что чем младше ребенок, тем более быстрыми темпами развивается его психика. Берите это на вооружение – и с первых дней жизни окружите ребенка своим теплом и вниманием.

Не бойтесь разбаловать малыша, часто беря его на руки, замечательно, если Вы вообще не будете с ним расставаться, нося его в слинге. Чем больше будет контактов «глаза-в-глаза», «кожа-к-коже», чем больше Вы будете разговаривать с крохой (пусть даже просто сюсюкаясь) - тем спокойнее и увереннее будет он себя чувствовать. Помните: именно сейчас и на протяжении всего первого года младенчества - закладывается фундамент гармонично развивающейся личности ребенка – привязанность к близкому взрослому (маме) – а на ее основе – чувство безопасности, активная позиция к окружающему миру и самому себе.

Относитесь к крохе с вниманием, только Ваши ответные реакции на его движения и крики установят настоящую психологическую связь и первые отношения между Вами, предпосылки общения. Ловя рассеянный взгляд малыша, пытайтесь задержать его на себе: оживленно разговаривайте и улыбайтесь ему (расстояние между Вашим лицом и глазами малыша – 25-50см.). На протяжении первых трех недель Вам все чаще и легче будет удаваться привлечь к себе внимание младенца. А что в награду? В конце третьей недели Ваш дорогой малыш самостоятельно Вам улыбнется! Она будет адресована именно Вам – кроха уже будет демонстрировать удовольствие от общения с Вами!

Из-за того, что малыш много спит, периоды активного бодрствования, когда он готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с младенцем, просто не упускайте удобный случай.
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с любимым крохой. Смейтесь и веселитесь вместе с ним.

Комплексное развитие ребенка на 1 месяце первого года жизни
В первую очередь новорожденному малышу нужно развивать зрение, способность сосредотачиваться на ярких стационарных и движущихся предметах. Так же важно - научить ребенка сосредотачиваться на негромком звуке.

Для этого Вашему ребенку пригодятся первые игрушки:
•Погремушки. Первое, что может различить новорожденный - это контрастные черно-белые полосы. Поэтому - хорошо подойдет погремушка зебра или полосатая рыбка. Подробнее о том, как правильно выбрать погремушку, какие у нее бывают виды, как правильно ею играть, и какие надо знать правила безопасности и гигиены - читайте в статье - "Все о погремушке."

•Мобили и подвески. (Персональная статья о мобилях и подвесках);

•Развивающие коврики.

Развиваем зрение

Несколько советов для развития зрения:
•Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку. В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки.
•Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей. Используйте простые формы и естественные цвета игрушек – на них проще сосредотачиваться.
•Перемещайте фонарик (светящуюся игрушку простой формы) взад и вперед, из стороны в сторону. Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
•Младенцев особенно привлекают контрастные сочетания, например - черного с белым. Для стимуляции развития зрения попробуйте ходить дома в тельняшках!
Ленточки на «ветру»

Прикрепите к пластмассовому кольцу короткие цветные ленточки. Повесьте их рядом с детской кроваткой. Откройте окно или включите электрический вентилятор, так чтобы ленты развевались. Перед сном ребенку будет приятно понаблюдать за ними. 

Непродолжительный отдых

Если у вас выдалась свободная минутка, отдохните вместе с ребенком. Удобно устроившись на кровати или мягком ковре, положите малыша себе на грудь. Ваше спокойное ритмичное дыхание успокоит малыша. А малыш этим временем получит исключительно новую для него возможность – посмотреть на маму сверху.

Развиваем Слух:
•Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
•Танцуйте под музыку, держа младенца на руках.
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык, когда "жил в животике". Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.

• погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. Нужно быть осторожнее со слишком звонкими погремушками, слуху малыша гораздо приятнее негромкое шуршание, негромкое потряхивание погремушкой.

Известно ли Вам, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука? Однако, несмотря на то, что новорожденный может воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированы.

Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая младенцу, возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
•Звук Вашего сердцебиения успокоит малыша - ведь он так привык к нему, находясь у Вас в животике. Возьмите его на руки и приложите его ухом к Вашей груди.

Развиваем Осязание:

Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш сожмет ладошки и обхватит их пальчиками.

Секреты воспитания .

Да-да, представьте себе: кроху уже с самого рождения можно и нужно воспитывать!

Воспитывать любовью – а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни.

О физическом развитии малыша

Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с любимым крохой. Смейтесь и веселитесь вместе с ним.

Не бойтесь избаловать ребенка. Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете младенцу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. В первую очередь младенцу необходимо человеческое тепло, поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Если ребенок редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.

Что умеет малыш к концу первого месяца?
• первые реакции - движет ручками и ножками при виде человека, и издает звуки в такт речи говорящего; 
• фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице; 
• видит отличия в цвете - красный, желтый, черный и белый, контрастные линии и клетку; 
• различает особенности звуков, интонацию человеческого голоса; 
• начинает узнавать мамин голос, запах, прикосновение рук; 
• уже сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и следит за ним при плавном его перемещении;
• лежа на животике, делает первые попытки поднять и удержать голов.

ВТОРОЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Ребенок немного подрос и уже лучше контролирует свою мышечную деятельность, а движения становятся более координированными. Прогресс всегда отмечается от мышц головы к мышцам конечностей.
1. Лежа на спине. У ребенка еще отмечается тенденция к согнутому положению; верхние и в особенности нижние конечности согнуты. С каждой новой неделей он начинает лежать, более растянувшись, руки разогнуты и отделены от туловища, а нижние конечности вытянуты, причем угол коленного сустава (между ляжкой и голенью) становится все более широким. Ребенок сучит то одной ножкой, то другой, редко обеими вместе. В начале 2-го месяца он лежит на спине в асимметричном положении: рука и голень с одного бока вытянуты, а с другого согнуты. Голова имеет тенденцию склоняться в сторону вытянутых конечностей. Лишь к концу 2-го и началу 3-го месяца ребенок, лежа на спине, принимает симметричное положение и начинает сучить одновременно обеими ногами.

2. Лежа на животе. Ребенок уже не сохраняет согнутое положение; грудная клетка вытянута, голова немного приподнята, не более чем на 45градусов. Плечи еще отогнуты назад. Руки вытянуты, но непостоянным образом, ребенок опирается на предплечья. Сохраняется флексия бедра (см. предыдущую статью) и эта физиологическая тенденция к сгибанию способствует несколько приподнятому положению ягодичной области. Ноги раздвинуты и повернуты наружу по отношению к бедру; временами ребенок сучит ногами поочередно. Лодыжки и ступни вытянуты.

