Нравственно-этическое воспитание посредством театрализованной деятельности в социально-реабилитационном центре
статья по теме

Кокшарова Татьяна Васильевна

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театрализованная деятельность, как самый эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованная игра является главной деятельностью ребенка младшего школьного возраста, поэтому в игре дети оживлены, инициативны, эмоционально заинтересованы. 

Театрализованная игра является источником всесторонней коррекции, а также служит подготовкой воспитанников социально-реабилитационного центра  к жизни и труду. Кроме того, театрализованная деятельность благотворно влияет на эмоциональный мир ребенка и  нравственно-этическое воспитание.

Чуткость, милосердие, сострадание – это важные качества, которые необходимы человеку, живущему в обществе, а особенно детям дошкольного и младшего школьного возраста, с которыми работает социально-реабилитационный центр Старооскольского городского округа. К сожалению, в последнее время мы наблюдаем некоторый «дефицит» нравственных качеств у молодого и подрастающего поколения. Отчего так происходит?

Всё начинается с воспитания в детстве, и важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребёнок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребёнка появляется собственное мировоззрение. 

Сопереживанию, состраданию учит детская сказка. Это подтверждает 

выдающийся педагог В.А.Сухомлинский: 

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными  ключами …». 

Наиболее эффективной формой нравственно-этического воспитания детей, находящихся в социально-реабилитационном центре, я считаю театрализованную игру. Игра – это ведущий вид деятельности детей, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности. 

Театрализованная деятельность - это источник развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщения его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, любимые герои становятся образцами для подражания. 

Ребенок, проигрывая сюжеты из сказок, размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили.  

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости.


Работая с детьми, находящимися в социально-реабилитационном центре, я поставила следующие нравственно-этические задачи:

 


  • Воспитывать послушание на основе любви и уважения , терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

  • Способствовать формированию нравственных качеств. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дру­желюбие.

  • Воспитывать навыки доброжелательного, внима­тельного, заботливого поведения

  • Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

  • Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.

  • Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.



Традиционно перед началом реабилитационного периода проводится диагностика, которая направлена на выявление сформированности знаний, умений, навыков ребенка во всех видах деятельности. Диагностика показала, что у некоторых детей не сформирован интерес к художественным произведениям, а также отсутствует эмоциональная отзывчивость на художественные произведения. Только 30% детей в группе с большим интересом принимают участие в играх – драматизациях, проявляют самостоятельность в театрализованных играх. 


В группе я создаю условия для занятий театрализованной деятельностью: оформила театрально – игровой центр, где сосредоточен весь наработанный материал, имеются различные виды театров: кукольный, настольно – плоскостной, настольный, театр резиновой игрушки, для игр драматизации имеются шапочки.

Оформила подборку иллюстрированных книг из серии «Русские народные сказки», на которых строится вся театрализованная деятельность, составила конспекты театральных постановок, при этом учитывала возраст детей, уровень речевого и индивидуального развития. 

При помощи подобранного репертуара, и театральных атрибутов разыгрываем знакомые, небольшие по содержанию, сказки и такие как «Колобок», «Репка»,  «Курочка Ряба» и другие.

Главная идея выступлений детей состоит в социально – творческой реабилитации  детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.


Дети старшей группы выступают с  кукольными спектаклями перед младшими воспитанниками реабилитационного центра. Через общение и взаимодействие со своими партнерами на сцене у них появляется возможность проявить свои творческие способности, обрести навыки общения и взаимодействия. И доказать всем, что они ни чем не отличаются от других. 


Свои умения дети используют при проведении мероприятий, праздников. К празднованию нового года была показана постановка «Новогодняя постановка», к дню матери дети со своими родителями приняли участие в драматизации сказки: «Сказка о глупом мышонке», большой восторг от зрителей был получен от постановки сказки, с использованием плоскостных кукол,  «Репка» и т.д.

Выступление детей вызывало сильнейшие переживания в душе. И в то же время – эмоциональный восторг от участия в спектакле.


Введение театрализованной деятельности в реабилитационный процесс даёт положительные результаты. Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимику, движения). Речь стала более связной, выразительной. Обогатился словарный запас. По сравнению с началом года повысился уровень коммуникативных способностей. Дети научились выражать свои эмоции и понимать чувства других. 

Наблюдаются положительные изменения в эмоциональном развитии и двигательной активности детей.

 

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственно-этическую направленность (дружба, доброта, честность, смелость, помогает понять чувства других, пробуждает способность сопереживать).

Надеюсь, что проводимая работа в данном направлении не окажется бесполезной, и дети в будущем более активно проявят себя в жизни. Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, я делаю жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнив ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - умения и навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети используют в повседневной жизни, и через театр закрепляют знания поведения в обществе, усваивают нормы нравственно-этического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-eticheskoe_vospitanie_.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-этическое воспитание посредством театрализованной деятельности в социально-реабилитационном центре.        
 

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театрализованная деятельность, как самый эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованная игра является главной деятельностью ребенка младшего школьного возраста, поэтому в игре дети оживлены, инициативны, эмоционально заинтересованы. 

