Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков воспитанников социально-реабилитационного центра средствами коллективной изобразительной деятельности "Волшебные кисточки, талантливые пальчики"
методическая разработка на тему

Антонова Мария Викторовна

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков воспитанников социально-реабилитационного центра средствами коллективной изобразительной деятельности "Волшебные кисточки, талантливые пальчики" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

«СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «СВЕТЛЯЧОК»

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков

 детей средствами коллективной  творческой деятельности «Волшебные кисточки, талантливые пальчики»                                                                   

Разработана и реализуется

воспитателем

Антоновой М. В.

г. Тихвин

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития. Которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; кроме того, направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Так же на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества и конечно же на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Так же необходимо вспомнить и о еще об одной составляющей - социализация. Она является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Ведь именно через коммуникацию происходит то самое развитие сознания и высших психических функций. А умение ребенка позитивно общаться позволяет ему жить комфортно среди людей. Благодаря общению он не только познает другого человека, будь то взрослый или сверстник, но и все больше познает самого себя. В социальном развитии детей ведущую роль играют коммуникативные способности. Именно они и позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно и правильно выстраивать свое поведение.

          У большинства детей, поступающих в реабилитационные центры, отмечаются определенные нарушения в состоянии психического здоровья и развития. Специалисты отмечают, что у данной группы детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям, отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность. Наблюдается ограниченность объема запоминаемого материала, быстрая потеря информации. Основными чертами являются слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к коллективу, частая смена настроений, неуверенность в себе. У детей, находящихся в социально-реабилитационных учреждениях, имеются трудности в общении как со взрослыми, так и с детьми, в развитии  коммуникативных навыков. Большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.

           Занимаясь коллективной изобразительной деятельностью, воспитанники попадают в особую среду, где каждый может почувствовать себя комфортно, где смогут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития.

В процессе работы ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Значение занятий изобразительной деятельностью  заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умения доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

В процессе выполнения  коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие коммуникативных навыков, коррекция межличностных отношений, вырабатываются следующие умения:

- договариваться о совместной работе, ее содержании;

- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

- планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми:

- сначала дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем, затем они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;

- постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр.

К взрослому дети обращаются лишь тогда, когда не могут договориться самостоятельно.

В основном коллективные работы выполняются с детьми одного возраста. Периодически занятия проводятся с детьми разного возраста, когда старшие дети выполняют основное задание, а младшие помогают им наклеивать крупные части, дорисовывать.

Коллективные работы создаются детьми по рисованию, лепке, аппликации, по одному или двум-трем видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд).

Цель: развитие коммуникативных навыков детей  посредством коллективной изобразительной деятельности.

Образовательные задачи:

  • знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности,
  • знакомить детей с различными видами изобразительных техник (нетрадиционные способы рисования, коллаж, оригами и т.д.), многообразием художественных материалов и приемами работы с ними,
  • выявлять и раскрывать творческий материал воспитанника.

Воспитательно-реабилитационные задачи:

  • формировать умение работать в коллективе;
  • формировать умение включаться в творческий процесс через физические и словесные действия;
  • учить договариваться о совместной работе, ее содержании, работать вместе, уступать, помогать, подсказывать;
  • воспитывать бережное отношение к предметам как к результатам своего труда и труда товарищей;
  • воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.

Развивающие:

  • развивать речь детей через наблюдения, рассматривание картин, чтение стихов;
  • развивать воображение, творческие способности, художественный вкус, фантазию;
  • развивать мелкую моторику рук (координацию движений пальцев рук, укрепление мышц кистей рук);
  • развивать творческую активность и инициативу.

  Ожидаемые результаты программы:

  • рост позитивных изменений в поведении ребенка, его взаимоотношений со сверстниками и окружающими людьми;
  • частичное снижение социальной дезадаптации через технологию ситуации успеха;
  • развитие у воспитанников эстетического восприятия, воображения, познавательных процессов, коммуникативных навыков.

Программа предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Срок реализации: 1 год.

Методическая литература:

  1. Волшебные шнурочки: Пособие для занятий с детьми. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008
  2. Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий/ Под ред. А. А. Грибовской. – М.:ТЦ Сфера, 2007.
  3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Карапуз - дидактика» ТЦ Сфера, 2008.
  4. Ряжских О. «Увлекательное рисование»// Беспризорник – 2013 - №2
  5. Салагаева Л. М. «Чудесные скорлупки» - СПб «Детство-Пресс», 2005
  6. Слемзина Н. В. «Нетрадиционные техники изображения»//Беспризорник – 2009 -  №3
  7. Цветной мир. Коллаж – свобода творчества №2 – 2009

Тематическое планирование.

Месяц

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

Кол-во часов

Сентябрь

«Золотая осень»

Рисование

«Падают, падают листья»

Учить рисовать осенние листья приемом «примакивания» теплыми цветами на голубом фоне (небе). Развивать чувства цвета и ритма. Совершенствовать навыков работы с кистью. Знакомить с теплыми цветами спектра.

