Педагогический проект: Развитие коммуникативных навыков воспитанников в объединении «Школа будущего первоклассника» в условиях «ЦДОД»
проект (подготовительная группа) на тему

В  современных условиях реформирования системы образования проблема формирования коммуникативных навыков, а так же коммуникативной готовности к школе выходит на уровень актуальной  социально-педагогической проблемы. От её решения во многом зависит успешность освоения детьми школьных знаний; эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, и в целом - успешность школьной и социальной адаптации детей. Коммуникативные навыки развиваются у дошкольников в повседневной деятельности, в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, совместной и театральной деятельности. Но как оказывается на практике умение устанавливать взаимоотношения как со сверстниками и с взрослыми остается одной из главных проблем некоторых детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, коммуникативная готовность к школьному обучению развита недостаточно. Для решения этой проблемы необходимо создать особые условия, отвечающие современным требованиям к образовательным результатам старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Содержание

1.Введение                                                                                                с.3

2.Пояснительная записка                                                                        с.4

3.Теоретическое обоснование использования инновационных

педагогических технологий в развитии коммуникативных

навыков старших дошкольников                                                                     с.8

4.Особенности образовательного процесса по

коммуникативному развитию дошкольников  в условиях Центра                             с.9

5.Роль родителей в формировании коммуникативных

навыков воспитанников объединения                                                        с.16

6.Диагностический инструментарий по выявлению уровня

развития коммуникативных навыков воспитанников объединения

«Школа будущего первоклассника»                                                        с.18

7.Заключение                                                                                            с.25

8.Литература                                                                                          с.27

«Ввести ребенка

 в мир человеческих

 отношений - одна из важных

 задач воспитания личности

ребенка дошкольного возраста»

 В.А. Сухомлинский.

1. Введение

Дошкольный возраст – это период больших перемен и подготовки к новому этапу детства – обучению в школе. Именно в этот период активно протекают процессы всестороннего развития ребенка, формирование новых умений и навыков, получение новых знаний. Умение вступать в контакты с другими людьми, устанавливать с ними взаимоотношения обеспечивает успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве, что является одной из основных задач объединения «Школа будущего первоклассника», которое функционирует в условиях дополнительного образования. Данное объединение создано для детей, не посещающих дошкольное учреждение. В объединении занимаются 15 человек,  пять раз в неделю. В предметное расписание каждого дня входит три занятия. Время занятий с 9.00 до 11.50 часов.  Программа объединения  рассчитана на один год обучения и представляет собой систему подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, необходимые для успешного интеллектуального и социального развития детей,  адаптации   к   школьному   обучению.

2. Пояснительная записка

В  современных условиях реформирования системы образования проблема формирования коммуникативных навыков, а так же коммуникативной готовности к школе выходит на уровень актуальной  социально-педагогической проблемы. От её решения во многом зависит успешность освоения детьми школьных знаний; эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, и в целом - успешность школьной и социальной адаптации детей.

Коммуникативные навыки развиваются у дошкольников в повседневной деятельности, в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, совместной и театральной деятельности. Но как оказывается на практике умение устанавливать взаимоотношения как со сверстниками и с взрослыми остается одной из главных проблем некоторых детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, коммуникативная готовность к школьному обучению развита недостаточно. Для решения этой проблемы необходимо создать особые условия, отвечающие современным требованиям к образовательным результатам старших дошкольников.

Сильные стороны поддержки  развития коммуникативных навыков дошкольников в объединении «Школа будущего первоклассника» в условиях ЦДОД

  • Создана  благоприятная  предметно-развивающая среда для социального развития дошкольников 6-7 лет.
  • Организована социально-психологическая поддержка детей группы адаптации.
  • Единое  ведение образовательного процесса  педагогов – специалистов, работающих в объединении «Школа будущего первоклассника».
  • Накоплен опыт по диагностике социально – личностного развития детей 6-7 лет.
  • Реализуется программа по привлечению родителей к образовательному процессу объединения.

Проблемы развития коммуникативных навыков в условиях объединения «Школа будущего первоклассника»

на уровне  объединения

  • Традиционно    объединение «Школы будущего первоклассника» формируется из детей посещающие раннее разные детские сады, а также детей вообще не посещающих  дошкольное учреждение (по болезни, по причине малообеспеченности семьи и т.д.). Отсюда на начальном периоде формирования детского коллектива существуют следующие проблемы:

на уровне детей:

  • прослеживается дефицит культуры общения и внимания детей друг к другу.