Театрализованная игра является источником всесторонней коррекции, а также служит подготовкой воспитанников социально-реабилитационного центра  к жизни и труду. Кроме того, театрализованная деятельность благотворно влияет на эмоциональный мир ребенка и  нравственно-этическое воспитание.

Чуткость, милосердие, сострадание – это важные качества, которые необходимы человеку, живущему в обществе, а особенно детям дошкольного и младшего школьного возраста, с которыми работает социально-реабилитационный центр Старооскольского городского округа. К сожалению, в последнее время мы наблюдаем некоторый «дефицит» нравственных качеств у молодого и подрастающего поколения. Отчего так происходит?

Всё начинается с воспитания в детстве, и важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребёнок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребёнка появляется собственное мировоззрение. 

Сопереживанию, состраданию учит детская сказка. Это подтверждает 

выдающийся педагог В.А.Сухомлинский: 

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными  ключами …». 

Наиболее эффективной формой нравственно-этического воспитания детей, находящихся в социально-реабилитационном центре, я считаю театрализованную игру. Игра – это ведущий вид деятельности детей, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности. 

Театрализованная деятельность - это источник развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщения его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, любимые герои становятся образцами для подражания. 

Ребенок, проигрывая сюжеты из сказок, размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили.  

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости.


Работая с детьми, находящимися в социально-реабилитационном центре, я поставила следующие нравственно-этические задачи:


  • Воспитывать послушание на основе любви и уважения , терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

  • Способствовать формированию нравственных качеств. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

  • Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения

  • Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

  • Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.

  • Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.



Традиционно перед началом реабилитационного периода проводится диагностика, которая направлена на выявление сформированности знаний, умений, навыков ребенка во всех видах деятельности. Диагностика показала, что у некоторых детей не сформирован интерес к художественным произведениям, а также отсутствует эмоциональная отзывчивость на художественные произведения. Только 30% детей в группе с большим интересом принимают участие в играх – драматизациях, проявляют самостоятельность в театрализованных играх. 


В группе я создаю условия для занятий театрализованной деятельностью: оформила театрально – игровой центр, где сосредоточен весь наработанный материал, имеются различные виды театров: кукольный, настольно – плоскостной, настольный, театр резиновой игрушки, для игр драматизации имеются шапочки.

Оформила подборку иллюстрированных книг из серии «Русские народные сказки», на которых строится вся театрализованная деятельность, составила конспекты театральных постановок, при этом учитывала возраст детей, уровень речевого и индивидуального развития. 

При помощи подобранного репертуара, и театральных атрибутов разыгрываем знакомые, небольшие по содержанию, сказки и такие как «Колобок», «Репка»,  «Курочка Ряба» и другие.

Главная идея выступлений детей состоит в социально – творческой реабилитации  детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.


Дети старшей группы выступают с  кукольными спектаклями перед младшими воспитанниками реабилитационного центра. Через общение и взаимодействие со своими партнерами на сцене у них появляется возможность проявить свои творческие способности, обрести навыки общения и взаимодействия. И доказать всем, что они ни чем не отличаются от других. 


Свои умения дети используют при проведении мероприятий, праздников. К празднованию нового года была показана постановка «Новогодняя постановка», к дню матери дети со своими родителями приняли участие в драматизации сказки: «Сказка о глупом мышонке», большой восторг от зрителей был получен от постановки сказки, с использованием плоскостных кукол,  «Репка» и т.д.

Выступление детей вызывало сильнейшие переживания в душе. И в то же время – эмоциональный восторг от участия в спектакле.


Введение театрализованной деятельности в реабилитационный процесс даёт положительные результаты. Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимику, движения). Речь стала более связной, выразительной. Обогатился словарный запас. По сравнению с началом года повысился уровень коммуникативных способностей. Дети научились выражать свои эмоции и понимать чувства других. 

Наблюдаются положительные изменения в эмоциональном развитии и двигательной активности детей.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственно-этическую направленность (дружба, доброта, честность, смелость, помогает понять чувства других, пробуждает способность сопереживать).

Надеюсь, что проводимая работа в данном направлении не окажется бесполезной, и дети в будущем более активно проявят себя в жизни. Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, я делаю жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнив ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - умения и навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети используют в повседневной жизни, и через театр закрепляют знания поведения в обществе, усваивают нормы нравственно-этического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

тематический Педагогический совет на тему: «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

Педагогический совет на тему «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

тематический Педагогический совет на тему: «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

« Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

презентация к Педагогическому совету на тему«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

Нравственное воспитание средствами народной педагогики воспитанников социально-реабилитационного центра

В результате реформирования современного российского общества образовался  кризис ценностей и социальных норм, в частности в вопросах воспитания моральных качеств подрастающего поколения. Детям п...

Реализация психотерапевтической функции в работе воспитателя посредством игротерапии в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Игротерапия, как метод психотерапевтического воздействия в работе воспитателя,способствующий преодолению психологических и социальных проблем....

Воспитание дошкольников в условиях Центра содействия семейному воспитанию посредством трудовой деятельности

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Важное значение трудовому воспитанию прида...