Семейная гостиная "Колыбельные песни в жизни ребёнка"
статья (младшая группа) по теме

Гусева Ольга Викторовна

Эта статья будет полезна родителям детей первых лет жизни. В ней расказывается онеобходимости петь колыбельные песни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolybelnye_pesni.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Колыбельные для малышей.

1. Как правильно выбрать текст?

Давайте поговорим о том , что колыбельные для малышей – это оберег, это первый учебник жизни, это введение во взаимоотношения людей, в общечеловеческие ценности, это своеобразное «программирование» малыша и мамы на будущую счастливую жизнь ребенка. Сегодня хочу подробнее остановиться на этом моменте «программирования». Ведь, если он реально существует, то там надо быть очень внимательными к тому, что мы делаем и что говорим  во время засыпания ребенка.

Колыбельные песни для малышей очень тесно связаны с биоритмами. Есть биоритмы глубокого сна или спокойного бодрствования и многие другие биоритмы. А есть особые биоритмы, связанные с  состоянием головного мозга при засыпании человека и нахождении его между сном и бодрствованием. Состояние это мы  в быту называем «дремотой». Оно мало изучено, но постоянно привлекает к себе внимание ученых. Дело в том, что в таком состоянии человек очень открыт для впитывания любой информации, причем «впитывается» и запоминается эта информация подсознательно, а не умом. Есть мнение, что информация, поступающая во время дремоты, закладывается в подсознание человека и влияет на его последующую жизнь, на отношение его к событиям жизни, трудностям, радостям. Именно поэтому исследователи народных колыбельных считают, что очень важны слова колыбельных для малышей. Важно, чтобы эти слова «программировали» счастливое будущее малыша и давали ему представление о том, что мир его любит и заботится о нем. Причем эти слова раньше бабушками и мамами не заучивались наизусть, а каждая женщина сама их приговаривала – додумывала во время пения колыбельной песни для малышей. Слову, произнесенному, во время засыпания малыша, придавали раньше значение заклинания, поэтому в народных колыбельных для малышей так радужно и описывается их будущая жизнь. И еще – малышу дается замечательное чувство «меня любят, я любимый», которое сыграет огромную роль в его успешной жизни.

Бог тебя дал,
Христос даровал,
Пресвятая Похвала (Богородица)
В окошечко подала, —
В окошечко подала, —
Иванушкой назвала;
Нате-тко —
Да примите-тко!

Уж вы, нянюшки, уж вы, мамушки!

Водитеся, не ленитеся!

Старые старушки, укачивайте!

 Красные девицы, убаюкивайте!

Спи с Богом, со Христом!

Спи со Христом, со Ангелом!

Спи, дитя, до утра,

до утра, до солнышка!

Будет пора, мы разбудим тебя.

Сон  ходит по лавке, дремота по избе;

Сон говорит: «Я спать хочу!»,

Дремота говорит: «Я дремати хочу!»

Раньше колыбельные для малышей называли «байками» от слова «баять» — говорить, заговаривать. Поэтому многие ученые считают колыбельную магическим заговором на сон и здоровье, на счастливую жизнь и на удачную судьбу. Все  носители традиции до сих пор отказываются называть колыбельную «песней», а называют ее просто «колыбельной» или «байкой», а на юге России – «колыбельными причитаниями». Дело в том, что детская бессонница рассматривалась русским народом как болезнь, как персонаж. И изгоняли ее обычно причитаниями, которые приговаривали вместе с колыбельными:

«Заря-заряница,

Заря — красная девица!

Твое дитя плачет, спать не хочет.

А мое дитя плачет, спать хочет.

Возьми свое бессонье.

Отдай нам свой сон».

Мнения о том, была ли колыбельная заговором, у ученых расходятся. Но главное, на чем сходятся все ученые – это то, что именно народная колыбельная очень благоприятно сказывается на развитии малыша.

Слова колыбельных для малышей обязательно должны быть ласковыми с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: не просто кот, а «котик», «котенька – коток», «котя – белый животок». Причем в тексте колыбельной для малышей одно и то же слово повторяется много раз с разными суффиксами. Это уже вклад в развитие речи ребенка. Малыш начинает выделять из речевого потока слова и фразы, развивается его слуховое внимание. Формируются предпосылки «чувства языка», «чувства родного слова», которые в дальнейшем помогут ребенку успешно заговорить и овладеть речью на родном языке. По сути малыш начинает накапливать свой словарь слов русского языка, а в нашем языке большинство слов существуют не сами по себе, а образованы от других слов с помощью суффиксов и приставок (дорога – дорожка – придорожный – железнодорожный-дороженька — бездорожье и т.п.) И малыш в колыбельных слышит однокоренные слова с пеленок, что в дальнейшем предупреждает нарушения речевого развития. Поэтому такая подготовка к овладению русским языком очень важна. В колыбельных других народов это может быть  и по-другому в зависимости от языка.

Обязательно в русских колыбельных для малышей много раз употребляется имя ребенка. Это особенность именно русских колыбельных. Например, в европейских странах вместо имени ребенка упоминается просто «дитя» или «деточка». Употребление имени малыша в тексте колыбельной (а колыбельная повторяется много раз, и малыш много раз слышит свое имя) способствует осознанию своего имени, первому осознанию себя как человека, выделению своего имени в потоке речи мамы, что очень положительно сказывается на развитии младенца.

Вот мы и  выяснили особенности текстов колыбельных для малышей и их влияние на развитие ребенка, ответив  на вопрос «О чем петь в колыбельных?»:

  •   О счастливом будущем, ожидающем ребенка, о его будущей профессии, будущих занятиях, его друзьях , его доме, его семье, о любящих его маме и папе и т.д.
  •  О мире вокруг него, о том, как этот мир его любит и заботится о нем, о зверюшках и птичках, которые прилетают и прибегают и помогают малышу.
  •  О хороших чертах характера малыша в будущем: будешь красавицей, умницей и т.д.
  • В тексте колыбельных обращаться к Богу, Ангелам, Богородице, Природе с просьбой защитить дитя от разных бед и болезней.
  •  Называть в тексте колыбельной имя малыша, а не просто говорить «дитятко» или «малыш». И петь колыбельную конкретно ему по имени. Имя малыша называть много раз и ласково: Оленька, Олечка, Олюшка и т.д.
  • Называть ласково все предметы и явления: травушка, солнышко, гуленьки, кроватка, небушко и т.д.

Здесь Вы можете найти примеры текстов колыбельных для малышей, отвечающих этим требованиям.

2. Как правильно петь колыбельные для малышей?

Почему младенцы быстрее засыпают под народные колыбельные для малышей, чем под современные колыбельные из фильмов и мультиков? Почему русский малыш лучше засыпает под русскую колыбельную, а не под немецкую, французскую или вьетнамскую? Ответ на этот вопрос мы попытаемся сейчас найти.

По своему строению все народные колыбельные для малышей представляют собой «кольцо», т.е. одни и те же слова повторяются по кругу и вводят ребенка в особое состояние дремоты, малыш быстро засыпает. Поэтому для засыпания нужно повторять одну и ту же колыбельную много раз, а не делать «концерт» из серии колыбельных для малышей. Однообразие и монотонность повторения тут наши помощники.

Колыбельные песни для малышей  наши предки пели в особой народной манере пения, когда звук идет «из сердца», «из живота» и окутывает малыша невидимым «шатром». Послушайте, как поет колыбельные песни Валентина Георгиевская, собирающая древние русские колыбельные в экспедициях, сохраняющая и передающая русские традиции убаюкивания младенцев.

Особенности мелодии и ритма колыбельных  для малышей у разных народов разные. Это зависит от того, что окружает людей, какие музыкальные интонации приняты в  культуре данного народа. Именно поэтому малыши лучше засыпают под колыбельные своего народа.

Колыбельные  для малышей поют без усилий, не напрягая голос, тихо, спокойно, покачивая в такт малыша и поглаживая его. Они поются негромким голосом с нежной ласковой интонацией.