на уровне педагога:

  • возникают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, агрессивность и т.п.;
  • трудности в организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях;
  • несоответствие диагностических критериев определения уровня сформированности коммуникативных навыков воспитанников объединения «Школа будущего первоклассника» и современных требований к образовательным результатам коммуникационного развития детей 7 лет.  

на уровне родителей:

  • присутствует недопонимание родителями значимости коммуникативного развития детей, большое значение родители уделяют познавательному развитию детей.

В связи с этим формирование коммуникативных умений и навыков и их диагностика становится приоритетным направлением в организации образовательного процесса в дошкольном объединении Центра.

Объект: коммуникативные навыки детей 6-7 лет  в объединении «Школа будущего первоклассника».

Предмет: процесс развития коммуникативных навыков воспитанников на занятиях в объединении «Школа будущего первоклассника» в условиях ЦДОД.

Цель: оптимизация работы по развитию коммуникативных навыков детей 6-7 лет объединения «Школа будущего первоклассника».

Задачи:

  • Способствовать возможности проявления самовыражения и умений регулировать свое поведение в коллективе.
  • Выявить степень разработанности проблемы развития коммуникативных навыков в объединении Центра.
  • Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности.
  • Обогатить образовательный процесс дидактическими и методическими материалами по теме проекта.
  • Откорректировать диагностический инструментарий по определению развития коммуникативных навыков дошкольников.

Гипотеза

Использование оптимальных инновационных форм и методов в учебно-воспитательном процессе объединения «Школа будущего первоклассника» в условиях ЦДОД способствует развитию коммуникативных навыков дошкольников.

Методы:

Обзор литературы по проблеме исследования

Анкетирование родителей

Диагностика

Тесты

Этапы работы над проектом:

Подготовительный  (осень 2015 год)

Обзор психолого-педагогической литературы по проблеме.

Анализ образовательного процесса по формированию коммуникативных навыков.

Практический этап   (2015г.-2017г.)

Применение разнообразных форм организации учебной деятельности.

Использование методик педагогических технологий по развитию коммуникативных навыков детей на занятиях: личностно-ориентированного обучения, исследовательская, технология проблемного обучения, ТРИЗ, информационно - компьютерная, игровая.

Оказание  консультативно-просветительской помощи родителям (консультации, информационное просвещение). Подборка диагностического материала, проведение диагностики.

Разработка методических рекомендаций для родителей по развитию коммуникативных навыков дошкольников.

Активизация родителей в учебно-воспитательном процессе объединения.

Аналитический этап   (2018г.)

Анализ результатов итоговой диагностики коммуникативного развития детей объединения «Школа будущего первоклассника».  

Предполагаемый результат

  • Положительная динамика развития коммуникативных навыков детей 7 лет.
  • Опыт позитивного общения с детьми, приобретенный за время реализации проекта.
  • Создание сборника дидактических игр на развитие межличностных отношений старших дошкольников, подборки консультаций и рекомендаций для родителей по коммуникативному развитию.
  • Обновление диагностического инструментария  согласно новым законодательным требованиям к образовательным результатам старших дошкольников.

3. Теоретическое обоснование использования инновационных педагогических технологий в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников

Понятие «коммуникативные навыки» в психолого-педагогической литературе

В педагогике термин «коммуникативные навыки» объединяет широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение.

По мнению Е. Кормильцевой и Л.Г. Соловьевой любой коммуникативный навык подразумевает, прежде всего, распознавание ситуации, после чего в голове выплывает меню со способами реакции на эту ситуацию, а затем  выбирается из списка наиболее подходящий и удобный способ для дальнейшего применения.

Коммуникативные навыки представляют собой индивидуально-психологические свойства личности ребенка, обеспечивающие ей условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект-субъектных отношений (Л.Я. Лозован).

Коммуникативные навыки являются условием развития личности детей и проявляются в процессе общения.

Таким образом, все трактовки понятия «коммуникативные навыки», встречающиеся в психолого-педагогической литературе, объединяет практическая направленность, которая указывает  на те или иные компоненты общения: умение своевременно вступать в диалог и завершать его, используя речевые обороты для установления контакта; поддерживать и завершать диалог; умение отвечать на вопросы, задавать вопросы в ходе диалога; слушать собеседника.  

Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы.

Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического воздействия на учебно-воспитательный процесс, то есть использование таких эффективных педагогических технологий, которые бы содействовали лучшему развитию этих навыков;  технологии, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт.

