Нравственное воспитание средствами народной педагогики воспитанников социально-реабилитационного центра
статья по теме
В результате реформирования современного российского общества образовался кризис ценностей и социальных норм, в частности в вопросах воспитания моральных качеств подрастающего поколения. Детям приходится самостоятельно делать нравственный выбор между добром и злом, любовью и ненавистью, состраданием и жестокостью. Морально-нравственные представления и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру складываются из ознакомления с элементами культуры своего народа.
В настоящее время вопрос воспитания нравственно-моральных качеств вновь становится актуальным, особенно для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, воспитанников социально-реабилитационного центра. Важной проблемой воспитания нравственно-моральных качеств является определение организационно-педагогических условий, средств и методов. Одним из средств воспитания моральных качеств является народная педагогика. Её средства: фольклор, природа, литература, музыка и т. д., — можно предложить рассматривать в качестве эмоциональных стимулов в воспитании нравственно-моральных качеств воспитанников социально-реабилитационного центра.
Эффективность воспитания нравственно-моральных качеств воспитанников реабилитационного центра средствами народной педагогики повысится, если будет соблюден комплекс организационно-педагогических условий:
- будет проводиться изучение и внедрение содержания и средств народной педагогики с учетом возрастных особенностей воспитанников;
- внедрение модели технологии, предполагающей определенный алгоритм воспитательного воздействия и взаимодействия субъектов.
Определение сущностных характеристик, моральных качеств личности воспитанника, формируемых средствами народной педагогики (музыкальный фольклор, природа, устное народное творчество, традиции), помогает установить алгоритм процесса воспитания нравственно-моральных качеств воспитанника, находящегося в социально-реабилитационном центре.
Потенциал средств народной педагогики состоит в многофункциональной значимости и универсальности этих истоков, воспитания моральных качеств личности воспитанников социально-реабилитационного центра, он направлен на воссоздание и усвоение социального опыта народа, в котором расширяются представления детей, формируется эмоционально-ценностное отношение, а также складывается и совершенствуется характер поведения личности по отношению к себе, окружающим людям, обществу в целом. Под средствами воспитания народной педагогики понимаются способы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений, развития мотивов и привычек нравственного поведения, воспитания нравственно-моральных качеств личности воспитанника.
Средства народной педагогики являются эмоциональными стимулами и. подразделяются на: эмоционально-образные - загадки, песни; потешки, праздники; природа;; проблемно-поисковые – народные игры, сказки, обряды и обычаи, пословицы и поговорки, приговорки, дразнилки, поддевки; оценочно-рефлексивные — общественное мнение, образ народного героя.
Воспитанники реабилитационного центра обращение к средствам народной педагогики, таким как фольклор, народная песня, традиции, праздники и обряды своего народа воспринимают с большим интересом, с удовольствием принимают участие в фольклорных праздниках, что помогает активизировать нравственную сферу воспитанников, придаёт особый смысл нравственно-моральным основам, заложенным народом.
Теоретически доказано, что средства народной педагогики в условиях воспитания являются важнейшим эмоциональным стимулом, который в сочетании с другими стимулами позволяет использовать все возможности для нравственного воспитания детей, находящихся в социально-реабилитационном центре.
Наиболее яркие по содержанию народная музыка, песни, фольклор, традиции, обряды, праздники, литература, в которых говорится о ценности моральных качеств, или опосредованно выражается отношение народа к ним способствует созданию ситуаций, вызывающих у воспитанников положительное восприятие нравственно-моральных ценностей и отторжение антиценностей.
Результатом применения средств народной педагогики явилась активизация интереса к народной культуре и различным явлениям действительности, возросший интерес воспитанников к вопросам морали и, как следствие, возросшее понимание жизненно важных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie.docx | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание средствами народной педагогики воспитанников социально-реабилитационного центра.
В результате реформирования современного российского общества образовался кризис ценностей и социальных норм, в частности в вопросах воспитания моральных качеств подрастающего поколения. Детям приходится самостоятельно делать нравственный выбор между добром и злом, любовью и ненавистью, состраданием и жестокостью. Морально-нравственные представления и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру складываются из ознакомления с элементами культуры своего народа.
В настоящее время вопрос воспитания нравственно-моральных качеств вновь становится актуальным, особенно для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, воспитанников социально-реабилитационного центра. Важной проблемой воспитания нравственно-моральных качеств является определение организационно-педагогических условий, средств и методов. Одним из средств воспитания моральных качеств является народная педагогика. Её средства: фольклор, природа, литература, музыка и т. д., — можно предложить рассматривать в качестве эмоциональных стимулов в воспитании нравственно-моральных качеств воспитанников социально-реабилитационного центра.
Эффективность воспитания нравственно-моральных качеств воспитанников реабилитационного центра средствами народной педагогики повысится, если будет соблюден комплекс организационно-педагогических условий:
- будет проводиться изучение и внедрение содержания и средств народной педагогики с учетом возрастных особенностей воспитанников;
- внедрение модели технологии, предполагающей определенный алгоритм воспитательного воздействия и взаимодействия субъектов.
Определение сущностных характеристик, моральных качеств личности воспитанника, формируемых средствами народной педагогики (музыкальный фольклор, природа, устное народное творчество, традиции), помогает установить алгоритм процесса воспитания нравственно-моральных качеств воспитанника, находящегося в социально-реабилитационном центре.
Потенциал средств народной педагогики состоит в многофункциональной значимости и универсальности этих истоков, воспитания моральных качеств личности воспитанников социально-реабилитационного центра, он направлен на воссоздание и усвоение социального опыта народа, в котором расширяются представления детей, формируется эмоционально-ценностное отношение, а также складывается и совершенствуется характер поведения личности по отношению к себе, окружающим людям, обществу в целом. Под средствами воспитания народной педагогики понимаются способы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений, развития мотивов и привычек нравственного поведения, воспитания нравственно-моральных качеств личности воспитанника.
Средства народной педагогики являются эмоциональными стимулами и. подразделяются на: эмоционально-образные - загадки, песни; потешки, праздники; природа;; проблемно-поисковые – народные игры, сказки, обряды и обычаи, пословицы и поговорки, приговорки, дразнилки, поддевки; оценочно-рефлексивные — общественное мнение, образ народного героя.
Воспитанники реабилитационного центра обращение к средствам народной педагогики, таким как фольклор, народная песня, традиции, праздники и обряды своего народа воспринимают с большим интересом, с удовольствием принимают участие в фольклорных праздниках, что помогает активизировать нравственную сферу воспитанников, придаёт особый смысл нравственно-моральным основам, заложенным народом.
Теоретически доказано, что средства народной педагогики в условиях воспитания являются важнейшим эмоциональным стимулом, который в сочетании с другими стимулами позволяет использовать все возможности для нравственного воспитания детей, находящихся в социально-реабилитационном центре.
Наиболее яркие по содержанию народная музыка, песни, фольклор, традиции, обряды, праздники, литература, в которых говорится о ценности моральных качеств, или опосредованно выражается отношение народа к ним способствует созданию ситуаций, вызывающих у воспитанников положительное восприятие нравственно-моральных ценностей и отторжение антиценностей.
Результатом применения средств народной педагогики явилась активизация интереса к народной культуре и различным явлениям действительности, возросший интерес воспитанников к вопросам морали и, как следствие, возросшее понимание жизненно важных проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-этическое воспитание посредством театрализованной деятельности в социально-реабилитационном центре
Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театрализованная деятельность, как самый эффективный спос...
Программа ознакомления с окружающим миром для детей дошкольного возраста, воспитанников социально-реабилитационного центра "Юный эколог"
знакомство с окружающим миром...
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков воспитанников социально-реабилитационного центра средствами коллективной изобразительной деятельности "Волшебные кисточки, талантливые пальчики"
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков воспитанников социально-реабилитационного центра средствами коллективной изобразительной деятельности "Волшебные кисточки, ...
Развитие нравственных качеств у воспитанников социально –реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.
Нравственное развитие и воспитание личности ребенка – одна из самых важных задач социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Нравственное воспитание является процессом, направленным на ...
Модель плана работы со старшими дошкольниками «Духовно-нравственное воспитание средствами музейной педагогики»
Внедрение музейной педагогики и стало благодатным условием, когда семья активно включилась в процесс духовно-нравственного воспитания совместно с воспитателями, расширяя горизонты знания ребёнко...
Презентация по духовно-нравственному воспитанию средствами народного творчества - опыт работы вторая младшая группа
Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников средствами народного творчества" во второй младшей группе...