Консультация "Преодоление эмоциональных трудностей у дошкольников с помощью игр".
консультация по теме

Куракина Ольга Славовна

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности,   но не потому,   что современный ребенок,   как правило,   большую часть времени проводит в развлекающих его играх,  — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_3.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методический материал для педагогов представлен на персональном сайте:  http://nsportal.ru/fedoseeva-olga-slavovna

в социальной сети работников образования: nsportal.ru

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

детский сад компенсирующего вида №724

111401, Москва, ул. Металлургов, д.16                                    тел.(495)304-08-72

 e-mail: gou724@newmail.ru                                                             (495)304-03-00

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Преодоление эмоциональных трудностей  у дошкольников с помощью игр»

                                                                        Составила

                                                                         воспитатель

                                                                         Куракина О.С.          

Москва, 2012 год

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности,   но не потому,   что современный ребенок,   как правило,   большую часть времени проводит в развлекающих его играх,  — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Часто говорят,   что ребенок играет,   когда,   например,   манипулирует предметом или выполняет то или иное действие,   показанное ему взрослым. Но настоящее игровое  действие будет только тогда,   когда ребенок под одним действием подразумевает другое,   под одним предметом — другой.

Игровое действие носит знаковый (символический) характер.

Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формирующаяся знаковая функция сознания ребенка.

Ее проявление в игре имеет свои особенности.

Игровые заместители предметов могут иметь с ними значительно меньшее сходство,   чем,   например,   сходство рисунка с изображаемой действительностью.

Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так,   как с замещаемым предметом.

Поэтому,   давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства,   ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета - заместителя.

При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов.

В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы,   но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Хотя ребенок может брать на себя роль коня или страшного зверя,   чаще всего он изображает взрослых людей: маму,   воспитательницу,   шофера,   летчика. В игре ребенку впервые открываются отношения,   существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности,   их права и обязанности.

Обязанности по отношению к окружающим — это то,   что ребенок чувствует необходимым исполнять исходя из роли,   которую он взял на себя. Другие дети ожидают и требуют,   чтобы он правильно выполнял взятую на себя роль.

При исполнении роли покупателя,   например,   ребенок постигает,   что он не может уйти,   не уплатив за то,   что он выбрал.

Роль доктора обязывает быть терпеливым,   но и требовательным по отношению к больному и т. д.

Исполняя обязанности,   ребенок получает права по отношению к лицам,   роли которых исполняют другие участники игры.

 Так,   покупатель имеет право на то,   чтобы ему отпускали любые имеющиеся на игрушечном прилавке товары,   имеет право на то,   чтобы с ним обращались так же,   как с остальными покупателями.

Доктор имеет право на уважительное и доверительное отношение к своей персоне,   имеет право на то,   чтобы пациенты выполняли его указания.

Роль в сюжетной игре заключается в том,   чтобы исполнять обязанности,   которые налагаются ролью,   и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры.

Различают три сферы отношений ребенка ко взрослому,   к сверстнику и к самому себе,   а также три стадии кризиса — предкритическую,   критическую и посткритическую. Как они соотносятся между собой?

Есть ли между ними какая-либо связь и в чем она выражается?

Изменения в каждой из названных сфер общения ребенка связаны между собой и характеризуют разные периоды кризиса семи лет.

Так,   изменения в отношениях ребенка со взрослым,   проявляющиеся в новом контекстном общении,   знаменуют вступление ребенка в кризис семи лет,   т. е. его предкритическую фазу.

Появление “кооперативно-соревновательного” отношения ребенка со сверстниками показатель собственно критического возраста,   его критической фазы. Наконец,   возникновение нового отношения ребенка к себе – итог кризиса,   характеризующий посткритическую фазу.

Возникающая в результате кризиса семи лет самооценка дошкольника начинает регулировать поведение ребенка в последующий период. Таким образом,   изменения в отношении к самому себе могут рассматриваться как итог, который наступает в результате изменения в других сферах и как итог кризиса семи лет.

К концу дошкольного возраста в игровой деятельности,   особенно в сюжетно-ролевой игре,   происходят существенные изменения,   в результате которых у ребенка возникает новое видение партнера (вначале взрослого).