4. Особенности образовательного процесса по коммуникативному развитию дошкольников  в условиях Центра

Содержание работы по развитию коммуникативных навыков дошкольников в объединении «Школа будущего первоклассника»

Образовательный процесс  объединения по развитию коммуникативных навыков основывается на принципах:

1. Принцип интергративности (взаимосвязь с другими видами деятельности).

 2. Разнообразие тематики и методов работы.

 3. Максимальная активность детей.

4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми (взаимосвязь ребёнка и взрослого).

 6. Принцип индивидуального подхода к детям (дифференцированный подход).

 7. Принцип игровой подачи материала

Образовательный процесс объединения представляет собой интегрированный комплекс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, необходимые для успешного интеллектуального и социального развития детей,  адаптации   к   школьному   обучению: «Занимательная математика» - математика для дошкольников, «Здоровячок»- физическая культура, «Живулька»- ознакомление с окружающим миром, «Книголюб»- ознакомление с художественной литературой, «АБВГД-йка»- обучение грамоте, «Веселая геометрия»- основы геометрии, «Родной язык»- развитие речи, изобразительное искусство, художественный труд.

Работа объединения сопровождается блоком разнообразных воспитательных мероприятий и коллективно-творческих дел, направленного на  проявления доброты, сочувствия к окружающему миру, доброжелательного и внимательного  отношения к ровесникам, взрослым и пожилым людям (см. приложение  № 1):

  • беседы (« Мои друзья», «Все начинается со слова «Здравствуйте!»»);  
  • викторины («Будь вежлив», «Наши любимые сказки»);                                  
  • чтение художественной литературы с последующим обсуждением (В.Осеева «Рассказы для детей», Л.Толстой «Рассказы о детях»);
  • акции («Сохраним ёлочку – зелёную иголочку!», «Акция добрых дел», «Птичья столовая»);
  • коллективные творческие дела (изготовление открыток к «Дню пожилых людей», ветеранам ВОВ и т.д.);
  • праздники («Бабушка рядышком с дедушкой», «Весенняя капель», «День именинника», «Никто не забыт – ничто не забыто!» и т.д.);
  • открытые занятия «На помощь к птицам», «Чёрное золото» и т.д.);
  • презентации («День птиц», «В гостях» и т.д.);
  • экскурсии в лес, в библиотеку.

Инновационные технологии, способствующие развитию коммуникативных навыков дошкольников

Методической основой  учебных занятий является системно-деятельностный подход, который предполагает использование следующих инновационных технологий:

  • технология личностно-ориентированного обучения (обеспечение комфортных условий в объединении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов ребёнка);
  • технология исследовательской деятельности (развитие и обогащение социально-личностного опыта детей посредством включения их в сферу межличностного взаимодействия);
  • технология проблемного обучения (воспитание способности анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ);
  • ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) (развитие такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения);
  • информационно-компьютерная технология (преодоление интеллектуальной пассивности детей на занятиях, повышение мотивации детей к учебному процессу, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников);
  • игровая технология (развитие индивидуально – творческие способности, навыков социального поведения, сотрудничества).

Все вышеперечисленные технологии направленны на развитие коммуникативных навыков: желание и умение детей вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию; умение решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Учебное занятие как средство формирования коммуникативной компетентности детей 6-7 лет

И так, основой образовательного процесса объединения  является учебное занятие.

Рассмотрим процесс организации учебных занятий как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников.

Учебные занятия  пронизаны идеей формирования речевой культуры,  культуры общения и обретения опыта социального сотрудничества между педагогом и детьми, между детьми. Планирование и подготовка к занятиям происходит с использованием личностно-ориентированной технологии. Работа на занятиях с детьми строится на тесном взаимодействии педагога и ребенка, проявлении уважения к личности каждого ребенка, доброжелательном внимании к нему, создании ситуации успеха (позитивное общение «Не рядом, не над ним, а вместе!», установление доверительных взаимоотношений, поощрение, учёт мнения каждого ребёнка).

Широко используются различные формы "занятий с увлечением", насыщенные играми и самостоятельными творческими делами, такие, как: 

  • урок-соревнование («Весёлые старты»);
  • урок-конкурс («В мире сказок»);
  • урок-путешествие («Встреча с весной»);
  • урок-КВН («Математический КВН»)

Для создания заинтересованности каждого ребенка в работе всех и стимулировании детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться на занятиях используется решение детьми проблемных вопросов и ситуаций, которые:

  • предоставляют  детям возможность, путем сравнений, рассуждений, найти средства решения, используя ранее усвоенные знания и умения («Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились. Как ей узнать время?»);
  • побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия («Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…»);
  • побуждают детей вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями («Что было бы, если съесть незнакомую ягоду?»);
  • решить проблемных ситуаций межличностных отношений сверстников («Света заходит в класс и громко говорит, - Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой - конфеткой.  Почему обиделась Света?»).