1

Аппликация

«Листопад, листопад, листья по ветру летят»

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Листопад» Учить раскладывать готовые формы (листочки) разного цвета и размера на голубом фоне, передвигать  в поисках удачного размещения и аккуратно приклеивать. Знакомить с техникой обрывной аппликации.

1

Коллаж (рисование+аппликация)

«Осенний парк»

Вызвать интерес к созданию работы и работе в парах. Учить передавать краски осени с помощью акварели, учить рисовать деревья восковыми карандашами, учить рисовать акварелью «по - сырому». Учить созданию композиции с использованием нетрадиционного материала – цветного поролона.

2

Октябрь

«Что нам осень принесла?»

Бумагопластика

«Ваза с фруктами»

Учить «лепить» из бумаги овальные, вытянутые и круглые формы, передавать особенности формы фруктов, учить композиционному решению на листе бумаги. Учить договариваться друг с другом во время размещения деталей на листе.

1

Лепка

«Ох, ох, вот какой у нас горох»

Учить передавать форму стручков гороха с помощь пластилина на плоскости (на листе бумаги) Учить приемам лепки.

1

Аппликация

«Груша с гусеничкой»

Учить составлять целый апплекативный образ из 2-3 готовых силуэтов. Формировать композиционные умения,-создавать композицию из разнородных элементов.

1

Аппликация

«Заготовки на зиму»

Формировать композиционные умения – создавать композицию из разнородных элементов на фоне, передвигать детали в поисках лучшего размещения. Развивать чувство цвета.

1

Ноябрь «Что нам осень принесла?»

Бумагопластика

«Гроздья красные рябины»

Учить «лепить» из бумаги  круглые формы, передавать особенности формы ягод, учить композиционному решению на листе бумаги. Учить договариваться друг с другом во время размещения деталей на листе.

1

Лепка

«Грибы на пенечке»

Учить детей лепить грибы конструктивным способом из двух-трех частей. Показать приемы моделирования шляпки гриба. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции.

1

Коллаж (аппликация+рисование)

«Грибы в лукошке»

Вызвать интерес к созданию работы.

Рисование грибов – учить детей рисовать нетрадиционным способом – ладошкой.

Наклеивание лукошка, осенних листьев, шляпок грибов – формировать навык работы с клеем.

Рисование веточки рябины – учить детей рисовать пальчиком, формировать навык работы с красками.

Учить договариваться о последовательности действий во время работы.

2

Декабрь «Зима»

Рисование

«Снежный кролик»

Учить рисовать с помощью новой техники - тычок сухой жесткой кистью, учить передавать образ животного,  настроения стихотворения с помощью художественных средств.

1

Аппликация

«Зимнее окошко»

Наклеивание снежинок из полосок с учетом исходной формы(круг, шестиугольник), дорисовывание узоров фломастерами или красками (по выбору детей)

1

Рисование

«Вьюга-завируха»

Рисование узоров в технике по-сырому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета.

1

Аппликация

«Зимний пейзаж»

Создание коллективной композиции в технике «резанная нить», совершенствование умений работать с ножницами, клеем.

1

Январь «Новогодний праздник»

Рисование

«Елка, елочка, зеленая иголочка»

Рисование жесткой сухой кистью, украшение пушистой нарядной елочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета.

1

Аппликация

«Нарядная елочка»

Создание образа новогодней елки, украшение елки цветными «игрушками» и «гирляндами». Экспериментирование с художественными материалами и инструментами.

1

Лепка

«Новогодние игрушки»

Моделирование игрушек из 2-3 частей. Сочетание разных приемов лепки.

1

Рисование

«Серпантин танцует»

Свободное проведение линий разного цвета и различной конфигурации. Самостоятельный выбор листа бумаги для фона. Раскрепощение рисующей руки. Развитие чувства цвета и формы.

1

Февраль «В гостях у сказки»

Аппликация

«За синими морями, за высокими горами»

Создание образов сказочных атрибутов – синего моря и высоких гор. Освоение техники обрывной аппликации: разрывание бумаги на кусочки и полоски, сминание, наклеивание в соответствии с замыслом.

1

Лепка

«Мышка и репка»

Лепка репки в определенной последовательности: раскатывание шара, сплющивание, вытягивание хвостика, прикрепление листьев. Создание образа мышки: лепка конусообразной формы, заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – веревочки, для глазок – бусинок)

1

Сюжетная лепка

«Робин Бобин Барабек»

Создание шуточной композиции по мотивам литературного произведения. Лепка отдельных изображений по замыслу(яблоки, печенье, орехи, камушки и т.д.) и выкладывание их на общей основе (живот или стол Робина Бобина).

1

Рисование

«В некотором царстве»

Рисование по мотивам сказок. Самостоятельный выбор темы, образов сказочных героев и средств художественно-образной выразительности.

