Педагогический проект "Развитие коммуникативных навыков через использование инновационной технологии Капитовской О. А."
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Беседина Лариса Сергеевна

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Исходной формой коммуникативной речи является диалог, который рассматривается как обмен партнеров высказываниями-репликами. Диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов.

При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется и снижается уровень общения. С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее этот опыт речевого общения ребенок переносит во взаимоотношения со сверстниками. У старших дошкольников ярко выражена потребность в общении, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.

Цель даннго проекта обусловлена необходимостью преодоления имеющихся речевых нарушений и развития коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии Капитовской О. А., Плохотнюк М. Г.

В рамках проекта была создана серия интерактивных дидактических игр.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Слайд №1

Название «Развитие коммуникативных навыков через использование инновационной технологии Капитовской О. А., Плохотнюк М. Г.»

Слайд №2

ТИП ПРОЕКТА: практико –ориентированный.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный (1 год).

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети всех возрастных категорий, воспитатели групп, профильные специалисты, родители.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: коммуникация.

Слайд №3

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Исходной формой коммуникативной речи является диалог, который рассматривается как обмен партнеров высказываниями-репликами. Диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется и снижается уровень общения. С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее этот опыт речевого общения ребенок переносит во взаимоотношения со сверстниками. У старших дошкольников ярко выражена потребность в общении, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.

Слайд №4

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают большие трудности в общении.

На фоне системных речевых нарушений у них задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности. Так же у детей с ОНР возникают препятствия в усвоении родного языка. Мы считаем, что в коррекционном процессе незаслуженно принижена роль развития диалогической речи.

Диалогическая речь, которой дошкольник овладевает в первую очередь, имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Поэтому развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

Слайд №5

Цель обусловлена необходимостью преодоления имеющихся речевых нарушений и развития коммуникативных навыков  через использование инновационной технологии Капитовской О. А., Плохотнюк М. Г.

Слайд №6

Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи,

Слайд №7

Удачное сочетание традиционных и авторских подходов к решению проблемы обучения диалогической речи детей с задержкой речевого развития позволяет прогнозировать положительные результаты

Слайд №8

Полноценное развитие диалогической речи у детей с ОНР возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого. По данным А.Г. Рузской это организация речевой среды, общение взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Вот почему, не отказываясь от других приемов работы, используется работа по закрытой картине (серии картин) или со спрятанным предметом. Цель работы с закрытой картиной или спрятанным предметом — научить детей задавать вопросы (картинка на первом этапе повернута тыльной стороной, а предмет спрятан за ширму). В ситуации, когда дети не видят картинку или предмет, их речь (вопросы), обращенная к педагогу, оказывается максимально мотивированной, и дошкольники постигают основную коммуникационную сущность вопроса как одного из главных компонентов речевого общения.

Если учить детей задавать вопросы по открытой картинке или видимому предмету, исчезает мотивировка вопроса. Малыши, рассмотрев картинку, больше могут узнать, чем из ответов на вопросы о погоде, времени года, форме и цвете предмета и т. п. Это им и так ясно. Подобные упражнения не помогают осознать ребенку основную коммуникационную сущность вопроса.

Совсем иначе идет обучение, когда детям предлагается закрытая картинка или спрятанный предмет. Беседа ведется для того, чтобы узнать содержание картинки или вид спрятанного предмета (форма, цвет, величина, классификационная принадлежность и т. д.).

Слайд №9

Работа по развитию диалогической речи ведется по трем основным направлениям с усложнением:

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

Первое направление усложнения работы — усложнение формы и содержания объекта. Первоначально (в средней группе) используется спрятанный предмет. Если же берется картинка, то ее содержание должно быть очень простым. На ней должен быть изображен один статичный предмет, но яркий, крупный (кукла, мяч, мишка, яблоко, ваза и т. п.). Этот вид работы используется в старшей группе, когда дети уже в достаточной степени овладели навыками рисования и раскрашивания. В средней группе вместо рисования проводится лепка спрятанного предмета простой формы (овощи, фрукты, предметы посуды, игрушки). Малыши в достаточной степени владеют приемами лепки: скатыванием шариков, колбасок из пластилина по данному образцу.

Для подготовительной группы можно подобрать серию закрытых картин или сюжетную картинку по прочитанным произведениям. Педагог предлагает задать вопросы и по описанию узнать, из какой сказки этот персонаж или персонажи («Три медведя», «Колобок», «Маша и медведь» и т. п.).

Второе направление усложнения работы касается содержания и формулировки вопросов, которые задаются по закрытой картинке или спрятанному предмету.

Первоначально педагог помогает детям сформулировать простые вопросы: «Что нарисовано на картинке?», «Предмет большой или маленький?», «Какого он цвета?». Если работа идет по спрятанному предмету и педагог сам классифицировал его («Это овощ», «Это игрушка», «Это предмет посуды» и т. п.), необходимо учить детей задавать вопросы:

—  Спросите у меня, какая игрушка спрятана?

—  Какая у вас игрушка?

—  Это огурец (помидор, репка и т. д.)?

—  Это чашка (блюдце, тарелка)?

—  Спросите у меня, яблоко большое или маленькое? Постепенно дети приучаются самостоятельно формулировать вопросы.