Особое внимание уделяется созданию ситуаций для самопроявления взаимопонимания и проявлению  взаимовыручке.

На занятии используются правила: «Правила поведения» («сделал сам – помоги другому», «поднятая рука»), «Звуковой сигнал» («весёлый звонок») и т.д.

При работе с воспитанниками объединения активно используется парная и групповая формы организации совместной деятельности. Формирование групп происходило с учетом межличностных отношений между воспитанниками, а так же с учётом познавательных способностей детей. Состав групп мог быть разным, в зависимости от цели работы: разноуровневым или одноуровневым. Во время работы в группах ребята обсуждают задание и способ выполнения, помогали друг другу в выполнении задания или проверяли правильность выполнения работы.

Благодаря применению таких форм на занятиях, дети в процессе обучения учатся общению друг с другом, а именно: умению слушать и слышать друг друга, воспринимать и уважать точку зрения своего собеседника, умению договориться со своим собеседником и распределять роли в паре.

Осуществляется работа по организации самопроверки и взаимопроверки. Для закрепления темы учебного занятия широко использовались карточки с занимательными заданиями, которые подобраны с учётом индивидуальных способностей детей. 

С целью формирования  умения детей самооценивать свою работу широко используются приемы рефлексии:

- для определения настроения и эмоционального состояния детей:

  • «Цветок настроения»,
  • «Звездопад»,
  • «Дерево чувств» и т.д.;

- для определения степень достижения детьми цели занятия, осмысления ими способов и приёмов своей работы:

  • «Лесенка успеха»,
  • «Светофор»,
  • «Смайлики» и т.д.;

- для выявления уровня осознания содержания пройденного:

  • «Солнышко»,
  • «Незаконченное предложение»,
  • «Дело в шляпе» и т.д. (см. приложение  № 2). 

Исследовательская деятельность - одна из эффективных форм детско-взрослой деятельности, способствующая формированию коммуникативных навыков старших дошкольников.

Коммуникативному развитию воспитанников объединения «Школа будущего первоклассника» способствуют следующие исследовательские работы: «Будем вместе зимовать», «Зелёный друг», «Ивашка – разноцветная рубашка» (см. приложение  № 3).  Надо отметить, что применение исследовательской технологии не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческими  работами воспитанникам предлагается проблемная  задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты (изучение строения деревьев, птичьих перьев, эксперименты с карандашной стружкой, нефтью).

В ходе исследовательской деятельности дошкольники приобретают социальные навыки. Дети становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, но и установленными нормами. У детей развиваются навыки самостоятельности, активности, ответственности, интерес к познанию.

Для повышения результативности учебного занятия, расширения кругозора, снижения утомляемости, коррекции зрения на занятиях используются:

  • мультимедийные презентации (комплексы зрительных гимнастик, физкультминуток, викторины, «Устный счёт», «В стране знаний», «Космос», «Рождество» и т.д.);  
  • познавательные  мультфильмы, видеоролики («Как растут грибы?», «Уроки тётушки Совы», «День птиц» и т.д.);
  • слайд шоу (демонстрационный материал к занятиям).

Применение информационно-компьютерной технологии способствует эффективному усвоению учебного материала, развитию у воспитанников памяти, воображения, внимания.

Широко используются игровые технологии. Присутствие на занятиях игровых приемов и ситуаций стимулируют воспитанников к учебной деятельности, учат сотрудничать, активно слушать и говорить самому, перерабатывать информацию.  

На учебных занятиях используются разнообразные игры, которые состоят из трёх блоков (см. приложение №4):

  1. игры, направленные на формирование умения распознавать эмоциональное состояние другого человека, называть это состояние и учитывать его при взаимодействии («Ты мне нравишься (паутина)», «Говорящие очки», «Передача чувств», «Цвета эмоций» и т.д.);
  2. игровые упражнения, направленные на формирование умения вести диалог с взрослыми и сверстниками, принимать участие в коллективных делах («Телеграф», «Переговоры», «Совет волшебников», «Что ты можешь предложить?» и т.д.);
  3. игровые ситуации и ролевые игры, направленные на формирование навыков позитивного общения с  взрослыми и сверстниками (инсценирование сказок «Заячья избушка», «Заяц – хваста» и т.д.; сценок «Мы тоже воины», «Спор овощей» и т.д.; ситуаций «Маша и ваза», «Встреча друзей», «Учимся быть вежливыми», «Давайте поговорим»).

