Консультация для воспитателей младших групп "Колыбельные песни в жизни ребёнка"
консультация по теме

Колыбельные — целый пласт народного искусства. Сфера их воздействия на малыша гораздо шире прикладного на­значения успокоить и усыпить. Они несут в себе познава­тельную, воспитательную и эстетическую функции.

Колыбельные помогают матери и ребенку наладить духовный контакт. Чувствуя материнское тепло, заботу о себе, слыша тихий и ласковый голос, младенец пребывает в состоянии комфорта: он желанен и любим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_kolybelnye_pesni_v_zhizni_rebenka.doc435 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для воспитателей младших групп

«Колыбельные песни в жизни ребенка»

«Баюшки-баю... Баю, милую, баю, славную, баю, дитятку». Сколько ласковых слов находит мать, баюкая свое дитя. Сколько нежности в ее пении, обращенном к ребенку!

Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные, теплые интонации голоса матери, ласковое обращение, монотонность пения.

Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту, она — частица фольклора. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народное знание», «народная мудрость» (folk — народ; lore — знание). Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, искусство народа, берет начало в колыбельной песне.

Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодия — это душа музыки. Колыбельные песни — первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека.

Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям голоса в пении взрослого, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладевать речью, понимать содержание песен. Через колыбельную малыш получает первые представления об окружающих его предметах, о животных, птицах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений, они учат добру. Но

несмотря на интонационное и ритмическое своеобразие колыбельных разных народов, можно отметить некоторые сходные черты, присущие им. Это спокойный темп, негромкое звучание (мягкая динамика), размеренный ритм покачивания, небольшой диапазон мелодии (чаще всего — не более октавы, иногда — несколько звуков), обилие повторяющихся мелодических оборотов (часто варьированных), наличие остановок в конце фраз, припевных слов. Например, в русской колыбельной это слова «баю-баюшки», «люли, люлюшки» в разных сочетаниях и видоизменениях.

В мелодике русских колыбельных, как и в других русских народных песнях, особенно в наиболее древних, крестьянских, часто встречаются ходы на кварту, терцию и секунду в различны  сочетаниях.

Жанру колыбельной свойственна импровизационность. Часто встречаются различные мелодии на одни и те же тексты, мелодические вариации в разных куплетах песни, варианты текстов. Иногда мать напевает без слов или на слова «бай-бай», импровизируя мелодию на ходу. Пение продолжается до тех пор, пока ребенок не уснет. Колыбельные следуют одна за другой, скрепленные припевом убаюкивающих слов.

В содержании песен отражался уклад жизни. Взрослый выражал свои тревоги о ребенке, каждодневные заботы о том, чем накормить, как одеть. Вместе с тем часто наблюдается стремление повернуть к ребенку светлую сторону жизни, отсюда — пожелание счастья, благополучия, богатства, удачи:

 

     Будешь в золоте ходить,

Чисто серебро носить!

самое важное воспитательное влияние на ребенка оказывает сама материнская нежность, любовь, составляющая стихию колыбельных.

Для полноценного развития ребенку необходимо чувствовать себя любимым, защищенным. Колыбельная песня, в которой мать с лаской обращается к малышу, восполняет его потребность в общении со взрослым, возникающую с первых дней жизни. У ребенка рождается ответное чувство привязанности к родному человеку, любовь к матери, близким.

Название «колыбельная песня» произошло от слов колыбель, колебать (качать). В народном обиходе было и другое название колыбельных песен — байки, которое произошло от древнерусского глагола байкать (баюкать, качать, усыплять) или баять (говорить, сказывать, шептать). Байкой уговаривали ребенка скорее уснуть.

У детей очень рано проявляется интерес как к активным, так и пассивным движениям (качание, катание), любовь к ритму. Люди заметили, что в пути, под ритмичное движение, покачивание, ребенок быстрее засыпает. Поэтому колыбели стали делать так, чтобы они могли раскачиваться. Ритмичное покачивание колыбели сопровождалось иногда призвуками — поскрипываниями шеста, очепа, которые «вплетались» в колыбельный напев.

В народе дорожили колыбельным мастерством. Мать обучала дочерей, играющих с куклами, правильно «байкать». В крестьянской семье девочки с 6—7 лет уже присматривали за младшими братьями и сестрами, а иногда и нанимались нянями в другие семьи. Поэтому пение колыбельных — это искусство, которым в старину овладевали с детства.

Народные колыбельные существуют с древности. Они вбирают в себя интонационный строй музыкального языка каждого народа, мелодический «интонационный словарь» определенной эпохи. Позже, на основе народных, возникали авторские

колыбельные, использовавшие наиболее типичные обороты, устоявшиеся в народной песне этого жанра.

Колыбельная поэзия отличается обилием уменьшительно-ласкательных слов:

    Люли, люли, люли,

                            Все давно уснули.

     Один Ленечка не спит,      

      Он в окошечко глядит.

Ласковость колыбельных песен Часто усиливается обилием мягких согласных:

Ай, люли, люли, люли,

 Прилетели к Вале гули.

Большую роль в звуковой организации стиха играют звукоподражания:

Ворота-то скрип, скрип,

А Коленька спит, спит.

Заметны часто встречающиеся повторения звуков и слов, как бы вызываемые самим мягким качанием подвесной люльки, что создает плавность звучания, монотонность.

Исследователи фольклора (П.В.Шейн, В.П.Аникин и др.) считают, что многие древние колыбельные песни близки к заговорам. Слову над колыбелью в старину придавали значение заклинания. О связи колыбельных с заговорами свидетельствуют общие или близкие пожелания сна и роста:

Спи по ночам,

Расти по часам!

Подобно заговору звучат слова колыбельной:

Ты спи, усни,

Угомон тебя возьми!

Древние колыбельные возникли в эпоху языческого олицетворения отвлеченных понятий, окружающих предметов. Мать заговаривала ребенка от всех скорбей и напастей, обращаясь к мифологическим персонажам, носителям сна — Сну, Дреме, Угомону:

Сон да Дрема,

Усыпи мое дитя!

Эти персонажи представлялись в колыбельных живыми существами, которых можно приглашать:

Ходит Сон по лавочке

              В красненькой рубашечке,

Уж ты, Сон-дрема,

Поди к сыну в голова!

Постепенно в колыбельных утрачивались заговорно- заклинательные образы, они превращались в чисто художественные.

Иногда колыбельные песни отражали исторические события. В песне звучала и тревога матери за сына, которому предстоят воинские подвиги. Был обычай пугать детей именем врага.

Баю-бай, баю-бай!

 К нам приехал Мамай,

К нам приехал Мамай,

Порой, чтобы овладеть вниманием ребенка, утомившего плачем, мать запугивала его страшным букой, стариком, волчком:

Ну, баю, баю, баю!

Баю дитятку мою!

Придет старый старичок,

                             Хворостинкой посечет.

В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них. В учебниках для педагогических институтов встречаются даже указания на то, что укачивание признается ненужным и вредным: «Укачивание, убаюкивание ребенка заменяется вырабатывающим ритм жизненных процессов (сон, еда и пр.) распорядком... Колыбельная песня соответственно не поддерживается бытовой необходимостью». Забывая народные обычаи, песни, мы, безусловно, что-то невосполнимо теряем.

Колыбельные — целый пласт народного искусства. Сфера их воздействия на малыша гораздо шире прикладного назначения успокоить и усыпить. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции.

Колыбельные помогают матери и ребенку наладить духовный контакт. Чувствуя материнское тепло, заботу о себе, слыша тихий и ласковый голос, младенец пребывает в состоянии комфорта: он желанен и любим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Роль игры в жизни ребёнка»

Игра занимает важное место в жизни маленького человека. Она участвует в формировании психики ребенка, развивает его, воздействует на эмоции и чувства. В игре малыш совершает первые открытия, переживае...

Семейная гостиная "Колыбельные песни в жизни ребёнка"

Эта статья будет полезна родителям детей первых лет жизни. В ней расказывается онеобходимости петь колыбельные песни....

Консультация для воспитателей: Роль песни в жизни ребёнка.

В консультации педагог расматривает значение и роль песни в жизни ребенка-дошкольника. Приводятся примеры народных песен, характеризуется роль воспитателя на музыкальных занятиях. описывается значимос...

Консультация для родителей младшей группы "Игрушка в жизни ребёнка"

В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки.при отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности....

Песня в жизни ребёнка

Статья для родителей....

Презентация "Колыбельные песни в жизни ребёнка"

В презентации раскрывается роль колыбельной песни в жизни ребёнка....

Народная песня в жизни ребёнка

Неоценимую роль играет фольклор, народные песни в нравственном и патриотическом воспитании дошкольника. Они, словно чистый родник, они - начало начал музыкального и эстетического развития детей....