Эмоциональный климат семьи
статья на тему

Иванова Ирина Владимировна

Данный материал посвящен особенностям формирования эмоционального климата в семье. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnyy_klimat_semi.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональный климат семьи

Автор: Иванова Ирина Владимировна
воспитатель средней группы ГБОУ ОДОД № 27 Василеостровского района  
города Санкт-Петербурга

Полноценное психическое развитие ребенка происходит на основе развитой эмоциональности. Последняя формируется в раннем детском возрасте в условиях семьи. И в основном формирование эмоционального климата семьи зависит от женщины. Она создает атмосферу радости, доброжелательности и оптимизма либо тоски и уныния, безрадостности и печали.

 Залогом благополучия семьи считаются такие женские качества, которые издревле обозначаются как женственность: нежность, мягкость и доброта, душевная тонкость, отзывчивость, способность вызывать и испытывать сильные чувства.

За последние годы роль эстетического содержания семьи, положительных эмоциональных факторов окружающей жизни несомненно увеличилась. Высокая общая культура современного человека делает весьма требовательным к условиям труда, жизни, быта. Эстетика пронизывает буквально все стороны жизни: внешний облик, манеры общения и поведения, культуру жилища. Оставаться интересным, привлекательным, всегда желанным друг для друга -  моральная обязанность каждого члена семьи.

Эмоциональная культура семьи

Эмоциональное воспитание – тонкий и хрупкий процесс. Инструментом воспитания являются эмоции самого родителя, их характер, глубина и особенно искренность. Эмоциональное воздействие может быть совершенным только в том случае, если «эмоции поверяются разумом» и если учитываются особенности эмоционального строя ребенка. К последнему относя прежде всего избыточность детских эмоций, их нестойкость, быструю смену. Родителю нужно учитывать изменение эмоций по мере взросления ребенка, необходимость поддержания положительного эмоционального тонуса.

Создание благополучной семейной обстановки – главная задача практически каждой семьи. Однако активное нежелание и противодействие хотя бы одного члена семьи может оказаться трудно преодолимым препятствием для благополучия.

Стремление родителей создать собственный уклад семейной жизни отражает их нравственную позицию и взгляды на жизнь. Оно помогает понять и ту роль, к которой они готовят своих детей в жизни. Те постоянные усилия, которые затрачивают мать и отец для достижения своих идеалов, закладывают основу нравственного воспитания ребенка. Известно, что только тогда и живешь счастливо, когда пользуешься любовью, признательностью, доверием и расположением членов семьи.

Чувства, связывающие людей, не могут быть полностью одинаковыми, они многогранны и различаются по интенсивности. Известно, что любовь требует каждодневного подтверждения.

Семейные традиции

Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые традиции могут быть полностью восприняты современной молодой семьей; другие, новые традиции отражают завоевания советского общества и являются общим достоянием.

Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни – давняя хорошая традиция.

В некоторых семьях стало привычным за вечерним чаем, когда собирается вся семья, обсуждать события прошедшего дня. Совместно обсуждаются планы отдаленного ближайшего будущего.

Очень полезна традиция ежевечерних чтений, обсуждений прочитанного, свободных высказываний и обмена мнениями.

Наилучшая школа жизни – разбор собственных ошибок. Если это стало правилом в семье, дети, конечно, приобщаются к манере обязательного, беспристрастного анализа своих поступков.

Традиции связывают людей, представляя собой эстафету духовной связи поколений. Они, как правило, дают возможность накопления нравственного опыта.

Педагогическое окружение и успех воспитания.

На воспитанника влияют все условия окружающей жизни. Они и составляют так называемое воспитательное влияние среды; под этим подразумевается прежде всего домашнее, природное и широкое общественное окружение.

Кроме матери и отца, в воспитании ребенка принимают участие, как правило, бабушки и дедушки. Каждому из них хочется быть причастным к судьбе внука или внучки.

Семья может временно принять характер так называемой «объединённой» семьи. Если приходит на помощь бабушка. И это очень хорошо. В «объединенной» семье есть все условия для полноценного гармонического развития: дети находятся на попечении родных и близких, это снимает много забот и беспокойств у работающих мам.

Хорошо, если молодые родители следят за тем, чтобы между внуками, бабушками и дедушками отношения носили характер уважения человеческого достоинства, гуманного отношения к больным и слабым людям, поддерживались в духе постоянного оптимизма и доброжелательности.

Дети всегда замечают, как окружающие и, прежде всего, собственные родители, относятся к человеческим ценностям: умеют ли воспользоваться опытом и оценить мудрость пожилого человека, считаются ли с его мнением, оберегают ли достоинство и престиж.

Семейные конфликты

Даже у мужа и жены возникают конфликты и недоразумения. Как писал Ирвин Шоу:  «Нет браков без изъянов». Действительно любящие и уважающие друг друга супруги стараются научиться жить друг с другом, учатся предупреждать недоразумения и ссоры. Если же конфликт надвигается и становится неизбежным, то одна из сторон старается не вступать в него. Если конфликт все-таки назрел, надо уметь найти выход из него не только с наименьшими потерями, но и не унизив «противника».

С появлением детей поводов для конфликтов становится больше. С рождением ребенка роль каждого члена семьи изменяется, а нередко и усложняется. Многие оказываются совершенно неподготовленными к своему участию в новых взаимоотношениях. Чтобы этот процесс, по возможности, безболезненно проходил для каждого, необходимо понять свою роль.

Конечно, «основными воспитателями» остаются родители ребенка, а не бабушка или дедушка.

Молодых родителей часто считают неопытными (действительно это так, а откуда было взяться опыту?), а поэтому (!) неспособными решить так, как надо, выполнить так, а не иначе. И очень часто тесть или теща, свекор или свекровь настаивают на своем.

Важно помнить, что семья – не место для конфликтов, семья – сфера дипломатии. Рассорившиеся супруги, как правило, остаются каждый при своем мнении, конфликтная ситуация сохраняется. Для детей же разрыв отношений между родителями всегда непонятен, глубоко травматичен.

Правильный выход один – сотрудничество во имя ребенка. Родители обязаны идти на уступки, на самоотречение, на любые морально-психологические трудности и искать пути сотрудничества в воспитании ребенка даже в условиях полного распада семьи. На то мы и родители.

   

 

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей: «Эмоциональный климат в семье».

Т Форма проведения: Тренинг для родителей .Аудитория: родители старшей группы Количество участников: 12 человек Задачи: 1. Расширение контакта между педагогами группы и родителями....

Презентация "Психологический климат семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребёнка"

Презентация для просвещения родителей и предупреждения нарушений в детско-родительских  отношениях и   эмоциональной сфере детей....

Текст доклада к презентации "Психологический климат семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребёнка"

Доклад, сопровождающий презентацию "Психологический климат семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребёнка"...

Психологический климат семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребёнка

Характер взаимоотношений в семье – это основа её эмоционального климата и условие для развития ребёнка. Признаки неблагоприятной семейной ситуации, которая может привести к распаду семьи, - ссор...

«Психологический климат семьи и его влияния на эмоциональное состояние ребёнка» (консультация для родителей)

Характер взаимоотношений в семье – это основа её эмоционального климата для ребёнка....

Влияние эмоционального климата семьи на развитие детей дошкольного возраста

Тема воспитания детей дошкольного возраста является актуальной, так как именно этот возраст является решающим периодом, который определяет дальнейшее развитие ребенка.Психолого-педагогические исследов...