Данные игры способствуют решению проблемы межличностных отношений, приобретению опыта взаимоотношений.

Проектирование занятий по развитию коммуникативных навыков  с  использованием личностно-ориентированной технологии

Программа объединения «Школа будущего первоклассника» сопровождается проведением развивающих занятий воспитательного характера направленных на формирование взаимоотношения  в коллективе сверстников.  Цель данных занятий: помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Данные занятия дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал, позволяющий понять себя и другого, пережить радость открытия своего «Я» в лучшем проявлении, позволяют обеспечить психологическую подготовку детей к школе.

Одним из блоков развивающих занятий является снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками, развитие навыков общения, который включает в себя проведение таких психологических игр: «Солнце в ладошке», «Встрече с другом», «Помирились»,  «Правила дружбы»  и т.д.  

Для достижения положительной динамики развития коммуникативных навыков дошкольников особое внимание уделялось работе с родителями.

5.Роль родителей в формировании коммуникативных навыков воспитанников объединения

С целью осведомлённости родителей о вопросе коммуникативного развития детей 6-7 лет в сентябре проводится анкетирование (см. приложение 5), результаты которого позволили сделать следующие выводы:

1. На вопрос «Считаете ли Вы развитие коммуникативных навыков необходимым условием при подготовке детей к школе?» 40% родителей ответили «затрудняюсь ответить». Это говорит о том, что родители плохо осведомлены в вопросах значимости коммуникативного развития детей в предшкольной подготовке детей.

2. Подавляющее большинство родителей (65%) занимают пассивную позицию в развитии навыков общения детей. Родители объяснили это занятостью на работе и бытовыми проблемами.

3. 70% родителей хотели бы получать информацию о коммуникативном развитии детей на родительском собрании, консультациях.

С целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах развития коммуникативных навыков дошкольников используются такие формы взаимодействия:

  • родительские собрания («На пороге школьной жизни», «Общение дошкольников со сверстниками») (см. приложение 6);
  • индивидуальные беседы («Ваши отношения с детьми», «Чем и как занять ребенка дома», «С кем и как дружит мой ребенок»);
  • консультации («Учите детей общаться!», «Агрессивный ребёнок. Что делать?», «Игра как средство воспитания», «Если у ребёнка нет друзей», «Не кричи на меня», «Ребенок и компьютер»)  (см. приложение 7);
  • совместные праздники детей и родителей («Бабушка рядышком с дедушкой», «Новогодняя сказка», «Бравые солдаты», «Мамин день», «Скоро в школу»)  
  • совместные праздники детей и родителей («Бабушка рядышком с дедушкой», «Новогодняя сказка», «Бравые солдаты», «Мамин день», «Скоро в школу»)  
  • открытые занятия («Цифра 4», «Встреча с весной», «В сказочном лесу»);
  • участие родителей в исследовательской деятельности («Будем вместе зимовать», «Зелёный друг», «Ивашка – разноцветная рубашка»);
  • выставки детского творчества («Осенняя пора», «В гостях у Деда Мороза», «Моей мамы лучше нет», «Военная техника», «Весенний пейзаж»);
  • театрализованные представления для детей с участием родителей («Капризка», «Никто не забыт, ничто не забыто»). 

Такая целенаправленная работа способствовала обогащению просветительской культуры родителей по коммуникативному развитию старших дошкольников, а так же  осознанному включению их в единый совместный с педагогами учебно-воспитательный процесс объединения «Школа будущего первоклассника».                                                                                        

С целью выявления динамики роста уровня развития коммуникации у воспитанников в начале и конце учебного года проводится диагностическая работа.

6.Диагностический инструментарий по выявлению уровня развития коммуникативных навыков воспитанников объединения

«Школа будущего первоклассника»

Для выявления развития коммуникативных навыков воспитанников в начале учебного года (сентябрь) в объединении «Школа будущего первоклассника» проводится диагностическая работа по критериям: 

  • уровень произвольности поведения (понимание ребенком профессиональной роли педагога, умение   слушать и действовать в соответствие с его указаниями);
  • уровень формирования учебного сотрудничества (сформированность навыков учебного сотрудничества, умения работать со сверстниками);
  • уровень развития детского коллектива (определение межличностных отношений, наличие у детей дружеских контактов) .