При пении колыбельных мама растягивает гласные звуки: «баюшки – баюууууууу». Этим мама или бабушка акцентирует гласные в своей речи. Такая манера пения позволяет малышу  хорошо развиваться. Формируется фонематическое восприятие, т.е. выделение в речевом потоке отдельных звуков речи.

Звук А (Баю-бааааай) и звук У (Баюуууушки – баюууууу) – одни из самых древных звуков колыбельных песен, соответствующих развитию речи у малышей. Ведь первыми речевыми реакциями младенцев как раз и являются эти «уа» и «агу». Поэтому эти гласные очень соответствуют природе развития малыша, физиологии младенца.

Колыбельные песни для малышей поются в медленном темпе. Этому  способствует манера пения с  протягиванием гласных звуков.

В колыбельных для малышей часто встречаются шипящие и свистящие звуки. Как часто укачивают малыша – шш. Эти шипящие звуки действуют успокаивающе: «Баю-баю-баюШки» , «Все по лавуШкам сидят».

Итак, что же мы выяснили? Как правильно надо петь колыбельные для малышей?

  • Повторять одну и ту же колыбельную много раз по кругу, пока малыш не заснет/
  •  Использовать народную мелодию своего народа, которая складывалась веками и впитала в себя особенности окружающей среды и культурные особенности.
  • Петь в спокойном темпе, растягивая гласные.
  • Гладить малыша в ритм колыбельной или раскачивать люльку в ритме песни.
  • Петь без напряжения голоса, ласково, нежно.
  • Желательно научиться петь в русской манере, когда голос окутывает малыша как шатер.

Предлагаю прослушать народные колыбельные и попробовать их петь. В этом Вам поможет этот видеоролик — продолжение разговора с исполнительницей старинных русских колыбельных песен Валентиной Георгиевской.

А сейчас я хочу ответить на несколько часто задаваемых вопросов.

Могут ли колыбельные для малышей быть инструментальными, т.е. исполняться оркестром или одним музыкальным инструментом, а не голосом одного человека? Могут ли они быть в исполнении хора? Нет. Это уже не колыбельная для укладывания ребенка спать, а просто музыка для релаксации либо музыкальное произведение для слушания с ребенком во время его бодрствования. Колыбельная для укладывания спать – это всегда голос мамы без музыкального сопровождения, т.к. у колыбельной для малышей совершенно определенная функция – не привлечь внимание ребенка множеством звуком, а наоборот, успокоить его и облегчить легкий переход ко сну и спокойный сон. И здесь нужна не профессиональная аудиозапись народного оркестра или ансамбля или симфонического оркестра, а знакомый родной голос, который малыш слышал еще находясь в утробе – мамин голос.

Полезны ли народные колыбельные для малышей для самой мамы? Психологи утверждают, что во время пения и слушания колыбельной взрослые чувствуют себя умиротворенными и защищенными т. к. вспоминают лучшие моменты своего детства. Кроме того, длительное пение колыбельной предусматривает быстрый вдох и длительных выдох с пением — протягиванием гласных, что успокаивает маму, дает ей возможность расслабиться, дает возможность ей почувствовать себя единым целым с малышом, войдя в общий ритм дыхания и даже сердцебиения. Это чувство общности защищает малыша и очень важно для него в первые месяцы жизни.

Можно ли петь маме колыбельные для малышей, если ей «медведь на ухо наступил»? Не только можно, но и нужно. Малыш ведь это не «отборочная комиссия  на вокальное отделение», для него дорог сам голос мамы, ее ласка и тепло, те слова, которые она ему поет, а не профессионализм исполнения. Раньше женщины пели колыбельные, не получая специального музыкального образования! И мы тоже это можем! Именно поэтому самым развивающим и полезным для малыша будет пение колыбельной мамой, а не профессиональная запись с аудиодиска. Аудиодиски нужно давать малышу слушать во время бодрствования, а потом уже к году – полутора годам он сможет под аудиозаписи танцевать и играть. Например, гладить куклу, укладывая ее спать,  под запись аудиодиска. Но в любом случае – все первые годы жизни малыша ему нужна именно мамина колыбельная.