3. Мышцы плеч и рук. Ребенок начинает поднимать и протягивать руки вдоль головы. До начала второго месяца ребенок все время держит руки сжатыми в кулачки. Ели кто-нибудь из взрослых вкладывает палец в ручку ребенка, последний сжимает кулак ещё сильнее. Постепенно, в течение 2-го месяца, пальцы ребенка разгибаются и к началу 3-го месяца обычно уже разогнуты.

4.Поддерживаемый подмышками, ребенок держит голову и шагает автоматически, опираясь на кончики пальцев, делая широкие отрывистые движения.

Развитие ребенка (1 месяц) - 2-ой месяц первого года жизни 
Для начала - несколько простых советов мамочке:

1. Когда ребенок бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу.

2. Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время игр, купания и упражнений. Так Вы познакомите кроху со стихотворным ритмом и размером. Народный фольклор особенно нравится детям, поскольку обладает важнейшей особенностью – и песенкам, и прибауткам, и пестушкам, и напевкам присуща музыкальность, в них прекрасно обыгрывается «гуление», которое осваивает в этом возрасте малыш.

Что умеет ребенок к концу 2-ого месяца?
• лучезарно улыбается, в ответ на мамин голос или склоненное, лицо с доброжелательной мимикой; 
• в ответ на появление близких, и их с ним общение возникает «комплекс оживления»; 
• зрительно сосредотачивается и удерживает в поле зрения движущейся и остановившийся предмет; 
• поворачивает головку к источнику звука (музыка, погремушка) ищет его глазами; 
• лежа на животе, уже увереннее пытается держать голову; 
• произносит звуки, преимущественно гласные; 
• поворачивается с бочка на спинку.

Комплексное развитие ребенка на 2 месяце первого года жизни
Наши простые советы помогут Вам сориентироваться в этом очень важном вопросе.
►Развиваем зрение:

Сделайте малышу цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Иногда надевайте манжету на правую руку ребенка, иногда на левую, или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.
Кукла на руке - наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях - вверх и вниз, вперед и назад или двигайте по кругу, так чтобы ребенок мог ее видеть. Малыш будет следить за игрушкой, и это поможет развитию его зрительных способностей.

Погремушки, яркие игрушки… Чтобы ребенок научился следить за предметом, предлагайте ему наблюдать за погремушкой или яркой игрушкой. Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25-30 см от личика малыша. Когда сын или дочка научится следить за ним, водя глазами по горизонтали, начните движение по вертикали. Наконец, попробуйте вращать предмет по кругу. Не забывайте следить за настроением младенца и будьте готовы прекратить игру, если почувствуете, что он устал или ему стало скучно.

Кукла-тарелка. Сделайте куклу из бумажной тарелки с палочкой вместо ручки. Нарисуйте на одной стороне тарелки веселую рожицу, а на другой - печальную. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25 см от личика малыша. Через некоторое время кроха начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка. Поверните тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, а затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Интерес к кукле сохранится на долгое время, поскольку рожицы будут постоянно сменять одна другую.

Повесьте над кроваткой игрушки (крутящиеся мобили, подвески). Прикрепите к детской кроватке специальное подвесное устройство с погремушками и другими игрушками. Время от времени старайтесь менять их. Не забывайте, что малышу нравятся предметы яркого цвета, интересной, но не слишком сложной формы, особенно те, которые легко двигаются.
Прыг-скок игрушка. К маленькой мягкой игрушке пришейте резиновую тесемку и закрепите под потолком. Положите ребенка так, чтобы игрушка находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх-вниз.

"Картиночное" окружение. Повесьте на стену около детской кроватки или кресла для кормления яркие, но не слишком многоцветные и сложные, картинки или рисунки. Старайтесь время от времени их менять.
Развиваем восприятие звуков

Потрясите погремушкой

Ваш ребенок стал лучше различать звуки. Дайте малышу возможность проявить свое умение - потрясите погремушкой, перемещая ее в разные стороны с разной скоростью.

Вверх и вниз

Напевая малышу песенку, поднимайте его, опуская и поворачивая в разные стороны и осторожно кружась. Таким образом, вы даете ему возможность посмотреть на окружающие предметы под разным углом зрения.

Зовите малыша по имени. Прежде чем войти в комнату к малышу, позовите его по имени. Так он научится узнавать ваш голос и уже будет ждать, когда вы появитесь.

Включайте классическую и детскую музыку
Уже можно негромко и ненадолго включать малышу классическую музыку, или веселенькие детские песенки. Главное – не переусердствовать, и следить за тем, что бы малыш от нее не устал.

Игрушка, которая может пищать.

Положите малышу на ладошку игрушку, которая пищит при ее сжатии. Неожиданный звук позволит ему лучше почувствовать движения своей руки.

Колокольчики на пинетках
Чтобы стимулировать развитие слуха, привяжите к детским пинеткам колокольчики (бубенчики). Каждый раз, шевеля ножкой, кроха будет слышать звон.

►Развиваем осязание:

√Погремушка
Положите в руку малыша погремушку. Что это такое, он поймет очень быстро. Он будет трясти ее, иногда подносить ко рту, прежде чем дать ей упасть. Старайтесь класть погремушку по очереди в каждую руку малыша.

√Разнообразные ощущения
Поскольку большую часть времени ребенок держит кулачки разжатыми, ему будет интересно узнать, чем отличаются различные ткани на ощупь. Скрепите кусочки разной ткани деревянной прищепкой для белья. Для этой цели лучше всего подойдут лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Такая игрушка способствует развитию хватательных навыков у ребенка.

√Прыгающий помпон
Положите ребенка на спину перед собой, возьмите в руки несколько мягких цветных помпонов, шариков. Поднимите руку над малышом, и пусть помпоны один за другим упадут ему на животик. Каждый раз приговаривайте: "Сейчас упадет шарик!" По мере того как малыш будет подрастать, он научится ждать, когда упадет следующий шарик.

√Тянемся, трогаем, смотрим…

Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ручками и ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать игрушки разной формы и из разного материала. Благодаря этому, Ваше чадо узнает на подсознательном уровне, что бывает мягкий и твердый предмет, громкий и тихий звук. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть он тренируется.