Если это спрятанный предмет, дети выясняют его размеры, расположение частей (например, короткие передние лапки у зайчика, длинные задние лапки; стоит или сидит зайчик и т. д.).

Затем включаются вопросы, с помощью которых выясняются детали одежды, внешнего вида: «Какое платье у куклы?», «Какие волосы у куклы?», «Что на ногах у девочки?», «Есть бант на голове?».

В подготовительной группе появляются вопросы о месте действия: «Где стоит девочка? Где стоит медведь? Что расположено справа (слева)? Что находится рядом слева (справа)? Какое время года? Какая погода? Есть солнце (облака) или нет?»

Когда берется для работы картинка с ясным содержанием или предмет простой формы (кукла, мяч, гриб, машина, яблоко, чашка и т. п.), устное описание предмета надолго удерживается в памяти ребенка, он может с большей точностью воспроизвести на бумаге предмет, изображенный на закрытой картине, или слепить предмет, спрятанный за ширмой.

При усложнении вида работы используются сигналы для запоминания. В качестве сигнальной системы можно использовать лист бумаги с изображенными символами (в центре, внизу слева, вверху справа, вверху в центре и т. д.) или фланелеграф и кружки, обозначающие место предмета на картинке (синие кружки — верх (небо), зеленые — низ (травка, земля)).

Если ребенок в процессе рисования что-то забыл, он может или использовать сигналы, или подойти со своим рисунком к фланелеграфу и задать педагогу вопрос, показывая на кружок (место предмета) на листе бумаги: «Напомните мне, что нарисовано слева внизу?» И т.д. При систематической работе с сигнальной системой у детей развиваются пространственное восприятие, память, разговорная речь.

Третье направление усложнения работы связано с развитием самостоятельности детей при работе с закрытой картинкой или предметом. В начале работы педагог побуждает ребят задать тот или иной вопрос: «Спросите меня, кто (что) изображен (изображено) на картинке? Где стоит девочка? Как она одета?» и т. п. После того как несколько детей повторяют вопрос, логопед отвечает на него, а затем предлагает повторить свой ответ. Позже, вспомнив ответы, дети должны нарисовать картинку или слепить предмет.

По мере того, как малыши овладевают вопросно-ответной формой речи, логопед уменьшает помощь при формулировке вопроса, так как дети постепенно привыкают делать это самостоятельно.

Слайд №13

Развитие самостоятельности и активности детей при работе с закрытой картинкой или со спрятанным предметом осуществляется через организацию таких приемов, как «Маленький учитель», «Работа в парах».

Маленький учитель. Педагог предлагает дошкольникам поменяться с ним ролями: кто-нибудь из детей станет «учителем», а педагог — «учеником». Такое предложение всегда вызывает восторг у малышей и оживляет занятие. Сначала педагог назначает «маленького учителя» из числа наиболее развитых в речевом отношении воспитанников, потом дети могут выбирать его с помощью считалочки. Естественно, первоначально педагог подсказывает «маленькому учителю», что нужно делать и говорить, выступает в роли суфлера. Но постепенно малыши осваивают этот вид работы, и надобность в суфлере отпадает.

Прием «маленький учитель» не только развивает диалогическую речь детей, но и формирует коммуникативные навыки, а также готовит дошкольников к сюжетно-ролевой игре.

Работа в парах. Этот прием можно практиковать в подготовительной группе, когда все без исключения дети усвоили определенный набор вопросов и умеют формулировать ответы. Занятие проводится с подгруппой детей. Дошкольники распределяются по парам, где один ребенок задает вопросы, а другой, у которого закрытая картинка или спрятанный предмет, отвечает. Далее первый ребенок описывает предмет, а затем рисует. Второй может подсказать, если первый что-то забыл. Результат работы они оценивают вместе. На следующем занятии дети меняются ролями. Этот вид работы приучает к самостоятельности, активности, позволяет застенчивому, неуверенному в себе ребенку преодолевать трудности в общении, повышать самооценку, так как проводится без аудитории. При работе в парах педагог лишь контролирует процесс работы каждой пары и иногда, если требуется помощь, направляет диалог в нужное русло. После выполнения детьми рисунка или лепки обязательно производится анализ работ малышей: сопоставление их с оригиналом и между собой.

Слайд №14

Развитие коммуникативных навыков происходит во всех сферах образовательно-воспитательной деятельности

Слайд №15

В результате использования технологии Капитовской О. А., Плохотнюк М. Г.

был получен продукт в виде:

Таким образом,

1.  Дети в достаточной степени овладевают диалогической формой речи в процессе общения. Они учатся задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме.

2.У детей развиваются познавательные интересы, пополняется словарный запас, развивается разговорная речь и вырабатывается умение устно описывать предмет или содержание картинки.

3. У малышей формируется умение ориентироваться в пространстве,  самостоятельность  и  активность.

4.У детей вырабатывается настрой на положительные результаты деятельности.

7.  Развиваются наблюдательность, устойчивое внимание, увеличивается объем запоминания, т.е. коррекция психических процессов приобретает положительную динамику.

Слайд №16

 Приложение - Игры

На первом этапе обучения в силу указанных выше причин наиболее эффективны следующие виды работы по развитию разговорной речи.

Дидактическая игра.

Обучение диалогу в процессе предметно практической деятельности.

Работа с закрытой картиной.

Работа с опорными листами.


Предварительный просмотр: