Проект "Развитие коммуникативных навыков через использование инновационной технологии Капитовской О.А."
проект по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Жилина Людмила Николаевна

Практико-ориентированный проект разработан для всех возрастных категорий детей дошкольного возраста с участием педагогов и профильных специлистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kapitovskoy_o.a.docx41.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Развитие коммуникативных навыков через использование инновационной технологии Капитовской О. А.

ТИП ПРОЕКТА: практико – ориентированный.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный (1 год).

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети всех возрастных категорий, воспитатели групп, профильные специалисты, родители.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: речевое развитие.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Исходной формой коммуникативной речи является диалог, который рассматривается как обмен партнеров высказываниями-репликами. Диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется и снижается уровень общения. С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее этот опыт речевого общения ребенок переносит во взаимоотношения со сверстниками. У старших дошкольников ярко выражена потребность в общении, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают большие трудности в общении.

У детей с ОНР на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности. Так же у детей с ОНР возникают препятствия в усвоении родного языка. Мы считаем, что в коррекционном процессе незаслуженно принижена роль развития диалогической речи.

Диалогическая речь, которой дошкольник овладевает в первую очередь, имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Поэтому развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Полноценное развитие диалогической речи у детей с ОНР возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого. По данным А.Г. Рузской это организация речевой среды, общение взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: развитие диалогической формы речи у детей с речевыми нарушениями, и используя технологию О.А. Капитовской, М.Г. Плохотнюк.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Формировать лексико-грамматические категории.
  2. Обучать детей умению задавать вопросы и отвечать на них.
  3. Формировать умение описывать предмет, картину.
  4. Развивать познавательный интерес и психологические базу речи.
  5. Воспитывать способность свободно, непринужденно вести беседу.

ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  1. У детей будут сформированы лексико-грамматические категории.
  2. Дети научаться задавать вопросы, отвечать на них.
  3. Будет сформировано умение описывать предмет, картину.
  4. Будут развиты познавательный интерес и психологическая база речи.
  5. Дети будут свободно и непринужденно вести беседу.

ПРОБЛЕМА:

Низкий уровень речевого развития.

Несформированность психологической базы речи

Бедность словарного запаса

Недоразвитие грамматического строя

Недоразвитие Коммуникативной

Формы речи

Низкий уровень культуры общения

Отсутствие навыка владения диалогической формы речи

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

Использование закрытой картинки

Использование спрятанного предмета

Речь ребенка (вопросы) максимально мотивированы

Дошкольники постигают коммуникационную сущность вопроса, как одного из главных компонента речевого общения.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

Содержание (сюжет) закрытой картинки или вид спрятанного предмета

Содержание и форма вопросов к картинке или спрятанному предмету

Степень самостоятельности детей при работе с закрытой картинкой или спрятанным предметом

Содержание (сюжет) закрытой картинки или вид спрятанного предмета

Средний возраст

Старший возраст

Подготовленный возраст

Использование спрятанного предмета

Картинка простого содержания или один статичный предмет

Серия знакомых картин или сюжетная картина по прочитанным произведениям

Лепка предмета простой формы

Рисование и раскрашивание

Рисование и раскрашивание

Содержание и форма вопросов к картинке или спрятанному предмету

Средний возраст

Старший возраст

Подготовленный возраст

Размер, расположение частей, деталей, цвет

Размер, расположение частей, деталей, цвет, место действия

СЛОЖНЫЙ РИСУНОК (СЮЖЕТ)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Лист бумаги с символами

Фланелеграф (цветные кружки)

Степень самостоятельности детей при работе с закрытой картинкой или спрятанным предметом

Уменьшение помощи при формулировке вопроса

«Маленький учитель»

Работа в парах

Один ребенок задает вопросы

Другой ребенок отвечает на вопросы

Ребенок сам формулирует ответы

Контроль педагога

Анализ работ сопоставление их с оригиналом

Развитие навыка описания по частям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой

Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией и важнейшей ее составляющей – диалогическими умениями. Диалог...

Проект «Развитие коммуникативных навыков детей старших дошкольников с ТНР через использование инновационной технологии ТРИЗ»

Как показала практика, внедрение и реализации метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка с...

Проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой"

Овладение диалогической речью - это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речев...

Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Цель проекта  - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...

Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Цель проекта  - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...

Педагогический проект "Развитие коммуникативных навыков через использование инновационной технологии Капитовской О. А."

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе ...

Педагогический проект «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недос...