►Секреты воспитания

Да-да, представьте себе: кроху уже с самых первых месяцев жизни можно и нужно воспитывать!

Но, воспитывать любовью – а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни.

►Практические советы

Не кутайте ребенка когда ребенок бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно:
чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более
активно, когда чувствует прохладу.

Посадите ребенка в детское креслице
Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок не скучал, когда он не спит.
Попытайтесь сделать так, чтобы он мог видеть окружающие предметы с разных
сторон. Изменяйте его положение, посадив, например, в специальный детский
стульчик или креслице.

Прислушайтесь к ребенку и ответьте ему
Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш малыш. Послушайте,
как он это делает, и повторите. Во время "разговора" старайтесь смотреть ему
прямо в глаза.

Пойте, занимаясь с ребенком
Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию,
напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Игры с братьями и сестрами
Пусть ребенок некоторое время побудет со старшей сестрой или братом. Их
присутствие развлечет и обрадует малыша.

Внимание, снимаем!

Всегда держите под рукой заряженный фотоаппарат. Альбом с фотографиями
-- лучший способ проследить за тем, как день за днем растет ваш малыш, и
запечатлеть счастливые моменты.

Возьмите ребенка с собой
Ребенок обрадуется, если вы возьмете его с собой в магазин или в гости
к друзьям. Новые впечатления, незнакомые звуки и запахи будут способствовать
развитию малыша.

►Время игр

Зрение
√ Наденьте ребенку яркие цветные манжеты или носки
Сделайте малышу цветные манжеты или купите яркие детские носочки.
Иногда надевайте манжету или носок на правую руку ребенка, иногда на левую или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

√ Кукла на руке

Наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях --
вверх и вниз, вперед и назад или двигайте по кругу, так чтобы ребенок мог ее
видеть. Малыш будет следить за игрушкой, и это поможет развитию его
зрительных способностей.

√ Игрушка, которая может пищать

Положите малышу на ладошку игрушку, которая пищит. Неожиданный звук
позволит ему лучше почувствовать движения своей руки.

√ Кукла на пальце

Наденьте куклу на палец и покажите малышу, как она танцует. Чем смешнее
будет танец, тем больше это понравится ребенку.

√ Кукла-тарелка

Сделайте куклу из бумажной тарелки с палочкой вместо ручки. Нарисуйте
на одной стороне тарелки веселую рожицу, а на другой -- печальную. Поверните
тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, а затем другой. Пусть
он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится
смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к
кукле сохранится на долгое время, поскольку рожицы будут постоянно сменять
одна другую.

√ Повесьте над кроваткой игрушки

Прикрепите к детской кроватке специальное подвесное устройство с
погремушками и другими игрушками. Время от времени старайтесь менять их. Не
забывайте, что малышу нравятся предметы яркого цвета, интересной формы,
особенно те, которые легко двигаются.

√ Разные фигурки

Обклейте со всех сторон полиэтиленовый пакет кусочками цветной бумаги.

Сделайте это так, чтобы
фигурки были разного цвета и формы. Прикрепите петельки из тесьмы на
верхних углах пакета и повесьте его над детской кроваткой. Через некоторое
время ребенок сможет дотянуться до пакета и начнет ударять по нему рукой.

√ Папа вверх ногами

Поставьте два стула друг напротив друга. Положите ребенка на спину маме
на колени. Пусть папа сядет на стул напротив нее, и тогда малыш увидит
папино лицо вверх ногами.

√ Разные картинки

Повесьте на стену около детской кроватки или кресла для кормления
какие-нибудь картинки или рисунки. Старайтесь время от времени их менять.
Лучше всего для этой цели подойдет специальная настенная доска.

Восприятие звуков

√ Потрясите погремушкой

Ваш ребенок стал лучше наблюдать за окружающей обстановкой и различать
звуки. Дайте малышу возможность проявить свое умение -- потрясите
погремушкой, перемещая ее в разные стороны с разной скоростью. Во время игры
напевайте песенку.

√ Вверх и вниз

Спойте малышу песенку, в которой говорится о движении вниз и вверх.
Поднимая ребенка, опуская и поворачивая в разные стороны, вы даете ему
возможность посмотреть на окружающие предметы под разным углом зрения.
Вот мы поднимаемся вверх (поднимите малыша). Вот мы опускаемся вниз
(опустите его вниз). Вот мы идем вперед и назад (поверните малыша). Вот мы
кружимся (поднимите ребенка и осторожно покружитесь).

√ Позовите ребенка

Прежде чем войти в комнату к малышу, позовите его. Он научится узнавать
ваш голос и будет ждать, когда вы появитесь.

√ Погремушка из консервных банок

Смастерите для малыша игрушку, используя пустые консервные банки.
Поместите ее сначала с одной стороны кроватки, затем с другой. Через
некоторое время, услышав звук, ребенок научится искать глазами "погремушку".
Яркая тесемка, привязанная к банкам, облегчит ребенку поиски.

Ощущения

√ Погремушка

Положите в руку малыша погремушку. Что это такое, он поймет очень
быстро. Он будет трясти ее, иногда подносить ко рту, прежде чем дать ей
упасть. Старайтесь класть погремушку по очереди в каждую руку малыша.

√ Разнообразные ощущения

Поскольку большую часть времени ребенок держит кулачки разжатыми, ему
будет интересно узнать, чем отличаются различные ткани на ощупь. Скрепите
кусочки разной ткани деревянной прищепкой для белья. Для этой цели лучше
всего подойдут лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Такая игрушка
способствует развитию хватательных навыков у ребенка.

Упражнения

√ Прыгающий помпон

Положите ребенка на.спину перед собой, возьмите в руки несколько мягких
цветных помпонов. Поднимите руку над малышом, и пусть помпоны один за другим
упадут ему на животик. Каждый раз приговаривайте: "Сейчас упадет еще один
помпон!" По мере того как малыш будет подрастать, он научится ждать, когда
упадет следующий помпон.

√ Упражнения для ног "под ариозо"

Для физического развития малыша очень важны упражнения, укрепляющие
ноги. Положите ребенка на спину и возьмите в руки его ступни. Осторожно
начинайте двигать его ножки, подражая движениям велосипедиста. Через
некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А
чтобы малышу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка
за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

√ Арена для упражнений

Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог
дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь
выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например,
большой пушистый помпон
и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что бывает мягкий и
твердый предмет, громкий и тихий звук.
Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до
игрушек ножками, и пусть он тренируется.

