Нравственное воспитание в народной педагогике
статья по теме

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_v_narodnoy_pedagogike.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

"Нравственное воспитание в народной педагогике"

Современное человечество представляет собой огромное множество различных исторически сложившихся общностей - наций, народностей, этнических групп. Каждая нация и народность отличается единством языка и культуры, имеет свои особенности в образе жизни, в образовании и воспитании.

         Национальное своеобразие воспитания проявляется у каждого народа как свое отличительное, самобытное (культура, язык, обычаи, традиции). Это своеобразие мы видим также в поведении людей, умении разговаривать и обсуждать какие-либо проблемы, выстраивать взаимоотношения и налаживать сотрудничество. По сути - это культура межнационального общения, где признание, понимание, принятие особенностей каждого человека и народа в целом реализуются во взаимодействии, в информационной, коммуникативной сферах деятельности человека и передаче опыта и культурного наследия от поколения к поколению.

        Духовное богатство народа тесно связано с народной педагогикой. Передача подрастающему поколению  социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляется через труд, созидательную деятельность,  и приобщение молодёжи к своей истории и произведениям народного творчества. Народные праздники, ритуалы, эпос, легенды, сказки, пословицы и поговорки, в которых воплощена народная мудрость, особенно богаты морально-этическими назиданиями, наставлениями, во многом отражают бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к  богатствам национальной, а через них – и мировой культуры,  приобщение к общенациональным ценностям, следование нравственным законам жизни.  

Издавна в народе считали, что искренность, доброта, трудолюбие - наилучшие качества, которые могут проявиться в человеке. Народная мудрость пропагандировала те черты, которые народ расхваливал, и осуждала все то, что отвергается как плохое. Уважение к людям разных национальностей, доброта, честность, искренность, верность, любовь, отвага в фольклоре всегда побеждают в борьбе против зла и бесчестия.

Нравственное воспитание может осуществляться на основе народных методов, которые способствуют формированию таких нравственных качеств, как сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброжелательные коллективные и национальные взаимоотношения. Нравственность – это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других – для себя.

Согласно народной педагогике нравственное воспитание включает в себя усвоение основ своей национальной культуры, свой родной язык, свои национальные традиции, обычаи и обряды, которые и определяют. На основе этого ребенок приобретает первый опыт морального поведения. Таким образом, уже первое знакомство с народными порядками способствует моральному воспитанию.  

Этнопедагогика исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.  Мы имеем возможность продемонстрировать культуру своего народа,  знать свои отличительные особенности, традиции, обычаи, народные промыслы, гордится этим своеобразием. Во всяком культурном вкладе есть нечто неповторимое, а потому особенно ценное. Культура – это сфера человеческой деятельности, которая испокон веков объединяла людей, позволяла им лучше понять друг друга.

Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности. Она существует столько времени, сколько существует сам народ.  Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.  В большинстве своем человек всегда чувствовал и понимал природу, бережно откосился к ней, обожествлял ее силы, восхищался ее творениями и явлениями.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к  своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д.С. Лихачев.

Ребенок с самого рождения общается с самыми близкими ему людьми – мамой, папой, бабушками, дедушками. Это общение несет положительный эмоциональный настрой, включает в себя национальный культурный колорит.  Личный пример (особенно родителей) – это самый радикальный, самый  действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству – всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности.

Фольклор - это самый доступный и полный источник для изучения народной духовной культуры. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать поступки и качества персонажей, осваивают правила морального поведения и моральные нормы.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, необходимо  показывать  своим собственным примером, а  также с помощью народных сказок. Эти сказки показывают:

 - как дружба помогает победить зло;

- как добрые и миролюбивые побеждают;

 - что зло наказуемо.

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица- умница. А для мальчиков – добрый молодец – сильный, смелый, бесстрашный.

 Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его как личность.

 Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. Во всех сказках есть персонажи, которые помогают положительному герою сохранить свои моральные ценности. Этот персонаж всегда появляются в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Часто сама природа помогает тому, кто добр к ней (яблонька, речка, животные).  Сказки как известно  идеализируют силу и возможности героев, но в их основе – народная вера в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели.

Пословицы и поговорки – бесценное наследие каждого  народа. Они накапливались тысячелетиями задолго до появления письменности и устно передавались от поколения к поколению.  В пословицах  выражены смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», «Жизнь прожить – не поле перейти». Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надежнее матери», «Кто матери не послушает, в беду попадет». Вовек не состарятся мудрые мысли о труде и учебе, составляющие главные напутственные слова молодому поколению: «Труд человека кормит, а лень портит», «Где труд, там и счастье», «Ученье – свет, а неученье – тьма», «Ученье да труд к счастью ведут», «Век живи, век учись». Народная мудрость учит преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй» (т.е. работай), «В беде руки не опускай – трудности преодолевай». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не лезь в воду», «Не руби сук, на котором сидишь», «Не беда ошибиться, беда не исправиться». Словом, коли дело не спорится, обратись за советом к пословице.

Связь поколений обеспечивают нам традиции, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразные традиции, тем духовно богаче народ, не что так не объединяет народ, как традиции.

Смысл воспитания – укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге – осознание принадлежности к своим корням.

Народная педагогика, как и все другие проявления духовной культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению. Одинаковые условия жизни, сходные обычаи и традиции оказывают взаимное влияние, порождают близкие по форме и содержанию сказки, поговорки, жизненные ценности.

Осознанная любовь к своему народу несоединима с ненавистью к другим. Любя и понимая свой народ, свою семью, человек будет больше любить и понимать другие семьи, другие народы. Если человек настроен на восприятие чужих культур, это приведет к осознанию ценности своей собственной культуры.

Литература

1.Волков Г.Н Этнопедагогика:  Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.– М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

2. Гребенкина Л.К., Аджиева Е.М. Своеобразие национального и патриотического воспитания. Педагогическое образование и наука. – 2006. -- № 3. – С.49–54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ НРАВСТВЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ НРАВСТВЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ...

Мультимедийная презентация по духовно нравственному воспитанию дошкольников. "Народные традиции. Пасха."

Приближается самый светлый праздник Пасха. Дети очень любят его, но, возможно не до конца понимают. Как рассказать детям о Пасхе? Познакомьте малыша с историей возникновения п...

Нравственное воспитание средствами народной педагогики воспитанников социально-реабилитационного центра

В результате реформирования современного российского общества образовался  кризис ценностей и социальных норм, в частности в вопросах воспитания моральных качеств подрастающего поколения. Детям п...

Программа духовно-нравственного воспитания "Тропинками народной мудрости"

Программа духовно-нравственного воспитания «По тропинкам народной мудрости» разработана и рассчитана на 2 года, для детей  старшего дошкольного возраста,  и  направлена на повышение ста...

Модель плана работы со старшими дошкольниками «Духовно-нравственное воспитание средствами музейной педагогики»

Внедрение музейной педагогики и стало благодатным условием, когда семья активно включилась в процесс духовно-нравственного воспитания совместно с  воспитателями, расширяя горизонты знания ребёнко...

Пестушки, потешки, прибаутки как средства воспитания в народной педагогике.

Пестушки, потешки, прибаутки как средства воспитания в народной педагогике....