Диагностическая работа включала в себя использование следующих методик:

  • методика «Запрещенные слова» (Д.Б.Эльконин);
  • графический диктант(Д.Б.Эльконин);
  • образец и правило (А.Л.Венгер).
  • тест «Пьедестал».
  • методика «Какой у нас коллектив».

Данный диагностический инструментарий позволил определить уровень коммуникативного развития детей на начало обучения в объединении.

Результаты начальной диагностики коммуникативного развития детей объединения «Школа будущего первоклассника» (см. приложение 8):

Начальная диагностика (сентябрь 2015 уч.г.) исследования коммуникативного развития показала следующие результаты:

  • проявление непроизвольности поведения (умение слушать и действовать указаниям педагога) –17% детей;
  • недостаточно сформированы навыки учебного сотрудничества –42% детей;
  • уровень развития детского коллектива составляет – 38%.

Анализ диагностических работ показал, что дети  на начало обучения характеризуются  наличием коммуникативных проблем: неумение общаться в коллективе, негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, замкнутость, уединение. Ребята отмечают, что в группе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

Это объясняется  новой для ребенка учебной обстановкой, а также ограниченностью «домашних» детей в общении со сверстниками.

Разрешению  выявленных проблем коммуникативного становления дошкольников в образовательном процессе способствует использование традиционных и инновационных форм работы.

С целью выявления динамики роста уровня развития коммуникации у воспитанников в конце учебного года (май) была проведена диагностическая работа.

Результаты итоговой диагностики коммуникативного развития детей объединения «Школа будущего первоклассника» (см. приложение 8)

Диагностика развития коммуникативных навыков детей на конец

2015 -2016 учебный год показала следующие результаты:

  • проявление непроизвольности поведения (умение слушать и действовать указаниям педагога) –67% детей с высоким уровнем, 25% - со средним, 8% - с низким уровнем;
  • у всех детей сформированы навыки учебного сотрудничества;
  • уровень развития детского коллектива составляет – 92%.

Анализ диагностических работ на конец учебного года показал, что уровень развития коммуникативных навыков значительно повысился, дети достаточно легко вступают в контакт с взрослым и со сверстниками, отвечают на поставленные в ходе диалога вопросы, умеют слушать собеседника, работать совместно, с желанием и без видимого напряжения выполняют учебные обязанности. Наблюдаются дружеские взаимоотношения (в группе нет «пренебрегаемых» и «изолированных» ребят). Практически все ребята группы охарактеризовали наше объединение, как дружный коллектив.

 Однако, оптимизация  учебно-воспитательной работы по формированию коммуникативных навыков дошкольников объединения «Школа будущего первоклассника»  привела к необходимости корректировки диагностических критериев развития коммуникативных навыков воспитанников, с учётом современных требований к образовательным результатам старших дошкольников.

Изменения в контрольно-оценочном блоке по выявлению уровня развития коммуникативных навыков детей 6-7 лет  

«Школы будущего первоклассника»

На 2016-2017 учебный год  была проведена корректировка критериев определения коммуникативного развития  воспитанников объединения.

Новым  законодательством  определены следующие показатели к ребенку, вступающему к школьной жизни:

  • опыт  социального (учебного, игрового)  сотрудничества: умение работать в группе (определять цели,  выбирать способы действий, предметы и инструменты  для выполнения  деятельности, договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать результат и  свой вклад);
  • речевая культура: знакомство со звуками, буквами,   овладение навыком чтения; умение участвовать в беседе, диалоге, составить предложение, дать распространенный ответ; умение выбирать и использовать средства языка в соответствии с ситуацией речевого  общения;
  • культура общения: умение соблюдать принятые этические нормы общения;  иметь понятие об этике общения и общественном этикете; опыт партнерских   межличностных отношений, стремление к эмоционально-положительному паритету в межличностном общении.  

Для определения сформированности данных критериев используются такие методики (см. приложение №9):

  • уровень социального сотрудничества

Карта наблюдений.

Методика «Ковёр»  (Овчарова Р.)

  • уровень речевой культуры

Мониторинг достижения детьми результатов освоения Программы «От рождения до школы» (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева)

  • уровень культуры общения

Карта наблюдений.

Беседа (Ю.В. Филиппова).

Диагностическая работа по выявлению уровня развития коммуникативных навыков дошкольников строится совместно с педагогом-психологом, который в течение первой недели обучения ведёт наблюдение за детьми в учебной и игровой деятельности. По результатам  наблюдений педагог-психолог даёт рекомендации, с учётом которых строится учебно-воспитательная работа объединения.