Повседневные дела

► Время кормления

√ Условный сигнал

Запишите на пленку какой-нибудь условный звук, который должен оповещать
о том, что наступает время кормления. Спустя некоторое время ребенок поймет,
что означает этот сигнал.

√ Кресло-качалка

Если вы до сих пор не знаете, насколько полезным может оказаться при
кормлении кресло-качалка, сейчас самое подходящее время, чтобы
воспользоваться им.

√ Прижмите ребенка к себе и, тихонько покачиваясь в кресле, начните его
кормить. Такой способ кормления даст возможность спокойно отдохнуть и вам и
ребенку.

√ Теперь очередь папы

Сначала убедитесь, что у папы есть время покормить
малыша. Если вы кормите ребенка грудью, пусть папа даст малышу попить воды
 (если ребенок пьет воду). Если вы сцеживаете молоко и вам необходимо уйти из
дома во время кормления, у папы появляется прекрасная возможность выполнить
ваши обязанности.

► Время купания

Поплескаемся в воде
Пусть малыш немного побрызгается в теплой ванночке. После купания
осторожно вытрите его полотенцем. Приятные ощущения позволят ребенку лучше
познать окружающий мир.

Прекрасное отражение
Выкупав ребенка, поднесите его к большому зеркалу. Он с интересом будет
смотреть на свое улыбающееся отражение. Это самый подходящий момент, чтобы
пощекотать ему животик и пальчики на ногах. Глядя в зеркало и чувствуя ваши
прикосновения, малыш больше узнает о себе.

Продолжается массаж
Осторожно сжимая, делать ладонями круговые движения -- вот основной
способ расслабляющего массажа. Немного смажьте руки растительным маслом,
затем
поднимите ножку ребенка, слегка обхватив ее обеими руками, начинайте
осторожно массировать. То же самое проделайте с руками малыша.

►Время пеленания

√ Настенный коврик

Повесьте на стену рядом с детским столиком одеяльце или коврик, сшитый
из всевозможных лоскутков. Для этой цели лучше всего подойдет старое
полотенце, шелковый шарф, ворсистая шерстяная материя и даже блестящая
алюминиевая фольга. Переодевая ребенка, погладьте его ручками лоскутки,
называя ткань каждого из них.

√ Посмотри в зеркало
от времени переодевайте ребенка перед зеркалом. Повесьте зеркало
рядом с детским столиком, так чтобы малыш мог видеть себя.

√ Собственное отражение удивит и восхитит его. По мере того как он будет
становиться старше, эта игра станет доставлять ему все большее удовольствие.

√ Метелка из перьев

Держите рядом с пеленальным столиком недорогую мягкую метелку из
перьев. Когда малыш будет раздет,
ласково пощекочите его метелочкой, называя при этом каждую часть его
тела: "Я щекочу, щекочу носик", "Я щекочу, щекочу пяточки" и т. д.

√ Маленький боксер

Ваш ребенок проводит достаточно много времени на пеленальном столе,
глядя на скучный белый потолок. Постарайтесь сделать окружающую его
обстановку интересной и привлекательной.

√ Повесьте над столом красивый воздушный шар. Сначала малыш будет
наблюдать за тем, как шар качается, а через некоторое время попробует
ударить по нему рукой.

Время отдыха

√ Покатайся на мячике

Сильно надуйте большой пластиковый мяч, так чтобы он стал упругим.
Осторожно положите на него ребенка, животом вниз. Придерживая малыша за
бока, медленно катайте его взад и вперед. Многим детям это упражнение
помогает успокоиться и заснуть.

√ Время для телевизора

Если в вашей семье любят смотреть телевизор, то на некоторое время
ребенок охотно составит вам компанию. Он с удовольствием будет
прислушиваться к новым звукам и наблюдать за движениями на экране; кроме
того, это позволит ему лишний раз побыть в кругу родных.

√ Запишите на пленку голос своего малыша
Если у вас есть магнитофон, с его помощью вы сможете развлечь своего
ребенка. Запишите на пленку звуки, которые он произносит. Старайтесь почаще
включать при нем запись. Разговаривая с магнитофоном, малыш может
успокоиться и заснуть.

Третий месяц жизни

Малышу 2 месяца… что он умеет теперь?
На 3 месяце ребенок начинает разжимать свои кулачки. Он уже сгибает и разгибает пальчики, сосредотачивая на них все свое внимание. Смотрите, малыш случайно захватил одну ладошку другой, он с интересом смотрит на них.

Кроха начинает понимать, что пухленькая ручка, которая так забавно шевелится, принадлежит именно ему! Такое поведение наблюдается у всех детишек трехмесячного возраста. Обратите на это внимание. По мнению педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу.

Ребеночек уже захватывает и удерживает погремушки и пластмассовые колечки, с помощью мамы попавшие ему в руки. По тому, как энергично кроха начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала.

В попытках все трогать, двигать кистью заключается очень важные для развития моменты: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Подвесьте над кроваткой подвеску или мобиль с звучащими игрушками. Кроха будет стараться специально задеть ручками игрушки, чтобы услышать издающийся от них звук.

А как он теперь сосет грудь (бутылочку)? Теперь, когда вы прикладываете ребенка к груди, он сам пытается найти сосок, сам приспосабливается, сам хватает его губами и начинает сосать.

Да что там грудь! Все, что попадает к маленькому естествоиспытателю в рот – собственная рука, уголок пеленки, погремушки – он все будет сосать! Но, поверьте, он прекрасно чувствует разницу между просто познанием окружающей среды с помощью рта и настоящим утолением голода. Заметьте, раньше ребенок сосал палец, если тот случайно попал к нему в рот. Теперь кроха делает это целенаправленно.

Комплексное развитие ребенка на 3 месяце первого года жизни

Подбираем для ребенка полезные игрушки

В этом возрасте Вашему ребенку пригодятся:

•Погремушки. Подробнее о том, как правильно выбрать погремушку, какие у нее бывают виды, как правильно ею играть, и какие надо знать правила безопасности и гигиены - читайте в статье - "Все о погремушке."
• и подвески. (Персональная статья о мобилях и подвесках);

•Развивающие коврики,

•Игрушки с сюрпризом,

•Куклы и мягкие игрушки (неваляшки, матрешки) - образные игрушки.

Как играть?

Игры, представленные в первых двух статьях (для детей первого и второго месяца жизни) трансформируются уже в более сложные, ведь Ваш малыш так быстро растет и развивается. Добавим к предыдущим еще несколько развивающих игр.

Развиваем зрение

Постоянно стимулируйте кроху фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте к более длительному сосредоточению на предмете. Например: возьмите в руку яркий шарик; когда ребенок поймает его взглядом, начните перемещать шарик слева направо, вверх-вниз. Говорите при этом: «Где же шарик? Посмотри, вот он где!». Хорошо, если шарик будет негромко звенеть, привлекая внимание.

Развиваем слух

Активно используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

Речевое развитие

Научите малыша высовывать язык, надувать щеки, шлепать губами – он с радостью станет повторять за вами эти движения, столь важные для формирования речевой активности. Произносите звуки, которые вы слышали от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.п. Тогда Ваше с крохой общение превратится в полноценный диалог, с множеством оттенков и интонаций! В разговоре малыш обычно участвует всем телом, размахивая ручками и ножками.

Раскрываем кулачки. Пальчиковые игры

Привяжите к пяльцам для вышивания колокольчики или бубенцы. Подвесьте их на ленте над кроваткой. Покачайте пяльцы, чтобы ребенок услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и направьте их к игрушке. Постепенно младенец научится сам захватывать колокольчики и звенеть. Тренировка захвата поможет справиться с гипертонусом и раскрыть ладошку, ведь это еще и массаж.

Чтобы ладонь быстрее раскрылась, надо чаще разминать и массировать пальчики малыша. Лучше всего это делать в игровой форме. Например:

Сорока-белобока
Сорока-белобока кашку варила,
кашку варила, деток кормила. (слегка щекотите ладошку ребенка)
Этому дала, (загибайте мизинчик ребенка)
Этому дала, (загибайте безымянный пальчик)
Этому дала, (загибайте средний пальчик)
Этому дала, (загибайте указательный пальчик)
А этому не дала: (шевелите большой пальчик)
Ты дров не носил, печку не топил,
Потому и ничего не получил! (слегка щекочем ребенка).

Развиваем координацию движений

Чтобы развить координацию движений у малыша в возрасте 3-ех месяцев, нужно постоянно стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему и маминому лицу, а также делать попытки захватить одну ручку другой.

Пальчиковая игра «Веселые ручки»

Для игры можно так же использовать яркий цветной носочек, браслет из бусин.

Положите ребенка на спинку. Улыбаясь крохе, начните рассказывать веселый стишок, сопровождая слова описанными ниже действиями:

«Ручки, ручки, не скучайте!» - При этом обхватите ручки в локтях, слегка потрясите, чтобы расслабить пальчики.
«Где вы были? Отвечайте!» - Перед лицом малыша сводите его ручки, так чтобы они задевали друг друга, и разводите, придерживая их за локотки.
«Посидели дома?» - Похлопайте раскрытыми детскими ладошками щечки малыша, дотроньтесь до головы: пусть ощупает свое лицо.
«И пошли к знакомым!» - А теперь сделайте то же самое – но уже с Вашим лицом.

     Игра в «прятки»

    Накиньте платок себе на голову, спросите: «Где мама? Куда мама спряталась? Найди маму!» Помогите малышу, если у него не получается, откройтесь сами и похвалите обязательно.

    А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. «Где мой сыночек Миша (дочка Маша)? Нет Миши. Куда же он убежал?» Снимите платок: «А-а-а, вот где мой Миша!»

    Продолжайте играть с малышом, пока ему это интересно, придумывая различные варианты данной игры.

Физическое развитие ребенка 3-го месяца первого года жизни 

Что уже умеет Ваш кроха? Двигательные навыки ребенка в 3 месяца
На 3 месяце ребенок начинает разжимать свои кулачки. Он уже сгибает и разгибает пальчики, сосредотачивая на них все свое внимание. Смотрите, малыш случайно захватил одну ладошку другой, он с интересом смотрит на них. Кроха начинает понимать, что пухленькая ручка, которая так забавно шевелится, принадлежит именно ему!

Такое поведение наблюдается у всех детишек трехмесячного возраста. Обратите на это внимание. По мнению педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу.

Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, младенец начинает значительно лучше контролировать движения головы. К концу 3 месяца ребенок уже хорошо держит голову, сидя у Вас на руках. Более того - уже может поворачивать ее вправо и влево.
Малыш теперь умеет переворачиваться с боку на бок. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое. Во время игры малыш может поднимать руки над головой.

Помогаем малышу развиваться!
• Когда младенец бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Пусть его кожа дышит, а движения приносят радость!
• Учеными доказано, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу. Хорошо, если в детской комнате температура воздуха не выше 18-22 градусов тепла.
• Для физического развития ребенка в этом возрасте очень важны упражнения, укрепляющие ноги, руки, мышцы спины и шеи: 
1. Положите малыша на спинку и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте перебирать ножками малыша, так, как будто он едет на велосипеде. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы доставить крохе удовольствие – напевайте веселую песенку. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.
2. Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что предметы бывают мягкие и твердые, а звуки громкие и тихие. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть тренируется. 
3. Положите малыша на животик и выложите перед ним что-нибудь очень интересное, например яркую неваляшку: внимание карапуза привлечет ее улыбающееся лицо, цвет, приятный звук. Не забывайте, что шейные мышцы у ребенка пока еще слабые, и он не может долго удерживать голову, поэтому длительность тренировки не должна превышать 1-1,5 минуты. Следите, чтобы кроха симметрично опирался на оба локтя.

Играем в движении

Кроме вышеперечисленных упражнений, необходимо обратить внимание на развитие локомоторики (совместных движений всего тела). Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от младенца яркую игрушку, чтобы она привлекала его внимание, и помогайте тянущемуся к ней малышу осторожно перевернуться со спины на живот.

Подробнее о развитии у ребенка умения переворачиваться читайте в статье «Массаж и гимнастика детей от 1,5 до 3 месяцев»

Большие ноги ходят по дороге (укрепляем ноги, микромассаж стоп)

К 3 месяцу младенец, если его придерживать подмышками, крепко упирается ногами в твердую поверхность. Предлагаем вам игру, совмещающую тренировку упора и массаж стоп, а также тактильные, осязательные ощущения.

Для игры понадобится: детский крем, коврик с шершавой поверхностью, любая ровная поверхность (стол, пеленальный столик), крупная неваляшка.

Погладьте ножки малыша, в том числе ступни. Нанесите на покрытие стола или пеленального столика крем и налейте немного воды. Так, чтобы получилась скользкая, но не холодная поверхность.

ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Ура! Прошло бессонное время ночных колик!!! Теперь малыш уже более спокоен, а, как следствие – Вы выспавшаяся и счастливая мама! Теперь, когда отпала проблема больного животика, младенец проявляет гораздо больший интерес к миру и событиям окружающей его жизни.

Привыкайте к новому состоянию вашего ребенка – “я познаю мир”. Помогайте вашему малышу получить новые впечатления. Но и тут нужно действовать осторожно – нагрузка на нервную систему малыша может оказаться слишком большой, поэтому возможна и быстрая утомляемость, и усталость. Если малыш закапризничал – возьмите его на руки, прижмите к себе, слегка покачайте и успокойте. Улыбнитесь, посмотрите крохе в глаза – зрительный контакт не менее важен, чем тактильный.

Наверное, Вы уже поняли - в 4 месяца улыбка ребенка уже не рефлекторная, как раньше, а вполне осмысленная. Более того, он не только улыбается – но и смеется! Не скупитесь на ласку, чаще берите малыша на руки, больше улыбайтесь ему, смейтесь. Так вы и его научите смеяться! Вы установите контакт со своим ребенком, начнете понимать друг друга. В этом взаимодействии заложен успех дальнейшего развития малыша.

И наоборот, если кроха капризничает – это также имеет эмоциональный подтекст. Научитесь его понимать - ведь для него плач - пока единственный доступный способ самовыражения. Малыш уже испытывает любопытство и радость, страх и разочарование. Только стабильная эмоциональная связь с любящими родителями или заменяющими их людьми – может обеспечить нормальное умственное и психологическое развитие ребенка.

Заметьте – как только Вы подходите к кроватке малыша – он сразу начинает улыбаться и двигаться! Это происходит потому, что ребенок уже научился ассоциировать ваш образ с приятными ощущениями и заботой, а вовсе не из-за того, что он просто копирует Ваши действия (как было раньше). Психологи назвали этот феномен - "комплексом оживления". Ребенку постоянно, когда он бодрствует, хочется видеть ваше лицо. Если Вы надолго исчезаете из поля его зрения, малышом овладевает беспокойство. Это происходит из-за того, что возникает нарушение "обратной связи", или, как говорят ученые, нарастает "тревога распада" в системе "мать и дитя".

Интересный способ понять ребенка – посмотрите на его язычок!
Каких только способов понимать "язык эмоций" не существует! К примеру, о многом может вам рассказать язычок младенца. Нет, конечно, не в прямом смысле, ведь разговаривать Ваш кроха пока не умеет. Просто при общении – наблюдайте за позицией его языка:

• в момент физической боли, при крике язычок малыша сильно напряжен, он поднят и заострен, как флажок, 

• в момент удовольствия язык ребенка мягкий, широкий. Лопаточкой язычок выглядывает в улыбке растянутых губ. 

• в момент радости, при смехе язычок мягко и более глубоко прогибается, образуя как бы вогнутый лепесток розы.

Развитие ребенка на 4-ом месяце жизни

Игра и игрушка

В этом возрасте Вашему ребенку пригодятся:

• Погремушки. Подробнее о том, как правильно выбрать погремушку, какие у нее бывают виды, как правильно ею играть, и какие надо знать правила безопасности и гигиены – 

• и подвески. 

• Развивающие коврики,

• Игрушки с сюрпризом,

• Куклы и мягкие игрушки (неваляшки, матрешки).

Развиваем слух ребенка

Кроха уже умеет локализовать звук в пространстве. Он поворачивает головку в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.

Познаем мир звука

Очень полезно для ребенка, если Вы будете постоянно комментировать, что именно видит малыш. Это должно войти в Вашу привычку.Например, вы заметили, что он услышал часы в комнате, повернул голову – скажите ласково: “часики, тик-так, тик-так”. 

Или на прогулке кроха услышал ворону, смотрит на нее – объясните ему: “ворона, кар-кар”. 

Так, со временем, Вы сформируете для ребенка понимание, что разные звуки издаются разными предметами или существами.

Поверьте, когда ребенку интересно, он впитывает информацию как губка. На примере своей дочки я наблюдала, что все эти мои рассказы про окружающий мир были не зря. Ведь как только малышка научилась говорить, она поразила меня знанием окружающих ее предметов, животных и тому подобное.

Музыка – воспитываем слух и ритм

Ребенок в возрасте 4 месяцев уже по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. Например, колыбельную слушает спокойно, внимательно смотрит на поющего, практически не двигаясь.

Включите ритмичную музыку! Малыш оживится, задвигает в такт ножками и ручками, улыбнется, и, быть может, даже запоет! После окончания пения еще некоторое время его оживление некоторое время сохраняется. 
Устраивайте почаще такие “музыкальные занятия” – так Вы воспитаете в малыше слух и ритм.

Попробуйте похлопать в ладоши в такт музыке или сделайте это с помощью деревянных ложек или бубна. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время ребенок научится замечать изменения в ритме.

Конечно, тут очень важно не "переборщить". Если вы заметили, что ребенок устал, не дожидайтесь слез, выключите музыку, возьмите его на ручки, ласково поговорите с ним, постарайтесь сменить обстановку. 

Если Вы так будете переключать ребеночка на другие занятия, он останется в хорошем расположении духа. И потом, уже не будет впадать в истерики, чтобы его выслушали или просто обратили внимание.

Развиваем речь ребенка

В 4 месяца большинство младенцев уже активно «разговаривают», нужно только научиться их понимать. Обычно первая речь крохи начинается с попыток произнести открытые гласные звуки «а» и «о». Теперь малыш научился «подключать к процессу» губки и язычок. Он уже может произносить согласные звуки: «п», «б», «м». Скоро, в конце пятого, на шестом месяце появятся и первые слоги.

Давай поговорим……по-взрослому…

Чаще разговаривайте с младенцем, рассказывайте ему о мире и окружающих предметах в доме, и слушайте, что он вам отвечает. Хорошо, если Вы включаете крохе лингафонные курсы, аудиосказки или занимаете его обучающими игрушками. Но, не менее важно для него сейчас - вместе разглядывать яркие несложные картинки и слушать ваши рассказы о том, что там нарисовано.