1

Март «Мамин праздник»

Рисование

«Цветок для мамочки»

Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор красок, размера кисточек и формата бумаги.

1

Аппликация

«Букет цветов»

Создание красивой композиции: выбор и наклеивание вазы (из фактурной бумаги) и составление букета из бумажных цветов. Развитие чувства цвета и формы.

1

Лепка

«У бабушки в гостях»

Создание композиции из соленого теста. Лепка баранок, бубликов, конфет, чайника с чашками, совершенствование приемов и способов лепки, раскрашивание готовых изделий.

1

Аппликация

«Фиалки»

создание композиции из тканевых салфеток, развивать способность чувствовать специфику материала, развивать умение создавать полуобъемную композицию.

1

Апрель «Весна»

Рисование

«Сосульки-плаксы»

Создание изображений в форме вытянутого треугольника. Сочетание изобразительных техник: обрывная аппликация, рисование красками и карандашами.

1

Лепка

«Сосульки-воображульки»

Освоение способа лепки предметов в форме конуса. Моделирование сосулек разной длины и толщины. Поиск приемов для усиления выразительности образов: сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, налепы.

1

Коллаж (рисование+аппликация)

«Солнышко смеется»

Совершенствование навыка работы с красками, кисточкой, учить рисовать ватными палочками, дополняя работу деталями (рамка из фигурных макарон и др.)

2

Май «Человек и домашние животные, птицы»

Бумагопластика

«Цып, цып, цыплятки-желтые  ребятки»

Учить формировать шар из бумаги, маленькие конусы. Передавать характер образа через выразительные средства изобразительного материала.

1

Аппликация

«Котята»

Создание коллективной композиции в технике «резанная нить», совершенствование умений работать с ножницами, клеем.

1

Лепка

«Ути-ути»

Познакомить со скульптурным способом лепки, применять знакомые способы лепки. Развивать чувство формы и пропорций.

1

Раздел

Баллы

Критерии оценки

Общение

3

Легко общается  в коллективе, владеет навыками вежливого поведения.

2

Требуется незначительная помощь воспитателя в сотрудничестве с детьми, стремление к общению со сверстниками.

1

Ребёнок не инициативен в общении: необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

Планирование

3

Умеет совместно со сверстниками планировать и раскрывать тему, находить пути решения задач, доброжелательно относится к мнению других.

2

Строит разнообразные новые идеи: индивидуально подходит к творческим замыслам, но не воспринимает  мнения других.

1

Не умеет находить пути решения задач без помощи взрослого.

Оценивание

3

Умеет адекватно оценивать работу. Понимает о недопустимости равнодушия (от качества труда  каждого ребенка зависит результат работы)

2

Умеет видеть положительные работы сверстников, но выделять только свой труд.

1

Не умеет оценивать и сравнивать конечный результат.

Изо-навыки

3

Легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами.

2

Испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами.

1

Выполняет работу однотипно, материал использует неосознанно.

Творчество

3

К выполнению задания относится с творческой фантазией, работа отличается оригинальностью.

2

Требуется незначительная помощь воспитателя в стремлении к наиболее полному раскрытию замысла.

1

Не стремится к полному раскрытию замысла, необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.


«Критерии оценки овладения воспитанниками коллективной изобразительной деятельностью»

Фамилия,

имя

ребенка

Коллективная изобразительная деятельность

Коммуникативные способности

Способности по изо-деятельности

Уровень освоения программы

Общение

Планирование

Оценивание

Изо-навыки

Творчество

начало года

конец года

начало

года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

Уровни:

Высокий

Средний

низкий

Шкала уровней:0-6 – низкий уровень, 7-11 – средний уровень, 12-15 – низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР средствами коллективной творческой деятельности

Статья посвящена аспектам развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи черех технологию Иванова "Коллективное творческое дело"...

обобщение опыта работы по развитию творческих способностей воспитанников социально-реабилитационного центра

Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей воспитанников на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник в условиях социаль...

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики в средней группе «Говорящие пальчики»

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка  (актуальность, цель и задачи, принципы, положенные в основу рабочей программы)  ………………&hel...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по социально-коммуникативному развитию «Хозяюшка»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по социально-коммуникативному развитию «Хозяюшка»...

Итоговое занятие по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительная общеразвивающая программа) психологического развития «Комфорт» (для детей средней группы)

Данный конспект ООД разработан для закрепления и обобщения знаний, навыков и умений, полученных детьми в течение года; для выявления уровня коммуникативных навыков, зрительной  памяти, мышления, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитии коммуникативных качеств дошкольников через татарский фольклор «Тамчылар»

Цель кружка: Познакомить детей с самобытностью народной культуры. Приобщить к культуре татарского народа, его духовным и нравственным ценностям. Воспитывать интерес и любовь к музыкальному и устному т...