Сравним предыдущую и откорректированную диагностики:

Предыдущая диагностика

Откорректированная диагностика

показа тель

крите рий

методи ка

форма

показа тель

крите рий

методи ка

форма

уровень произвольности поведения

понимание ребенком профессиональной роли педагога, умение   слушать и действовать в соответствие с его указаниями

методика «Запрещенные слова» (Д.Б.Эльконин)

игровое упражнение

уровень социального сотрудничества

умение работать в группе

Карта наблюдений;

методи ка «Ковёр»  (Овчарова Р.)

Наблюдения в учебной, игровой, исследовательской деятельности, в воспитательных мероприятия, при решении проблемных ситуациях; игра в командах.

уровень формирования учебного сотрудничества

сформированность навыков учебного сотрудничества, умения работать со сверстниками

графический диктант (Д.Б.Эльконин);

образец и правило (А.Л.Венгер).

игровые упражнения

уровень речевой культуры

развитие речи

Мониторинг достижения детьми результатов освоения Программы «От рождения до школы» (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева)

Тесты, игровые упражнения, беседы, составление рассказов по картинкам

уровень развития детского коллектива

определение межличностных отношений, наличие у детей дружеских контактов

«Пьедестал».

методика «Какой у нас коллектив».

тесты

уровень культуры общения

умение соблюдать принятые этические нормы общения;  опыт партнерских   межличностных отношений.

Карта наблюдений;

беседа (Ю.В. Филиппова)

Наблюдения в учебной, игровой, исследовательской деятельности в воспитательных мероприятия, при решении проблемных ситуациях; беседа.

Таким образом, использование откорректированной диагностики позволяет более полно раскрыть коммуникативные способности детей и сделать соответствующие выводы, определить   результативность применения инновационных форм и методов в учебно-воспитательном процессе объединения.

Данный диагностический инструментарий апробирован  в 2016-2017 учебном году.

Результаты начальной диагностики коммуникативного развития детей объединения «Школа будущего первоклассника»

Диагностика развития коммуникативных навыков детей на начало 2016 -2017 учебный год показала следующие результаты (см. приложение №10):

  • у детей недостаточно сформированы навыки социального сотрудничества -  13% детей с высоким уровнем, 73% - со средним, 13% - с низким.
  • сформированность навыков речевой культуры–0 % детей с высоким уровнем, 53% - со средним, 47% - с низким уровнем;
  • большинство детей не выполняют элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками, не делятся своим эмоциональным состоянием, не все откликаются на эмоциональные проявления сверстников –12% - детей с высоким уровнем, 13% - со средним, 47% - с низким.

Анализ диагностических работ на начало учебного года показал, что дети прислушиваются к идеям сверстников, но применяют в деле редко, при разрешении конфликтных ситуаций пользуются только помощью взрослого, часто применяют силовые способы; при выполнении коллективных  заданий с трудом приходят к общему решению поставленной задачи, нет навыков работать сообща, учитывая мнения других детей. У воспитанников объединения  плохо развиты речевые навыки: умения вести коллективную беседу, аргументировать свой ответ, последовательно изложить услышанное или увиденное, дать полный ответ на вопрос, составлять сложные предложения; плохо сформирована звуковая сторона речи  - 6 детей имеют дефекты речи. Большая часть детей (9 человек) не умеет корректировать свое поведение в зависимости от ситуации общения. Не все ребята имеют представление о поведении в потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе.

Для решения данных проблем намечена оптимизация работы по развитию коммуникативных навыков детей 6-7 лет. Итогом работы будет  диагностирование в конце учебного года, где будет видна динамика коммуникативного развития воспитанников.

7.Заключение

И так,  цель проекта по оптимизации коммуникативных навыков детей 6-7 лет через участие в жизнедеятельности объединения «Школа будущего первоклассника»  достигнута, задачи решены, а гипотеза подтверждена.

Подтверждением являются  результаты итоговой диагностики, где прослеживается положительная динамика роста уровня развития коммуникации у воспитанников, участие детей в научно-исследовательской конференции «Я – исследователь», в онлайн конкурсах («Академия таланта», «Апельсин», «Южный полюс», «Звёзды нового века»),  а так же отзывы учителей школы.

В ходе реализации проекта были выбраны такие оптимальные  формы и методы работы для развития коммуникативных навыков воспитанников объединения:

  • применение разнообразных форм организации учебной деятельности, форм организации учебного сотрудничества;
  • использование современных инновационных технологий;
  • организация воспитательных мероприятий и коллективно-творческих дел;
  • проведение коррекционно-развивающих занятий;
  • совместная работа с родителями.

Однако, оптимизация  учебно-воспитательной работы по формированию коммуникативных навыков дошкольников объединения «Школа будущего первоклассника», а так же  современные требования к образовательным результатам старших дошкольников привели  к корректировке диагностических критериев развития коммуникативных навыков воспитанников. Новые критерии способствуют определению уровня коммуникативного развития воспитанников объединения в полном объёме, а так же отслеживанию динамики развития коммуникативных навыков в процессе игровой, учебной, исследовательской, воспитательной деятельности.

Для решения коммуникативных проблем,  выявленных в процессе диагностирования воспитанников объединения, совместно с педагогом-психологом организованы коррекционные занятия. Педагогом-психологом проводится индивидуальная работа с детьми «группы риска», а также индивидуальное консультирование с родителями с целью повышения уровня развития коммуникативных навыков дошкольников.

Проводимая работа с родителями способствует повышению внимания родителей к коммуникативному развитию детей, как к одному из условий предшкольной подготовки детей 6-7 лет. Особое внимание уделяется речевой культуре, умению детей общаться как со сверстниками, так и с взрослыми, соблюдая принятые этические нормы общения, стремлению детей к эмоционально-положительному паритету в межличностном общении. Работа с родителями обогащает их воспитательный опыт и повышает  эффект семейной подготовки к школе.

Таким образом,  целенаправленная системная работа в объединении направленна на развитие коммуникативных навыков, позволяющие благоприятно преодолеть период адаптации первоклассников к школьной жизни:

  • желание и умение детей вступать в контакт с окружающими;
  • умение организовать общение,
  • включающее умение слушать собеседника,
  • умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию;
  • умение решать конфликтные ситуации;
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

В результате работы над проектом были созданы:

  1. сборник дидактических игр на развитие межличностных отношений старших дошкольников;
  2. подборка консультаций и рекомендаций для родителей по коммуникативному развитию;
  3. сборник приёмом рефлексии;
  4. конспекты занятий («На помощь к птицам», «Чёрное золото»);
  5. детские исследовательские работы («Будем вместе зимовать», «Ивашка – разноцветная рубашка»).

8.         Литература

Нормативная база

1.        Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской  Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273от 273-ФЗ. Глава 10. Дополнительное образование.

2.        Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г № 1008.

3.        Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14 утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва).

4.        Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва)

5.        Устав МБУДО «ЦДОД» пгт. Нижний Одес.

6.        Дополнительная образовательная программа: структура, содержание, технология разработки. Метод. рекомендации / Автор-составитель Сивкова М.Г. – Сыктывкар, 2004.

Книги и брошюры:

1.        Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.

2.        Арцишевская И.Л. работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2008.

3.        Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно – методическое пособие.- СПб.: ООО Издательство Детство – пресс, 2011

4.        Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – М.: Издательство «Аркти», 2003.

5.        Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

6.        Ильин. Г. Проективное образование и становление личности - Высшее образование в России. - 2001. - №4.

7.        Майер А.А. Предшкольная подготовка детей в дополнительном образовании. Учебно-методическое пособие. – СПб: ООО Издательство «Детство – пресс», 2009.

8.        Михеева Е. В. Современные технологии обучения дошкольников: Учебное пособие, Волгоград: Учитель, 2013.

9.        Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. – Дошкольное образование. – 2003. - №8.

Интернет – ресурсы:

http: Социальная сеть работников образования  nsportal.ru

http://detsad-kitty.ru/metod/1421                                                                                                              http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/prazdniki-v-dou                                                                     http:Материалы сайта по дошкольному воспитанию. pedsovet.ru

http://pandia.ru/text/79/151/60843-4.php

http://festival.1september.ru/articles/633252/

http://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-u-obuchayuschihsja-osnovnyh-komunikativnyh-umenii-kak-osnovnoi-faktor-ih-uspeshnoi-socializaci.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника»

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдру...

"Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника"

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Как же помочь ребен...

Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Цель проекта  - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...

Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Цель проекта  - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...

Авторская рабочая программа по развитию психологической готовности детей к школе «Будущий первоклассник…»

     Задачи программы:1.                      Развитие психологической и ...

Педагогический проект "Развитие коммуникативных навыков через использование инновационной технологии Капитовской О. А."

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе ...

Педагогический проект «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недос...