Оно характеризуется ориентацией ребенка на целостный контекст ситуации и подчинение своего поведения этому контексту. Однако это новое отношение к партнеру развивается и закрепляется в совместной игре с правилами с другими детьми. Ребенок научается полноценно сотрудничать с партнером,   помогать и содействовать ему,   находясь с ним на равноправных,   содержательно сопряженных позициях. Кроме того,   эти достижения реализуются и затем закрепляются в режиссерской игре,   которая помогает ребенку выработать новое отношение к самому себе.

Таким образом,   произвольность поведения ребенка,   на которую указывают практически все исследователи переходного периода,   появляется и развивается в ходе кризиса семи лет,   вначале в сфере общения со взрослым,   затем закрепляется в отношении к сверстнику и лишь после этого становится подлинной произвольностью,   базирующейся на новом уровне самосознания и изменениях в сфере отношения к себе.

Эта схема протекания кризиса семи лет,   может быть распространена и на другие переходные периоды,   так как она обусловлена не столько спецификой возраста,   сколько общими закономерностями психического развития ребенка.

В ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие действительности. Они воспроизводят сцены из семейного быта,   из трудовой деятельности и трудовых взаимоотношений взрослых,   отражают эпохальные события (космические полеты,   арктические экспедиции) и т. д.

Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Чем шире сфера действительности,   с которой сталкиваются дети,   тем шире и разнообразнее сюжеты игр.

Поэтому,   естественно,   младший дошкольник имеет ограниченное число сюжетов,   а у старшего дошкольника сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Дети пяти-шести лет играют не только в гости,   в дочки-матери,   в детский сад,   но и в колхоз,   в строительство моста,   в запуск космического корабля.

Наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается длительность игр. Так,   продолжительность игры у детей трех-четырех лет составляет всего 10—15 минут,   у четырех и   пятилетних.

 Здесь и далее в названиях игровых ролей,   действий и в названиях игр кавычки опускаются,   доходит до 40—50 минут,   а у старших дошкольников игры могут длиться несколько часов и даже в течение нескольких дней.

Некоторые сюжеты детских игр встречаются как у младших,   так и у старших дошкольников (дочки-матери,   детский сад).

Но несмотря на то что существуют сюжеты,   общие для детей всех дошкольных возрастов,   они разыгрываются по-разному: в пределах одного и того же сюжета игра становится более разнообразной у старших дошкольников.

Каждому возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета. В центр ставятся внутренние социальные отношения — моральные,   высшие эмоциональные моменты. Дети играют в сходные игры в любом возрасте,   но они играют в них по-разному.

Таким образом,   указание на сюжет еще не характеризует игру полностью. Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то,   что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых.

Психологическая готовность к школьному обучению — одна из важнейших проблем детской и педагогической психологии. Она связана с возрастом,   который традиционно выделяется в психологии и педагогике как переходный и получивший наименование кризиса семи лет.

Изучение центрального психологического новообразования данного возрастного периода требует учета того обстоятельства,   что в этом возрасте происходит смена ведущих деятельностей — сюжетно-ролевая игра уступает место учебной деятельности. Анализ игровой и учебной деятельности свидетельствует,   что возможность принятия детьми учебных задач может служить одним из показателей психологической подготовленности ребенка к школьному обучению.

Эта способность соответствует выделяемым Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым двум этапам в учебной задаче — принятию задачи и выделению и овладению общим способом ее решения.

Однако традиционные формы школьного обучения,   не предусматривающие никаких видов и форм детской игры,  поэтому являются не адекватными для систематического обучения детей шестилетнего возраста. Другими словами,   принципиальная возможность введения систематического обучения, начиная с шестилетнего возраста, должна быть тесно связана с такими формами активности детей,   в которых отводилось бы значительное место ролевой игре,   игре с правилами и режиссерской игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе - Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.

Эссе - Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников....

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ с помощью игротерапии.

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует вся та жизнь, ...

методическая разработка на тему: Эмоциональное благополучие и здоровье дошкольников с помощью игр-тренингов.

Командные игры-тренинги как способ создания положительног общения между сверстниками....

Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников с общим недоразвитием речи

Материал адресован учителям-логопедам ДОУ, воспитателям и родителям...

Научно- исследовательская работа "Влияние игры на преодоление эмоциональных трудностей дошкольников"

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в и...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью театрализованной деятельности

Эмоциональное воспитание ребенка является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание ума.Одним из основных методов коррекции эмоциональной сферы ...

Консультация "«Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников»

Консультация "«Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников»...