Рассказывайте малышу о своих планах и событиях прошедшего дня, показывать интересные предметы, когда выходите на прогулку. Любые свои действия сопровождайте словами. Например: когда кормите кроху, говорите "Открой ротик", когда одеваете – "Дай ручку", при игре – "Возьми зайку" и так далее. Меняйте интонацию, сочетайте речь с жестами и определенным выражением лица. С каждым днем малыш будет понимать обращенную речь все лучше и лучше.

… по-детски…

Развивайте у ребенка стремление к подражанию, особенно речевому. Внимательно слушайте «разговор» крохи, выделяйте произнесенные им звуки и повторяйте за ним. Присоединившись к гулению малыша, через некоторое время Вы увидите – что и он начинает повторять звук уже за вами! Это действительно веселое и полезное времяпрепровождение! Так у ребенка никогда не пропадет интерес к развитию речи!

Попросите мужа, бабушку (или кого то из близких) присоединиться к вашей беседе. Пусть они произносят по очереди один и тот же звук, например, длинный гласный "а". И хотя каждый повторяет звук по-разному, кроха постепенно поймет, что это тот же самый звук, что говорит он и мама. Потом это пригодится ему для понимания речи других людей, а не только мамы.

Со временем усложните задачу - введите в ваши «диалоги» новые звуки (для начала акцентируясь на гласных).

… меняя тембр…

Во время разговоров с крохой иногда меняйте тембр голоса. То Вы говорите басом, то высоким голоском, то напевами. Это тоже важно для предречевого развития.

…мимикой, жестами…

И хотя «разговоры» являются важным стимулом в развитии ребенка, это далеко не единственный способ общения с ним. Ребенку, как и вам тоже доступен язык мимики, жестов, различных действий. Например, если малыш не хочет спать, будьте уверены – свое нежелание он Вам всем своим видом продемонстрирует.

… и поёёёёём!

Пойте малышу песенки! Если кроха поет – подпевайте ему! 
Хорошо, если в Вашей песенке доминирует какой-либо звук. Если вы не знаете таких, обратите внимание на книгу А. Усачева - «Звукарик». Эти коротенькие стишки легко можно переложить на любую мелодию. Все эти песенки будут заканчиваться неожиданным для крохи образом, определенными звуками. Послушав песню несколько раз, ребенок уже будет ожидать в ее конце «сюрприз». Одной из таких песен является песня-игра «Ехали мы ехали…»

Развиваем координацию движений
Важнейшим этапом развития ребенка в возрасте 4-6 месяцев является развитие целенаправленных движений рук (координация в системе глаз-рука).

Хваталки-щупалки

Натяните над кроваткой веревочку, на которой очень крепко привязаны разнообразные предметы, имеющие разные формы, цвета и поверхности. Это могут быть: тряпочки и мешочки, набор разных пуговиц на леске, детали от конструктора, кусок клеенки, металлические ключи, деревянные ложки, пластмассовые и деревянные погремушки, резиновые игрушки и т.д.). В общем - все, что попадется Вам под руку!

Пусть малыш хватает и ощупывает и гремит – он будет очень доволен новым занятием. 

Иногда обновляйте самодельную композицию новыми предметами – и тогда интерес крохи не пропадет.

Только не забывайте про безопасность и гигиеничность игрушек. Следите за тем, чтобы их нельзя было оторвать и проглотить.

Тренируем захват предметов разной формы (развитие мелкой моторики)
Предлагаем Вашему вниманию пальчиковую игру, направленную на обучение ребенка захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.

Пальчиковая игра «Колобки и пеньки»

Для игры Вам потребуются разноцветные кубики (с гранью примерно 4 см) и небольшие шарики (способные уместиться в руку малыша) – всех по три штуки.
Положите кроху на животик (для его удобства можно подложить ему под грудь небольшой валик).

Положите перед ребенком шарик и весело скажите:

«Колобок, колобок, 
Отчего ты одинок? 
Тесто бабушка месила, 
На один всего хватило!»

Ребенок берет в шарик - следите, чтобы он правильно распределил пальчики по всей поверхности шарика. Затем положите перед ним еще один и продолжите:


«Нет, хватило теста ей! 
Вот второй! 
Так веселей!»

Малыш взял второй шарик? Возможно, он выпустит из руки первый – ничего страшного в этом нет. Теперь выложите третий шарик:
«Вот и третий колобок! 
До чего румяный бок!»

А теперь положите перед малышом в кубик, при этом читая:
«Колобочки-колобки, 
Пенек один, а вас-то три!»

Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика – так легче его ухватить. 

Для усложнения игры научите ребенка тянуться к предмету двумя руками, при этом кисти его ручек должны быть раскрыты.

Пальчиковая игра «Пианист»

Если Вы поняли, что Ваш малыш уже достаточно хорошо умеет управлять своими ручками – то предложите ему эту игру.

Она заключается в стимулировании у ребенка попыток нажимать на клавиши игрушечного музыкального инструмента, пока не удастся извлечь звук. Для игры потребуется игрушечное пианино или синтезатор.

Ваш кроха лежит на животе (чтобы избежать перенапряжения, под грудь положите валик), перед ним – «музыкальный инструмент». Поиграйте для начала с клавишами сами. Затем помогите малышу понажимать пальчиками на клавиши, постучать по ним ладошкой. При этом можно приговаривать потешку:

«Вот какой у нас артист, знаменитый пианист! 
Заиграет он сейчас, пустит всех в веселый пляс!»

Разнообразьте игру - помогите ребенку «заиграть» обеими руками сразу, разожмите его пальчики и проведите вдоль клавиш в обе стороны.

Развиваем тактильные ощущения и мелкую моторику
Мокро, сухо, твердо, мягко….

Правой ручкой ребенка гладьте вафельное полотенце, а левой - шлепайте по воде в тазике. Затем поменяйте ручки и продолжите занятие. 
Используйте разнообразные вариации: полотенце можно поменять на горох в миске, а воду в тазике на большую пищащую игрушку. Ребенку понравится – вот увидите!

Волшебные мешочки

Сшейте разноцветные мешочки разной формы, размера и типа поверхности ткани. Например: из вафельного и махрового полотенца (фланели, плюша, шелка...). Наполнить их можно разным материалом: рисом, манкой, горохом, вермишелью, ватой, бумагой и т.п. Пусть малыш ощупывает их (какие они разные на ощупь), трясет (и шумят по разному!).

