Развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР средствами коллективной творческой деятельности
статья по теме

Статья посвящена аспектам развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи черех технологию Иванова "Коллективное творческое дело"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КТД Иванова29.62 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования  Администрации города Бийска»

МБДОУ «Детский сад №65-Центр развития ребенка»

«Развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР

средствами коллективной творческой деятельности»

Опыт обобщен:

воспитателем

МБДОУ

«Детский сад №65-ЦРР»

Нагих  Ириной Владимировной

2014 год

«Развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР

средствами коллективной творческой деятельности»

                                               

Аннотация.  Данная статья посвящена аспектам развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через технологию Иванова «Коллективное творческое дело».             

Человек, является социальным существом и поэтому с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности к личностному общению и сотрудничеству к потребности в эмоциональном контакте.  Этот факт определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.

Так как общение является сложной и многогранной деятельностью оно требует специальных знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного нашими предшественниками. Высокий уровень коммуникативности - это  залог               успешной адаптации человека в любом социуме, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

Выбирая работу над развитием коммуникативных навыков воспитанников  я осознаю, что в современных условиях она приобретает иное качество. В современном обществе стремительно развивающиеся новые информационные технологии, создают специфическую коммуникативную среду (компьютерная сеть, телевизионные телевидение и т.д.). Следовательно возрастает роль диалога при решении задач международного значения и внутриполитического характера, интенсифицируются межнациональные контакты. В этом контексте общение и его значение для развития личности - важная проблема научных исследований.

Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как уникальному периоду развития личности определяет задачи расширения возможностей каждого ребенка для компетентного выбора своего жизненного пути, который будет проявляться в осведомленности о правилах осуществления общения, личностной ориентированностью на другого человека,  активностью в разных видах деятельности.

Современная педагогика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. Концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем лежит в основе многочисленных публикаций. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.

Так же в некоторых исследованиях отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская) и влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).

 Сформированность коммуникативных умений становится более очевидной на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие определённых умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, нарушает процесс обучения в целом. Следовательно,  развитие коммуникативности является приоритетом в обеспечении преемственности дошкольного и начального  образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

Изменение отношения к дошкольному детству потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса, личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития детей, который помог бы им осознать себя субъектами деятельности, ощутить чувство психологической защищенности. Психолого-педагогические исследования доказывают, что это во многом определяется содержанием и характером общения с воспитателем (М.И. Лисина, В.Р. Лисина, В.А. Петровский), с родителями (З.М. Богуславская, С.В. Корницкая, А.Г. Рузская и др.), отношениями со сверстниками (JI.H. Башлакова, Т.И. Ерофееева, А.А. Рояк), деятельностью и достижением успеха в ней (Р.С. Буре, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина), культурой общения (Т.А. Антонова, М.В. Ильяшенко, Н.С. Малетина, С.В. Петерина).

Если характеризовать  изученность проблемы применительно к дошкольному возрасту, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных навыков  мало разработаны.  Содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей дошкольного возраста,  недостаточно раскрыты,  не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования. Имеющиеся исследования  выделяют противоречие между признанием значимости коммуникативных умений в воспитании личности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности и неразработанностью методического инструментария формирования данных умений, в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования.

Данное противоречие позволило  сформулировать проблему исследования: как в современном дошкольном учреждении в соответствии с обозначенной в педагогике и психологии важностью общения в развитии личности дошкольника сделать процесс формирования коммуникативных умений наиболее успешным, отвечающим требованиям практики?

 В своей работе основываюсь на положения философии и социологии о человеке как высшей ценности общества и самоцели общественного развития, о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности, общедидактические положения о формировании умений и навыков, теоретические разработки в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко и др.).

Новшество проявляется в необходимости решения одной из важнейших проблем в современной парадигме образования – модернизации.

В связи с внедрением ФГОС ДО проблема развития коммуникативных навыков у детей с ОНР средствами коллективной творческой деятельности является наиболее актуальной и эффективной.

Осуществляя работу по развитию коммуникативных навыков у детей с ОНР основывалась на положения философии и социологии о человеке как высшей ценности общества и самоцели общественного развития, о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн), общедидактические положения о формировании умений и навыков (Л.С. Выготский,А.Е. Дмитриев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин), теоретические разработки в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко и др.).

Идея моей работы заключается в том, что дети сами ищут дело по душе, сами его планируют (придумывают, режиссируют) при активном участии педагога. Коллективное творческое дело ценно тогда, когда в нем каждому члену коллектива находится дело по душе. Это важно. Я выступаю в роли лидера, в роли советника, могу руководить или даже не принимать участие, а только наблюдать за ходом развития событий.

Суть каждого дела – забота о своем коллективе, друг о друге. Дело это коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важных задач, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое, потому что не может твориться по шаблону, всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые возможности.

Коллективное творческое дело по  – это практическая забота обо всех сторонах жизни, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. Любое дело становится коллективным и творческим, если его придумали, подготовили и провели сами, а не предложили со стороны в готовом виде.

Для оргавнизации процесса развития коммуникативных навыков у детей с ОНР средствами коллективной творческой деятельности осуществлен системный подход в работе средствами коллективного творческого дела у детей с общим недоразвитием речи.

Во-первых, разработан перспективный план на два года, который представляет собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности по каждой возрастной группе.

Во-вторых, разработана система психолого-педагогических средств по формированию коммуникативных навыков дошкольников средствами коллективного творческого дела, как важнейшего личностного новообразования. Дети с удовольствием путешествовали в страну знаний, организовывали «Сказочный переполох», участвовали в КВН «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу», выпустили газету «Волшебница зима», агитационного плаката «Помогите птицам», создали книгу о животных севера, провели трудовой десант, совершили экскурсию в осенний лес.

    Чтобы отследить результативность работы, в начале и в конце учебного года проведено диагностическое обследование по изучению коммуникативных навыков. С этой целью  были использованы такие методики как «Изучение коммуникативных навыков», методика «Изучение навыков культуры общения». По условиям методики «Изучение коммуникативных навыков» дети объединялись в пары. Им были даны по одному изображению рукавички и попросили  украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Пояснили, что сначала нужно договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к работе. Детям дали набор карандашей предупреждая, что ими нужно делиться. Анализ деятельности детей осуществлялся по отдельным показателям сформированности коммуникативных навыков. Обработка результата проводилась в форме анализа того, как протекало взаимодействие детей в ходе выполнения задания. Наблюдения показали, что дети с трудом умели договариваться, приходить к общему решению. Дети не могли адекватно оценить результат своей деятельности и деятельности партнёра. Результаты по этой методике получились следующие: 63% детей показали низкий уровень сформированности коммуникативных навыков, 30% средний уровень, 7% низкий уровень.

Анализ особенностей детей со сверстниками проводился в течение трёх недель и показал следующие результаты. Культура приветствий у большинства детей сформирована. Обращает на себя внимание низкая культура диалога. Очень часто, дети, не дослушав партнёра по общению, перебивают друг друга и взрослых. В ситуациях конфликта многие проявляют аффективно-экспрессивные средства - возмущаются, кричат. Таким образом, результаты наблюдения за детьми свидетельствуют о недостаточной сформированности коммуникативных навыков.

    Подводя итоги работы, отмечается, что у дошкольников в ходе реализации проблемы сформировались коммуникативные навыки, произошли также изменения и в личной сфере: дети стали более доброжелательными, научились быстрее и легче находить выход из конфликтных ситуаций, т.е. перенесли навыки творческого поведения из экспериментальных ситуаций в житейские. Кроме того, наблюдения показали, что используемые коллективно творческие дела оказывают положительное влияние не только на воображение и мышление дошкольников, но и в ряде случаев на их эмоциональное состояние.

Литература,

1. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М.:Педагогика, 1977.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1968

3. Венгер Л. А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического   исследования // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1986.

4. Воспитание самооценки и активность у детей дошкольного возраста. - М., 1973.

5. Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987г.

6. Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Воcприятие и действие. М., 1967.

7. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1983.

8. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников // Генетические проблемы социальной психологии. - Минск. - 1985.

9. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990Венгер А.Л., Слободчиков В.И.,

10. Эльконин Д.Б. Проблемы детской психологии и научное творчество Л.С. Выготского//Вопросы психологии.-1996.-№6.

11. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1989.

12.Анисимович О. Самооценка ребенка(Беседы с психологом) //Солнышко. – 2003.-6 ноября.

13. Ремизова Г.Е. Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте // Обруч.- 2001.- № 4.- С.17

14. Иванов И.П. Методика Коммунарского воспитания./ И.П. Иванов Просвещение 1990. - с. 59-63.

15. Караковский В. Воспитательная работа в школе./ В. Караковский // КТД «Памятник Букве Е» 2008 - №1.С. 103-106.

16. Иванов И.П.Энциклопедия КТД  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков воспитанников социально-реабилитационного центра средствами коллективной изобразительной деятельности "Волшебные кисточки, талантливые пальчики"

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков воспитанников социально-реабилитационного центра средствами коллективной изобразительной деятельности "Волшебные кисточки, ...

Презентация "Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"

quot;Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"...

Статья «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

В статье рассматриваются игры-ситуации в театрализованной деятельности как средство развития коммуникативных навыков дошкольников....

Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность

Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность      Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообще...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПосещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жит...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие коммуникативных навыков у детей 1-3 лет посредством театрализованной деятельности».

quot;Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» – Б.М. Теплов.Детский сад ...

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста средствами игровых методов

Учёными установлено, что развитие коммуникативной функции речи ребенка зависит от наличия мотивации, возникающей на основе побуждения высказать свои чувства и мысли. Речь ребенка раннего возраста пред...