Можно ли начинать учиться петь колыбельные для малышей во время беременности? Нужно ли петь малышу колыбельные еще до рождения? Современные исследования показывают, что еще в утробе малыш слышит голос матери и после рождения отличает его от других голосов и от других звуков. Поэтому пение народных колыбельных будет очень полезным и для будущей мамы, и для малыша. Как правило, до рождения у мамы больше времени чтобы выучить колыбельные, чем после рождения малыша. Поэтому этим временем как раз и надо воспользоваться.

Как научиться петь колыбельные для малышей, если нет ни слуха, ни голоса? Для того чтобы научиться петь колыбельные не нужно музыкальное образование или особые музыкальные данные. Достаточно просто послушать старинные народные колыбельные на видеороликах  или аудиозаписях, выбрать ту мелодию,  которая Вам пришлась по душе и начать подпевать ее циклически без остановок  по кругу. Петь — входить в колыбельную нужно долго, ведь малыша Вы тоже долго баюкаете. Вы и сами не заметите, как войдете в особое состояние, когда слова и продолжение мелодии будут рождаться сами по себе.

Можно ли заменить пение колыбельной  для малышей чтением мамой сказки на ночь? Сказка на ночь нужна более старшим детям. Детям же в первые годы их жизни нужна именно колыбельная. Она как раз предназначена для малышей, которым еще трудно воспринимать сказки. Но даже  когда малыш подрастет, хорошо бы хоть иногда (а еще лучше – постоянно) сказки ему не читать, а… «сказывать». Т.е. рассказывать ему сказку своими словами. Этот ушедший из нашего быта вид рассказывания детям очень полезен для развития дошкольника. Особенно он полезен для речевого его развития и развития творческих способностей. Рассказывая сказку (т.е. оторвавшись от текста) мы начинаем видеть лицо малыша, его мимику, его реакции на события из сказки. И потому можем где-то остановиться и дать ему возможность задать вопрос, где – то сказать низким голосом и т.д. И не важно, что что-то из слов сказки будет сказано по-своему. Сказка – это не авторское, а народное произведение, которое это допускает. А вот книжки писателей, стихи нужно читать по книжке – это совсем другой жанр детской литературы.

Нужно ли учить много колыбельных для малышей? Или достаточно одной?

Я думаю, что здесь всё должно идти от души, а не от «научно выверенных рекомендаций». Вполне достаточно для начала попеть ту мелодию, которая чем-то понравилась, очаровала. Попеть ее по кругу, побаюкать малыша. А дальше уже решить самой. В любом случае колыбельные – это не застывший памятник, а живое явление. А значит, они могут дополняться, изменяться, сочетаться друг с другом, переплетаться. А может быть, Вам так понравится петь колыбельные, что Вы этим серьезно начнете заниматься  и будете передавать свой опыт? В любом случае желаю мира в душе и радости от соприкосновения с чудом народной колыбельной песни!

Надеюсь, что Вам было интересно познакомиться с тайнами, которые раскрывают нам колыбельные для малышей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: Роль песни в жизни ребёнка.

В консультации педагог расматривает значение и роль песни в жизни ребенка-дошкольника. Приводятся примеры народных песен, характеризуется роль воспитателя на музыкальных занятиях. описывается значимос...

Консультация для воспитателей младших групп "Колыбельные песни в жизни ребёнка"

Колыбельные — целый пласт народного искусства. Сфера их воздействия на малыша гораздо шире прикладного на­значения успокоить и усыпить. Они несут в себе познава­тельную, воспитательную и эстетическую ...

Песня в жизни ребёнка

Статья для родителей....

Презентация "Колыбельные песни в жизни ребёнка"

В презентации раскрывается роль колыбельной песни в жизни ребёнка....

Консультация для родителей «Роль семейного чтения в жизни ребёнка дошкольного возраста»

quot;Роль семейного чтения в жизни ребёнка дошкольного возраста"...

Народная песня в жизни ребёнка

Неоценимую роль играет фольклор, народные песни в нравственном и патриотическом воспитании дошкольника. Они, словно чистый родник, они - начало начал музыкального и эстетического развития детей....

Анкетирование "Русская песня в жизни ребёнка"

Анкетирование "Русская песня в жизни ребёнка"...