Пальчиковые игры

Для развития мелкой моторики очень полезно играть в пальчиковые игры. Например: "Сорока-белобока".

Развиваем обоняние

Сшейте подобные мешочки (см. Волшебные мешочки). Наполните их разными ароматическими травами: мята, валериана, душица, мелисса, лимонник. Также в качестве наполнителя можно использовать пропитанную в аромамасле бумагу (лаванда, корица, и все вышеперечисленное).

Малышу очень понравится их нюхать, ощупывать, к тому же эти ароматы успокоят его, так как обладают прекрасными тонизирующими свойствами.

Физическое развитие ребенка на четвертом месяце первого года жизни

Оттачиваем физические навыки малыша
Возможно, Вы уже изучаете всевозможные календари развития ребенка на первом году жизни, и понимаете, как много еще требуется успеть Вашему малышу. Но, не стоит торопить события и пытаться учить ребенка тому, до чего он еще не "дорос" в СВОЕМ развитии. Каждый малыш индивидуален, и Вы обязаны учитывать индивидуальность своего крохи! Упорно тренируйте лишь то, что младенец умеет: поворачивать голову, приподниматься, лежа на животе и опираясь на предплечья, распрямлять ножки.

Не надо выполнять упражнения насильно, нужно внимательно следить за самочувствием и настроением крохи. Помните – Вы лишь должны помочь сделать необходимые действия ему САМОМУ, а не ЗА него.

Что уже умеет Ваш малыш? Двигательные навыки ребенка в 4 месяца

В возрасте 4 месяцев у малыша начинают исчезать многие безусловные рефлексы. Он начинает сознательно передвигаться по кроватке, поворачиваться в разные стороны, реагируя на звук, и т. д.

В этом возрасте гимнастические упражнения в сочетании с массажем способствуют развитию мышц и суставов опорно-двигательного аппарата ребенка, укрепляют его центральную нервную систему. 

В этот период ребенок делает первые попытки самостоятельно сидеть, поэтому гимнастические упражнения должны способствовать выработке нового для него навыка. Но, помните, сидение - должно быть самостоятельно приобретенным навыком, садить его строго запрещено. Еще слишком слабые мышци и косточки.

Как и в раннем возрасте, положительный эффект дают водные процедуры и занятия плаванием.

Занятия, необходимые для физического развития малыша на 4-ом месяце жизни

Учим переворачиваться на бок

Чтобы помочь ребенку научиться переворачиваться на бок, поместите сбоку от него яркую игрушку. Хорошо, если она будет новой для него и вызовет неподдельный интерес младенца. 

Отодвиньте эту игрушку подальше, чтобы малышу приходилось тянуться за ней.

Если у малыша не получилось сразу дотянуться до игрушки, не расстраивайте его - пододвиньте ее к нему.

Поможем малышу познать свои действия
Привяжите к ручке или ножке малыша бубенчик на ленточке – это очень понравится ребенку и позволит лучше ощущать свое тело.

Знакомим кроху со свойствами предметов – развиваем тактильные ощущения
На 4 месяце ребенок учится произвольно захватывать игрушки; движения при этом становятся более четкими и точными. Малыш начинает ощупывать предметы, он уже стал замечать их возникновение и исчезновение. Более того – ему легче теперь понимать их качества (например, тяжесть, размер). Кроха способен соотносить различные свойства предметов (оптические, звуковые и т.д.).
У младенца также начинает появляться попытки повторного притягивания к себе случайно схваченного предмета. Также кроха не преминет обследовать предмет губами и языком.

Микромассаж ладоней малыша

С 4 месяцев ребенок лежа на животе, уже может приподнять корпус и опираться на ладони выпрямленных рук. Используйте эту замечательную возможность для микромассажа ручек малыша! Ведь ни для кого не секрет, что именно на руке человека находится множество биологически активных точек.
Подложите под ладони крохи небольшие плоские подушечки с наполнителем из поролона. К подушечке нужно сделать набор чехлов из ткани, разной по цвету и фактуре. Для примера, это может быть фланель, шелк, клеенка, мягкий драп и т.д. А к одному из чехлов пришейте плоские пуговицы различной формы. Такие выступы будут массировать ручку крохи – создавая тем самым положительный эффект для укрепления его здоровья.

Теперь, когда Вы выложите кроху на животик, возьмите его руку за запястье и проведите ладошкой малыша по поверхности подушечки, пусть он ее ощупает и обопрется на нее.

Ищем отличие! Интересное упражнение с ленточкой и шнурком: 
Когда младенец лежит на спинке, вложите ему в ручки гладкую ленточку, и тихонечко вытяните ее из его рук. А теперь проделайте то же самое, но возьмите шнурок с узелками. Осторожно потягивая его за один конец, Вы побудите малыша крепче схватить предмет.

Хваталки

Предлагайте малышу для захватывания предметы различной формы (мягкие игрушки, крупные кубики из конструктора, колечки разного диаметра и т.д.). Такие упражнения развивают и мелкую моторику, и осязание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для устного журнала на тему: «Прогулка в лес с малышом»

Материал для устного журналана тему: «Прогулка в лес с малышом»для родителей  II младшей группы. Цель: помощь родителям правильно и интересно организовать прогулку с ребенком в ле...

Журнал для родителей"Самомассаж для малышей"

Журнал "Логовичок" в нашем ДОУ пользуется большим спросом, родители с интересом читают очередной выпуск, повышая свою компетентность в вопросах речевого развития детей. В данном выпуске Журн...

НОД "Журнал о диких животных для малышей"

Непосредственно - образовательная познавательная деятельность предназначена для детей подготовительной группы с целью систематизации представлений детей о диких животных Омского региона (внешний вид, ...

Презентация практикума для родителейРазвитие образной речи ребенка

Òоказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Журнал для родителей "Расти здоровым малыш"

Нам всем хочется, чтобы ребенок рос здоровым, крепким и ловким. А для этого необходимо, чтобы ваш малыш имел представление о том, что такое здоровье и как его беречь; зачем нужен режим, правильное пит...

Консультация для родителейРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшей группы

Развитие мелкой моторики пальцев руку детей младшей группыКонсультация для родителей...

СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТНОЙ ПРОГРАММЫ КО ДНЮ МАТЕРИ «ЛЮБЯЩИМ СЕРДЦАМ ОТ ЛЮБЯЩИХ СЕРДЕЦ»

Данный материал будет полезен для педагогов дошкольного образования при подготовке к празднику День матери....